Особенности образовательной деятельности обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации СИПР.
статья

Лагутина Татьяна Владимировна

Методики и методические  приемы,используемые в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности образовательной деятельности обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации СИПР.

Работа учителя с детьми с тяжелыми множественными нарушениями (подгруппа «Милосердие»)

Смысл организации коррекционной работы заключается в таком обучении, которое, по выражению Л.С. Выготского, «будет забегать вперед и подтягивать развитие ребенка за собой».

Воспитание детей с тяжелыми нарушениями рассматривается в коррекционной педагогике как беспрерывный процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм их взаимодействия с окружающим миром, как известно, эта работа не ограничивается временными рамками даже для взрослых, ибо многие из них нуждаются в социальном патронировании в течение всей жизни.

У многих детей с нарушениями  умственного развития отсутствует стремление к обучению. В задачу учителя входит объяснить ребенку важность обучения и сделать все возможное, для того чтобы стимулировать интерес и уменьшить трудности, которые испытывает ребенок.

Основными направлениями обучения  детей с тяжелыми множественными нарушениями (подгруппа «Милосердие») являются:

  • Активизация и закрепление сенсорных реакций с использованием зрительно-слуховых ощущений, телесного контакта, речи музыки; организация направленного общения с учащимися при проведении специальных занятий .
  • Обучение взаимодействию со взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности (коррекционно-развивающих мероприятиях )
  • Закрепление знаний о себе как «я», «других людях», формирование правил социального поведения: приветствие, прощание, благодарность за внимание и услуги, помощь другому и т. д.
  • Развитие познавательных действий и интереса к окружающему миру во время  занятий.
  • Закрепление и расширение коммуникативных умений с использованием речевых и неречевых средств, активизация и развитие опыта самостоятельных речевых, речеподражательных умений в том числе – с помощью жестовых, мимических, знаковых средств общения.

Работа строится на основе различных современных методик:

  • метод базальной стимуляции (А. Фрёлих)

Андреас Фрелих разработал целостную концепцию стимуляции детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития. Стимуляция по А. Фрелиху осуществляется во всех областях ощущений (тактильных, кинестетических, зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых). При этом ведущим на первых порах является пассивное раздражение, осуществляемое взрослым с помощью собственного тела и разнообразных объектов окружающего мира. Термин «базальная» указывает на то, что в данном процессе используются самые простые раздражители (прикасания, поглаживания, покачивания, надавливания, обхваты и др.).

Базальная стимуляция предназначена для детей, у которых самостоятельная сенсомоторная деятельность крайне ограничена и их опыт в области собственного движения и взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей.

Базальная стимуляция – это попытка обучать на самом элементарном уровне, ее основная цель - обеспечить ребенку:

• ощущение собственного тела;

• отделение своего тела от окружающих объектов;

• использование имеющихся двигательных возможностей;

• развитие собственной активности (реакции на окружающий мир);

• установление контакта со взрослым, выполняющим стимуляцию;

• подготовка ребенка к выполнению простых движений и действий

  • методика поддерживающей коммуникации (У. Кристен)

Поддерживающая коммуникация (ПК) направлена на улучшение коммуникативных возможностей неговорящих людей, когда в их распоряжении имеются вспомогательные средства, техника и стратегии, которые заменяют или дополняют речь.

   Телесные формы коммуникации  представляют центральную группу в рамках ПК

общеупотребительными являются:

  • движения взгляда;
  • жесты и мимика.

  • проектное обучение (Д. Дьюи)

Обучение посредством делания.

Проект позволяет интегрировать и соединять разнообразные занятия (музыку, игру, танцы, рисование, лепку), в единый комплекс.

Проект решает следующие задачи: формирование представлений о себе и окружающих людях, ориентировка в предметной среде, развитие практических и творческих умений в доступных видах деятельности.

  • ТЕАССН (лечение и обучение детей, с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации – Э. Шоплер, Г.Мезибов )

Поведенческая терапия: в основе поведенческих трудностей лежит-неспособность детей связать отдельные элементы среды в цельную картину мира. Коррекционная работа в TEACCH-программе направлена на детальную зрительную организацию окружающего ребенка пространства и времени. Целью обучения служит- самостоятельное выполнение задачи.

  •  Оперантный подход на основе прикладного поведенческого анализа (О. Ловас)

Цель : помочь детям преодолеть поведенческие вспышки, развить их язык,улучшить навыки ведущей деятельности и социального взаимодействия.

  • эмоционально-уровневый подход (О.С.Никольская)

  Развитие  эмоциональной сферы ребёнка  через «заражение» эмоциями педагога в ходе совместных действий. Ребёнок как бы «присваивает» эмоции взрослого.

  •  игрокоррекция (Л.Б. Баряева) 

 Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребенка. У детей с выраженной умственной отсталостью игра в  школьном возрасте развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками, являются как правило, не имеющими игрового содержания .

Успешность обучения умственно отсталых детей игре зависит от применения комплексного подхода, который включает следующие компоненты:
–ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности;
–обучающие предметные игры;
–организация предметно-игровой среды;
–общение взрослого с детьми в процессе игры.

Содержанием игр являются реальные явления и события, поэтому в процессе обучения необходимо проводить целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта детей, формировать у них практические умения, необходимые для использования в разных жизненных ситуациях. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром и специальных игровых занятий дети должны получить разнообразные впечатления, которые обогатят их жизненный опыт и игру, позволят понять смысл действий, совершаемых людьми в разных сферах деятельности.

В структуру урока входит несколько направлений, через которые раскрывается тема занятия:

 Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Этот этап расширяет детский кругозор, учит быть внимательным и нести ответственность за свои действия . А  так же  дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.

 Сенсомоторное развитие. Базовым элементом  являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев.

 Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры. На  занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками. На  занятиях ребенок получает знания общего характера.

Устойчивые результаты у детей с умственной отсталостью можно получить по истечении большого промежутка времени (при условии постоянного закрепления, упражнений, контроля).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС. Формы и методы работы.

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детейс ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должно осуществляться комплексное социально-педагогическое сопровождение ...

Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»

  Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...

Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и РАС (расстройствами аутистического спектра)

Тьюторское сопровождение ребёнка с интеллектуальными нарушениями – взаимодействие, в ходе которого обучающийся выполняет действие, а тьютор создает условия для осуществления и осмысления этого д...

Совершенствование навыков чтения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

В статье раскрывается методика обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

Формирование навыков письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

В статье даётся конспект урока по русскому языку в 5 классе согласное ФГОС по теме "Корень и однокоренные слова"...

Статья "Особенности дефектологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и РАС (расстройствами аутистического спектра)"

Особенности дефектологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и РАС (расстройствами аутистического спектра)...