Занятие по правовому воспитанию подростков: "Час суда"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Павленко Наталья Вячеславовна

Правовая игра: на доске эпиграфы "Сделать попытку оправдания совсем ещё не значит оправдать...." А. Маркуша

В аудитории стоят:стол, за которым сидит адвокат, и стол, за которым сидит прокурор; стулья для свидетелей со стороны обвинения и защиты. Должен быть также стол для судьи. Судья одет в мантию и шапочку судьи, в руках молоток. Воспитатель выполняет функции секретаря. На столе секретаря лежит классный журнал, на который все свидетели кладут левую руку для клятвы. В ходе суда рассматриваются два заявления от лиц, оказавшихся свидетелями следующих ситуаций: "Об обрывании цветов с клумбы" и "Хулиганство около таксофона".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pravovomu_vospitaniyu.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

                 Занятие по правовому воспитанию «Час суда»

Цель: Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру; навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; познакомить с одним из юридических институтов общества; эмоционально воздействовать на участников игры; стимулировать творческую активность учащихся.

(Звучит запись «Крик родившегося ребенка»)

1 ведущий: - Человек родился?

2 ведущий: - Человек родился!

1вед. – Человек!

2 вед. – Получит свой первый документ - свидетельство о рождении, станет полноправным гражданином своей страны.

1вед. – Человек растет. Общается с окружающим его обществом.

2вед. – А общество живет по правилам.

1вед. – А для чего люди придумывают правила? (отвечают дети)

2вед. – Да, чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

1вед. – Затем эти правила превратились в Законы, в которых прописаны права и обязанности, эти законы охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Назовите ваши права и обязанности? (обращаю внимание детей на выставку книг: «Конституция», « Кодекс»).

2вед. – Как гласит пословица: « Незнание закона не освобождает от ответственности».

Задание: « Определи, о чем идет речь?» (на доске слова: проступок, правонарушение, преступление)

1 ситуация: Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории около школы, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы?

2 ситуация: Десятиклассники Саша, Оля, Наташа, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. Около Дом Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? Да, это правонарушение: «Распитие алкогольных напитков» статья 20.20. Кодекса   об административном нарушении.

3 ситуация: Старшие ребята Саша, Женя, Максим поджидали ребят из начальных классов за углом школы, отбирали деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия ребят? (они совершили вымогательство, а это преступление).

2вед: - Скажите, во сколько лет наступает уголовная ответственность?  (14)

1вед: - Если вы совершили правонарушение, во сколько лет наступает административная ответственность?  (16)  Кто несет ответственность за ваши действия, если вам нет еще 16 лет?

2вед: - За грабеж, кражу, разбой могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.

1вед: - А сейчас мы с вами перенесемся в зал суда, где посмотрим, как на самом деле идет судебное разбирательство.

2вед: - Назовите главных лиц в суде?  (На доске слова: судья, прокурор, адвокат и другие).

(Звучит музыка из передачи «Час суда»).

Секретарь: - Заявления рассматривает судья Сундетов И.

                         Со стороны обвинения выступает прокурор Михеева Н.П.

                         Со стороны защиты выступает адвокат Тажбаев Р.

                         Секретарь Павленко Н.В.

Секретарь: На рассмотрение суда поступило 2 заявления от лиц, оказавшихся свидетелями следующих ситуаций:

Дело №1.  Об обрывании цветов с клумбы.

Дело №2. Хулиганство около таксофона.

- Подробно познакомлю вас с существом каждого дела в отдельности.

Дело №1: - 2 шестнадцатилетних подростка в центральном городском парке полностью оборвали розы на клумбе, украшающей сад. За что были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в ближайшее отделение полиции. Считая их действия хулиганскими, администрация городского парка просит привлечь их к административной ответственности. Познакомившись с существом 1 дела, которое можно отнести к мелкому хулиганству, влекущему административную ответственность, суд должен разобраться и вынести свое решение.

Секретарь: – Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: - Уважаемый судья, господа присяжные заседатели, дамы и господа. Прежде чем перейти к обсуждению дела, я хотел бы вспомнить одну китайскую притчу, которая заканчивается словами:  «…государство, в котором граждане наиболее повинуются закону, счастливо во время мира и незыблемо во время войны…». Хулиганство есть трусость и подлость. Каждый человек имеет право на нормальную спокойную жизнь, на спокойный проезд в общественном  транспорте, на полноценный отдых в городских парках города, на возможность связаться с родными и близкими, используя средства городской сети. Основной закон нашей страны, Конституция, закрепляет основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан, гарантии этих прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Система же принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, есть мораль. Поэтому поведение молодых людей подпадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.

Секретарь: - Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: - Уважаемый судья, господа присяжные заседатели. Дамы и господа, я не буду столь красноречив, как господин прокурор, а сразу остановлюсь на существе дела. Я хочу сказать следующее. Юноши рвали розы в городском саду по очень веским причинам, как удалось выяснить позже. У одного из них был день рождения мамы, другой собрался на свидание к девушке. Время было позднее. Всякая торговля цветами была прекращена, рынок закрыт. И представьте себе, уважаемый судья, присяжные заседатели, что бы вы сделали на их месте? Ведь юношам так хотелось сделать приятное, показав уважение и чуткость к ним.

Судья: - Мы заслушали обвинительную речь прокурора и оправдательную речь адвоката. Есть ли со стороны обвинения и защиты свидетели?

Адвокат: Да!

Прокурор: Да!

Секретарь: Мы приглашаем первого свидетеля по делу №1 со стороны обвинения.

Судья: Есть ли вопросы у прокурора к первому свидетелю?

Прокурор: Да. Что вы можете сказать по существу рассматриваемого дела? (ответ свидетеля)

Судья: Есть ли вопросы у адвоката к первому свидетелю?

Адвокат: Да. Что вы можете сказать о времени, когда произошли события? Есть ли вблизи рынок, где можно купить цветы? Были ли вблизи прохожие, наблюдающие за происходящим? (свидетель кратко отвечает на вопрос)

Секретарь: Спасибо, вы можете сесть на своё место. Мы приглашаем свидетеля со стороны защиты.

Судья: Есть ли вопросы у прокурора к свидетелю?

Прокурор: Да. Вы считаете, что отсутствие денег даёт право брать то, что человеку не принадлежит? Что вы думаете по этому поводу?

Судья: Есть ли вопросы у адвоката?

Адвокат: Да. Делали ли замечания молодым людям прохожие?

Секретарь: Переходим к делу №2. Двое 16-летних молодых людей, возвращаясь вечером домой, подошли к таксофону, чтобы позвонить родителям. Телефон - автомат был неисправен. Разгневанный юноша ударил по стеклу кулаком, разбив оба стекла в телефонной будке. Другой юноша, оторвал телефонную трубку, чем испортил таксофон. Телефон – автомат не подлежит восстановлению. Считая их действия хулиганскими и требуя возмещения ущерба, администрация городской телефонной сети просит привлечь их к административной ответственности.

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Я считаю, что юноши виноваты в содеянном, и я постараюсь доказать это.

Адвокат: Как уже известно, суду, из дела, два взрослых парня шли по городу и разговаривали о чём-то. Время было позднее, одному из них нужно было предупредить своих родителей о том, что он задерживается. Заметив недалеко таксофон, оба направились к нему. Стёкла в телефонной будке были с трещинами и еле держались в корпусе. Кроме того, в последнее время телефонная связь оставляет желать лучшего, и, огорчившись от того, что нельзя связаться с родителями, один из моих клиентов стукнул по таксофону, от чего завибрировала вся будка и выпали треснутые стёкла из корпуса. Испугавшись звона разбившегося стекла, мои клиенты убежали. Но телефонную трубку они не обрывали, могу допустить, что резиновый кабель был отрезан летящим стеклом. Прошу суд признать моих клиентов невиновными.

Судья: Есть ли со стороны обвинения и защиты свидетели?

Адвокат: Да!

Прокурор: Да!

Секретарь: Мы приглашаем первого свидетеля по делу №2 со стороны обвинения.

Судья: Есть ли вопросы у прокурора к свидетелю?

Прокурор: Да. Что вы можете сказать по существу рассматриваемого дела?

Судья: Есть ли вопросы у адвоката к свидетелю?

Адвокат: Скажите, действительно ли было треснуто стекло у телефонной будки?

Секретарь: Спасибо, вы можете сесть на своё место. Мы приглашаем свидетеля со стороны защиты.

Судья: Есть ли вопросы у адвоката к свидетелю?

Адвокат: Да. Скажите, пожалуйста, как долго происходили описываемые события? Заметили ли вы, что мои подзащитные оторвали трубку телефона.

Судья: Есть ли вопросы у прокурора ко второму свидетелю?

Прокурор: Да. Как вы считаете, должны ли молодые люди выражать так  своё недовольство по поводу отсутствия связи?

Секретарь? Спасибо, вы можете сесть на своё место.

Судья: Прокурору предоставляется последнее слово.

Прокурор: Уважаемый судья, господа присяжные заседатели, дамы и господа. В своей речи я хочу повторить одну истину. Мы живём в правовом государстве, и каждый человек должен «слушаться властей…повиноваться установленным законам…и если кто-нибудь будет отменять законы или неповиноваться им, то он не должен допустить этого и должен будет защищать их один или вместе сл всеми». Хулиганство в любом его проявлении есть трусость и подлость. Поэтому в наших рассматриваемых делах требую строгого наказания.

Судья: Адвокату предоставляется последнее слово.

Адвокат: Уважаемый судья, господа присяжные заседатели, дамы и господа. Мне очень хочется, чтобы вы увидели в этих делах всего лишь мелкие проступки, а ни хулиганские выходки, ведь ещё в древности было рекомендовано, прежде чем осудить, попытайся оправдать. Заметьте, сделать попытку оправдания – совсем ещё не значит оправдать. Я думаю, уважаемый судья, господа присяжные заседатели примут во внимание всё факторы этих дел, и всё-таки вынесут оправдательное решение. А я говорю «невиновны».

Судья: Заслушав показания свидетелей, заключительные речи адвоката и прокурора, суд удаляется на совещание.

Задание: «Помоги следователям» (карточки).

Проверка заданий.

Судья: Заслушав выступления отдельных сторон, суд постановил: считать «хулиганство» виновным во всех двух делах.

В связи с этим суд вынес решение: 1.Осудить хулиганство, как порок общества и вынести ему наказание в форме общественного порицания. 2. Конфисковать и искоренить из жизни все «хулиганские» атрибуты, такие как синяки, рогатки и мн.др. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

Ведущий: Мы познакомили вас с одной из разновидности хулиганства, а именно с мелким хулиганством, влекущим административную ответственность. Сегодня мы убедились, что выходки хулиганов бывают разнообразными по содержанию и по форме проявления, а значит и по степени причиняемого обществу вреда, который определяется тем, в какой степени нарушен общественный порядок, каковы последствия его нарушения. На этом наше правовое занятие закончилось. Благодарю всех участников и слушателей, а внимание.

                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по правовому воспитанию в 7 классе на тему: "Ответственность за хулиганство"

материал предоставлен для работы учителями социальным педагогам...

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию

Целью занятия является максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний....

Анализ занятия по правовому воспитанию "Закон и подросток"

Работа представляет собой анализ занятия по правовому воспитанию тема "Закон и подросток"...

Воспитательское занятие (нравственно-правовое воспитание)

Воспитательское занятие (нравственно-правовое воспитание) «Путешествие по сказкам»...

Конспект занятия по правовому воспитанию.

Цель занятия-Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни....