Статья Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
статья на тему

Беседина Елена Владимировна

 

В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Личностные результаты освоения основной образовательной программы, наряду с другими, включают выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_po_sotsialno.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ

 (интеллектуальными нарушениями)

 

В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Личностные результаты освоения основной образовательной программы, наряду с другими, включают выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. В условиях изменившейся социальной политики в отношении людей с ОВЗ, перехода  к интеграции, профессиональное образование и трудоустройство  приобретают особую актуальность. Но значительная часть детей с интеллектуальной недостаточностью,  оканчивающие специальные (коррекционные) школы и вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к полноценной жизни в обществе. Окончив школу, где им было комфортно, немногие выпускники правильно определяются с выбором профессии, которой могут овладеть, далеко не все адекватно оценивают свои возможности и способности. Поэтому крайне важно, чтобы процесс формирования профессионального самоопределения учащихся с нарушением интеллекта был целенаправленным, учитывал психофизические возможности и склонности каждого ребенка к определенному виду деятельности.

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития. Помимо нарушений интеллектуального развития у данной категории детей имеются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует саморегуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим, работа с ними строится с учетом индивидуальных особенностей. Целью профориентационной работы лицами с ОВЗ является оказание помощи и подбор видов и направлений профессиональной деятельности, максимально соответствующих физическому и психическому развитию, функциональному состоянию отдельных органов и систем, состоянию здоровья в целом и одновременно отвечающим интересам, способностям человека, потребностям рынка труда.  

Таблица 1.

Этапы работы по социально-профессиональному самоопределению

Этапы

Классы

Задачи  работы

1этап

1-4 класс

Формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в обществе; развитие интереса к трудовой деятельности

2 этап

5-7 клласс

Работа, направленная на осознание обучающимися личных интересов, понимание общественных ценностей; создание представлений о профессиях

3этап

8-9 класс

Развитие положительной мотивации к профессиональному самоопределению, умения адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности

 Для социально-профессионального самоопределения детей с ОВЗ в Новооскольской специальной (коррекционной) школе-интернате созданы  специальные образовательные условия (специализированные аудитории, приспособленная архитектурная среда, специальное оборудование, специальные методики обучения, психолого-педагогическое сопровождение и т.д.).  В школе  имеются слесарная, столярная,  швейная мастерские, теплица.

Кроме того, выполнение различных видов бытовой и хозяйственной деятельности способствует воспитанию трудовых навыков у учащихся, обеспечивает возможность познать природу их профессиональных интересов, направлять эти интересы в соответствии с возможностями. В процессе  совместной работы у школьников формируется не только ответственность за порученное ему дело, но и за деятельность других членов коллектива, он и учится соотносить свои действия с действиями товарищей, подчиняться трудовой  дисциплине.

Таблица 2.

Уровни осуществления трудовой подготовки:

Уровни

Формы взаимодействия

Виды деятельности

1.Дополнительное образование, внеклассные занятия

Занятий в кружках и секциях, самообслуживание

Дается представление о трудовой деятельности, осуществляются мероприятия по раннему развитию трудовых навыков, развивается интерес к различным видам трудовой деятельности, проводится обучение элементарным навыкам работы; выявляется область интересов склонностей и творческих способностей обучающихся

2.Допрофессиональная подготовка

Общеобразовательные предметы

Формирование предметных и личностных качеств обучающихся, подготавливающих к трудовой деятельности

3.Профессиональное обучение

Уроки профессионально-трудового обучения

Полученных навыков профессиональной деятельности

Трудовое обучение также является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работе. С помощью разнообразных средств коррекционно-воспитательной работы компенсируются многие недостатки, и формируется готовность к доступным видам труда.

На наш взгляд, эффективная профессиональная траектория детей с ОВЗ может выстроиться:

- во-первых, при реализации принципа непрерывности образования, который позволяет создать систему «дошкольная группа–школа–училище–»;

- во-вторых, при преодолении межведомственных барьеров по проблеме профессиональной реабилитации инвалидов. Необходимо объединить ресурсы всех учреждений, занимающихся проблемами профессионального образования и профориентации, но относящихся к разным министерствам.

Знания, умения и навыки, сформированные у учащихся в процессе освоения различных профессий на базе школы, позволяют  выпускникам активнее социализироваться в обществе, а это значит, что работа по профориентации ведется комплексно и дает свои  положительные результаты

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая возможности для самореализации. Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако школа-интернат должны способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан правильно.

Таким образом, работа по социально-профессиональному самоопределению  является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Её задача – установить наиболее подходящие виды работы и позволить выбрать работу в соответствии с их занятиями и умениями, учитывая личные желания каждого человека и основываясь на наиболее тщательной оценке профессиональных склонностей.

Литература

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. - М., 2004. – 368с.

2. Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы. // Трудовое обучение во вспомогательной школе. — М., 1988. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.

3. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Статья "Особенности работы по социально-профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"...

Особенности образовательной деятельности обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации СИПР.

Методики и методические  приемы,используемые в обучении детей с особыми образовательными потребностями....

Статья по теме "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)"

Статья посвящена проблеме интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в общество. В статье нашли отражение разработка проблем организации работы по социальн...

Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и РАС (расстройствами аутистического спектра)

Тьюторское сопровождение ребёнка с интеллектуальными нарушениями – взаимодействие, в ходе которого обучающийся выполняет действие, а тьютор создает условия для осуществления и осмысления этого д...

Статья "Особенности дефектологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и РАС (расстройствами аутистического спектра)"

Особенности дефектологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и РАС (расстройствами аутистического спектра)...

Районный семинар-практикум Тема: «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения»

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения...