Главные вкладки

    Классный час (8 класс) на тему:
    "Река моего детства - Камелик"

    Дорохова Нина Васильевна

    Классный час для учащихся 8 класса.

    У каждого человека есть своя родина, своя малая родина. И человек в своих воспоминаниях связывает её с чем-то особенным, что есть именно на его родине. Это путешествие в мир краеведения. Людей разных национальностей приютила на своих берегах наша река.  

    И самое главное, дети не должны забывать о том, что все живут под одним солнцем, в данном случае на берегу одной полноводной, приветливой реки, и  все должны быть такими же добрыми, с открытой душой, любить не только себя, но и окружающих  людей. Ведь без взаимного понимания не будет и светлого будущего.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon reka_moego_detstva.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕКА МОЕГО ДЕТСТВА – КАМЕЛИК» 

    (традиции и обычаи народов, живущих в нашем посёлке)

    Дорохова Нина Васильевна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа Перелюбского муниципального района Саратовской области», учитель русского языка и литературы, Саратовская область.

    Предмет (направленность): внеклассная работа

    Возраст детей: 14 лет, 8 класс

    Место проведения: актовый зал школы

    ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ:

    Эпиграф: «…Камелик,

                     Пусть совсем ты невелик,

                     Только сердце мне с тобою

                     Расставаться не велит»

                                                     (Е.Бикташев)

    Оформление: Выставка рисунков и фотографий реки Камелик.

                           Презентация «Река моего детства – Камелик»

                           Фонограмма песни «Камелик»

    Ведущий. У каждого человека есть своя родина, своя малая родина. И человек в своих воспоминаниях связывает её с чем-то особенным, что есть именно на его родине. И я не ошибусь, если скажу, что нам дорога родина не только воспоминаниями о родном доме, но и воспоминаниями о нашей реке Камелик. Не только люди, родившиеся на этой реке, гордятся и любят её, но и те, кто здесь побывал хотя бы раз. Этому доказательство – песня о Камелике саратовского композитора  Е.Бикташева. Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по нашей реке, в её историю.

    1 ведущий.   Путешествие в мир краеведения хотелось бы начать с портрета дорогого и любимого всеми жителями нашего посёлка, да и всего Перелюбского района,  Камелика. Что ни говори, а именно эта тихая степная речка положила начало освоению нашего края более двух веков назад. Это на её крутых берегах вставали первые избы поселенцев, здесь поили своих коней башкиры – кочевники, облюбовавшие привольные места для свободной, как им казалось, жизни. Вода в степи – это жизнь, и жизнь эта забурлила на щедрых берегах Камелика. (слайд 2)

    2 ведущий А теперь о происхождении названия. Почему именно Камелик?  Есть несколько версий, вполне заслуживающих внимания.

    Одна из них, первая, связана с появлением башкир на его берегах. Двигаясь с севера на юг, кочевники переправлялись через неизвестную речку, причём переправлялись на лодках. «Каме» по-башкирски – лодка. Словосочетание «каме лик» означало «плавать на лодке» или «использовать лодку». Это, казалось, очень убедительная версия. Но при изучении  немногих архивных документов 18 – 19 веков выясняется, что к тому времени, когда башкиры появились на Камелике, там уже стояли два села – Тарасовка и Рахмановка. (слайд3)

    3 ведущий   Имеет право на жизнь и другая версия. «Камелик» или «камелица» с сербскохорватского языка переводится как «ромашка», «белая ромашка». Видимо, этим словом первоначально именовалась наша река. Достоверно известно, что в середине 18 века в Заволжье по реке Иргиз русское правительство селило сербов, которые спасались в России от Преследования Османской империи. Не исключено, что часть из них облюбовала устье степной речушки, кот орая впадала в Иргиз, и вполне могла дать ей своё название по имени цветка, который во множестве встречается по берегам Камелика. А уж потом, позже губернские и другие чиновники, составляя на слух документы на переселенцев, превратили «камилицу» в слово «Камелик». Примерно десятилетие спустя на её берегах уже русские поселенцы основали два села. (слайды 4,5)

    4 ведущий   Возраст Камелика измеряется  миллионами лет. В Саратовской области Камелик по протяжённости занимает 8-10 место среди речек.

    Весной, во время половодья, Камелик,  показывая норов, обычно отрезает сёла одно от другого. Раньше пользовались лодками, но потом стали строить мосты. Первый из них связал берега реки в Большой Тарасовке в середине 60-х годов, когда строилась республиканская дорога Пугачёв-Перелюб. (слайды 6,7)

    5 ведущий  В нижнем течении Камелик не похож на тихую степную речушку. От посёлка Молодёжный и до самого устья в его пойме растут тенистые леса – жемчужина нашего края. Здесь одно раздолье для отдыха.

    Камелик во все времена был богат рыбой: плотвой, щукой, окунем, карасём. И сом в речке водится.

    Камелик – удобное место для обитания целого ряда видов птиц и млекопитающих. В его укромных уголках гнездятся утки, ну а от сорок и ворон отбоя нет. (слайды 8,9)

    6 ведущий  Мы совершили небольшую заочную экскурсию по Камелику.

    Степная река всегда манила к себе людей, и они с удовольствием селились на её берегах.

    И по сей день он поит и кормит  жителей нашего района, вписывает в степной пейзаж колорит своих тихих заводей, плёсов, сочную зелень красавиц ветел. Но всё это лирика, а действительность такова: сегодня на Камелике живёт около 10 000 человек из 18 000 числящихся в районе.

    Деятельность человека, особенно в 60-80 годы прошлого столетия, здорово изменила облик Камелика, причём в худшую сторону. Перехваченный в нескольких местах плотинами, он буквально зачах и потихоньку, особенно около сёл, превратился в большую сточную яму.

    Но Камелик продолжает оставаться Камеликом, как трудно ему ни приходилось, и продолжает служить людям добрую службу.

    Чтение стихотворения «Камелик» С.Ленгина.

    Он набухал, он грозно волновался,

    Гудел нутром глубинных родников.

    Из зимних пут он вырваться старался,

    Весны заслышав долгожданный зов.

    И час настал, и тёмным стало русло,

    Где он лежал, где созревал, когда

    Поднялся он и, взламывая с хрустом,

    Понёс осколки глыбистого льда.

    Какая мощь!

    Ему б, взвалив на спину,

    Нести к морям гружёные суда,

    Вращать у ГЭСов тяжкие турбины,

    Отборной рыбой полнить невода.

    Но нет, не то положено по долгу

    Вершить ему. Другой его удел:

    Он всею мощью перелился в Волгу,

    А что осталось – не для крупных дел.

    Его хватает, чтоб не потеряться

    В зелёном буйстве трав и камышей.

    Поить делянки пойменных плантаций,

    Кормить и множить щук и пескарей.

    Он и на карте мира не отмечен.

    Что ж, всё понятно – малая река.

    Но если бы не сотни мелких речек,

    И Волга б обмелела в берегах.

    Ведущий.  Вода в степи – это жизнь. И эта жизнь бурлит на щедрых берегах Камелика. Людей разных национальностей приютил на своих берегах  Камелик. Только в нашем посёлке бок о бок живут русские, казахи, башкиры, татары, чуваши, лезгины, чеченцы и люди других национальностей. Живут одной большой дружной семьёй, приходя друг другу на помощь и в горе, и в радости, сыграв вместе ни одну свадьбу, воспитывая вместе детей и внуков. Но каждый народ счастлив по-своему, у каждой национальности очень много интересного и запоминающегося, что они несут ещё от своих предков и стараются передать своим детям и внукам.

    Сегодня мы с вами поговорим о народных праздниках русских, казахов и башкир, познакомимся с их обычаями.

    1. Православная Масленица.

    Масленицу на Руси встречали ещё наши деды и наши прадеды, встречали «широким разгулом», весельем и масленичным угощеньем.  С незапамятных времён на Руси самый весёлый народный праздник – Масленица совпадает с так называемой «сырной неделей».

    Масленица до сих пор считается одним из любимых праздников русского народа. Наводившее страх на всё живое чудище Морана (зима0 убегало, а появлялось светлое божество весеннего плодородия земли – весёлая красавица Лада.  Шли века за веками и красавица-богиня, вестница весны Лада, превратилась в Масленицу.

    Праздновали Масленицу целую неделю. Катание на санях и строительство «снежных городов» происходило в понедельник и во вторник.

    В среду весь честной люд начинал лакомиться масленичными яствами, от того-то и звалась среда – Лакомка.

    В четверг мастерили чучело зимы и возили его в санях. Устраивались масленичные игрища.

    Пятница слыла, да и теперь слывёт под именем «тёщин вечерок».

    Суббота зовётся «золовкины посиделки». Оба дня, пятница и суббота, посвящены в народе хождению по родне.

    Воскресенье – последний день Масленицы. Носит название: «проводы», «прощанье», «целовник». Приходил «прощёный день» - просили и обоюдно прощали родные, знакомые и все первые встречные.

    Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг по дружке в гости хаживала крещёная матушка-русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась. На восьмой день наступали проводы, сжигалась зима – Морана. Вывозили безобразное чучело-чудовище и сжигали за околицей на сероватом снегу. Вместе с чучелом в костре сгорали и забывались все неудачи прошлого года. (слайды 10,11)

    2. Казахский обряд «Имянаречение».

    Есть интересный и радостный обряд «имянаречение». В дом, где родился младенец, в пятницу в полдень приглашают гостей, сначала пожилых людей, потом родственников и соседей.

    В честь рождения наследника или наследницы приносят в жертву накануне, до заката солнца, барана.

    Гости рассаживаются на полу, поджав пол себя ноги, по кругу. Мулла спрашивает у гостей: «Зачем вы пожаловали в дом?».  Гости отвечают: «Мы слышали о пополнении семьи, только не знаем: телёнок, жеребёнок, ягнёнок? А ребёнок? Кто? Сын! Дочь!» Мулла просит отца принести ребёнка на подушке и положить в центр круга, отец гордо и бережно выполняет эту миссию и всем гостям объявляет о рождении ребёнка, пол ребёнка и выбранное имя.

    Мулла читает молитву, а потом во всеуслышание произносит имя ребёнка. Ребёнку в ухо три раза мулла прокричит имя, чтобы ребёнок знал своё имя.

    Гости преподносят подарки малышу, сладости к столу. Малыша уносят в другую комнату, накрывают достархан и гостям подают угощение: бишбармк, баурсаки, сладости, чай.

    «Имянаречение» завершает обряд снятия сглаза. После ухода гостей, в чашку наливают воду и омывают все дверные ручки, стёкла окон, после чего воду разбрызгивают в комнате младенца и снимают сглаз. Если ребёнок спит спокойно, значит он доволен своим именем и никто его не сглазил. (слайды 12,13)

    3. Башкирский обряд «Разрезание пут».

    К году малыш может стоять, но никак не может пойти, как будто его кто-то держит, поэтому ему и разрезают путы.

    Накануне бабушка готовит путы. Она сшивает смесь лоскутиков с одежды близких родственников, брата или сестры, именно называя черты характера (смелость, скромность, честность, уважение, красота, ум и т.д.), которые должны перейти к малышу.

    Мать малыша называет родственницу, которой доверяет разрезание пут. Она должна купить ребёнку подарок – это будет обувь: пинетки, ботиночки.

    Ребёнку перевязывают ноги и между ног катают сваренное вкрутую яйцо. Яйцо – символ жизни. Яркие лоскутики, яйцо привлекают малыша, и он с интересом наблюдает за символическими действиями взрослых, пытается поймать катающееся яйцо, в это время и нужно резать путы. (слайды 14,15)

    Ведущий. Много интересного у всех народов, важного для народа, для традиций. И всё это, ребята, мы с вами должны знать, чтобы передать своим детям. И самое главное мы не должны забывать о том, что мы все живём под одним солнцем, в данном случае на берегу одной полноводной, приветливой реки, и мы все должны быть такими же добрыми, с открытой душой, любить не только себя, но и окружающих нас людей. Ведь без взаимного понимания не будет и светлого будущего.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бычков Ю.И., «В степях под Перелюбом»(исторические очерки),1995 г., «Полиграфист»
    2. Бычков Ю.И., «Родина рассветная моя» (Перелюбский район в ХХ веке), 2000, Саратов, Приволжское книжное издательство.
    3. Бычков Ю.И., Рашидов Ф.«Башкиры на Камелике». 2006. Саратов. Торгово-промышленная палата Саратовской области.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к калссному часу "Река моего детства - Камелик"

    Презентация к классному часу для 8 класса "Река моего детства - Камелик"...

    Проблема малой реки моего села-наша общая проблема.

    Работа направлена на  экологическое воспитание детей . ...

    река Кобра - река моего детства

    Данная презентация используется во внеклассной работе в разделе "Мой край родной"...

    Проект "Река моего детства"

    Методическая разработка содержит цели, задачи, краткое содержание этапов проекта, карточки-инструкции по исследованию реки,  планируемые результаты, рефлексивно-оценочные материалы....

    Эссе "Я- учитель" "Река моей жизни"

    Эссе "Я -учитель" написано для участия в конкурсе "Учитель года 2015"...

    Сетевой проект "Малые реки моей малой Родины"

    Малые реки моей малой Родины...