Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата
статья на тему

Балахнина Мария Петровна

Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deviz_nashego_obedineniya_-_uspeshnost_kazhdogo_rebenka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Девиз нашего объединения – успешность каждого ребенка»

Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии – ступень к успешности обучения и достижения результата.

Потапова Мария Петровна

Объединение «Рукоделие»

Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития подрастающего поколения требует сегодня по отношению к детям более серьезного отношения и создания благоприятных условий для самоопределения, саморазвития и самореализации каждого ребенка

 В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества и все больше внимания уделяется личностно-ориентированному подходу.

Девиз нашего объединения: «Успешность каждого ребенка».

Мне бы хотелось рассказать, как на занятиях объединения мы реализуем этот принцип.

На занятиях широко применяется личностно-ориентированное обучение, которое предоставляет возможность каждому ребенку реализовывать себя в познании, в деятельности с учетом его склонностей и интересов, возможностей и способностей, ценностных ориентаций и субъективного опыта.

Суть идеи личностного подхода я вижу в том, что на занятия кружка приходят не просто дети, а личности со своим миропониманием, миром чувств и переживаний. Педагог должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ребенок чувствует себя личностью, ощущает внимание педагога только к нему, он уважаем, никто не может его обидеть и оскорбить.

Учитывая то, что личность всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, я в своей работе применяю различные методы и формы воздействия на личность каждого ребенка.

В своей практике я выделяю группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Каждая группа детей требует личностно-ориентированного подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия.

Например, талантливым детям требуется известная свобода действий для самопознания и саморазвития. Особого внимания требуют к себе «трудные» дети, отличающиеся девиантным поведением. В работе с этими детьми использую такие методы, как переубеждение, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, «реконструкция характера».

Одним из способов педагогического воздействия является коррекция, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные и преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль.

Таким образом, личностно-ориентированный подход предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания работы с детьми, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ребенка для обеспечения гармоничного, целостного ее развития.

На каждом занятии для каждого ребенка необходимо создавать ситуацию успеха. Это можно сделать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами, помощью в выполнении отдельных деталей изделия.

Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха.

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Эта работа совсем несложная, подобное мы уже делали”.

“Если у тебя будут трудности, мы тебе поможем”.

Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что ребенок обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ему уверенность в свои силы и возможности.

“У тебя обязательно получиться.”

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

Помогает ребенку избежать поражения.

“Возможно, лучше выбрать это изделие…..”

“Возможно, лучше всего начать с…..”

“Ну что ж, не получилось, бывает и такое. Давай начнем снова. Теперь уж обязательно получится.”  

Помощь в достижении результата достигается путем намека, пожелания.

“Выполняя работу, не забудь о…..”

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”

“Так хочется поскорее увидеть…”

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось выполнить эту деталь”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Использование пословиц

“Глаза боятся - руки делают”.

“Не Боги горшки обжигают”.

“Без труда не вынешь и рыбку из пруда”.

“Не ошибается тот, кто ничего не делает”.

“Не спеши языком – торопись делом”.

“Сделано наспех – сделано насмех”.

“Поспешишь – людей насмешишь”.

“Дело мастера боится”.

В объединении «Рукоделие» у нас   занимаются  дети   разных  возрастов разных возрастов 9 -14 лет. Чтобы вызвать интерес к рукоделию, помочь с первого занятия почувствовать уверенность в своих силах, работу по обучению начинаю с самого простого.

1. Рассматриваем готовые красивые изделия, восхищаемся их красотой. Появляется

     естественное желание самому сделать изделие.

2.  Объяснение порядка выполнения работы по схеме, выполненной на доске.

3. Выполнение работы поэтапно:

4.  Демонстрация выполненного изделия на выставках. Обязательное одобрение и заслуженная похвала для обучающихся..

Уже на первом занятии создается ситуация выбора – выбора цветового решения. Практикую такой прием, как приглашение на первые занятия детей с родителями. Родители видят успехи своих детей, в трудный момент оказывают помощь ребенку, могут поддержать ребенка при работе с изделием дома. При желании родителей за ними сохраняется возможность посещения занятий и в дальнейшем.

У каждого ребенка имеется тетрадь, где рисуются схемы изделий. Первые схемы рисую сама, а позднее рисуем их вместе с детьми.

Используется и такой прием, как наставничество.

1. На первые занятия приглашаю в качестве помощников 2-х, 3-х детей, обучавшихся в предыдущие годы. Они приносят свои изделия, показывают их детям и помогают в выполнении работы, выступая в роли наставников.

2. Помощь детей друг другу на занятии (дети одного возраста).

3. Помощь детей друг другу на занятии (дети разного возраста). Дети третьего года обучения с удовольствием участвуют в объяснении, показе приемов работы и помогают в выполнении изделий детям второго года обучения.

Используем и такой прием как интеграция, когда дети проводят объяснение, показ и помощь в работе своим одноклассникам на уроках труда (дети, посещающие объединение, выступают в роли учителя).

Я считаю, что одним из важнейших педагогических условий успешности каждого ребенка на занятиях кружка является создание ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость и уверенность в своих силах.

Ситуация выбора присутствует на каждом занятии.

  1. Выбор цветового решения. На каждом занятии дети имеют возможность корректировать предлагаемое педагогом цветовое решение изделия, а также выбирать цветовое решение всего изделия самостоятельно.
  2. Выбор схемы одного изделия.
  3. Выбор схемы одного изделия, но разной сложности.
  4. Выбор схемы разных изделий.
  5. Самостоятельный выбор схемы из литературы
  6. Выбор готового изделия и составление схемы с последующим выполнением аналога выбранного изделия.
  7. Самостоятельная творческая разработка желаемого изделия с составлением схемы, выбором цветового решения и последующим выполнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация личности каждого ребенка через профильное и предпрофильное обучение.

В работе рассматривается социальная адаптация личности каждого ребенка к осознанному выбору через профильное и предпрофильное обучение....

Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах.

Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах....

Практика «Трудовая подготовка в Мыскаменской школе-интернате: залог успешности каждого ребенка»

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем я буду?" задаёт себе каждый молодой человек. И главное здесь не растеряться, сори...

Круглый стол «Вариативность направление деятельности ППМС-центров как фактор успешности каждого ребенка»

Круглый стол «Вариативность направление деятельности ППМС-центров как фактор успешности каждого ребенка»...

Приемы формирование ситуации успеха у каждого ребенка на занятиях шахматами

Данная статья посвящена созданию ситуации успеха у обучающихся в процессе занятий шахматами. Правила игры в шахматы, как вида спорта, связаны с серьезной эмоциональной выдержкой. Особенно сложно справ...

«Успех каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины. Условия успеха»

Данная работа представляет практические достижения профессиональной педагогической деятельности....

Сотрудничество с родителями, как важное условие успешности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины

Представляю вашему вниманию собственный педагогический опыт сотрудничества с родителями. Считаю, что успешность каждого ребенка, в том числе и детей с ОВЗ во многом зависит от заинтересованности и акт...