научно-исследовательная деятельность учащихся
презентация к уроку (5,6,7,8,9,10,11 класс) на тему

Фабер Галина Николаевна

методические рекомендации для работы с учащимися. 

1.Какподготовитьнаучно-исследовательскуюработу?
2.Какпроводитьнаучноеисследование?
3.Какопределитьи  уточнить  тему?
4.Как  изучать  литературу?
5.Как  определить  гипотезу?
6.Как  сформулироватьцельизадачиисследования?
7.Как  определить  методыисследования?
8.Какоформить  работу?
9.Какиетребования  к  защитерезультатовисследования?
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskie_rekomendacii_nir_uchashchihsya.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Фабер Галина Николаевна-учитель математики МОУ «Гимназия имени Горького А.М.» (В презентации используются материалы Шестернинов а Е . Е . – исполнительн ого директор а Благотворительного фонда наследия Менделеева ; Кандидат а педагогических наук ; Заслуженн ого Учител я России ; д.пс.н. Арцева М.Н. И к.п.н. Платоновой Т.И.) Научно-исследовательская работа школьников Методические рекомендации

Слайд 2

Выявление учеников, желающих принимать участие в проектных и научно-исследовательских программах Выбор и утверждение тем, предполагаемых исследований Работа учащегося над проектом под руководством консультанта Оформление результатов эксперимента Экспертиза и рецензирование Участие в школьных, городских, региональных научно-практических конференциях

Слайд 3

Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование? Как определить и уточнить тему? Как изучать литературу? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи исследования? Как определить методы исследования? Как оформить работу? Какие требования к защите результатов исследования? Основные вопросы над которыми надо работать

Слайд 4

Как подготовить научное исследование? Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы, первоисточников, сбор информации (информации) и уточнение темы Формулирование гипотезы Формулирование цели и задач исследования

Слайд 5

Н аучн ое исследовани е - процесс выработки новых научных знаний … в ЕГО ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ... интеллектуально-исследовательск ая - В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия. К ним относятся, например, такие умственные действия, как сравнение, анализ, синтез, обобщение или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования . Здесь происходит проектирование научного исследования,

Слайд 6

информационно-рецептивн ая - включает в себя действия с информацией, которую необходимо воспринять (рецептировать) и обработать соответствующим конкретным исследовательским задачам образом. Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь необходимое для уточнения, прояснения поставленных задач и вариантов их решений. Прием и интерпретация информации осуществляется за счет использования различных стратегий чтения продуктивн ая - составляет действия по проведению научной работы, фиксацию и обработку ее результатов и закрепления их в научном тексте Рефлексия отдельных глав, разделов... Н аучн ое исследовани е - процесс выработки новых научных знаний …

Слайд 7

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность . Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования Разберёмся с понятиями …

Слайд 8

Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы. Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект». В теме отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная , точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования. Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Слайд 9

Р яд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему: А налитических обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов. Р уководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме, логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их. .

Слайд 10

П оисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин. Т еоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов. Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве. Поиск темы может вестись в «естественных» условиях научно-творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной или области изысканий.

Слайд 11

1. П ров едение поиск а нужной информации. 2. С оставлен ие предварительн ого списк а изданий. 3. Н епосредственн ая работ а с интернет источниками. Определив тему и проблему своей работы исследователю следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимы с выбранной объектной областью : 1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования. 2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения. 3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании. Поиск информации ...

Слайд 12

Определение актуальности исследования Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе . Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Слайд 13

Гипотеза... Определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему. О сновные свойства гипотезы : 1. Н еопределенность истинного значения; 2. Н аправленность на раскрытие данного явления; 3. В ыдвижение предположения о результатах разрешения проблемы; 4. В озможность выдвинуть «проект» решения проблемы. “ Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово, они необходимы для работника, но он не должен принимать леса за здание " И. Гете

Слайд 14

Требования к гипотезе... В нее включа ют понятия и категории , являющиеся неоднозначными Она не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больш е Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений, (лучше избегать ценностных суждений) Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме П роверяемость

Слайд 15

О сновны е требования к формированию гипотезы : В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области. Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам. Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории. Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.

Слайд 16

Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах. Цель соответствует теме исследования. Можно поставить целью: выявить … установить … обосновать … уточнить…разработать …

Слайд 17

З З адача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели. первая задача , как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением природы, структуры изучаемого объекта. вторая задача – с анализом реального, современного состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития. третья задача – со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. четвертая задача – с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Слайд 18

Как определить методы исследования? Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование Э мпирических метод ы . Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация

Слайд 19

Общенаучные методы: Наблюдение, Эксперимент, Анализ, Синтез, Индукция, Дедукция Моделирование и др. методы должны быть научными, нельзя полагаться только на «здравый смысл» Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод. Биология более проста по объектам, чем физика, поэтому там применим метод проб и ошибок, а в физике – строгие математические методы. В химии наиболее реален метод выдвижения гипотез.

Слайд 20

М атематические методы Статистические методы Методы и модели теории графов и сетевого моделирования Методы и модели динамического программирования Методы и модели массового обслуживания Метод визуализации данных (функции, графики)

Слайд 21

работа име ет определенную структуру : - Титульный лист - Оглавление (план работы) - Введение (анализ литературы,проблемы, гипотеза, цели, задачи) - Основная (содержательная) часть по разделам, главам (в соответствии с задачами) - Выводы по каждой главе - З аключение - Б иблиографического спис ок, список интернетресурсрв - Приложение (графики, схемы , Иллюстрации, Таблицы) Как оформить научно-исследовательскую работу?

Слайд 22

Основные требования к выступлению... - Оно должно строго соответствовать заявленной теме. - Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?» - Раскройте её актуальность и значимость для себя и для ... Обоснуйте это. - Предъявите гипотезу (Если она есть). - Представьте цели и задачи работы. - Назовите какие методы исследования использованы Вами и как его проводили. - Сообщите что самого важного и интересного принесла Вам работа. - Чётко сформулируйте выводы.Они обязательно должны быть связаны с целями и задачами работы

Слайд 23

Пожелания выступающему.. - Говорите убеждённо, чётко и громко. - Сообщая наиболее важную информацию говорите: “ Я подчёркиваю... Хотел бы заметить, что... Я акцентирую Ваше внимание, что“ - Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование... Мы пришли в выводу... Нами было сделано...” - Не уходите от заданной темы. - Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи. - Интересно, когда выступающий говорит о мыслях возникших после завершения работы. Озвучивает “последействие“.

Слайд 24

Типичные ошибки в работах участников конкурса Тема взята очень широко, в ней не отражается проблема. Чрезмерное увлечение биографическими данными и, как следствие, отступление от темы. Все разделы исследования должны работать на раскрытие заявленной темы. Не рекомендуется предложенные Оргкомитетом «направления исследования» использовать в качестве темы . Их обязательно надо максимально конкретизировать.

Слайд 25

Типичные ошибки в работах участников конкурса Цель работы сформулирована неточно и не выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Не всегда поставленные цели и вытекающие из них задачи соответствуют теме и полученным выводам. Перечитайте Вашу работу и постарайтесь согласовать эти два раздела работы.

Слайд 26

Типичные ошибки в работах участников конкурса Задачи должны конкретизировать цель, а не представлять план действий. Часто первой задачей автор ставить прочтение литературы, что совсем не отражает цель. Предполагается, что тема работы родилась (уточнилась) уже после изучения некоторой литературы.

Слайд 27

Типичные ошибки в работах участников конкурса Важным шагом в исследовательской работе является выдвижение гипотезы. Гипотеза: это утверждение вида «если А, то В», которое описывает, как намеревается автор разрешить проблему. Она отражает научный подход, и не должна быть субъективной. Не имеет смысл, например, гипотеза «Если я найду, то…». Если автор не нашел, это не значит, что выдвинутое предложение не верно, просто он не там искал. Не каждое исследование требует гипотезы, особенно если связано с герменевтическим анализом первоисточников. Если же гипотеза определена, то нельзя пропустить следующий этап – разработку эксперимента для проверки гипотезы. К сожалению, во многих работах при наличии гипотезы отсутствует этап разработки эксперимента. Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить.

Слайд 28

Типичные ошибки в работах участников конкурса Часто авторы не выделяют в своей работе проблемы. Работа выигрывает, если автор определяет возникающие противоречия. Проблемы возникают тогда, когда возникают и формулируются вопросы, которые направляют ход исследования. Сбор данных и их анализ чаще всего проходят по литературным источникам, а затем уже, в ходе реального эксперимента. Анализ важен после каждого раздела (блока) работы. Работая с литературой, многие не делают ссылок по тексту в списке литературы нет ни одной работы ученого, анализ которых проведен в тексте, т.е. автор работал не с первоисточниками, высказывает мнение критиков и биографов, но не ссылается на них.

Слайд 29

Типичные ошибки в работах участников конкурса Наиболее распространенная ошибка – отсутствие выводов в заключении, или их несоответствие поставленным задачам. Желательно иметь выводы к каждой главе. совет: после написания работы прочитайте отдельно сначала введение, а затем сразу заключение с выводами, и вы сами увидите возможные нестыковки и несоответствия. Это позволит Вам снять эту проблему. Надо чётко представлять разницу между рефератом, исследованием, практикумом и лабораторной работой. Иногда без всяких объяснений описывается ход лабораторной работы или проведение опытов, которые не подкреплены необходимым научным аппаратом, не аргументированы и не имеют теоретических оснований..

Слайд 30

Типичные ошибки в работах участников конкурса Зачастую в работах авторы не называют методы исследования, или не знают их. Ценным в работе является, если спланированы, и представлены обоснованные, используемые методы исследования. Значительно выигрывают работы показывающие актуальность темы исследования. Работы, в которых анализируются исследования по данной теме, сделанные ранее.

Слайд 31

Типичные ошибки в работах участников конкурса Заметно, что на различных этапах работы автор и его научный руководитель не соотносят наработанное с заявленной темой. Не желают отказаться от лишнего – несоответствующего теме. Рефлексия каждого наработанного раздела, каждой главы – обязательное условие успешной работы. Надо уметь взглянуть на работу как бы «верху» для того чтобы не выходить за обозначенные целей и задачами рамки. Постоянное согласование проделанной работы с поставленными целями и задачами, гипотезой исследования и темой наиболее сложная работа. Она приводит часто к отказу от каких-то материалов.

Слайд 32

Если мозг не засевать зерном, то он зарастет чертополохом. Д.Ж. Герберт поэт XVII века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...