интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и истории
методическая разработка по внеклассной работе по теме

Жингалиева Кунслу Имашевна

Цели:Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни.

Пропаганда здорового жизненного стиля; формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью; профилактика табакокурения среди учащихся; учить детей оценивать последствия своих действий.

Задачи:предупредить возникновение у подростков установки на желание попробовать сигареты; дать представление учащимся о вредной привычке : табакокурение. Показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека.

Категория участников:5-9 кл.

Оборудование:ПК,  мультимедийный  диапроектор, музыкальный центр, литература о вреде курения,  конкурсные рисунки, атрибуты и костюмы для инсценировки, историческая карта, приборы для показа опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn._mer._Ya_hochu_byt_schastlivym.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Садовская  средняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области

(интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и истории)

Подготовили:

учитель биологии Айдашева Райкан Жумашовна

учитель истории Жингалиева Кунслу Имашевна

-2 0 1 0-

Цели: Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни.

Пропаганда здорового жизненного стиля; формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью; профилактика табакокурения среди учащихся; учить детей оценивать последствия своих действий.

Задачи: предупредить возникновение у подростков установки на желание попробовать сигареты; дать представление учащимся о вредной привычке : табакокурение. Показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека.

Категория участников: 5-9 кл.

Оборудование: ПК,  мультимедийный  диапроектор, музыкальный центр, литература о вреде курения,  конкурсные рисунки, атрибуты и костюмы для инсценировки, историческая карта, приборы для показа опыта.

                                              ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

1.Оргмомент

2.Звучит музыка, мультимедиа-презентация: показ фотографий о школьной жизни. (слайды «ФОТО»)

Вступительное слово:

1.Учитель биологии: -Тема нашего занятия «Я хочу быть счастливым!». В чём заключается счастье?. В том, что человек должен быть прежде всего здоровым и независимым. Мы сегодня поднимаем такую актуальную проблему как табакокурение среди подростков. Каждый из нас хочет от городиться от этого, думая, что это его никогда не коснётся. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее него. Что  же мы должны  знать о табакокурении?

2. Учитель истории: - Каждому периоду жизни  свойственны трудности и противоречия. Перестройка затронула многие стороны жизни, принесла  какие-то положительные результаты, но и множество новых проблем, среди которых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания.  Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего  подростков, отличающихся неустойчивой психикой.  В настоящее время появились, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые  пробуют сигарету, о позиции, которую должны занять родители, чтобы противостоять этому злу.

3. Беседа с учащимися: - Как вы считаете, что побуждает человека впервые затянуть сигарету?

Ответы:1. Бесплатное предложение покурить; 2. Из любопытства, 3. Не осознаёт пагубности и вредности привычки; 4. Низкая самооценка подростка; 5. Стремление уйти от одиночества.

4. Результаты анонимного анкетирования. 1. В течение недели нами был проведён анонимный опрос  уч-ся школы. Мы хотели узнать число курящих и пробовавших курить школьников и причины, побудившие взять сигарету.

5. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ

6. ПОКАЗ ДИАГРАММЫ

Учитель биологии: - Надеемся, что эта информация послужила дополнительным поводом задуматься о состоянии «лёгких нашей школы»

 Учитель истории: – Давайте обратимся к нашим историкам  с вопросом, а как обстоит дело в современных странах по поводу табакокурения. Пожалуйста, ребята.

7. Выступление юных историков:

-В Ницце юноши устроили состязания на выносливость к табаку. Молодого человека, выкурившего табака больше, чем другие, ждал специальный приз. Но победитель не получил его: после выкуривания 60-ой сигареты он скончался. Другие члены компании были доставлены в госпиталь в тяжёлом состоянии.

- В городе Торонто не увидишь человека, который шёл бы с сигарой в зубах по улице. Это запрещено законом, и нарушителю грозит крупный штраф, который тут же налагается полицейским.

- В Нью – Йорке принят закон, согласно которому курение в общественных местах карается штрафом в 1000 долларов или годом тюремного заключения.

- Ни один выдающийся спортсмен в нашей стране не курит.  При опросе членов сборных команд России выяснено, что абсолютное их большинство никогда не курили.

- 62 % некурящих итальянцев в последнее время  перешли в решительное наступление на своих курильщиков. Их не показывают по телевидению, им запрещают курить в общественных местах.

- Во многих крупных фирмах молодых инженеров не продвигают по  службе, иногда и увольняют с работы, предлагая оставить эту вредную привычку.

8. Учитель истории:  -Так чему же подвергает человек свой организм каждый раз затягиваясь сигаретой? Обратимся к слайдам:  здесь вы видите на какие органы в первую очередь воздействует курение - головной мозг, сердце, легкие…

9. Учитель биологии:  -У нас есть уникальная возможность показать  на  опыте как курение влияет на важный орган человека - лёгкие.

Показ ОПЫТА и объяснение воздействия сигареты на лёгкие:

- к резиновой груше прикрепляем стеклянную трубку в которой тампон ваты, к стеклянной трубке прикрепляем резиновую трубку к которой цепляем сигарету. Начинаем резиновой грушей затягивать сигарету и что мы с вами видим? Сигарета выпускает дым, этот дым проходит через дыхательные пути и попадает в лёгкие (демонстрация процесса попадания дыма в резиновую грушу через трубки). Вата окрасилась в жёлтый цвет потому что дёготь осел на органы курящего человека. Ребята, это только одна сигарета, это только опыт. Подумайте, что происходит с человеком, который курит постоянно.

ВЫВОД. – Опыт показал, что курение вредно для здоровья.

10. Учитель истории: - Но когда же всё началось. Послушаем историков, пусть они нам расскажут о том, как появилось название табака и как табак оказался на территории нашего государства.

Выступление юных историков (показ на карте):

1. Растение назвали табаком  от имени провинции Табаго острова Гаити. Они попали в соседние страны и в период великих открытий морским и караванным путём  были доставлены во все уголки земного шара.

2. 12 октября 1492 года Х. Колумбом была открыта неведомая доселе земля, которой он дал  название Сан- Сальвадор. В числе подарков местные жители поднесли К. Сушёные листья «петум». Они курили эти трубочки . И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли только черти, многие матросы и сам адмирал втянулись в это занятие. И растение начало своё победоносное путешествие по странам и континентам.

1.После второго похода  семена табака были завезены в Испанию. Быстрому распространению табака способствовало его удивительное свойство привычная тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку. Теперь мы знаем о наркотических свойства никотина, а тогда табаку приписывали необыкновенные свойства.

2. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1558 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле. В царствование царя Михаила Фёдоровича, уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием ушей или носа. После опустошительного пожара в 1634 году, причиной которого стало курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

1. Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал во все страны. В Италии табак был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали даже отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличённых в курении, были заживо замурованы в Монастырской стене. А в Англии по указу Елизаветы (1585 г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с верёвкой.

11. Учитель биологии:    - Большую информацию подготовили нам историки. Здесь мы услышали, что табаку приписывали необыкновенные свойства. А так ли это на самом деле? Послушаем наших медиков.

Выступление учащихся одетых в медицинские костюмы:

1. НЕТ. Никаких необыкновенных свойств у табака нет и не было. Сейчас мы  вам расскажем о страшных последствиях, которые несёт с собой употребление табака.

2. При курении происходит сухая перегонка: воздух при  затяжке табаком нагревается до 60 градусов и извлекает из него различные вещества, которые вместе с дымом поступают в лёгкие. Наибольшее значение при перегонке имеют аммиак, оксид  углерода, канцерогенные вещества (канцер- лат .рак), способствующие возникновению злокачественных опухолей.

1. Температура воздуха, поступающего в рот в процессе курения, обычно на 40 градусов ниже температуры дыма. Такие перепады температуры отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на ней появляются микроскопические трещинки, «входные ворота» для микроорганизмов. В результате у курящих быстрее рушатся зубы.

1. Тепло табачного дыма и находящиеся в нём химические вещества раздражают слюнные железы. Наступает усиленное выделение слюны. Часть слюны в процессе жевания человек проглатывает. Ядовитые вещества дыма, переходя в слюну, действуют на выработку рефлекса.

2. Слизистые оболочки гортани и трахеи подвергаются действию табачного дыма. Составные части табачного дыма раздражают слизистые оболочки лёгких, постоянное курение поэтому сопровождается бронхитом. Значительно сокращается сопротивляемость лёгких к инфекционным заболеваниям.

1. В результате  поступления дыма в кровь, вместо того, чтобы обогатиться кислородом, она насыщается угарным газом. Нарушается течение одного из самых важных процессов дыхания, без которого невозможна жизнь.

2 ученица: И, наконец, курящий убеждает себя, что без табака он не может нормально работать, жить , и вскоре становится рабом своей страсти.

12. Показ анимационных слайдов.

13. Учитель истории:   Жизнь- это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется , чтобы она была прекрасной и счастливой. Ведь все мы стремимся к вершинам успеха. А для этого важно быть здоровым. В здоровом теле – здоровый дух! Мы хотим, чтобы наш организм работал как часы. Три кита здоровья: движение, рациональное питание, активный образ жизни. Вот именно об этом мы посмотрим сказку о Красной Шапочке и Сером Волке.

14. Инсценировка сказки.

( По сцене прогулочным шагом идёт  Красная Шапочка, размахивает корзинкой)

Пошла Красная Шапочка при платьице, при шапочке

К своей бабушке лекарства отнести.

Идёт она лесочками, берёзками, дубочками

Вдруг Серый Волк встаёт ей на пути

Мурашечки по спиночке

Такое на тропиночке

Что глаз  не отвести

А волк -  бандюга  - старая

К Шапочке пристал

«Скажи мне, Шапка Красная!

Не заливай напрасно мне, где бабушка живёт?»

Волк выбрал жизнь опасную,

Сорвал шапчонку красную

И, мучаясь отдышкою,

Поковылял вперёд

- А в это время Шапочка

Схватив под мышки тапочки

Как побежала к бабушке,

Чтоб ту предупредить.

Бежала она быстро

Тропинками тенистыми

И даже скорый поезд за ней бы не поспел.

Девчонка она резвая,

Красивая , чудесная

И никотином лёгкие не хочет отравлять, поэтому и волка может обогнать!

А волк курить стал смолоду

Свою дурную голову на «Яву» променял!

И лёгкие скукожило

И печень пропил тоже он,

И зренье потерял.

У волка пульс зашкаливал,

И очень тяжко кашлял он,

И бил эндартериит.

Вот волк приплёлся к бабушке,

Не зная, что уж Шапочка давненько его ждёт.

И  схватка была быстрая

И не звучало выстрелов,

Как в фильмах разных там

И пиф и паф!

Владейте джиу – джицею и не зови милицию.

Не пейте, не курите, здоровью не вредите.

И пал  наш волк бесславно

Лежит он и не движется

А органы больные пошли искать здоровьица

Сердце

Мне так плохо, я так устало

И нет уж больше сил стучать

Наверное жить осталось мало…..

Могли бы только вы понять-

Мне не хватает кислорода

Меня так душит никотин

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днём

И если вы нас не спасёте

Мы от куренья пропадём.

Лёгкие

Ой, мы бедные, сожжённые совсем,

Мы хотим спросить вас  люди

« А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет,

Никотин нам страшный яд

Наши бронхи он сжигает.

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь?

Головной мозг

Иссушил меня проклятый злодей,

Нет  больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок,

И внимания и памяти нет

Всё от этих проклятых сигарет.             (Сценка окончена)

15. Инсценировка суда над сигаретой.

Сигарета: Я всё сидела и слушала. Курение  обвиняют в том, что оно  приносит большой вред организму, но мы живём в государстве, где никто не может быть осуждён просто так.  Я хочу, чтобы всё было по закону.

Судья. Обвиняется вредная привычка - курение.  Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор.  Курение — одна из вредных привычек. Учёными доказано, в чём вред курения: в дыме табака содержится 30  ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие. В среднем по России курят 35,6% мальчиков до 15 лет и 25% девочек. А в возрасте 16— 17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%. Всё, что сегодня сказано о том, какой вред приносит сигарета это всё свидетельство того, что она должна быть изгнана из общества, Ей не место среди нас.

Судья. Слово предоставляется защите.

Адвокат . Защита считает, что сигарета делает человека уверенным при любых обстоятельствах. Курить это красиво, элегантно, современно, можно легко знакомиться. Кроме того многие выдающиеся люди, например учёные Дарвин, Ньютон, писатель Горький А.М., композитор Рахманинов С.В. и даже учёный-терапевт С.П.Боткин, курил. Значит, курение не мешало им достичь успехов?

Судья: Вы что- то хотите добавить?

Прокурор: Да. Заботясь о здоровье нации, правительство нашего государства приняло 10 июля 2001 г. (дополнено в ноябре 2008 г.) Закон РФ “Об ограничении курения табака”. Это- статьи: .1, 4, 6. По этим статьям СИГАРЕТУ надо признать виновной.

Судья. Сегодня мы выслушали многое о вреде сигареты. Взвесив все “за” и “против”соответственно закону РФ  «Об ограничении курения табака», суд постановил: курение — вредная привычка, вредная для здоровья людей! Осуждается навечно под арест. Привести приговор в исполнение.

(сигарету уводит прокурор)   Сценка окончена.

16. Заключение:

Учитель истории: Я верю, что вы относитесь к жизни серьёзно. Может быть, кто-то уже выбрал будущую профессию. И, конечно, как любой современный человек, вы  уделяете внимание спорту, стараетесь выглядеть – аккуратно и модно. Вы сейчас находитесь на важном жизненном пути, и встретить её нужно во всеоружии, хорошо подготовленными физически и морально. Так не позволяйте курению портить вам жизнь. Позаботьтесь о себе и о других.

Учитель биологии:  Я хочу в заключении нашего мероприятия обратить ваше внимание на выставку литературы, в которой вы найдёте статьи о вреде табакокурения , а также на эти рисунки . Мы провели конкурс рисунков среди учащихся 5, 6,7 классов на тему « Я хочу быть счастливым» . После наших бесед о вреде курения все ребята выбрали  ЗОЖ. Так как один из слагаемых успехов – это  здоровый образ жизни.

Учитель истории: -Сегодня мы раздаём вот такие буклеты на память о нашем мероприятии.   (раздаёт буклеты)

                          ( Звучит музыка.)   - Всем большое спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология и информатика) «Алгоритм Цицерона»

Интегрированное занятие по биологии и информатике. Сослужит  первым шагом к изучению темы «Дыхание и здоровье человека» и помогает  закрепить навыки поиска информации.Цели и задачи:1. П...

Весёлое празднование Нового года и Рождества! (Интегрированное внеклассное мероприятие по литературе и истории).

Данное внеклассное мероприятие (классный час)  можно провести для учащихся 5-6 классов.  Цель: познакомить учащихся  с традициями празднования Нового года в разных странах мира, с...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Интегрированное внеклассное мероприятие "Своя игра" (информатика + история)

Представлена разработка мероприятия и презентация к нему. Данное мероприятие было открытым и проводилось в рамках районного методического объединения учителей информатики. Мероприятие было подготовлен...

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии, химии и физике, математике

Цели и задачи:Обобщить знания учащихся по предметам естественно – математического цикла. Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение б...

Межпредметное внеклассное мероприятие по биологии и истории "Я выбираю здоровый образ жизни!"

При проведении  внеклассного интегрированного мероприятия по биологии и истории были поствлены цели:1) создание условий для формирования и развития  личности, способной противостоять жизненн...