Дискуссия по фильму В.Приёмыхова "Кто, если не мы"
план-конспект урока (7 класс) по теме

Богачёва Галина Геннадьевна

В ходе дискуссии семиклассники высказывают свои оценки поступкам героев фильма,  что в конечном итоге способствует определению их жизненной позиции в отношении таких важных понятий, как "закон", "преступление", "ответственность". Подростки получают знания об уголовной ответственности для несовершеннолетних, праве на самостоятельную трудовую деятельность, учатся формулировать и отстаивать свою точку зрения, уважая мнение оппонента. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diskussiya_po_filmu_kto_esli_ne_my.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 21»

Классный час в 7 классе

«Твоя жизненная позиция»

(дискуссия по художественному фильму

В. Приёмыхова «Кто, если не мы»)

                                                Разработан учителем высшей категории

                                                Богачёвой Галиной Геннадьевной

                                                Проведён как открытое мероприятие

                                                для руководителей школ области

Цель  мероприятия:

  1. дать знания о законах об уголовной ответственности для несовершеннолетних, праве на самостоятельную трудовую деятельность;
  2. способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек не может быть свободен от законов общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов;
  3. способствовать воспитанию уважительного отношения к чужому мнению, самокритичности;
  4. способствовать развитию речи через публичное выступление, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование  урока:

        телевизор, видеомагнитофон, видеозапись фрагментов художественного фильма

     В. Приёмыхова «Кто, если не мы»

Оформление  классной  доски:

Твоя жизненная позиция.

Дискуссия по фильму В. Приёмыхова

«Кто, если не мы»

Дискуссия – обсуждение спорного вопроса.

Оппонент – противник в споре.

Правила, которые следует соблюдать в споре.

  1. Старайся говорить ясно, просто.
  2. Не будь голословен, доказывай.
  3. Внимательно выслушай мнение оппонента, отнесись к нему с уважением.
  4. Сумей признать свои ошибки, если они обнаружены.

Приглашённые:

        Инспектор по делам несовершеннолетних Фрунзенского РОВД

         

Подготовительная работа:

  1. просмотр художественного фильма в кинотеатре;
  2. письменные ответы на вопросы по фильму.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

На этой неделе мы с вами посмотрели художественный фильм Валерия Приёмыхова «Кто, если не мы». После просмотра вы письменно отвечали на вопросы. Ваши ответы показали, что вы по-разному оцениваете поступки героев фильма. Поэтому сегодня мы решили провести дискуссию по фильму, разобраться в спорных вопросах, чтобы в конечном итоге каждый смог определить свою жизненную позицию в отношении таких важных понятий, как «закон», «преступление», «ответственность».

                          Дискуссия – это обсуждение спорного вопроса.

                          Оппонент – противник в споре.

                Напоминаю некоторые правила для спорящих:

  1. Старайся говорить ясно, просто.
  2. Не будь голословен, доказывай.
  3. Внимательно выслушай мнение оппонента, отнесись к нему с уважением.
  4. Сумей признать свои ошибки, если они обнаружены.

Хочу вам представить нашу гостью – Анохину Ольгу Владимировну – инспектора по делам несовершеннолетних Фрунзенского РОВД. Ольга Владимировна поможет нам правильно ответить на вопросы, требующие правовых знаний.

  1. Вопросы дискуссии.
  1. Каково ваше впечатление от фильма?

( - Фильм хороший, правдивый, т.к. отражает современную жизнь со всеми её проблемами.

   - Фильм тяжёлый, т.к. в нём показаны ребята, сбившиеся с правильного пути. Смотреть, как они совершают ошибки, тяжело.

   -  Фильм очень добрый, проникнут любовью к детям.

   -  Фильм поучительный. Посмотреть его нужно всем, чтобы не повторять ошибок Толи и Коли.

   -  Фильм снят с юмором. Смотреть его интересно и не скучно.)

  1. Расскажите кратко о главных событиях фильма.

(Швед Костя:

- Действие фильма происходит в небольшом подмосковном городке. Два друга мечтают разбогатеть. Для этого они сначала едут в Москву зарабатывать деньги, играя на гармошке и исполняя песни на улицах для прохожих. Подкараулившие их бродяги отнимают все деньги. Тогда ребята решают ограбить универмаг. Их находят, судят. Здесь пути мальчиков расходятся: старшего, Анатолия, приговаривают к заключению в колонии сроком на 1 год. А младший, Коля, продолжает учёбу, теперь уже в платном лицее. Деньги на обучение он зарабатывает себе сам, т.к. маминой зарплаты не хватает. Но дружба ребят выдерживает и это испытание. Мальчики поддерживают друг друга: Коля – приходя на свидания к Анатолию, Толя – беря под защиту (через своих друзей) Колю, которому, как новичку, трудно в новой школе.)

  1. Расскажите о главных героях фильма и их семьях.

(Олейников Женя:

- Андреев Анатолий (или Толян, Толясик – для Коли) – старший, ему уже исполнилось 14 лет. Живёт он в большой многодетной семье. Отца мы видим только на суде, и у нас складывается такое мнение, что в жизни Толи он совсем ничего не значит. Может быть, это не родной отец? Мама работает прачкой. Работа тяжёлая, а заработок небольшой. Толю она любит, но всё её внимание, вся забота обращена на младших детей, очень маленьких и беспомощных. А Толя живёт «своим умом». Бывает, что не ночует дома, едет, не спрашиваясь в Москву. Он предоставлен сам себе.

Быстров Сергей:

- Змейков Коля, по прозвищу Змей, у мамы один. Ему ещё нет 14 лет. Про отца он рассказывает в школе, что тот геолог, ищет то золото, то алмазы и потому почти всегда бывает в отъезде. Конечно, Коля придумывает. Мама его работает медсестрой. Зарплата у неё небольшая. В графике её работы и суточные, и ночные дежурства в больнице. В это время за Колей последить некому. Он тоже предоставлен сам себе. Мама любит сына, но между ними разлад: «жениха» мамы Коля считает дураком и терпеть его не может. Я полностью с ним согласен. Мальчик не раз уговаривал маму бросить этого человека, не позориться, но мама не делает этого, даже ради сына.)

  1. Живут семьи Толи и Коли трудно. Есть мнение, что главная беда этих семей заключается в недостатке денег. Как считаете вы?

( - Я считаю, что главная беда в другом – в недостатке взаимопонимания между детьми и родителями.

   -  Я думаю, в недостатке мужского, отцовского, воспитания.

   - В том, что ребятами вообще никто по-настоящему не занимается, они предоставлены сами себе.)

        Учитель:

- В стремительном, меняющемся, непредсказуемом потоке жизни они оказываются одни, без поддержки взрослых. Посмотрите, как уже в самых первых кадрах фильма режиссёр показывает их незащищённость.

(Фрагмент фильма: мальчики на улицах Москвы среди встречных потоков машин.)

  1. Учитель:

- Итак, мальчики живут «своим умом», строят планы, мечтают.

(Фрагмент фильма: разговор в электричке.)

        - Как вы думаете, зачем нужны мальчикам деньги?

        (  - Чтобы позволить себе купить как можно больше удовольствий: вкусной еды,

             красивой одежды, весёлых развлечений.

           -  Чтобы почувствовать себя теми обеспеченными счастливчиками, которым

             они завидуют.)

        - «Поскорей бы разбогатеть...» И они действуют.

           На вопрос «Как вы относитесь к попыткам ребят зарабатывать деньги на

            улицах Москвы?» большинство из вас ответило: «С пониманием, одобрением».

           Но в ответах на следующий вопрос:

           «Ты бы поехал с ними в Москву зарабатывать деньги?» - уже не было того

           единодушия. Мнения разделились. Давайте выслушаем противоположные

           стороны:

 - Я поехал(а) бы с ребятами в Москву, т.к. это честный способ зарабатывания

 денег. (Митрофанова Л., Жоров В.)

- Я не поехал бы, потому что это опасно. (Гурштынович С., Савельев Н.Г.)

Учитель:

- Давайте посмотрим, в чём убеждают нас авторы фильма.

(Фрагмент фильма: в метро, на мосту.)

Действительно, такой самостоятельный способ зарабатывания денег на улицах города (петь, исполнять музыку, мыть машины, продавать какие-то вещи) оказывается далеко не безопасным, т.к. человек не защищён от жуликов и

проходимцев. А ребёнок в такой ситуации особенно уязвим.

        

Давайте обратимся к Ольге Владимировне с вопросом:

«С какого возраста человек имеет право на самостоятельную трудовую

 деятельность?»

Ольга Владимировна:

- Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации трудоустройство подростков допустимо с 16 лет.

С согласия одного из родителей трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет. Подросток может выполнять легкий труд в свободное от учебы время, при условии, что работа не должна нарушать процесс обучения и причинять вред здоровью.

Для несовершеннолетних лиц законодательством предусмотрены сокращенные рабочая неделя и рабочий день:

• для работников в возрасте до 16 лет продолжительность рабочего времени - не более 24 часов в неделю;

 • для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю.

        Учитель:

        - Но давайте подумаем, что будет, если уже сейчас всё время и силы посвятить

зарабатыванию денег? Это ли ваша главная задача сегодня?

( - Главная задача сейчас – получить хорошее образование, для того чтобы в

  будущем стать квалифицированным, высокооплачиваемым специалистом.

   - Конечно, по мере сил нужно помогать родителям зарабатывать деньги, но это не

  должно идти в ущерб учёбе, иначе мы обречём себя только на

  неквалифицированный, а значит, и низкооплачиваемый труд в будущем.)

 

  1. Учитель:

Напомню вам следующие эпизоды фильма:

( 1) «Мы ничего не боимся!» - кричит Коля и … оступается в реке, а потом

       отступает в жизни;

  1. ограбление универмага.)

Прошу вас дать оценку действиям ребят, выразить своё отношение.

(Волкова Маша:

- Хотя в этом эпизоде много смешных моментов, в целом он не смешон. Это уже не детские шалости. Кража – преступление. Я удивлена, как такие неглупые ребята решились на воровство. Они не думали о последствиях.

Бундин Андрей:

 - Мальчики не думали, что принесут много горя родителям.

Швед Костя:

- Мне жаль ребят. Они совершили преступление. Я знал, что их поймают, а если нет, то это повторится и однажды они всё равно попадутся.

Панфилова Аня:

- Мальчики совершили непоправимый поступок, нарушили закон, за что понесут наказание.)

Учитель:

 - У кого иное мнение?

Здесь все единодушны: это не детские шалости, это кража, преступление,

                                         за которым последует наказание.

  1. Учитель:

Сцена суда в фильме  самая сильная. Она никого не оставила равнодушным. Вы ожидали наказания для мальчиков, но вот сам приговор некоторых озадачил.

(Виноградов Вова:

- Не ожидал такого приговора, потому что считаю, что мальчиков должны были посадить вместе или вовсе не сажать в тюрьму.)

Давайте снова обратимся за консультацией к Ольге Владимировне.

- С какого возраста наступает уголовная ответственность за преступление? Что закон предусматривает для не достигших этого возраста? За какие преступления несовершеннолетние (14-18 лет) чаще всего попадают в колонию?

     

         Ольга Владимировна:

         В соответствии со статьёй 87 УК минимальный возраст уголовной

         ответственности - 14 лет. Малолетние, не достигшие 14-летнего возраста, не

         подлежат уголовной ответственности. Закон исходит из того факта, что

         малолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и

         общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

         Чаще всего несовершеннолетние попадают в колонию за участие в групповом

ограблении. Не достигшие 14-ти лет ставятся на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних.

  1. Учитель: 

- Напомню вам кадры из двух свиданий в тюрьме Толи и Коли.

На первом свидании мы видим браваду Толи: «Я взрослый – ты малолетка. Я знаю больше». Но нужны ли такие знания, знакомства, опыт, который приобретает Толя в тюрьме? На что обрекает человека закон тюремной жизни: «Не верь, не бойся, не проси»?

(На одиночество. Это закон людей, живущих по принципу: «Человек человеку – волк».)

На втором свидании ощущается тоска Анатолия по свободе. Постепенно он понимает, что лишение человека свободы – одно из тягчайших наказаний. И задумывает побег, а для этого прикидывается сумасшедшим, т.к. из больницы бежать легче. Но побег не удался. Почему?

(Присутствовавший на свидании Коли и Анатолия бывший следователь Геннадий Самохин догадывается о намерениях Толи, сообщает о своих подозрениях начальнику тюрьмы. Во время обыска в палате в матрасе Толи обнаруживают пилку. Его возвращают в колонию.)

Учитель:

- Я просила вас ответить на вопрос: «Прав ли был Геннадий в этом случае?» Один из ответов был таким: «Я осуждаю бывшего следователя Самохина, т.к. он поступил нечестно». Вы присоединитесь к этому мнению или будете спорить (оппонировать)?

(Бусарова Саша:

- Я поспорю. Сбежав, Толян снова нарушил бы закон. Его бы нашли и посадили на ещё больший срок.)

Учитель:

Ольга Владимировна, оцените, пожалуйста, ответы ребят.

Ольга Владимировна:

- Правы те, кто разглядел в действиях Геннадия Самохина заботу о судьбе Толи.

  1. Учитель:

- Посмотрите, очевидно, от отчаяния Толя был готов на новое преступление – нарушение приговора суда. Хорошо, если он всё же поймёт, что в обществе можно жить только по законам, что закон нарушать нельзя. Если бы перед вами, ребята, сейчас был этот герой фильма, как бы вы постарались убедить его в этом?

Зачем нужно соблюдать законы?

(Виноградов Вова:

- Если не соблюдать законы, в обществе воцарится хаос.

Савельев Николай:

- Законы нужны, чтобы никто не посягнул на права другого и его свободу.

Учитель:

- Коля, а что ты вкладываешь в понятие «свобода»?

Коля:

- Свобода выбора. Каждый вправе выбирать работу, школу, жильё и т.п.)

10. Фрагмент фильма: Толя поёт в электричке песню («Счастье, моё счастье,  где ты запропало?»)

        Учитель:

        - Правы ли были ребята, считая, что счастье в жизни определяют деньги?

        (Черкасова Катя:

      - Нет это только внешний блеск, мишура, обман.)

        

(Фрагмент фильма: мальчишки у костра.

Толя: «Вот это и есть настоящая жизнь!»)

        Учитель:

        - Как и в чём вы видите настоящую (т.е. счастливую) жизнь?

        (Олейников Женя:

     - Настоящая жизнь, я думаю, это если у тебя есть жильё, питание, семья, друзья,

     возможность получить образование, профессию, которая тебе нравится, достичь

     мастерства в своём деле, заслужить уважение людей.

Кочаровская Настя:

- Это спокойная, мирная жизнь, чтобы было то, что хочется, но получать это

своим трудом.

Смирнова Ира:

- Настоящая жизнь – это дом, семья, любимые люди, хорошая работа, преданные друзья.

Волкова Маша:

- Это жить и быть нужной людям.)

Учитель:

- Кому из ребят, по-вашему, будет легче построить настоящую жизнь, Толе

 или Коле?

        (Коле, если он не повторит своих ошибок. Пока он сделал правильный выбор:

решил учиться в лицее, а не в школе для трудных.

Толе после возвращения из колонии трудно будет найти работу. Навсегда

останется тёмное пятно в его биографии. Придётся затратить немало усилий, чтобы доказать, что он готов жить по законам общества, чтобы стать снова полноправным членом общества.)

        

11.Учитель:

- Кто и для кого в фильме произносит слова, вынесенные в название: «Кто, если не  мы?»

(Начальник колонии – Геннадию Самохину)

- Расскажите о Геннадии.

(Савельев Коля:

- Геннадий Самохин – бывший следователь. Из рассказа его мы узнаём, что он был уволен из милиции за взятку. Деньги он не брал, их ему подбросили, но доказать ничего не удалось. От отчаяния он запил. Он говорит, что ему всё надоело, и всё же он вызвал у меня симпатию. Это человек, неравнодушный к чужой беде. Он защитил Колю от бродяг, он предотвратил побег Толи из колонии со всеми вытекающими из нового преступления последствиями. В конце фильма мы видим, что он взял Колю под свою опеку, стал ему другом, заменил отца. Я уверен, что теперь Геннадий перестанет пить, ведь он в ответе за судьбу ребёнка.)

- Как вы, ребята, понимаете смысл названия фильма? Попробуйте продолжить фразу.

( - Кто, если не мы (обращение ко взрослым), будет бороться с преступностью,

     наводить порядок в обществе?

   -  Кто, если не мы, поможет детям, убережёт их от ошибок?

   -  Кто, если не мы, будет стремиться изменить жизнь к лучшему?

   -  Кто, если не мы, будет думать о последствиях наших собственных поступков

      и делать правильный выбор?)

  1. Заключительное слово учителя.

Это фильм о неравнодушии, об ответственности человека за то, что происходит

 вокруг него, об активной жизненной позиции и, конечно, ответственности за свои собственные поступки.

Я считаю, человеку как можно раньше нужно определиться в своей жизненной позиции – жить в согласии с законами общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сочинение "Если выбирать между книгой и фильмом.."

Ученица 7 класса рассуждает на тему,чем бы она предпочла заняться в свободное время: либо фильм посмотреть, либо книгу почитать...

Праздник "Фильм, фильм, фильм!"

Сценарий открытого мероприятия, посвященного Дню Кино для 5-12 классов....

Выпускной утренник в подготовительной к школе группы "Фильм! Фильм! Фильм! - 2015!"

Выпускной в детском саду, снимается фильм от начало до конца: с 1 младшей группы и до подготовительной к школе группы....

"Фильм, фильм, фильм!"

Выпускной праздник для подготовительной группы...

Классный час "Фильм, фильм, фильм..."

2016 год посвящен российскому кинематографу.  Материал классного часа: история кинематографа, детское кино, мультипликация. Изложение материала сопровождается презентацией и просмотром отры...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного году кино в России "Фильм, фильм, фильм..."

Цель: знакомство с историей возникновения советского кино, со спецификой и жанрами киноискусства; развитие зрительской активности, художественного вкуса; формирование навыков киновосприятия и стр...

Фильм-Фильм-Фильм

Урок английского языка для 11 класса. Ребята знакомятся с историей киностудии Голливуд...