Проблемы и возможности художественно-эстетического воспитания в условиях ГООУ «Созвездие».
статья по теме

Дулатова Наталья Ибрагимовна

Проблемы и возможности художественно-эстетического воспитания в работе воспитателя в условиях ГООУ «Созвездие». Обмен опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_i_vozmozhnosti_hudozhestvenno.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и возможности художественно-эстетического воспитания в условиях ГООУ «Созвездие».

Воспитатели школы видят свою задачу  не только влиять на сознание ребенка с целью его эстетизации, сколько подкреплять  это теоретическое воздействие всем контекстом  существования детей в школе.

Эстетическое воспитание в образовательном процессе школы осуществляется через сложившуюся в ней атмосферу - среду, а эстетическая организация среды есть важнейшее условие повышения эффективности воспитания.

Только практическое закрепление всем окружающим фоном реально утверждает ребенка к соблюдению гармонии, к привычке всё делать красиво, окружая себя красотой.

С первого дня в  школе воспитатели помогают ребенку погрузиться в ее среду. Здесь все является источником радости, открытий и впечатлений, обогащающих его внутренний мир – чистота, живые растения, красивый внешний вид и манера поведения педагогов.

От первой линейки «Первый звонок» до «Последнего звонка» воспитатели водят детей по светлым коридорам, выставочным залам, просторным классам,  современной библиотеке, уютным спальням, столовой, оборудованной под кафе.  

Последний день пребывания в школе детей после сдачи выпускных экзаменов становится кульминацией всего их воспитания. Высокий эстетический уровень выпускников поддерживается и не опускается ниже поднятой планки первого школьного выпуска. Это наблюдается во всем: в оформлении сцены, зала, подборе музыки, текста, манере держаться на сцене, носить праздничную одежду. Трудно найти равных по галантности нашим юношам и привлекательности нашим девушкам.

За всем этим стоит кропотливая работа всего коллектива и в частности воспитателей.

Воспитатели, помня о том, что первое впечатление самое сильное, тщательно готовятся к приему детей в первом, пятом, седьмом классах, в сентябре проводят для детей экскурсии по школе, обустраивают вместе с родителями классные комнаты, спальни.

 Но, видя каждый день одно и тоже, дети начинают испытывать сенсорный голод. Дети привыкает к однообразности и начинают заполнять пустоту исходя из опыта, полученного на улице и из средств массовой информации. И тогда мы можем иногда увидеть плакаты сомнительного эстетического содержания на стенах в спальнях, надписи на стенах в коридорах, туалетах, на партах и т.п.

Чтобы избежать этого воспитатели нашей школы ставят перед собой задачу идти всегда чуть впереди и предугадывать момент появления пустоты, то есть вовремя обеспечить детей эстетическими впечатлениями.

 Вовремя начать подготовку праздника, провести познавательно-развивающую игру, встречу с интересными людьми. Мы вывозим классы в театр, в музеи, на выставки, на экскурсии по осеннему, весеннему, зимнему городу, в дендрарий, на конезавод, на лоно родной природы. Или просто разнообразим эстетику быта: меняем с детьми оформление класса или спальни в соответствии с их возрастом, настроением, особенностями характеров.

     Воспитатели, в соответствии с особенностями классного коллектива,  целенаправленно планируют этико-эстетическое работу в течение учебного года.

Начиная с беседы «Коллекция хороших манер», «Праздником Улыбки», «Путешествием в Город Вежливых», посещением «Школы вежливых наук» в начальной школе и продолжая классными часами в средней школе «Значимые ценности и идеалы», конкурсов «Этикет в вопросах и ответах» и заканчивая красивыми мероприятиями в 10 классе о красоте человеческого общения (и диспутах в 11 классах «Как стать красивым, чтобы называться человеком разумным».

Большую поддержку нам оказывают учителя. Например, я уже много лет сотрудничаю  с учителем МХК. Мы не просто водим детей на выставки, но вместе ищем интересную для детей мотивацию такого рода мероприятиям. И тогда мы слышим от самих детей предложение сходить в выставочный зал музея изобразительных искусств.

Не могу не сказать о работе с учителем словесности. Все творческие работы, которые она проводит на уроке с детьми, мы под ее руководством оформляем в тематические стенды в классе. Эти эстетически оформленные стенды никогда не пустуют и возле них часто крутятся дети, читая и перечитывая свои сочинения и сочинения одноклассников.

Еще один важный аспект красоты, о котором мы всегда помним в школы - красота также способна помогать сохранению и поддержанию здоровья человека.

Эстетика внешнего вида неразрывно связана с заботой о физическом здоровье. Особое внимание уделяется в нашей школы физическому совершенствованию детей. Как итог - у большинства детей трудно заметить сколиоз с первого взгляда - красивая осанка, наличие культуры телодвижений, тщательно подобранная одежда.

   Но не всегда дети с удовольствием посещают, например, уроки ЛФК. Здесь  воспитатели проводят  большую разъяснительную и просветительскую работу, привлекают родителей в организации дней здоровья, привлекают для бесед родителей-врачей.

Большую методическую помощь воспитателям оказывает главный методист ЛФК. Воспитатели используют уже вторую ее подборку подвижных игр для детей во время прогулок. Так же помогают ее традиционные «Веселые старты» - после проведения, которых, например, в этом году, мальчики 7 классов изменили свое отношение к проблеме укрепления и развития своего тела.

Много возможностей в воспитании эстетического вкуса дает приобщение детей к экологической эстетике.

Интересное наблюдение сделали воспитатели 7 классов во время посещения зоологического музея в государственном пединституте. Этот музей славится своей богатой коллекцией, но детям научное значение музея еще не понятно, а мертвая природа  произвела на них совсем не эстетическое впечатлении - постоянно слышался вопрос «Почему их убили? ».

И как наши дети радуются осеннему лесу,  первому снегу, весенним цветам. Воспитатели всеми средствами показывают красоту природы во время прогулок по школьному двору: акцентируют внимание детей на красоте желтого листа, красных ягод рябины на снегу, первой зелени, появляющейся весной.

 Ежегодно воспитатели проводят вместе с родителями ставшие традиционными осенние праздники и выставки «Дары осени», «Калина красная». Ищут возможности показа природы как источника эстетического наслаждения. Это - общение с природой посредством искусства (выставка репродукций к любимым произведениям «Природа в моих любимых книгах», литературный час «Русь моя, люблю твои березы». Культуре на лоне природы посвящены множество бесед и игр всех воспитателей.   Общению с животными - выставки фотографий домашних любимцев, написание о них сочинений.

Несколько слов хотелось бы сказать о такой проблеме как повсеместная компьютеризация. Наряду с ее положительным воздействием на детей – расширение круга общения, азарта поиска источников добычи знаний и прочее, увлечение компьютерами привело к новым проблемам. Замещение переживания поиска истины процессом механического оперирования, обедняет человека эмоционально, формирует  стандартные образы и штампы.

Исследуя, в какие игры играют наши дети, воспитатели столкнулись с проблемой тематики компьютерных игр. Не все они носят позитивный характер. В основном это стрелялки, догонялки, страшилки. Например, что может дать игра «Убей вампира» или «Дело №13».

Поэтому воспитатели в беседах, анкетах выясняют, во что играют наши дети и направляют их интересы. Например, на игры, носящие созидательный характер и эстетическую направленность: построить город, дом, стать дизайнером интерьера, визажистом.

 Невозможно говорить об эстетическом воспитании вне контекста знания культуры семьи ребенка. Не секрет, что воспитателям очень трудно приходится общение с детьми в первые дни после каникул. Часто дети приходят с самыми разнообразными наборами слов, в одежде, не соответствующей месту и времени.

  Учиться этическим и эстетическим нормам никогда не поздно, но многие нормы поведения должны быть заложены именно в семье и именно в определенном возрасте. Это в первую очередь касается  культуры посещения публичных мест, культуры общения, гигиенической культуры.

Поэтому просветительская деятельность для родителей важная часть работы воспитателей – особо подбирается тематика родительских собраний, организовываются консультации с психологом перед разговором с определенной категорией родителей.

Помогают мероприятия организованные воспитателями совместно с родителями:  выпуски семейных стенгазет, традиционный показ театрализованных представлений, подготовленный вместе с родителями, например «Что за прелесть эти сказки», кукольный театр на новый год,  КВН «Ты+Я=7Я».

Мы берем с собой родителей на экскурсии по родному краю, они охотно ходят с нами на выставки, в музеи.

Родители, таким образом, также погружаются в нашу среду и растут вместе со своими детьми.

Очень сложно научить ребенка пользоваться столовыми приборами, если этого нет  в семье. Но в нашей школе есть и обратная связь – когда дети несут эстетику в дом.

 Когда такое происходит,  воспитатели празднуют  победу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста...

Презентация на тему: Современные проблемы художественно- эстетического воспитания.

Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основ...

Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства

   Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?  ...

Дополнительная общеразвивающая комплексная программа для детей и подростков с ограниченными возможностями художественно-эстетической направленности «Мир музыки и театра»

Цель: создать условия для социальной реабилитации ребят и развить их творческие и интеллектуальные способности, навыки общения,  посредством театрализовано - игровой и музыкальной деятельно...