Адаптация учащихся 5 класса
статья (5 класс) по теме

Бирюкова Елена Васильевна

Итоги адаптации пятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_uchashchihsya_5_klassa_k_istorii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация учащихся 5 класса к истории.

Учитель истории Бирюкова Е.В.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

Свою работу с пятиклассниками планирую с учетом возрастных особенностей детей. Помню, что по своим психологическим и физиологическим особенностям они относятся к учащимся младшего школьного возраста и одной из основных форм работы должна быть дидактическая игра, которую часто использую в своей деятельности.

Также стараюсь осуществлять дифференцированный подход в работе с пятиклассниками. Разумно сочетать разнообразные варианты, формы и методы работы как с сильными учащимися, так и со слабоуспевающими.

Вводный контроль ЗУН (в сентябре) показал, что учащиеся этого класса имеют хорошую мотивацию к предмету: 60% могут заниматься на  «4» и «5». Зинягина Лена и Цымбалюк Миша занимаются в меру своих возможностей, хотя при большем усердии и старании могли бы заниматься лучше.

История древнего мира очень интересный курс истории, поэтому ребята с удовольствием «путешествуют» по разным странам, узнают много нового о жизни народов, сами представляют себя участникам исторических событий древней эпохи.

 Я использую рабочие тетради на печатной основе, задания в которых очень интересны и познавательны (кроссворды, тесты, работа с контурной картой, работа с текстом, с документами и др.). Такие задания служат закрепляющим фактором пройденного на уроке материала.

Трудности, с которыми приходилось нам бороться, связаны с запоминанием дат исторических событий, расположением этих дат на ленте времени. Для преодоления возникающих проблем я использую дополнительные индивидуальные занятия с учащимися, они охотно идут на контакт, приходят на занятия и в каникулярное время.

Для повышения мотивации и развития познавательного интереса я использую средства ТСО, ИКТ, что позволяет  разнообразить и активизировать учебную деятельность на уроке, сделать ее более интересной. Чтобы снимать утомляемость, повышать умственную активность регулярно провожу физминутки. Стараюсь выставлять оценки своевременно, предварительно комментируя их. При работе в 5 классе не стоит  забывать об оценке как факторе, стимулирующем деятельность ученика. Для пятиклассников этот фактор особенно значим!

Проанализировав работу с пятиклассниками за 1 полугодие 2010-2011 учебного года, я пришла к следующим результатам: Качество знаний 60%, процент успеваемости 100%. Считаю, что пятиклассники без особых проблем адаптировались к новому для них предмету - история и имеют хорошие результаты своей деятельности.

 

Состояние преподавания музыки в 1 и 3 классах.

Учитель Бирюкова Е.В.

Занятия по музыке в 1,3 классах провожу согласно рабочей  программе, составленной  на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего  образования по искусству;

 - примерной программы начального общего образования по музыке;

-  программы «Музыка»  для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)

         

Целью своей работы считаю становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры человека.

В своей деятельности выделила следующие задачи:

-  привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- обучить основам музыкальной грамоты;

- сформировать потребность в общении с музыкой.

Реализация задач осуществляю через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

- хоровое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- музыкально-ритмические движения;

- импровизация;

- музыкально-драматическая театрализация.

За время обучения учащиеся познакомились с песнями о Родине, разучили песни о школе, новогодние песни. В своей работе стараюсь чередовать умственную и подвижную формы деятельности ребят, использую физминутки, различные подвижные игры. Учащиеся с удовольствием приходят ко мне на занятия, имеют все необходимые принадлежности, учат тексты песен, движения танцев.

Результатом нашей совместной деятельности  стало то, что ребята усвоили :

- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- названия изученных жанров и форм музыки;

- народные песни, музыкальные традиции родного края;

- названия изученных произведений и их авторов;

- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса.

Они также научились:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментов);

- высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки (с учётом полученных знаний);

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а так же несложные элементы двухголосия - подголоски), музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах - ложках;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и   жизни, а именно  исполнять  песни на мероприятиях;  участвовать  в коллективном пении;  передавать  музыкальные впечатления пластическими, изобразительными средствами и др.

Учащиеся 1,3 классов очень активны во внеклассной деятельности, принимают участие во всех школьных мероприятиях. Такие ребята как Арбузов Саша, Маслова Вика, Маслова Маша, Тимофеева Настя, Гришин Сергей неоднократно выступали на сцене Матвеевского социально-культурного центра, перед односельчанами и гостями нашего села.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс: адаптация учащихся, родителей, классного руководителя

Данный проект рекомендован классным руководителям 5 класса....

некоторые особенности адаптации учащихся профельных классов

материал по вопросам адаптации учащихся профильных классов...

Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы

Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Родительское собрание в 5 классе "Возрастные особенности и адаптация учащихся 5 класса"

Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными – 5 класс именно такой....

Родительское собрание в 5 классе Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Родительское собрание в 5 классеТема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...