Главные вкладки

    Рабочая программа кружка "Юный лесовод"
    рабочая программа (8 класс) по теме

    Задорожный Александр Иванович

    Рабочая программа кружка включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание програмного материала, учебно-тематический план

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programmayunyy_lesovod.doc295 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов

    Новооскольского района

    Белгородской области»

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор МОУ ДОД «СЮН»

    _______________    Гусев А. В.

    «____»   ______________   200  г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Авторская образовательная программа

    «Юный лесовод»

    на 1 год

    возраст воспитанников

    11-15 лет

    Педагог дополнительного образования

                                                               Задорожный Александр Иванович

    Г. Новый Оскол 2010 г.

    Пояснительная записка

    В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и науч ных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.

    Программа кружка «Юные лесоводы» ставит следующие цели:

    1. воспитать у школьников чувство любви и бережного отно шения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;

    - углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, изучаемым учащимися в школе дать представление о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, дать сведения о деятельности лесного хозяйства;

    1. научить слушателей кружка умению самостоятельно рабо тать со справочниками и определителями;
    2. развить самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно-исследовательских работ;
    3. выработать качества рачительного и разумного хозяина природы, четко определить права и обязанности по отношению к ней;
    4. вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями при выполнении природоохранных мер.

    В программу кружка «Юные лесоводы» входят как теоретиче ские занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяй ства, так и выполнение практических заданий по пройденным те мам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, ве дение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно полезном труде.

    Кроме того, в процессе занятий должно быть предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении мас совых традиционных праздников природы «День птиц», «Месяч ник леса и сада», «День работника леса», «Дары осени», «Пти цы — наши друзья», «Посвящение в юные лесоводы» и т. д., участие в районных, областных и всероссийских слетах членов школьных лесничеств, в конкурсах и викторинах юных знатоков природы, в трудовых операциях («Семена», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Муравей», «Кормушка» и др.), в целевых экскурсиях и походах в природу. Программа преду сматривает лесной обход, посещение предприятий лесного хозяй ства для ознакомления с достижениями науки и техники, пере дового опыта работы в лесу и деревообрабатывающих цехах, для встречи с ветеранами труда и передовыми тружениками леса, ознакомления с механизмами, облегчающими их труд.

    Программа кружка «Юные лесоводы» рассчитана на 144 часа в год.

    Во время школьных каникул, в том числе и летних, работа кружка может быть продолжена за счет практических часов или в летнем лесном лагере труда и отдыха. Кроме того, продолжа ется выполнение индивидуальных или групповых опытных работ
    и наблюдений за природой по заданию руководителя кружка и других наставников, в первую очередь специалистов лесного хо зяйства и ученых.

    Выполнение работ в лесу проводится в течение соответствую щего сезона года, независимо от прохождения той или иной темы. После выполнения конкретного задания учащийся представляет отчет о проделанной работе, с которым он выступает перед свои ми товарищами по школе.

    В процессе выполнения учащимися практических работ тре буется строгое соблюдение культуры и дисциплины   труда, действующих правил техники безопасности и производственной са нитарии.

    Учащиеся не допускаются к выполнению работ на механизмах и связанных с применением ядохимикатов. До начала выполне ния всех видов работ учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности.

    К чтению лекций, проведению экскурсий и походов в лес, практических, опытно-исследовательских работ и наблюдений в природе, в каждом конкретном случае могут привлекаться уче ные, работники государственной лесной охраны и другие специа листы лесного хозяйства.

    По завершении изучения всех тем программы на конференции членов кружка «Юные лесоводы» слушатель отчитывается о про деланной работе по заранее избранной и подготовленной теме, увязав свои рекомендации и выводы с практическими решениями задач, стоящих перед лесным хозяйством или наблюдаемым при родным объектом.

    Тематическое планирование

    занятий кружка «Юный лесовод»

    на 2010-2011 учебный год руководитель: Задорожный А.И.

    № п/п

    Тема занятий

    Кол-во часов

    Дата проведения

    1

    2

    3

    4

    1

    Знакомство учащихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год. Школьные лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных растений. Положение о школьном лесничестве.

    2

    02.09.10

    2

    Практическая работа. Ознакомление с рисунками, фотографиями, дневниками, рефератами и альбомами, гербариями и коллекциями, которые были выполнены кружковцами в прошлые годы.

    2

    04.09.10

    3

    Практическая работа. Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей.

    2

    09.09.10

    4

    Практическая работа. Подготовка и участие в празднике «День работников леса» с приглашением в школу специалистов лесного хозяйства.

    2

    11.09.10

    5

    Практическая работа. Закладка опыта: применение разных способов размножения для различных деревьев и кустарников.

    2

    16.09.10

    6

    Практическая работа. Участие в трудовой операции «Лесные семена».

    2

    18.09.10

    7

    Практическая работа.  Трудовое участие в озеленении закрепленной лесной территории и уходе за ранее посаженными деревьями и кустарниками.

    2

    23.09.10

    8

    Экскурсия в лес – по границам лесных владений школьного лесничества.

    4

    25.09.10

    9

    Понятие о природе. Охрана природы – дело государственной важности. Влияние деятельности человека на окружающую среду. За культуру поведения в природе. Соблюдение законов об охране природы.

    2

    02.10.10

    10

    Практическая работа. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса.

    2

    07.10.10

    11

    Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир – посмотри вокруг».

    4

    09.10.10

    12

    Народнохозяйственное значение леса. Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса. Основные свойства леса. Лес – место обитания животных. Заповедники и заказники.

    2

    16.10.10

    13

    Практическая работа. Беседа с младшими школьниками на тему «Значение леса в жизни человека». Оформление стенда «Что дает один гектар леса».

    2

    21.10.10

    14

    Экскурсия в лес для определения типа леса по растительному покрову.

    2

    23.10.10

    15

    Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира и России. Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экологическое значение в настоящее время и будущем.

    2

    28.10.10

    1

    2

    3

    4

    16

    Практическая работа. Работа с литературой и атласами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Викторина «Знаешь ли ты лесные ресурсы мира?»

    2

    30.10.10

    17

    Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих пород деревьев и кустарников России. Биологические особенности и условия их произрастания. Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

    2

    06.11.10

    18

    Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Охраняемые виды редких растений области и района.

    2

    11.11.10

    19

    Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений. Организация сенокошения, пастьбы скота в лесу. Пчеловодство.

    2

    13.11.10

    20

    Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах.

    2

    18.11.10

    21

    Операция «Живи, елка».

    2

    20.11.10

    22

    Экскурсия с целью изучения растений, животных и явлений природы.

    4

    25.11.10

    23

    Краткие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растений. Ядовитые грибы и растения. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

    2

    02.12.10

    24

    Практическая работа. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре с помощью определителя.

    2

    04.12.10

    25

    Практическая работа. Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки. Проведение викторины «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные растения?»

    2

    09.12.10

    26

    Экскурсия в лес для ознакомления с рубками ухода за лесом, а также с работой орудий и машин.

    2

    11.12.10

    27

    Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.

    2

    16.12.10

    28

    Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание крупномерных саженцев для механизированной посадки леса.

    2

    18.12.10

    29

    Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и посадке сеянцев на лесокультурной площади.

    2

    23.12.10

    30

    Практическая работа. Распознавание основных видов минеральных и органических удобрений. Составление коллекции минеральных удобрений.

    2

    25.12.10

    31

    Практическая работа. Проведение викторины «Какая это порода». Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки.

    2

    30.12.10

    32

    Организация охраны леса. Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственности за них. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

    2

    13.01.11

    33

    Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные, занесенные в «Красную книгу», занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды животных.

    2

    15.01.11

    34

    Главнейшие виды вредителей и болезней леса. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод

    2

    20.01.11

    1

    2

    3

    4

    борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

    22.01.11

    35

    Практическая работа. Изучение отличительных признаков по чучелам, по коллекциям с определителем главнейших видов животных, вредных насекомых, приносящих ущерб лесному хозяйству.

    2

    27.01.11

    36

    Практическая работа. Проведение викторины  «Какие птицы зимуют, первыми прилетают в наши края зимой и весной».

    2

    29.01.11

    37

    Практическая работа. Подкормка птиц и животных в зимнее время. Написание рассказов о своих наблюдениях за птицами.

    4

    03.02.11

    38

    Практическая работа. Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.

    2

    10.02.11

    39

    Практическая работа. Проведение ревизий-обходов.

    4

    12.02.11

    40

    План организации лесного хозяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические знаки.

    2

    19.02.11

    41

    Единицы измерения и учета в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т.д.

    2

    24.02.11

    42

    Практическая работа. Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам.

    2

    26.02.11

    43

    Практическая работа. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировки с них.

    2

    03.03.11

    44

    Практическая работа. Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на глаз высоты дерева, его диаметра и ширины.

    4

    05.03.11

    45

    Операция «Первоцвет».

    2

    10.03.11

    46

    Организация заготовки, вывозки и переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и механизмы, применяемые при этих работах. Меры, обеспечивающие  безопасность работы на них.

    2

    12.03.11

    47

    Экскурсия в лес для ознакомления с технологией лесозаготовок.

    4

    17.03.11

    48

    Практическая работа. Изготовление коллекции образцов древесных пород, растущих в лесу.

    2

    24.03.11

    49

    Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных. Порядок их проведения в натуре. Оформление результатов наблюдений.

    2

    26.03.11

    50

    Практическая работа. Участие в трудовой операции «Муравей» для их учета и охраны.

    2

    31.03.11

    51

    Практическая работа. Викторина «Что когда бывает?» (о сезонных явлениях природы)

    2

    02.04.11

    52

    Экскурсия с целью изучения растений, животных и явлений природы.

    4

    07.04.11

    53

    Экскурсия в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет и ознакомления с работой лесокультурной техники.

    4

    14.04.11

    54

    Подготовка к районному конкурсу «Юный лесовод».

    4

    21.04.11

    55

    Практическая работа. Глазомерное, лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса. Сбор и уничтожение вредителей.

    2

    28.04.11

    56

    Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Химическая переработка древесного сырья.

    2

    30.04.11

    57

    Участие в районном конкурсе «Юный лесовод»

    2

    05.05.11

    58

    Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка крупномерного материала для озеленения. Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса. Применение орудий, машин и механизмов на лесокультурных работах.

    2

    07.05.11

    59

    Практическая работа. Участие в операции «Лесная аптека».

    2

    12.05.11

    60

    Практическая работа. Написание рассказов о своих наблюдениях за птицами.

    2

    14.05.11

    61

    Подготовка к итоговой конференции.

    2

    19.05.11

    62

    Итоговая конференция.

    2

    21.05.11

    Итого:

    144

    Содержание программы

    1.Вводное занятие. Знакомство учащихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год.

    Школьные лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населен ных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных расте ний. Положение о школьном лесничестве.

    Просмотр кинофильмов: «Зеленый патруль» — на страже род ной природы», «Школьные лесничества» и др.

    Практическая работа. Ознакомление в уголке приро ды школы с выставками рисунков и фотографий, дневниками, ре фератами и альбомами, гербариями и коллекциями, которые были выполнены кружковцами в прошлые годы.

    Трудовое участие в озеленении закрепленной территории и уходе за ранее посаженными деревьями и кустарниками в пе риод осеннего праздника «Неделя леса и сада».

    Обзорная экскурсия в лес — по границам лесных вла дений школьного лесничества.

    2.Охрана природы. Понятие о природе. И. В. Мичурин — великий преобразователь природы. Охра на природы — дело государственной важности. Значение охраны природы для народного хозяйства. Влияние хозяйственной дея тельности человека на окружающую среду. За культуру поведе ния в природе.

    Важнейшие документы  по охране природы. Охрана окружающей при родной среды — дело всех народов мира. Соблюдение законов об охране природы. Роль пропаганды знаний по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ре сурсов в России. Фотоаппарат и магнитофон для записи голосов птиц и зверей — лучшие помощники при общении с природой.

    Показ короткометражного научно-популярного кинофильма «Охрана природы — дело народное».

    Практическая работа. Оказание помощи в оформле нии школьного уголка природы; пополнение экспонатами биоло гических кабинетов. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса. Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир — посмотри вокруг».

    3.Лес основной компонент окружающей среды. Краткий обзор истории развития отечественного лесоводства. Народнохо зяйственное значение леса. Лес в творчестве писателей и худож ников.

    Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса. Основные свойства леса. Роль зеленых насаждений в жизни человека. Лес — место обитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. Заповед ники и заказники. Выявление и охрана памятников природы.

    Просмотр кинофильма «Лес — народное богатство».

    Практическая работа. Беседа с младшими школьни ками на тему «Значение леса в жизни человека». Организация викторины «Лес — мир добра и чудес». Оформление стенда «Что дает один гектар леса».  Выявление и учет природных объектов родного края, представляющих научный и хозяйствен ный интерес. Ознакомление с общими понятиями и терминологией из специального словаря. Экскурсии в лес для определения ти пов леса по лесорастительному покрову.

    4.Основные сведения о лесных ресурсах мира и России. Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира, России.

    Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экономическое значение в настоящее время и в будущем. Управ ление лесным хозяйством в России и за рубежом.

    Практическая работа. Работа с литературой и атла сами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Выписка в тетрадь — памятку необходимых данных.

    Для закрепления сведений провести викторину «Знаешь ли ты лесные ресурсы мира?».

    5.Основы лесоведения и лесоводства. Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих древесных и кустарни ковых пород страны. Биологические особенности и условия их произ растания. Лесоводство — наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

    Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Растения, занесенные в «Красную книгу России» и области. Охраняемые виды редких растений области и района.

    Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений.

    Организация сенокошения, пастьбы скота в лесу. Пчеловод ство.

    Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах. Крат кие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарствен ных растений.

    Практическая работа. Инструктаж всех учащихся при выполнении ими любых работ в лесу. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей. Определение по родного состава деревьев и кустарников по готовому гербарию и с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешне му виду семян. Распознавание видов грибов, ягод и лекарствен ных растений по рисункам, гербарию, альбомам и открыткам с помощью определителей.

    Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки. Изготовление наглядных посо бий: альбомов, рисунков или фотографий съедобных и ядовитых для животных и человека грибов, ягод и растений. Проведение викторин «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные расте ния?», «Знаешь ли ты главнейшие древесные   и   кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?».

    Общественно полезный труд. Участие в трудовой операции «Лесная аптека» по сезонам года и видам заготовки лекарственного сырья по заданию Аптекоуправления.

    Беседы среди своих сверстников и младших школьников на темы «Что такое лес и его элементы», «Лекарственные растения и здоровье человека».

    Экскурсии в лес для ознакомления с рубками ухода за лесом, а также с работой орудий и машин.

    6. Лесовосстановление. Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.

    Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание крупномерных сажен цев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой.

    Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка крупномерного посадочного материала для озеленения.

    Реконструкция малоценных насаждений и содействие естест венному возобновлению леса.

    Применение орудий, машин и механизмов на лесокультурных работах. Техника безопасности и производственная санитария.

    Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и при посадке сеян цев на лесокультурной площади.

    Практическая работа. Закладка опытов: применение разных способов размножения для различных деревьев и кустар ников; по выращиванию голубой ели черенками или семенами под полиэтиленовой пленкой.

    Подготовка весеннего праздника «Месячник леса и сада».

    Подготовка отчета по теме «Анализ опыта выращивания поса дочного материала под полиэтиленовой пленкой». Проведение викторины «Какая это порода?» (по семенам и всходам).

    Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки.

    Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет и ознакомления с работой лесо культурной техники.

    Распознавание основных видов минеральных и органи ческих удобрений. Составление коллекции минеральных удоб рений.

    Общественно полезный труд. Участие в трудовой операции «Лесные семена». Участие в посадке леса и уходе за лесными культурами и сеянцами в питомнике, в озеленительных работах, осенней инвентаризации лесных культур, выявление их приживаемости.

    7. Охрана и защита леса. Организация охраны леса. Положе ние о государственной лесной охране.

    Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.

    Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их ту шения.

    Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Жи вотные, занесенные в «Красную книгу». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды животных. Главнейшие ви ды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вре дителей. Насекомые-энтомофаги. Привлечение и охрана насеко моядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вре дителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зве рей и птиц.

    Практическая работа. Изучение отличительных при знаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и жи вым объектам, по коллекциям с определителем главнейших ви дов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.

    Участие в подготовке праздника природы «День птиц». Про ведение викторин «Какие птицы и звери одомашнены челове ком?», «Какие птицы зимуют, первыми прилетают в наши края зимой и весной?».

    Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.

    Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых.

    Написание рассказов о своих наблюдениях за птицами.

    Общественно полезный труд. Проведение конт рольных ревизий-обходов. Участие в трудовой операции «Мура вей» для их учета и охраны. Глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса. Сбор и уничтожение вредителей (взрослых насекомых, гусениц, куколок и кладок яиц). Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей.

    8. Основы лесной таксации. План организации лесного хо зяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические знаки.

    Единицы измерения и учета в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

    Практическая работа. Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них.

    Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на глаз высоты дереза, его диаметра и ширины. Составление слова ря незнакомых лесных терминов, встретившихся при изучении темы «Основы лесной таксации».

    9. Организация лесозаготовок и переработки древесины в лес ном хозяйстве. Понятие о главнейших технико-экономических по казателях производственных планов. Вопросы организации труда в лесном хозяйстве.

    Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Борьба с потерями в лесном хозяйстве. Химическая переработка древесного сырья. Использование отходов после переработки дре весины.

    Организация заготовки, вывозки и переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и механизмы, при меняемые при этих работах. Меры, обеспечивающие безопасность работы на них.

    Понятие о лесном сортименте.

    Практическая работа. Подготовка и участие в празд нике «День работника леса» с приглашением в школу специали стов лесного хозяйства. Оформление стенда «Что дает один кубо метр древесины». Изготовление коллекции образцов древесных пород, растущих в лесу (длина образца 0,5 м, диаметр до 20 см с показом текстуры — ее строения — древесины в радиальном, тангентальном и поперечном срезах).

    Экскурсии в лес для ознакомления с технологией лесоза готовок; в деревообрабатывающие цехи для ознакомления с тех нологическими процессами и работой на деревообрабатывающих станках; в гараж — для практического ознакомления с техникой и организацией ремонтных работ. Знакомство с готовыми видами продукции, получаемой после переработки древесины.

    Посещение лесничества (лесхоза) в период проведения дня открытых дверей, беседы со специалистами лесного хозяйства и передовиками производства.

    10. Организация метеорологических и фенологических наблю дений в природе. Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами разви тия растений, поведением животных. Как, что и когда наблюдать в природе? Порядок их проведения в натуре. Оформление резуль татов наблюдений. Предсказание изменения погоды по поведению животных, состоянию растений и народным приметам.

    Главнейшие объекты для фенологических наблюдений. Инст рументы и приборы для метеорологических наблюдений. Основ ные правила ведения наблюдений и требования к ним.

    Практическая работа. Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы (развитием и ростом рас тений, поведением насекомых, зверей и птиц) и хозяйственной деятельностью человека. Порядок занесения полученных данных в дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения.

    Сбор различных природных материалов для составления учеб ных коллекций (следы жизнедеятельности животных, гнезд птиц — брошенных), образцов древесины, плодов, семян, повреж денных насекомыми или зверями.

    Викторина «Что когда бывает?» (о сезонных явлениях при роды).

    Беседы: «Народные приметы и предсказание погоды по ним», «Какая завтра погода», «Животный и растительный мир и пого да», «Животные-синоптики», «Растения-барометры».

    Обобщение итогов наблюдения за природой и сравнение их с соответствующим периодом прошлого года.

    Экскурсии в природу с целью изучения растений, живот ных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.

    Подготовка к конкурсу юных лесоводов. Подготовка проводит ся по программе конкурса с экскурсиями в природу.

    12. Итоговая конференция. На конференции подводятся итоги работы кружка, заслушиваются отчеты об общественно полезной работе в лесничестве, о результатах опытов и экспериментов, на граждаются лучшие кружковцы.

    Приложение

    Примерные темы опытов, рекомендуемые для самостоятельной работы

    Работы   по  заданиям   специалистов

    лесного  хозяйства

    1. Выявление и описание природных памятников реликтовых, редких и ценных видов растений и животных, встречающихся на территории района и области.
    2. Анализ опыта лесовыращивания хвойных и твердолиственных пород на различных типах почв за последние 25—50 лет на территории местного лесхоза (лесничества).
    3. Анализ влияния рубок ухода за лесом при формировании ценных лесных насаждений (по уходу за дубом, сосной, елью и другими породами в отдельности).
    4. Состояние охраны леса и ведения лесного хозяйства в лес хозе (лесничестве).
    5. Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района и области с указанием конкретных примеров.
    6. На основе глазомерного лесопатологического обследования выявление насаждений, зараженных стволовыми гилями и бо лезнями, и очагов поражения леса вредными насекомыми.
    1. В зоне деятельности школьного лесничества выявление пло щади и определение лесохозяйственных и других мероприятий, в проведении которых они нуждаются.
    2. Выявление и отбор элитных и старейших деревьев в есте ственных насаждениях лесничества. Составление на каждое из них паспорта

    9.        Учет муравейников по кварталам и определение мероприя тий по их охране.

    1. Пушные и охотничьи звери, встречающиеся на территории района, и их хозяйственное значение.
    2. Выявление сырьевых баз и ресурсов ценных лекарствен ных трав, грибов и ягод в районе и составление схематической карты их размещения.

    Опыты   по заданию  специалистов

    лесного хозяйства

    1. Опыт выращивания сеянцев в лесных питомниках (в от крытом грунте) и в теплицах (под полиэтиленовой пленкой). В итоге дать сравнительные результаты.
    2. Опыт выращивания сеянцев отсортированными крупными семенами, зачащенным севом в строку и вразброс по площади. Сравнение результатов выхода стандартного посадочного мате риала и практические выводы.
    3. Опыт ускоренного создания плодоносящих плантаций кедра сибирского методом прививки стадийно-старых черенков на сосну обыкновенную.
    4. Опыт использования минеральных и органических удобре ний при выращивании посадочного материала в лесном питомни ке государственного лесничества.
    5. Опыт размножения ели голубой при помощи семян или че ренков с применением полиэтиленовой пленки и ростовых веществ.
    6. Применение полиэтиленовой обвязки при прививках.
    7. Применение различных видов приманок в борьбе с некото рыми видами вредных насекомых.
    8. Влияние сроков посева семян различных древесных пород на их всхожесть.
    9. Анализ результатов применения различных способов предпо севной обработки семян: стратификация, снегование, намачива ние в различных стимулирующих растворах и так далее. (Опыт ставится в течение нескольких лет.)

    Т е м ы, выполняемые   по   заданию

    руководителя   кружка

    1. Биологические и истребительные меры борьбы, применяемые к вредителям леса.
    2. Итоги фенологических наблюдений в течение календарного года за сезонным развитием растений, поведением животных и природными явлениями.
    3. Краткая биологическая характеристика и определение хо зяйственной ценности для человека различных видов раститель ного и животного мира (дерева, птицы, зверя, растения, насеко мого).
    1. Практические выводы и рекомендации по результатам про верки выполнения Закона об охране природы на предприятии, в колхозе, совхозе.
    2. Итоги фенологических наблюдений. Выявление взаимной связи и зависимости между явлениями природы, поведением жи вотных и фазами развития некоторых видов растений (желатель но использовать народные приметы).

    6. Состояние охраны окружающей среды в результате хозяй ственной деятельности человека на территории района.

    1. Выявление и анализ различных видов эрозий (пахотной, пастбищной, водной, дорожной и т. д.) и предлагаемые меры по их предотвращению.
    2. Полезные ископаемые ресурсы на территории района и их использование.
    3. Главнейшие виды деревьев и кустарников, произрастающие на территории района и их практическое использование.

    10.Роль леса в экономической жизни района и области.


    Пояснительная записка

    Цель программы: Создать условия для формирования и развития у обучающихся:

    1. Естественного интереса к природе;
    2. Лучшему усвоению программного материала;
    3. Творческих способностей;
    4. Умения работать в группе.

    Задачи: 

    1. Обучающие:
    1. Повысить теоретические знания в соответствии с программой и поставленными целями.
    2. Повышать интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения.
    3. Научить учащихся работать с приборами и объектами исследования.
    1. Развивающие:
    1. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
    2. Развивать наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию окружающего мира.
    1. Воспитательные:
    1. Воспитывать гуманное, нравственное отношение к природе.
    2. Трудовое воспитание – забота о животных и растениях.
    3. Эстетическое воспитание – благоустройство школьной территории, озеленение класса, территории села.
    4. Патриотическое воспитание – изучение природы родного края, охрана окружающей среды.
    5. Воспитывать необходимость здорового образа жизни.

    ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

             Занятия в детском объединении ведутся по государственной программе.  Выполнение программы расчитано на 1 год обучения.

    Возраст воспитанников в учебной группе  11-15 лет

    Количество детей в учебной группе 12 человек

    Режим работы:  2 занятия в неделю по 2 часа.

    В программу кружка «Юные лесоводы» входят как теоретиче ские занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяй ства, так и выполнение практических заданий по пройденным те мам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, ве дение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно полезном труде.

    Кроме того, в процессе занятий должно быть предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении мас совых традиционных праздников природы «День птиц», «Месяч ник леса и сада», «День работника леса», «Дары осени», «Пти цы — наши друзья», «Посвящение в юные лесоводы» и т. д., участие в районных, областных и всероссийских слетах членов школьных лесничеств, в конкурсах и викторинах юных знатоков природы, в трудовых операциях («Семена», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Муравей», «Кормушка» и др.), в целевых экскурсиях и походах в природу. Программа преду сматривает лесной обход, посещение предприятий лесного хозяй ства для ознакомления с достижениями науки и техники, пере дового опыта работы в лесу и деревообрабатывающих цехах, для встречи с ветеранами труда и передовыми тружениками леса, ознакомления с механизмами, облегчающими их труд.

    Во время школьных каникул, в том числе и летних, работа кружка может быть продолжена за счет практических часов или в летнем лесном лагере труда и отдыха. Кроме того, продолжа ется выполнение индивидуальных или групповых опытных работ
    и наблюдений за природой по заданию руководителя кружка и других наставников, в первую очередь специалистов лесного хо зяйства и ученых.

    Выполнение работ в лесу проводится в течение соответствую щего сезона года, независимо от прохождения той или иной темы. После выполнения конкретного задания учащийся представляет отчет о проделанной работе, с которым он выступает перед свои ми товарищами по школе.

    В процессе выполнения учащимися практических работ тре буется строгое соблюдение культуры и дисциплины   труда, действующих правил техники безопасности и производственной са нитарии.

    Учащиеся не допускаются к выполнению работ на механизмах и связанных с применением ядохимикатов. До начала выполне ния всех видов работ учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности.

    К чтению лекций, проведению экскурсий и походов в лес, практических, опытно-исследовательских работ и наблюдений в природе, в каждом конкретном случае могут привлекаться уче ные, работники государственной лесной охраны и другие специа листы лесного хозяйства.

    По завершении изучения всех тем программы на конференции членов кружка «Юные лесоводы» слушатель отчитывается о про деланной работе по заранее избранной и подготовленной теме, увязав свои рекомендации и выводы с практическими решениями задач, стоящих перед лесным хозяйством или наблюдаемым при родным объектом.

    ФОРМЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

    № п/п

    Содержание (экскурсии, вечера, праздники)

    Дата проведения

    1

    День престарелых

    октябрь

    2

    День учителя

    октябрь

    3

    Конкурс рисунков «Моя малая Родина»

    октябрь

    4

    Праздник «Золотая осень»

    октябрь

    5

    Устный журнал «Тростенец – село родное»

    октябрь

    6

    Выставка декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белгородчины»

    ноябрь

    7

    Праздничный концерт ко Дню матери «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках»

    ноябрь

    8

    Конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни»

    ноябрь

    9

    Фотоконкурс «Мир детства»

    ноябрь

    10

    Неделя биологии

    декабрь

    11

    Устный журнал «Белгородская область на карте России»

    декабрь

    12

    Рождественские посиделки

    декабрь

    13

    Операция «Живи, елка!»

    декабрь

    14

    Операция «Птичья столовая»

    декабрь-март

    15

    День освобождения Нового Оскола (встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла)

    январь

    16

    Заочные путешествия к Святыням Белогорья

    январь

    17

    «И еще раз о сигаретах» (беседа)

    январь

    18

    Спортивный праздник «Русская зима»

    февраль

    19

    Конкурс творческих работ «Широка страна моя родная»

    февраль

    20

    Праздник «Наши мальчики - самые, самые»

    февраль

    21

    Праздник «Береза – символ России»

    март

    22

    Вечер «Мамин день»

    март

    23

    Операция «Первоцвет»

    март - апрель

    24

    «Очень страшно – рядом наркомания», беседа, конкурс рисунков

    март

    25

    Праздник «Брызги смеха»

    апрель

    26

    День птиц

    апрель

    27

    День Земли

    апрель

    28

    «Осторожно, дорога», беседа

    апрель

    29

    «Экологические проблемы» конкурс знатоков

    май

    30

    Праздник Победы

    май

    31

    Праздник «День славянской письменности»

    май

    32

    Устный журнал «За чистоту русской речи»

    май

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

    № п/п

    Какие знания, умения, навыки контролируются

    Форма подведения итогов

    промежуточный контроль

    дата

    итоговый контроль

    дата

    1

    2

    3

    4

    5

    Проведение фенологических наблюдений

    Умение пользоваться справочной литературой

    Навыки по размножению и уходу за растениями

    Постановка опыта, фиксирование своих наблюдений, их оформление

    Умение пользоваться инструментами и приборами.

    Ведение дневника наблюдений

    Практическая работа

    Практическая работа

    Ведение дневника наблюдений

    Зачет

    По окончанию проведенного наблюдения

    В соответствии с календарно- тематическим планированием

    В соответствии с календарно- тематическим планированием

    В соответствии с календарно- тематическим планированием

    Ведение дневника наблюдений

    Работа в школьном питомнике, озеленение территории школы

    Участие в районной районной научно-прак-тической конференции юных опытников

    май

    апрель- май

    май

    РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

    № п/п

    Ф.И. ребенка

    Год рождения

    Школа

    Класс

    Дом. адрес

    Количество часов

    1

    Клещунов Федор

    1995

    Тростенецкая сош

    9

    с.Тростенец

    144

    ФОРМЫ РАБОТЫ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

    № п/п

    Формы работы

    Содержание деятельности

    Месяц

    1

    2

    3

    4

    5

    Оздоровительная экскурсия в лес

    Праздничное представление

    Праздничное представление

    Праздник

    Экскурсия в лес

    «Есть в осени первоначальной …»

    Новогодний праздник

    Рождественские посиделки

    День птиц

    Весенние явления в жизни растений

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Март

    Март

    РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. РАБОТА С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    № п/п

    Содержание работы

    Примерная дата

    Примечание

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Мы за здоровый образ жизни (конкурс рисунков)

    Осторожно, зима (беседа)

    Беседа о вреде курения

    Проведение физминуток на занятиях

    Я в мире людей (беседа, анкетирование)

    Осторожно, дорога (беседа)

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    В течение года

    Февраль

    Март

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    № п/п

    Тема родительского собрания

    Дата проведения

    1

    2

    3

    4

    Этот трудный подростковый возраст

    Как помогать детям учиться?

    Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности

    Наши успехи и недостатки

    Октябрь

    Декабрь

    Февраль

    Апрель

    РАБОТА ПЕДАГОГА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    № п/п

    Тема

    Содержание работы

    Примерные сроки

    1

    2

    3

    4

    Участие в  системе методической работы МОУ ДОД «СЮН», повышение квалификации.

    Освоение педагогических технологий

    Разработка научно-методического обеспечения образовательног процесса.

    Обобщение опыта по теме: «Формирование исследовательского мышления у учащихся».

    Выступление на педсоветах, семинарах.

    Посещение занятий коллег.

    Проведение открытых занятий.

    Изучение теоретической и научно-методической литературы, моделирование занятий с использованием новых технологий в дополнительном образованиии.

    Составление календарно-тематического планирова-ния, изготовление дидакти-ческого материала, состав-ление тестовых заданий, разработка диагностического инструментария.

    Подготовка презентации и доклада по данной проблеме, разработка системы занятий, методических рекомендаций.

    В течение года

    В течение года

    По графику

    В течение года

    Сентябрь

    В течение года

    В течение года

    Тема

    Общее количество

    часов

    В том числе:

    теория

    практика

    экскурсии

    1

    Введение

    6

    1

    1

    4

    2

    Охрана природы

    10

    2

    2

    6

    3

    Лес — основной компонент окружающей среды.

    13

    4

    5

    4

    4

    Основные сведения о лесных ресурсах мира и России.

    8

    4

    4

    -

    5

    Основы лесоведения и лесоводства.

    28

    12

    10

    6

    6

    Лесовосстановление.

    22

    10

    8

    4

    7

    Охрана и защита леса.

    17

    7

    8

    2

    8

    Основы лесной таксации.

    8

    4

    4

    -

    9

    Организация лесозаготовок и переработки древесины в лес ном хозяйстве.

    18

    6

    6

    6

    10

    Организация метеорологических и фенологических наблю дений в природе.

    14

    4

    6

    4

    11

    Итоговая конференция.

    2

    2

    -

    -

    Итого:

    144

    54

    54

    36

    Учебно-тематический план


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

    Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

    Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

    Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

    Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

    Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

    рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

    Программа "Юные лесоводы"

    В век научно-технического прогресса охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания науч­ных основ взаимоотношений человека с ...

    Индивидуальный учебный план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юные лесоводы»

    Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Важно отметить, что целью деятельности учреждений дополнительного образования детей – это создание условий для жизненного,...