Урок мужества "Будем жить и помнить"
материал по внеклассной работе (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_muzhestva_Budem_zhit_i_pomnit.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация
Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
«Будем жить и помнить»
Сценарий открытого мероприятия для 5-9-х классов,
посвященного 65 годовщине Победы
в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.
Автор: Дрозд Вера Николаевна
педагог-организатор,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Голицинская основная
общеобразовательная школа»
393015 Тамбовская область
Никифоровский район
с. Голицино
Телефон: 89606595537
Пояснительная записка
Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Это сценарий мероприятия приуроченного к 65 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. Рассчитано на детей 12-15 лет (5-9 классов). В разработке представлены в хронологическом порядке главные события Великой Отечественной войны. Подобранные стихи о войне и песни отразили всю героическую и трагическую сторону жизни фронтовиков и мирных жителей.
Цель данной работы – воспитание патриотизма, формирование позитивного образа, который может служить идеалом для подражания.
Задачи:
- формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы Великой Отечественной войны;
- показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту;
- развивать интерес к историческим фактам и событиям.
Есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени и которые по прошествии десятилетий не стираются из памяти людей. Напротив, временной разрыв с возрастающей силой подчеркивает их величие и определяющую роль в мировой истории. История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. Память об этих событиях неподвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века: это не просто свойство человеческого сознания сохранять следы минувшего, память – это связующее звено между прошлым и будущим.
Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии, развивает личностные качества, общий кругозор.
Данное мероприятие способствует развитию творческих способностей учащихся (умение петь, выразительно читать стихи). В ходе подготовки к его проведению учащиеся могут самостоятельно подбирать песенный репертуар, а так же предлагать свои варианты оформления комнаты, для проведения урока.
Главным ожидаемым результатом мероприятия данного характера может служить то, что у учащиеся сформируется правильное представление о настоящем гражданском и патриотическом долге, мужестве, героизме, а так же может развиться интерес к истории своей Родины.
Форма реализации: выступление учащихся, мультимедийная презентация.
Оформление: выставка книг, фотографии военной тематики, записи песен военных лет.
Эпиграфы на доске: « Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию»
Пётр Багратион
« Нет героев от рождения, они рождаются в боях »
Александр Твардовский
Ход мероприятия
Слайд 1
Учитель:
Дорогие ребята, уважаемые гости. В этом году наша необъятная страна будет отмечать одну из самых важных дат в истории нашей страны – 65 годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
Сегодня на нашем уроке мы постараемся вспомнить то, как наш народ смог выстоять и победить в той войне, какое мужество было проявлено при этом, сколько испытаний пришлось вынести всем тем людям, на чью долю выпали годы той войны.
Звучит тихая музыка.
1 ученик
Казалось было холодно цветам,
И от росы они едва поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось.
Слайд 2-3
Учитель:
С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря и, в течение первой половины дня сдерживались ими! Фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Все от мала до велика поднялись на великую битву с врагом. Думать о завтрашнем дне было некогда, нужно было подниматься в контратаку сегодня, сейчас, немедленно…
« И от моря и до моря встали русские полки. Встали с русскими едины белорусы, латыши, люди вольной Украины, и армяне, и грузины, молдаване, чуваши - все советские народы против общего врага». (С.Михалков. «Нет - сказали мы фашистам».).
Она придет, обязательно придет долгожданная Победа! А пока те, кто, цепляясь за каждый камень родной земли, считал оставшиеся патроны и не имел времени считать скошенных в первые минуты людей, не знали, что впереди 1418 дней и ночей самой жестокой и самой священной войны, что ценой этой победы будут более 20 миллионов человеческих жизней, 1710 разрушенных городов и поселков, 70 тысяч сожженных сел и деревень, будет уничтожено около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.
Фонограмма песни: «Священная война»
2 ученик:
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
Учитель:
Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы – русских, украинцев, белорусов. А вместе с народом города села наших необъятных республик. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом.
«Я видел, как идут в атаку новобранцы и опытные воины, - говорит боевой генерал, - Так или иначе, но каждый думает об одном: победить и выжить! Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути все»
3 ученик:
Нет,
Не до седин. Не до славы
Я век свой хотел бы продлить,
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить;
Прижаться к земле
И в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только
Вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить ее,
Врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот,
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траве!
Прожить бы мне эти полмига,
А там я — сто лет проживу!
Слайд 4
Учитель:
Всю зиму 1941 г. шла битва за Москву. В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле, «где декабрьский снег замешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин. И Москва выстояла. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны. Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий. Но до победы было еще много дней… много смертей…
4 ученик:
Москва, Москва, священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу, и по праву,
И по любви – мы бьемся за тебя!
5 ученик
Вперед на Запад! Цену этих слов
Мы поняли, когда в горячем пыле
Мы штурмовали стены городов
Ценой нечеловеческих усилий.
Вперед на Запад! дерзкая мечта-
Я знаю, вас никто не остановит.
Целуют землю русские уста,
Отбитую ценой солдатской крови.
Пускай мы не прошли и полпути,
Пускай звезда уходит в ночь устало.
Теперь на Запад будем мы идти,
Вперед идти во что бы то ни стало.
Звучит фонограмма песни: « Эх, дороги…»
Слайды 5-8
Учитель:
Еще с осени 1941 года население Сталинграда активно готовилось к обороне. Так были созданы внешний, внутренний и средний обводы, летом 1942 года силами населения началось сооружение четвертого оборонительного обвода непосредственно на окраинах города. Всего на дальних и ближних подступах к Сталинграду было построено 2750 километров окопов и ходов сообщения, до 1860 километров противотанковых рвов и оборудовано до 85 тысяч различных площадок и позиций для огневых средств.
Особенно ожесточенные бои во второй половине сентября 1942 года шли в районе нынешней площади Обороны. Четырехэтажное скромное здание - это и есть знаменитый «Дом Павлова». Вышибив из него гитлеровцев, горстка храбрецов во главе с сержантом Я. Ф. Павловым 58 дней обороняла полуокруженное врагом здание. Фашисты обстреливали дом из орудий, несколько раз тщетно пытались бомбить его с воздуха. Отбив бесчисленное множество вражеских атак, гарнизон «Дома Павлова» 25 ноября 1942г. сам перешел в наступление. Сержанту Павлову присвоено звание Героя Советского Союза.
В дни Сталинградской битвы Мамаев курган был ключевой позицией обороны города. Кто держал его вершину в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему на этом участке фронта с 13 сентября 1942 года по 26 января 1943 года кипели ожесточенные бои. За 135 суток столько бомб, снарядов и мин было обрушено на курган, что крутые скаты его стали отлогими. И трудно сказать, чего больше осталось после битвы на высоте - земли или осколков металла. Мамаев курган стал символом героизма, мужества и отваги советских воинов. И по праву именно эта высота послужила пьедесталом величественного памятника легендарным защитникам Сталинграда.
В феврале 1943 г. победоносно закончилось сражение под Сталинградом. Фашистам был нанесен сокрушительный удар, от которого они не смогли оправиться до самого конца войны. Сталинградская битва – одна из героических страниц нашего народа. В жестоком сражении люди проявляли личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врагов в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей мы, потомки тех людей, удивляемся и гордимся их самоотверженности, силе воли, безграничному мужеству.
Мамаев курган – один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память погибших. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.
6 ученик
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним приносят букеты цветов,
И вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единое слиты.
( Песня Ю.Антонова: Маки»)
Слайд 9
Учитель:
В июле 1943 года в районе села Прохоровка произошло одно из величайших танковых сражений Великой Отечественной войны. Именно победа на Курской дуге окончательно переломила ход войны. 5 августа 1943 года впервые в городе Москве был произведен салют в честь освобождения городов Орла и Белгорода. В самом городе в честь знаменитых боев на Курской дуге сооружен уникальный музей–диорама., а на месте прохоровских сражений, на полях, усеянных осколками снарядов, сейчас находится прекраснейших комплекс под открытым небом, где сохранились танки времен войны, а на идеально гладком поле стоит белоснежная Звонница, которая своими ударами напоминает нам о тех, кто не пришел с тех полей. Прохоровское поле называют Третьим полем ратной славы России.
7 ученик:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Слайды 10-13
Учитель:
Самая страшная веха той войны — блокада Ленинграда. Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце блокады Ленинград.. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса — легендарная «Дорога жизни».
8 ученик:
О ленинградской блокаде рассказала в своей книге « Дневные звезды» Ольга Берггольц.
Шла к отцу и слез не отирала:
Трудно было руку приподнять.
Ледяная корка застывала
На лице отекшем у меня.
Тяжело идти среди сугробов:
Спотыкаешься, едва бредешь.
Встретишь гроб —
Не разминуться с гробом:
Стиснешь зубы и —
Перешагнешь.
Друг мой, друг, и я, как ты,
Встречала
Сотни их, ползущих по снегам,
Я, как ты, через гробы шагала…
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава,
Легкий, легкий, озаренный
Путь…
Тот, кто мог тогда перешагнуть
Через гроб, — на жизнь имеет право…
Слайды 14-15
Учитель:
Великий подвиг в годы Великой Отечественной войны совершили труженики тыла. Призыв: «Всё для фронта, всё для Победы» стал определяющим в их жизни.
Вместе со взрослыми в партизанских отрядах, во вражеском подполье сражались юные герои. Многие школьники заняли рабочие места ушедших на фронт отцов, ухаживали за ранеными в госпиталях, трудились на колхозных полях.
Но самое радостное и в то же время страшное в ту пору было видеть почтальона. Ведь не кто не знал, какую весть он принесет, в какую дверь скорбно постучит и постарается скорее уйти оттуда.
9 ученик:
Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись.
А, вдруг, таким придёт и мой?!
А, вдруг, совсем... (пауза).
На улицах шептались,
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:
Убили!
Я помню «первым» и ещё «зарыт»,
И кажется ещё, «в сырой могиле».
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день (пауза).
Осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит.
10 ученик:
Он не писал с передовой,
Она - совсем подросток -
Звалась соломенной вдовой,
Сперва - соломенной вдовой,
Потом - вдовою просто.
Под скрип сапог, под стук колес
Война ее водила,
И было как-то не до слез,
Не до раздумий было.
Лежит в шкатулке медальон
Убитого солдата.
Давно в гражданке батальон,
Где он служил когда-то.
Но так устроено уже:
Не сохнет лист весенний,
Не верят вдовы в смерть мужей
И ждут их возвращений.
Не то чтоб в даль дорог глядят
С надеждою на чудо,
Что, мол, вернется он назад,
Что вот придет домой солдат
Неведомо откуда.
А просто, бед приняв сполна,
Их взгляду нет границы,
И в нем такая глубина,
Что голова кружится
Как будто им глаза даны,
Чтобы глазами теми
Всем не вернувшимся с войны
Глядеть на мир весенний.
( Исполняется песня «Журавли»)
Слайды 16-18
Учитель:
Советские войска не только очистили от вражеских полчищ родную землю, но и принесли освобождение от фашистского ига народам других стран.
30 апреля 1945 г. советские воины Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили над рейхстагом в Берлине Знамя Победы.
8 мая 1945 г. подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
9 мая 1945 г. Москва салютовала победителям. 24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы.
1 ученик:
Сквозь все сражения и беды,
Не зная сна и тишины,
Ты смело шел путем победы
За честь своей родной страны.
Во имя разума и света
Ты защитил от черных сил
Не только родину Советов,
Ты всю планету защитил.
И внуки, и отцы, и деды
Ковали мир - и час настал-
И в Трептов-парке в честь Победы
Встал мой земляк на пьедестал.
Стоит солдат, а птицы звонко
Поют о нем невдалеке.
К своей груди прижал ребенка,
Он держит грозный меч в руке.
Стоит солдат на видном месте
Как верный страж на страх врагам.
А люди мира, люди чести
Кладут цветы к его ногам.
2 ученик:
Пусть дни войны тянулись очень долго,
Пусть быстро мчались мирные года.
Победы под Москвой, под Курском и на Волге
История запомнит навсегда.
Пусть многие сегодня не в строю,
Мы помним все, что делалось тогда,
И обещаем Родину свою,
Сберечь для дела, мира и труда.
Слайд 19
Учитель:
Со времен той страшной войны прошло почти 65 лет. С каждым годом становится меньше ветеранов, вдов, да и тех, кто в ту страшную пору были просто подростками и детьми. Но сколько бы времени не прошло, люди будут еще долго вспоминать события того страшного времени. Ведь ни одной стране мира, на протяжении их историй, не удалось пережить всего того, что пережил русский народ. И поэтому наше мероприятие мне бы хотелось закончить такими словами:
Янтарные рассветы, и закаты,
И белизна снегов, и зелень трав —
Все это сберегли солдаты,
Врага разбив и смертью смерть поправ.
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Тем майским светом озарен
Под залпами салюта
Солдат, о мире думал он,
В ту самую минуту.
О нас, кому дано не знать ,
Про Третью мировую;
О нас, кому Отчизна-мать
Дала судьбу другую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина « Нам жить и помнить»
Викторина знатаков истории Великой Отечественной войны 1941-1945....
С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».
Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...
Открытое занятие по внеурочной деятельности по ИЗО "Нам жить и помнить..."
Занятие по внеурочной деятельности по ИЗО, посвященное семидесятой годовщине Великой Победы, которое было проведено в 5 классе. Обучающиеся выполнили тематический плакат, с которым затем провожа...
Статья "Нам жить и помнить"
Статья "Нам жить и помнить"...
::Жить, чтобы помнить.
Давно отгремели страшные звуки разрывов бомб, свист пуль над головой наших родителей, дедушек и бабушек, воевавших в страшной 2й мировой войне... Наши дети знают о ней лишь из рассказов старшего...
Проект "Жить, чтобы помнить!"
Данный проект направлен на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истории своей страны, воспитание эмоционально-действенного отношения и чувств к истори...
Жить-чтобы помнить.
Жить- чтобы помнить- презентация к открытой историко- литературной композиции на районном семинаре учителей истории и обществознания Заишраевского...