900 дней и ночей
классный час (11 класс)

Донцова  Валентина  Алексеевна

Внеклассное  мероприятие  посвящённое  Великой  Победе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 900_dney_i_nochey.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.А.Донцова

Освобождению города  Ленинграда  посвящается…

900  дней  и  ночей.

Классный  час.

Цели: на примерах мужества и героизма Советского народа, способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые годы войны; развивать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.

Оборудование: стихи  О.Берггольц; За тебя, Ленинград!: Поэты в боях за город Ленина / Сост.  В.А. Шолин. - Л.: Лениздат, 1985.;аудиозапись с военными песнями; весы и кусочек ржаного хлеба; видеофильмы; видеозапись на компакт-диске. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2000. Ч. 3. “Вероломное нападение, Начало войны”, презентация.

Подготовительная работа: 

- создание творческих, инициативных групп по подготовке часа общения: поисковой, оформительской. Задание всем учащимся: узнать о своих родных, участниках ВОВ;

- организационные встречи с инициативной группой по разработке и подготовке хода проведения часа общения;

- подбор фрагментов фильма о войне;

- подбор стихотворений и их чтецов.

Ход  мероприятия.

Учитель.27 января - День воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (в  настоящее  время это  город Санкт-Петербург). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час.(Слайд1)

Более 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны. 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. (Слайд2)

План ведения кампании против СССР получил название “Барбаросса”. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в русле молниеносной войны захватить нашу страну до Уральских гор. Наступление на CCCР осуществлялось по трем основным направлениям (показать направления по карте-схеме Слайды3-5)): группа “Север” - на Ленинград, группа армий “Центр” - на Москву, группа “Юг” - должна была наступать на южном, украинском направлении. Вторжение врага было вероломным и неожиданным для Советского Союза. В первые три недели войны 23 советские дивизии были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 километров в глубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия. Одновременно с ожесточенными сражениями на центральном и южном направлениях не менее упорная борьба развернулась на Северо-западном направлении. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. Советский народ был полон решимости, отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.

К концу сентября фронт на подступах к Ленинграду окончательно стабилизировался. Город был блокирован фашистскими войсками, все сухопутные коммуникации Ленинграда с центром были перерезаны. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха.

Ужасную  участь  готовил  Гитлер  Ленинграду.(Слайд6) Вот  выдержка  из  секретной  директивы  немецкого  военного  штаба: «О  будущем  города  Петербурга»от  22 сентября 1941 года - «Город  Петербург  стереть  с  лица  земли… После  поражения  Советской  России  нет  никакого  интереса  для  дальнейшего   существования  этого  большого  населённого  пункта. Предложение  блокировать  город  и  путём  обстрела  из  артиллерии  всех  калибров  и  беспрерывной  бомбёжки  с  воздуха  сравнять  его  с  землёй. С нашей  стороны  нет  заинтересованности    в  сохранении  хотя бы  части  населения  этого  большого  города».

Для  осуществления  этого  варварского  замысла  гитлеровское  командование  бросило  к Ленинграду  огромные  военные  силы – более  40  отборных  дивизий, свыше  1000 танков  и  1500 самолетов. Немцев  поддерживали   200-тысячная  финская  армия, «голубая  дивизия  из  фашистской  Испании, легионеры  из  Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

Вражеские  войска  значительно  превосходили  наши  силы. Вместе   со  взрослыми  сражались  и  ленинградские  мальчишки –сыновья  полков.

На  защиту  родного  города  поднялись  все  его  жители. В  короткий  срок  он  был  превращён   в  город  - крепость. В  нём  построили  -35 км баррикад. 4170  дотов, 2200  огневых  точек. (Слайд7)

Стремясь  сравнять  город    с землей, фашисты  обрушили  на  него  за  время  осады  150 000  тяжелых  снарядов,5000  фугасных   и более  100000 зажигательных  бомб. Жители  лишились  третьей  части  жилья. 611  дней  город  подвергался интенсивному  артиллерийскому  обстрелу  и бомбардировкам. (Слайд8)

(Слайд 9)8сентября  1941 года  захватив,  г. Шлиссельбург, фашисты  прорвались  на  южный  берег  Ладожского  озера. Ленинград  оказался  полностью  блокирован  с  суши. 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 огненных, страшных, блокадных   дней и ночей. (Слайд10) В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

С  каждым днём  в  городе  таяли  запасы  продовольствия. Были  сокращены  его  нормы. Рабочие  и  интеллигенция  получали  в  день  всего  по  250 г  хлеба, а  служащие  и  дети  по  125 г. Муки  в  этом  хлебе  почти  не  было, его  выпекали  из  отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб  был  почти  единственным  питанием   ленинградцев. (Слайд11)

Но  город  жил  и  боролся. Подвигом   был  каждый день  осаждённого  Ленинграда. (Слайд12-14) В  промёрзших  цехах  трудились  рабочие. К  станкам, плавильным  печам на  место  ушедших   на  фронт  мужчин  встали  старики, женщины, подростки. В  своей  «Ленинградской  поэме» поэтесса Ольга  Берггольц  писала:

Обучающийся. Да, мы  не  скроем  -  в  эти  дни

         Мы  ели  клей, потом  ремни,

         Но, съев  похлёбку  из  ремней,

         Вставал  к  станку  упрямый  мастер,

         Чтобы  точить  орудий  части,

         Необходимые  войне.

         Но  он  точил, пока  рука

         Могла  производить  движенья.

         А   если  падал,- у  станка,

         Как  падает  солдат   в  сраженье.

Учитель. В  период  блокады  Ленинград  дал  фронту  более  двух  тысяч  танков, полторы  тысячи  самолетов, сто  пятьдесят   тяжелых  морских  орудий, более  четырех  тысяч  полевых  орудий  разных  калибров, двенадцать  тысяч  минометов, свыше  двухсот   тысяч  единиц  стрелкового  оружия, более  семи  миллионов  артиллерийских  снарядов  и  мин.

Все    нечеловеческие  тяготы  и  лишения  наравне  со  взрослыми  переносили  дети  и  подростки. (Слайд15-16)

Обучающийся.Девчонка  с ведёрком  пустым  (Слайд17 )

                    Чуть  движется…А  за  Невою

                     Клубится  пожарища  дым.

                    А  там, меж  сугробов  горбатых,

                    Где  трудно  т  взрослым  шагать,

                    На  саночках  узких  ребята,

                    Везут  свою  мертвую  мать…

Обучающийся.  На  развороченном  пути (Слайд18)

                     Стоит  мальчишка  лет  пяти.

                     В  глазах  расширенных  истома,

                     И  щёки  белые, как  мел.

                    - Где  твоя  мама, мальчик?

                    -Дома.

                    - А где  твой  дом, сынок?

                    -Сгорел.

                    Он  сел. Его  снежком заносит.

                    В  его  глазах  мутится  свет.

                   Он  даже  хлеба  не  попросит.

                   Он  тоже  знает: хлеба  нет.

Учитель. (Слайд19)Обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, деморализовать, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все... Вот что такое фашистская стратегия голода. И фашисты это орудие широко применяли, стремясь сломить волю людей к сопротивлению и укрепить свой тыл.

(Слайд20)Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире - ложился спать, и засыпал навеки.

Обучающийся. На  салазках  кокон  пряменький,

                    Спеленав, везет

                    Мать, заплаканная, в  валенках,

                   А  метель  метёт.

                   Старушонка  лезет  в  очередь,

                   Охает, крестясь:

                   «У  моей  вот  тоже  дочери

                   Схоронён  вчерась.

                   Бог  прибрал, и  слава  господу,

                   Легче  им  и  нам.

                   Я   сама-то  скоро  с  ног  спаду

                   С  этих  со  ста  грамм».

                   Труден  путь, далёк  до  кладбища,

                   Как  с  могилой  быть?

                   Довезти  сама  смогла  б  ещё,

                  Сможет  ли  зарыть?

                  А  не  сможет  -  сложат  в  братскую,

                  Сложат, как  дрова,

                  В  трудовую, ленинградскую,

                  Закопав  едва.

                  И  спешат  по  снегу  валенки,-

                 Стало  уж  темнеть.

                 Схоронить  трудней, мой   маленький,

                 Легче  умереть. 

                                                                     Наталья КРАНДИЕВСКАЯ-ТОЛСТАЯ. Из цикла "На улице"

Учитель. (Слайд21)Хоронить было трудно: транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые снегом стоят трамваи. Вдоль проспектов причудливыми нитями свисали провода, окутанные инеем. По бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом, а позднее и просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвого на полпути. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне Пискаревское кладбище.

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. чел. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в городе.

Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого, все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы. (Слайд22-23)Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, ученого на героические дела. Это же чувство руководило артистами, когда они пели, играли, развлекая голодных и усталых людей, хотя у них самих подкашивались ноги, и кружилась голова. В антрактах у наиболее ослабевших наступало обморочное состояние, но воля побеждала: они вставали и продолжали играть. Под  грохот  бомбовых  разрывов  писал  в  Ленинграде  свою  знаменитую  Седьмую  симфонию  Д.Шостакович. (Слайд24)В  ней  прозвучал  страстный  призыв  к  борьбе  с  фашистской  нечистью, уверенность  в  том, что  силы  света  и  разума  восторжествуют.

Обучающийся.Девочка  у  рояля. Слайд25)

 

                Дочери моей, Марианне Дранишниковой

                   Стрелки  непочиненных  часов,

                   Как  трамваи, неподвижно  стали.

                   Но  спокойно, под  набат  гудков,

                   Девочка  играет  на  рояле.

                   У  неё  косички  за  спиной.

                   На  диване  в  ряд  уселись  куклы.

                   Бомба, слышишь? В  корпус  головой…

                   Дрогнул  пол… Коптилка  вдруг  потухла.

                   Кто-то  вскрикнул.Стекла,как  песок,

                   Заскрипели  под  ногой. Где  спички?

                  Девочка  учила  свой  урок,

                  В  темноте,  играя  по  привычке.

                  Так  ещё  не  пел  нам  Мендельсон,

                  Как  сейчас  в  тревогу. И  весь  дом  был

                  Музыкой  нежданной  потрясен

                  В  грозный  час  разрыва  близкой  бомбы.

                  И  наутро, в  очередь  идя,

                  Постояла  я  под  тем  окошком.

                  Ты  играешь, ты  жива, дитя.

                  Потерпи  еще, еще  немножко.

                  Зимовать  остался  Мендельсон.

                  Как  надежда, музыка  бессмертна.

                  Стали  стрелки. Город  окружён.

                  До  своих  - большие  километры.

Учитель. Дети в осажденном городе... (Слайды 26-28)Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым, нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоемов таскали ведрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде белье и чинили одежду при слабом свете коптилки, скудные продукты распределяли по дням, а в течение дня - по часам.

В  осаждённом городе  работали  39  школ. Да, трудно  поверить, но  это  факт, даже  в  жутких  условиях  блокадной  жизни, когда  не  хватало  еды, воды, дров, теплой  одежды, многие  ленинградские  дети  учились. (Слайд29)

А.Фадеев  сказал: «Самый  великий  подвиг  школьников  Ленинграда  в  том, что  они  учились». Да они  учились  несмотря  ни на что. Дети шатались  от  голода. У всех  была  общая  болезнь – дистрофия. А  к  ней  ещё  прибавилась  и  цинга. Ученики  умирали  не  только  дома, на  улице  по  дороге  в  школу, но, случалось, прямо  в  классе.

Обучающийся.Девчонка  руки  протянула

                     и  головой  

                    На  край  стола…

                    Сначала  думали  -

                    Уснула,

                    А  оказалась-

                    Умерла.

                    Никто  не  обронил  ни  слова,
                  Лишь  хрипло,

                   Сквозь  метельный  стон

                   Учитель  выдавил, что  снова

                   Уроки-

                   После  похорон.

Учитель. Многие  знают  печальную  историю  11 летней  ленинградской  школьницы  Тани  Савичевой.(Слайд30)

        Большая  дружная  семья  Савичевых  жила  на  Васильевском острове. Блокада  отняла   у  девочки  родных  и  сделала  её  сиротой. В  те  жуткие  дни  Таня  сделала  в  записной  книжке  девять  коротких   трагических записей:

«Женя  умерла  28  декабря  в  12.00 утра 1941г.»

«Бабушка  умерла  25  января  в  3ч.дня 1942г.»

«Лека  умер   17  марта в 5ч.утра 1942г.»

«Дядя  Вася  умер   в 2ч.ночи 14  апреля 1942г.»

«Дядя  Лёша  умер 10 мая в 4ч.дня 1942г.»

«Мама  умерла  13  мая в 7ч.30 мин утра 1942г.»

«Савичевы  умерли»

«Умерли  все»

«Осталась  одна  Таня»

        Таню  при первой  возможности  вывезли  с  детским  домом  в  Горьковскую  область. Но крайнее  истощение, нервное  потрясение  сломили девочку. И она  вскоре  умерла.

        Самой  страшной  оказались  зима   и  весна  1942 года, когда  запас  хлеба  для  питания  детей  и  стариков  сократили  до  125 граммов.(Слайды 31-32)

«Сто  двадцать  пять  блокадных  грамм  с  огнём  и  кровью  пополам» - писала  поэтесса  Ольга  Берггольц, находясь  в  осаждённом  Ленинграде.

Выдержать  такое  испытание  помогла  и  «Дорога  жизни» (Слайды 33-35)проложенная по льду Ладожского озера, но  действовала    она  пять  месяцев. «Дорогу  жизни»  называли  ещё  и  «дорогой  смерти», так  как  много  людей   и  машин   гибло  под  бомбами  или  проваливалось  в  образовавшиеся  от взрывов  полыньи. Но  риск  оправдывал  себя: Ленинград  жил.  

(Слайды 36)13  января  1943  года  силами  Советской  армии  была  прорвана  линия  обороны и  по  отбитому   у  врага  коридору,    шириной  8-11 км началось  бесперебойное  снабжение  Ленинграда  продовольствием, сырьём  для  промышленных  предприятий, вооружением  для  его  защитников.

(Слайд37)Час  освобождения города  от  блокады  пробил  через  год. Из  трех  миллионов  жителей    в  Ленинграде  осталось  560  тысяч  жителей. (Слайд 38)

Заключение. В  честь  выигранного  сражения  27  января  1944 года  над  Невой  прогремело  24  залпа  торжественного  салюта. (Слайд39)

Обучающийся. Гремит  салют.

                   Ракеты  в  воздухе  горячем.

                  Цветами  пестрыми  цветут.

                  А  ленинградцы  тихо  плачут.

                  Ни  успокаивать  пока

                  Ни  утешать  людей  не  надо.

                  Их  радость  слишком  велика-

                  Гремит  салют  над  Ленинградом!

                  Их  радость  велика,

                  Но  боль

                  Заговорила  и  прорвалась:

                 На  праздничный  салют

                 С  тобой

                 Пол  - Ленинграда  не  поднялось.

                 Рыдают  люди, и  поют

                 И  лиц  заплаканных  не  прячут

                Сегодня  в  городе  салют!

                Сегодня  ленинградцы   -  ….плачут…

Учитель. Пройдут  столетия, но  всегда  будет  жива  память  о  беспримерном  мужестве  ленинградцев, о  доблести  славных  защитников  города  Ленинграда. (Слайд 40) Их  бессмертный  подвиг    не забудется  никогда.

Прошу всех встать и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны .

Минута  молчания. (Слайд 41)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "200 дней и ночей Сталинграда"

Сценарий мерпориятия, посвященного Сталинградской битве....

900 дней и ночей

Внеклассное  мероприятие  посвящённое  Великой  Победе...

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и 900 ночей.

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и  900 ночей. Рябчиня Наталья Васильевна, воспитатель Г К С(к)О У...

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и 900 ночей.

Данная композиция посвящена героической обороне города, о тяжелейших днях блокады, которую пережили советские люди.В городе не было света, воды, топлива, наступил голод были 30 градусные морозы. Вся с...

Классный час "200 дней и ночей Сталинграда"

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-9 классов, посвященное 70-летней годовщине Сталинградской битвы...

Сталинградская битва - 200 дней и ночей

В этом году  - 70 лет со дня Сталинградского сражения во время ВОВ. При изучении темы "Поволжье"( география 9 класс) много об этом говорили и провели внеклассное мероприятие для учащихся начальны...

"200 дней и ночей Сталинграда"

Презентация к внеклассному мероприятию...