Учитель - профессия будущего
материал по теме

Выступление  в ВДЦ "Орленок" перед участниками проекта «Учитель – профессия будущего», подростками, мотивированными на получение педагогического образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_-_professiya_budushchego.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Учитель - профессия будущего

( выступление перед участниками проекта «Учитель – профессия будущего», подростками, мотивированными на получение педагогического образования)

Учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 11 «Б» класса

Кашина Татьяна Георгиевна

г.Курганинск – пос. Новомихайловский, ВДЦ «Орленок»

Уважаемые старшеклассники, участники педагогических клубов и отрядов!

                                           Вот космонавт,

                                        Вот музыкант,

                                Вот повар,

                                        Вот строитель.

                              Но кто же

                                      Всех их выучил?

                           Их выучил

                        Учитель!

                                         

                                                В.Данько

Сегодня наш разговор пойдёт о профессии учителя, которая, с одной стороны, является массовой, всем известной, с другой стороны, по ряду причин утратила свой престиж. Попытаемся ответить на вопрос, зависит ли престиж профессии человека от него самого.

Все вы когда-либо играли в ассоциации. Давайте вспомним условия игры. Я называю слово, а вы продолжаете цепочку ассоциаций, например, «дорога» - «автомобиль»-«поворот» и т. п. Итак, ваши ассоциации к слову «учитель». (Ученики предлагают свою цепочку ассоциаций).

Несомненно, каждый из вас прав по-своему, одно отрадно, что со словом «учитель» у всех людей на земле связаны самые трепетные воспоминания : первый учитель, любимый учитель, самый справедливый учитель...

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» найдём определение понятия: «Учитель- педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионально технического образования. Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле - это высокая миссия, предназначение которой - сотворение и самоопределение личности, утверждение человека в человеке». Учитель - это больше, чем профессия. Учитель учит, воспитывает, развивает человека.

Наша современница, учитель музыки и руководитель хора Е.А.Байсыбаева так пишет с своей профессии: «Учитель по большому счёту в ответе за жизнь на Земле. Учитель создаёт завтрашний образ, завтрашний лик нашей планеты».

Как вы видите, учитель представляет свою миссию во вселенском масштабе -  как ответственность за создание и преобразование человека, за «завтрашний лик нашей планеты». Но это ответственность и за каждый конкретный день- день профессиональной работы, за каждого ребёнка, которого учит и воспитывает: за его знания, поступки, за его школьные несчастья и обиды, за его интеллектуальное и нравственное развитие, за его здоровье...

Так что же преобразует учитель?

Он преобразует ум и знания ребёнка, ведя его от незнания к знанию; его чувства, пробуждая и развивая у него отношение к прекрасному, доброму ,вечному; он пробуждает и развивает его стремление к творчеству; он развивает его нравственные качества: чувство  собственного достоинства, ответственность, честность, порядочность; укрепляет его волю и способность самостоятельно действовать, принимать решения и др.

Чем ярче и сильнее проявляется преобразовательская склонность, тем с большей вероятностью можно предположить, что она может стать мотивом выбора профессии учителя.

На выбор педагогической профессии могут повлиять проявившиеся  способности  именно к этому виду деятельности. Наличие способностей - предпосылка успешной деятельности. Осознание способностей к какому-либо виду деятельности также может стать мотивом выбора профессии.

Учёный-психолог В.А.Крутецкий, обобщив данные других исследователей, выделил шесть специальных (педагогических) способностей.

1.  Дидактические способности, которые обычно высоко ценят учащиеся разного возраста и которые проявляются в умении ясно , выразительно излагать материал, организовывать активную деятельность своих слушателей, пробуждать интерес к предмету, использовать разнообразные методы и приёмы обучения, предвосхищать возможные трудности в учебном материале, создавать условия для их преодоления.

Эта способность педагога «отзываться» сердцем на душевные движения растущего человека - необходимое условие понимания ребёнка.

Данная точка зрения часто дискутируется, её оппоненты считают, что любить ребёнка должны родители, а учителя - учить, при этом они должны быть объективными, беспристрастными и независимыми от эмоций. Но это позиция условна, потому что в каждом человеке сочетаются интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы его внутреннего мира.

  1. С дидактическими способностями тесно связаны речевые способности. И это естественно: речь - способ выражения мысли. Обычно, уже годы спустя, бывшие ученики хорошо помнят речь любимого учителя, его интонации, весь строй его мыслей, выраженных в речевой форме. Речь считается одним из самых существенных признаков профессионализма педагога. При этом если речь сопровождается мимикой и пантомимикой, она делается инструментом педагогического воздействия на личность (2-3 упражнения на распознавание языка мимики и жестов). Если вы склоняетесь к педагогическим профессиям, вам необходимо проанализировать собственную речь по очень строгим критериям её соответствия будущей профессии; необходимо внимательно отнестись к замечаниям педагогов по поводу ваших устных ответов и не упускать возможности использовать разнообразные речевые ситуации для упражнения в говорении, построении ответов,
    задавании вопросов и т.д.
  2. К специальным педагогическим способностям относятся академические способности, которые обычно проявляются в успешном творческом овладении учебным предметом или образовательной областью («Филология» , «Естествознание», «Обществознание» и др.).Человек, проявляющий такого рода способности, обладает большими знаниями в интересующей его области, уделяет ей больше времени, читает дополнительную литературу, выполняет творческие и
    исследовательские работы, решает наиболее трудные задачи, не ограничивается рамками программных тем. Такой человек испытывает от самостоятельных заданий особое удовольствие.
  3. С описанными выше способностями тесно связаны коммуникативные способности.Они проявляются в умении и готовности к общению. Педагогическая деятельность пронизана общением: учитель на уроке, на занятии общается с отдельным учеником, с целым классом; он общается с коллегами, с родителями учащихся и т.д. Общение - это принадлежность не только педагогической профессии. Общение это непременная сторона человеческой жизни, взаимодействия людей. Именно в общении человек становится социальным существом.
  4. Чрезвычайно важны в педагогической деятельности организаторские способности. В чём они проявляются? На уроке необходима организованная деятельность, порядок, дисциплина. Любой сбой, отсутствие порядка на уроке делает обучение непродуктивным. Самый прекрасный замысел подчас неосуществим на уроке из-за неумения учителя организовать класс, поддерживать его внимание в ходе урока, внимательно следить за подъёмом и снижением интереса, включать в работу учащихся с разным уровнем способностей и знаний, разряжать состояние напряжённости и усталости и много другое. Организация урока - это продуманное начало, энергичное ведение его, чёткая и выстроенная логика, взаимосвязанные переходы от одного вида деятельности к другому, управление работой класса, умение использовать юмор, иронию для создания благоприятного микроклимата и нейтрализации нежелательных поступков детей.

Таким образом, выбор профессии учителя, так же как и других профессий, может быть обусловлен стремлением человека реализовать свои склонности и специальные способности, а может быть, и талант. Но особенно важен в педагогической деятельности  талант быть классным руководителем!

Что стоит за понятием «классный руководитель»?

   Деятельность его сложна и каждый день приносит многообразные чувства и переживания: заботы, радости, огорчения, проблемы, которые требуют неотложного решения.

   Классные руководители бывают разные: строгие, добрые, заботливые и не очень. Но всех их объединяет искреннее желание помочь своим воспитанникам, уберечь их от ошибок, предостеречь их от неприятностей, добиться с ними успеха. Содержание, формы взаимодействия классного руководителя с воспитанниками определяются многими факторами: особенностями образовательного учреждения,  класса, возраста, потребностями учащихся и родителей, должностным статусом и функциями воспитателя, наконец, личностными качествами. Ведь не напрасно говорят, что настоящий классный руководитель - это человек, которому можно доверить детство.

   Чем занимается классный руководитель?

Он изучает склонности, интересы, характеры воспитанников. Это помогает ему понять детей, создать благоприятные условия для развития каждого, решить проблемы общения с одноклассниками, учителями, родителями.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность детского коллектива: познавательную, трудовую, досуговую, спортивную, творческую и др. При этом педагог стремиться стать помощником, советчиков в их организации, а детей побуждает к активности и самодеятельности. Во всех видах совместной деятельности он отвечает за жизнь, здоровье и безопасность детей.

В центре внимания классного руководителя - воспитание духовности, привитие общечеловеческих норм нравственности - ориентира в жизни детского сообщества, регуляторов культуры общения, критериев человеческих поступков.

В зависимости от возраста учеников классный руководитель выполняет разные роли: в младшей школе он - опекун, гувернёр; в основной и старшей - куратор, друг, наставник. Но всегда отношения между воспитанниками и классным руководителем должны выстраиваться на основе сотрудничества, сотворчества.

Используя методику незаконченного предложения, попробуйте закончить фразу: «Классный руководитель - это человек...».

Кроме этих целей и мотивов выбор профессии учителя может быть продиктован значимостью общения в педагогической деятельности. Интерес к этой стороне деятельности, в особенности интерес к общению с детьми, может стать побуждением к выбору учительской профессии.

Иногда учительскую профессию выбирают, исходя из интереса к определённой области знаний, представленной к определённым предметам. И это очень важно. Любить предмет - это не значит любить профессию учителя. Но любовь к предмету реализуется в умении его преподавать, передавать эту любовь ученикам.

Мотивом выбора учительской профессии иногда становится желание и потребность продолжить семейную традицию. Такие люди обычно знают педагогический труд  не понаслышке, а изнутри. Они лучше других видят перспективы профессии, её специфику, содержание, радости и трудности.

Тем, кто планирует свою деятельность в сфере образования, важно владеть знаниями о правах и обязанностях педагогов в образовательном учреждении. Вот основные документы, которыми регулируется труд учителя:

  1. Конституция РФ  
  2. Кодекс законов о труде РФ    
  3. Закон РФ «Об образовании»
  4. Типовое положение об образовательном учреждении    
  5. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ    
  6. Устав образовательного учреждения    
  7. Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Кто допускается к педагогической деятельности?

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую компетенцию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.

Психологи называют более 50 личностных свойств учителя, главные из которых - любовь к детям, справедливость, честность, порядочность и др. Человеку важно обладать профессиональными свойствами, которые обеспечивают пригодность к профессии учителя. Какие требования предъявляют современные учащиеся основной школы к учителю? Чаще всего назывались такие требования: должен много знать - 78% учащихся; быть чутким и внимательным - 73%; интересно, от души объяснять - 69%; быть готовым оказать помощь - 61%; обладать терпением и весёлым характером - 60%; не должен жаловаться родителям - 59%.

Эти обобщенные данные подтверждают высказывание учащихся : «учитель должен видеть в каждом личность»; «важно, чтобы слово и дело учителя не расходились»; «учитель должен быть интеллигентным и гуманным».

Родители тоже предъявляют высокие требования к педагогу: «учитель должен сочетать любовь к детям с любовью к своему делу, быть человеком высокой нравственной культуры, быть хорошим организатором, разумно требовать, быть профессионалом, качественно учить детей».

Есть ли ограничения при приёме учителей на работу?

Да, есть. К педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда.

Есть ограничения и по медицинским показаниям - дефекты речи, выраженные физические недостатки.

Каким должен быть современный учитель?

Сила разума, светлый, высокий ум дают учителю возможность проникать в глубь человеческой души, постигать сущность человека. Ответственная любовь к детям позволяет ему разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, преодолевать отчуждение. Особенность эмоциональной сферы учителя - способность сопереживать и сочувствовать, разделять чувства своих учеников, влиять на их эмоциональную жизнь. Но многие из вас охотно рассказывают о другой, очень стойкой, зависимости успеваемости по предмету - от отношения к учителю, его преподающему. Рассказ, обычно бесхитростный и простой, повествует о том, как интерес к предмету прямо определялся симпатией к учителю. И эти симпатии будут поддерживаться теми новациями, что идут в нашу новую школу.

Сегодня много говорят о модернизации новой школы. Считается, что расходы на образование должны соотноситься с успеваемостью учащихся. Среди учителей и родителей бытует мнение, что чем больше денег тратится на образование, тем выше его качество. Практика же показала, что хотя расходы на школы увеличивались из года в год на протяжении 10 лет, успехи учеников  значительно не улучшались.

Исследование динамики забывания информации  по окончании обучения свидетельствует, что быстрее всего забываются знания, полученные по магнитофонной записи: через месяц остаётся менее 20%. За это же время знания, полученные от учителя, сохраняются на 50%.

В конце 90-х гг. XX века учёные Англии попробовали определить зависимость качества обучения школьников от оснащенности школ компьютерами. Прямой зависимости выявить также не удалось.

В толковом словаре русского языка модернизация определяется как обновление, изменение соответственно современным требованиям.

Что же будет обновляться, изменяться?

Главная идея обновления - обеспечение современного качества образования, приведение его в соответствие с актуальными потребностями личности, общества, государства.

Обновление образования осуществляется с учётом развития учащихся на разных ступенях школьной жизни.

На каждом возрастном этапе - начальной, основной, старшей школы - в центре внимания учителя - личность ученика, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, раскрытие и реализация его личностного потенциала, развитие творческих способностей, определение образовательной траекторией для каждого.

Выбрав в профессию учителя, вы сможете работать с учащимися разных ступеней школьного образования.

Старшая школа в первую очередь школа профильная, в связи с чем она строится на основе расширения возможностей выбора учащимися индивидуальной образовательной программы. Профильное обучение ориентировано на реализацию интересов, склонностей и способностей учащихся, создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями. Выпускники школы будут трудиться в мире, устроенном уже иначе. Для их успешной социализации в этом мире усиливается внимание к экономическим, правовым знаниям, знаниям истории, русского, родного и иностранного языков, обеспечению компьютерной грамотности. Предусматривается совершенствование текущей и итоговой аттестации старшеклассников, повсеместное введение ЕГЭ.

Модернизация всех возрастных ступеней образования осуществляется с учётом требования будущего. Обновленная модель школы должна удовлетворять запросы и личности, и общества, развиваться в опережающем режиме, т.е. школа должна уже сегодня учитывать социально-экономические потребности страны через 5-15 лет.

Сделайте для себя вывод: готовы ли вы участвовать в таком масштабном преобразовании школы в качестве учителя? Каждый ли учитель способен участвовать в этих процессах? Могут ли эти преобразования поднять престиж учительской профессии?

Литература.:

 1. Брудный Д.Л. Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. – М.: Политиздат, 1991. – 350 с.

2. Воскресенская М.А. Я становлюсь учительницей. – Л.: Лениздат, 1987. – 160 с.

3. Хозе С.Е. В учительском строю: Единомышленники и соавторы педагога. – М.: Педагогика, 1990. – 208 с.

4.Дорофеева Е. Последний звонок.// Воспитание школьников. № 2, 1996г. – с. 57-61.

5. Чкариули Т. День учителя.//Воспитание школьников. №5, 2001г. – с. 59-61.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (однотомная версия). – СПб.: «Ленинградское издательство», 2009г. – 896с.

7. Зайцева Т.П. Энциклопедия современного учителя. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000г. – 336 с.: ил.

8. Каиров И.А. Педагогический словарь. Том II. Изд – во АПН Академии педагогических наук. – М.: 1960г. – 766 с.

9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:Азбуковник,1998г. – 944 с.

10. Шойхер В.Ю. Антология мудрости. – М.: Вече, 2005г. – 848 с.

11. Боголюбов Л.Н.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. – М.: Просвещение, 2009. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессии будущего

Предлагаю для помощи в профориентационной работе презентацию к классному часу....

"Профессия будущего"

В современном мире множество профессий...какая профессия по душе? Куда пойти учиться? Какие знания могут пригодиться?Урок по профориентации в 9 классе ...

Профессии будущего

В презентации рассказывается о профессиях будущего, ею можно воспользоваться при проведении классных часов по профориентации....

Классный час "Профессии будущего"

Классный час для учеников 10-11 классов...

Профессия будущего

Презентация к учебнику Григорьевой "Objectif" 10-11 классы с заданиями...

Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"

Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"...