Ценностное самоопределение обучающихся как отражение социального заказа
статья по теме

Данный проект был аппробирован в качестве региональной опытно-экспериментальной площадки.Получил положительные отклики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧЕРЛАКСКИЙ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОУ «ЧЕРЛАКСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Ценностное самоопределение учащихся как отражение социального заказа школе

ЧЕРЛАК 2008

Введение

Актуальность темы. Логика развития современного образования ориентирована на понимание его как основы для формирования интеллектуального капитала нации, ценностных ориентаций и базовой культуры, на основе которой осуществляется становление личности в соответствии с принятыми ценностями современного общества. Отсюда особое значение имеет выявление педагогических механизмов, оказывающих продуктивное влияние на ценностное самоопределение школьников в образовательном процессе.

Известно, что ценностное самоопределение формируется на основе ценностных ориентаций личности. При этом сами ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание духовной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения.

В педагогической литературе представлены исследования наиболее значимых ценностей, являющихся ведущими в ценностном самоопределении учащихся. Это ценности жизни и здоровья, счастья, любви, хорошей семьи (Р.Р. Вагапова, В.И. Петрова), ценности образованности, хорошей работы, высокого материального положения (Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова). ценности карьеры, успеха, престижа (Е.И. Головаха Г.В. Данилова). Кроме этого называются ценности креативности и индивидуальности, а также активных социальных контактов и социальной компетентности (А.И. Санникова, В.С. Собкин).

Специфика ценностного самоопределения заключается в осуществлении на основе потребностей и интересов избирательного отношения человека к условиям жизнедеятельности. Здесь ценности представлены как идеальные цели, к которым стремится человек, и которые дают возможность принять решение в ситуации выбора. Базовыми ценностями для ценностного самоопределения старших школьников, по мнению Н.Н. Лебедевой, являются потребность в труде и способность овладевать навыками, позволяющими осуществлять деятельность на творческих началах; умение ориентироваться в различных формах сознания, что выступает в виде основ научного и гражданского мировоззрения; потребность в общении и способность овладения способами его построения.  

 В этом смысле ценностное самоопределение выступает как конкретизация отношения к ценностям, воплощение их во вполне определенные мотивы поступков на основе представления о желаемом результате.

Социальный заказ общеобразовательной школе рассматривается как требование к конечному результату её деятельности. В этой связи естественным является направленность социального заказа на ценностное самоопределение обучающихся в образовательном процессе, поскольку в ценностном самоопределении заложены основные базовые интеллектуальные, нравственные, социальные и гражданские ориентиры личности.

Основным социальным заказчиком выступает государство, поскольку оно объективно заинтересовано в реализации общеобразовательной школой требований социокультурной ситуации общественного развития. Эти требования вполне отражаются в представленной таблице 1.

Табл. 1

Государственный заказ образованию на формирование

 ценностных ориентаций молодежи

Формулировка государственного заказа образованию

Источник

 Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

 Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов:

  1. национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении;
  2. развитие человеческого капитала – подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной и демократической стране;

Концепция модернизации Российского образования до 2010 г.

Проект школьных стандартов 

Анализ представленной таблицы свидетельствует, что государство определяет основным заказом для образования формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества.

При реализации государственного заказа образовательное учреждение ориентируется также на требования обучающихся, родителей, окружающего социума, местного самоуправления. В таблице 2 представлены выявленные нами на основе методики М.Рокича результаты исследования ценностных ориентаций родителей и обучающихся.

Ценностные ориентации родителей и обучающихся

 Черлакской общеобразовательной школы № 2

Табл. 2

Ценностные ориентации

Родители

Обучающиеся

Здоровье

Любовь. Счастливая семейная жизнь

Образованность

Развитие. Умение учиться

Уважение окружающих

Уверенность в себе

Материальное благосостояние. Достаток

Наличие хороших и верных друзей

Самоконтроль

73%

60%

65%

36%

25%

15%

2%

25%

18%

57%

61%

12%

 12%

40%

57%

74%

4%

-

 Анализ исследований проведенных в Черлакской общеобразовательной школе № 2 свидетельствует, что  родители, как социальные заказчики общеобразовательной школе не достаточно четко представляют, каким может быть социальный их заказ в соответствии с государственным заказом.

Данные показывают, что для родителей наибольшую значимость имеют такие ценности, которыми должны владеть их дети, как  здоровье, образованность, счастливая семейная жизнь. Обучающиеся, в свою очередь, ориентируются на другие ценности. Несовпадение мнений родителей и детей особенно ярко проявляется в ориентации на такие ценности как образованность, материальное благополучие, умение учиться, наличие хороших и верных друзей, самоконтроль и др.

Отсутствие единства  между родителями и детьми в их понимании социальной значимости исследуемых ценностей отражает наличие проблемы, связанной с недостаточно  четкой формулировкой  требований к общеобразовательной школе со стороны родителей и слабой согласованностью в предъявлении к детям единых задач, решаемых семьей и школой. То есть, это свидетельство о недостаточно четком умении родителей формулировать социальный заказ общеобразовательной школе и использовать единство требований семьи и школы как педагогический механизм формирования социально значимых ценностей обучающихся.

Школа сегодня находится под   воздействием различных обстоятельств, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние  на ее возможности в формировании ценностного самоопределения обучающихся. Черлакская общеобразовательная школа № 2 испытывает эти влияния в силу обстоятельств, связанных с ее месторасположением. Черлакский район граничит с Казахстаном и лежит на пути, по которому переправляются не только народно-хозяйственные грузы и люди. Через автомобильные трассы, соединяющие район с сопредельным государством часто провозятся товары, востребованные асоциальными элементами: дешевые алкогольные напитки, наркотики, оружие. Только за последние 9 месяцев 2008 года на территории Черлакского муниципального района зарегистрировано 473 преступления, из них 28 совершено несовершеннолетними. Одной из негативных тенденций является рост распространения среди подростков и молодёжи употребления психоактивных веществ, что приводит к быстрому формированию физиологической зависимости от наркотических веществ и создаёт предпосылки криминализации молодёжной среды.

В школе,  расположенной на северной окраине поселка,  учатся достаточно большое число детей не самых обеспеченных родителей, а, следовательно, не всегда уделяющих должное внимание воспитательной работе в семье: из 558 родителей нашей школы 135 являются безработными, 210 обучающихся из семей с низким материальным уровнем, 8 семей официально являются неблагополучными. Невысок и образовательный уровень родителей: высшее образование имеют 77 родителей, 206 – среднее специальное, 65 – начальное профессиональное, 134 – среднее, 73 – неполное среднее. С сентября 2008 года в школе обучается 47 детей детского дома.

 Уже только эти обстоятельства дают основания увидеть проблемы воспитательной работы школы и искать пути  их решения. Вместе с тем, анализ общей социокультурной ситуации в поселке показывает, что кроме родителей существуют и другие социальные заказчики общеобразовательной школе: профессионально-образовательные учреждения, работодатели, спортивные организации и т.п. В отличие от государства (в распоряжении которого существуют специальные механизмы и процедуры формирования стандартов, лицензирования, аккредитации и т.д.) и муниципалитетов (являющихся учредителями большинства образовательных учреждений), не все заказчики имеют механизмы перевода своих запросов в требования или заказ. Формирование механизма превращения запросов субъектов внешней среды, представляющих человека и сообщества, в требования (заказ) образовательному учреждению, позволит школе содействовать ценностному самоопределению обучающихся более целенаправленно.

На основании изучения реальной ситуации, в которой находится общеобразовательное учреждение, особенностей становления и развития ценностного самоопределения обучающихся объективными можно считать наличие следующих противоречий:

  1. противоречие между  государственным заказом образованию на создание условий ценностного самоопределения и недостаточным уровнем развития социально-экономических механизмов, оказывающих положительное воздействие на эффективность такого развития;
  2. противоречие между необходимостью учитывать предъявляемые требования к образовательному учреждению субъектами образовательного процесса и отсутствием условий  их превращения в социальный заказ образовательному учреждению;
  3. противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми к личности социокультурной ситуацией общественного развития и недостаточно разработанными педагогическими технологиями, обеспечивающими реализацию этих требований.     

  Эти противоречия определили проблему, которую необходимо решить в процессе опытно-экспериментальной работы: как реализовать в образовательном учреждении социальный заказ, ориентированный на ценностное самоопределение обучающихся.

  Целью опытно-экспериментальной работы является разработка механизмов реализации социального заказа образовательному учреждению, направленного на  ценностное самоопределение школьников.

Рабочая гипотеза: реализация социального заказа образовательного учреждения может обеспечить формирование и развитие ценностного самоопределения обучающихся, если:

  1. определены  педагогические условия общеобразовательного процесса, направленные на развитие ценностных ориентаций обучающихся;
  2. создано социокультурное пространство образовательного учреждения, в котором социальные партнеры выступают как субъекты в реализации задач формирования ценностного самоопределения обучающихся;
  3. разработана нормативно-правовая база, определяющая содержание и особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленная на развитие ценностей обучающихся;
  4. разработаны критерии и мониторинг процесса ценностного самоопределения обучающихся.

  Задачи исследования:

  1. Проанализировать  литературу по проблеме ОЭР и определить основные педагогические механизмы, способствующие формированию ценностного самоопределения обучающихся.
  2. Выявить педагогические условия образовательного процесса, способствующие реализации социального заказа в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
  3. Разработать и реализовать программу деятельности с социальными партнерами ОУ,  позволяющую реализовывать социальный заказ в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
  4. Определить нормативно-правовую базу, обеспечивающую эффективное взаимодействие субъектов – социальных партнеров ОУ в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
  5. Разработать систему мониторинга процесса ценностного самоопределения обучающихся.

          Концепция

      Ценностное самоопределение рассматривается как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, связанных с принятием социально значимых ценностей (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Содержанием ценностного самоопределения является сознательный, ответственный выбор и утверждение обучающимися своей позиции в разнообразных этических ситуациях.

В процессе ценностного самоопределения происходит конкретизация отношения школьников к ценностям, воплощение его в мотивы поступков на основе представления о желаемом результате (Д.М. Гришин, В.И. Петрова). Стратегия ценностного самоопределения школьников реализуется в тактике индивидуально-личностных маршрутов. Психолого-педагогический механизм ценностного самоопределения может быть представлен в виде модели, в которой имеет место два уровня.

I уровень

1.Осмысление сути ценности

Школьник «проживает» ценностные ситуации, на основе которых саморегулирует познавательные процессы

2.Освоение ценности

Восприятие, осмысление, хранение, переработка  информации  и преобразование в виде суждения

Субъективное осознание отношения человека к ценности

3.Формулирование гипотез

Выделение внутренней смысловой стороны ценности в виде умозаключения

4. Отсеивание гипотез

Выявление истинности гипотез через создание модели содержания ценности

Понимание ценности

5.Извлечение знания

 в виде понятий

Овладение объективными значениями ценностей через знания о ценности, с помощью которой оценивается окружающая действительность

Формирование системы понятий, складывающихся в образ жизни

6.Оценки ценностей: позитивные, негативные

Овладение объективными значениями ценностей через знания о ценностях, с помощью которых  оцениваются окружающие действия

Витагенный опыт

Механизм выбора и принятия решения

Ценностные ориентации

Раскрытие связи между  отдельными элементами содержания ценностей

Первый уровень – это обретение обучающимися ценностных ориентаций в результате осмысления сути ценности, формулирования гипотезы на основе опыта деятельности, отсеивания ложных предположений и приобретения извлеченного в виде понятий знания, оценки.

 Второй уровень – это досамоопределение  обучающихся в результате сравнения собственных ценностей с ценностями других людей, деятельности на основе ценностных ориентаций, анализа последствий поступков, поведения (Н.Н. Лебедева).

II уровень:

Сформированность потребности и намерения школьников к практическим действиям на основе Ц.О.

Выработка навыков и привычек, развитие воли, мотивации к действию

7.Осуществление поступков и поведения на основе Ц.О.

        

Самоанализ, самооценка с целью выявления противоречий в понимании ценности объекта, согласования своего понимания с ценностями других, аргументация своего понимания

Принятие ценностей и утверждение их в образе жизни

8. Сравнение собственных ценностей с ценностями других

        

Прогнозирование результатов будущей деятельности

Умение проектировать поступки

9. Анализ последствий, поступков, поведения

        

 

Ценностное самоопределение

Двухуровневая модель ценностного самоопределения лежит в основе жизненного самоопределения, влияющего на личностное, социальное, профессиональное самоопределение и являющееся центральным феноменом в юношеском возрасте (И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Д. Шадриков). Именно этот период в жизни человека является периодом поиска смыслов жизни, формирования обобщенного самосознания, складывания стиля поведения в жизни.

Социальный заказ школе как требование к определенному качеству образовательного процесса, его результатам, отражающимся в приобретаемых личностью ценностях, позволяет создавать и регулировать образовательные, этические,  психологические ситуации, оказывающие влияние на формирование социально значимых ценностей обучающихся. Отсюда особенно важно, чтобы в этом заказе, как системе требований, были согласованы позиции основных заказчиков – государства и родителей обучающихся.

         Алгоритм реализации социального заказа образовательному учреждению в формировании ценностного самоопределения включает ряд последовательных этапов и действий:

Рис 3. Алгоритм реализации  социального заказа

образовательному учреждению.

Диагностика предъявляемых субъект-субъектных требований  к определяющей ценностную ориентацию деятельности образовательного учреждения

- теоретический анализ проблемы;

- разработка методов исследования;

- анкетирование;

- анализ состояния социального заказа.

I шаг

Диагности

ческий

        

                        

        

С/субъектное взаимодействие, направленное на согласование требований, определяющих ценностную ориентацию деятельности ОУ и перевода их в социально-педагогические задачи.

- создание творческих групп;

- организация работы переговорных площадок;

- формулирование задач ОУ;

- разработка нормативных  документов.

II шаг Согласова

ние треб.

                        

        

Разработка образовательных программ внеучебной деятельности, корректировка учебных программ, создание условий ценностного самоопределения школьникам в соответствии с заказом

               

-работа творческих групп;

- поиск социальных партнёров;

- реализация организационно-педагогических условий деятельности ЭП.

III шаг

Организа

ционный

 этап

                        

        

IV шаг

 Реализа

ционный

Осуществление образовательного процесса на основе индивидуально-личностных маршрутов ценностного самоопределения школьников

             

Психолого-педагогическое сопровождение реализации социального заказа.

        

Совместная экспертиза и анализ итогов реализации индивидуально- личностных маршрутов ценностного самоопределения школьников, их соответствие социальному заказу

Анализ и экспертная оценка реализации социального заказа.

                                

V шаг

Аналити

ческий

 

               

      На основе алгоритма разрабатывается программа конкретных действий по созданию педагогических условий реализации социального заказа. Эта программа реализуется в ряде этапов конкретных действий субъектов социального заказа: школы, родителей, учреждений профессионального образования, работодателей, местные органы самоуправления и др. Такой подход позволяет выявить содержание потребностей к приобретению различных ценностей у различных социальных субъектов и уровнях социального заказа, в том числе:

  1. ранжировать социально-педагогические задачи образовательного учреждения, направленные на формирование ценностного самоопределения;
  2. определить педагогические механизмы реализации социального заказа в формировании ценностного самоопределения школьников.

       В соответствии с выше изложенным, основными этапами опытно-экспериментальной работы являются:

Этапы исследования

Этап

Задачи этапа

Диагностико-проектировочный (2009-2010 г.г.)

  1. Осуществить теоретический анализ  проблемы исследования.
  2. Определить систему методов диагностики уровня развития ценностных ориентаций обучающихся школы.
  3. Разработать критерии реализации социального заказа в формировании ценностных ориентаций обучающихся.
  4. Сформировать нормативно-правовую базу осуществления деятельности экспериментальной площадки.
  5. Организовать творческие группы из числа педагогов школы и её социальных партнёров.
  6. Разработать систему непрерывного обучения участников эксперимента.
  7. Разработать программу деятельности экспериментальной площадки по теме «Реализация социального заказа образовательному учреждению в формировании ценностного самоопределения обучающихся».

Апробационный (Внедренческий)

(2010-2011 г.г.)

  1. Организация организационно- педагогических условий деятельности экспериментальной площадки.
  2. Осуществление программы реализации социального заказа в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
  3. Поиск и апробация наиболее эффективных форм реализации социального заказа на основе разработанных критериев.
  4. Выявление социально-педагогических условий реализации социального заказа в формировании ценностного самоопределения обучающихся.

Аналитический

(2011-2012г.г.)

  1. Экспертиза оценки реализации социального заказа в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
  2. Корректировка задач и содержания деятельности образовательного учреждения в реализации социального заказа.
  3. Подготовка учебно-методических и научно-методических публикаций с целью  распространения опыта.

Теоретический анализ проблемы ценностного самоопределения обучающихся, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, анализ реальной ситуации, в которой находится школа, учет потребностей субъектов социального заказа позволили выделить следующие критерии и показатели эффективности реализации социального заказа в ценностном самоопределении обучающихся.            

Критерии эффективности реализации социального заказа

№ п/п

Критерии

Показатели

1.

Ценностный (сформированность и осознанность ценностей обучающимися)

- мотивация деятельности (О.С.Гребенюк,

- уровень осмысления ценностей (Н,Н.Лебедева);  С.П.Шуман);

- уровень рефлексии школьников

(А.В.Карпов, В.В.Пономарёва)

2.

Удовлетворённости субъектов социального заказа наличием ценностей у обучающихся

- соответствие между ожидаемым и конечным результатом;

- изменение направленности ценностей школьников на решение социально-значимых задач

3.

Активности  субъектов социального заказа в реализации задач ценностного самоопределения обучающихся

- сотрудничество в разработке и реализации условий ценностного самоопределения обучающихся;

- участие субъектов социального заказа в различных формах реализации задач образовательным учреждением.

  Условия для проведения эксперимента

       Педагогический коллектив, осознающий необходимость реализации социального заказа образовательному учреждению в формировании ценностного самоопределения обучающихся.

       Владение  современными технологиями обучения и воспитания (блочно – модульной, проектной, технологией индивидуальных образовательных маршрутов, личностно – ориентированного обучения)

Тесное сотрудничество с высшей школой, общественностью р.п. Черлак, родителями, выпускниками.

      Управление проектом

Координация и руководство проектом осуществляются на уровне НМС школы. НМС обеспечивает организационную и методическую помощь в проведении основных этапов проекта, привлекает к сотрудничеству лиц, заинтересованных в реализации проекта, разрабатывает основные мероприятия проекта. В состав НМС входят научный руководитель экспериментальной площадки, заместитель директора ОУ по научно-методической работе, руководители школьных методических объединений.

Директор школы осуществляет финансовое обеспечение проекта: материальное стимулирование педагогов, оплату труда привлекаемых специалистов.

Ожидаемые результаты

  1. Сформулирован и реализован социальный заказ в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
  2. Достигнута положительная динамика в ценностном самоопределении обучающихся.
  3. Определены педагогические механизмы ценностного самоопределения.
  4. Разработана и реализована программа деятельности по реализации социального заказа в формировании ценностного самоопределения обучающихся.
  5. Разработана система мониторинга процесса ценностного самоопределения обучающихся.
  6. Проведён анализ и обобщение полученных результатов ОЭР. Разработаны методические рекомендации по реализации социального заказа ОУ в формировании ценностного самоопределения обучающихся.

План реализации программы опытно – экспериментальной работы

«Реализация социального заказа общеобразовательному учреждению в формировании ценностного самоопределения учащихся»

№ п/п

Этапы

Наименование мероприятий

Сроки

Исполнители

1

Диагностико-проектировочный

Изучить литературу по проблеме формирования ценностных ориентаций обучающихся

Инициативная группа

2

Разработать методику исследования социального заказа в формировании ценностного самоопределения.

3

Разработать систему критериев, определяющих эффективность реализации социального заказа в формировании ценностных ориентаций обучающихся.

4

Разработать организационно-педагогические условия взаимодействия социальных партнёров в реализации социального заказа ОУ.

5

Организовать творческие группы из числа педагогов школы и её социальных партнёров.

6

Разработать формы и содержание теоретических и практических учебных занятий, раскрывающих особенности деятельности экспериментальной площадки и обмена положительным опытом.

7

Разработать программу деятельности экспериментальной площадки по теме «Реализация социального заказа образовательному учреждению в формировании ценностного самоопределения обучающихся»

8

Апробационный

Создание системы социального партнёрства в реализации социального заказа образовательному учреждению.

9

Осуществление программы реализации социального заказа в формировании ценностного самоопределения обучающихся.

10

Исследование и оценка наиболее эффективных форм реализации социального заказа на основе разработанных критериев

11

Организация непрерывной системы педагогической учёбы участников экспериментальной площадки.

15

Аналитичский

Анализ и экспертиза результатов деятельности экспериментальной площадки.

16

Определение наиболее эффективных  социально- педагогических условий в реализации социального заказа образовательному учреждению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ

Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...

Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Статья "Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"...

«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов

Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...

Статья Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации....