Живая Память
методическая разработка по теме

Данное мероприятие посвящено светлой памяти выпускника нашей школы Рамиля Хузина, награжденного Орденом Мужества (посмертно)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_zhivaya_pamyat.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

«ЖИВАЯ  ПАМЯТЬ»

Номинация :методика организации и проведении «Уроков мужества, торжественных мероприятий,посвященных памятным датам и других воспитательных мероприятий»

Автор: Яруллин Ильшат Ильдусович,

учитель английского языка МОУ-СОШ №7,  

Стаж работы 8 месяцев

Альметьевск 2010

Пояснительная записка

   Без любви к Родине, к ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Ответы современных школьников на вопросы о Великой Отечественной войне поражают не только наивностью, но и полным незнанием важнейших фактов: когда началась война, кто с кем воевал, наши главные победы. Все это вызывает щемящую боль. Поэтому задача педагогов с помощью системы проведения воспитательных мероприятий, направленных на изучение истории и подвигов своего народа привить чувство патриотизма у подрастающего поколения. Необходимо, также передать нашим детям гордость Великой Победы, научить хранить в памяти имена своих героев.

  Проведение данного круглого стола запланировано в преддверии  праздника Победы. В эти дни особую заботу и внимание традиционно уделяется нашим ветеранам-участникам войны 1941-1945 годов, труженикам тыла. И это правильно! Но ведь на протяжении этих 65 лет, в разных точках земли военные действия  не прекращались (Куба, Вьетнам, Афганистан, Чечня) и продолжали гибнуть солдаты, выполнявшие свой воинский долг. В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане, в Чечне составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Поэтому данное мероприятие носит характер встречи нескольких поколений:

Поколение - ветеранов Вов и тружеников тыла

Поколение         - воинов-интернационалистов, выполнявших свой воинский долг в республике Афганистан

Поколение – воинов-участников боевых действий в Республике Чечня

Поколение – подрастающее поколение- учащиеся школы.

Ценность данного мероприятия заключается и в том что, на примере героического поступка выпускника нашей школы Хузина Рамиля, учащимся прививается чувство патриотизма и гордости за школу.

Всех наших гостей объединяет одно – это страшное слово ВОЙНА! Да, любая война не щадит никого: ни детей, ни молодых, ни стариков. Нашу встречу мы назвали «живая память» и посвящаем её тем, кто не вернулся домой. Живая потому, что память о погибших свято хранят их товарищи по оружью, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поём!

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание уважения к героическому прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной  гордости за свою Родину.

Задачи:

- Создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у школьников через взаимодействие с военнослужащими  и ветеранами ВОВ.

- Воспитывать внимательное отношение к воинам-ветеранам, желание заботиться о них.

- Продолжить школьную традицию проведения, мероприятий по изучению памяти выпускника нашей школы Хузина Р.А.

- Приобщать школьников к культурному наследию России.

Оформление: плакаты: «Мы чтим сынов Отечества в мундирах, Что славу флага умножает. И в сложной, и в опасный век наш мирный сон надежно охраняют» Цитаты, фото материалы, мультимедийное оборудование, муз. центр, цветы, гитара.

Участники круглого стола:  участники -  ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, воины-афганцы, участники боевых действий в Чечне,  учащиеся 6-7 классов, ведущие – учащиеся 11 классов

Подготовительная работа: Учащиеся готовят сообщения о мужестве советских солдат в годы войны и в зоне военных действий, подбирают стихи о войне, мужестве, героизме. Песни о военных годах, подвигах солдат.

Ожидаемые результаты: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции;

Содержательная часть

Ведущий: Добрый день уважаемые гости-участники круглого стола, педагоги и ребята! Сегодня в преддверии великого праздника – 65-ой годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне, мы собрались с вами за круглым столом, чтобы вспомнить какой ценой досталась нам победа в 45-м, вспомнить всех тех,  кто героически сражались на полях боя и сегодня их нет среди нас!

Наш круглый стол сегодня пройдет в форме встречи нескольких поколений:

Поколение - ветеранов ВОв и тружеников тыла

Поколение         - воинов-интернационалистов, выполнявших свой воинский долг в республике Афганистан ( перечисляет и представляет гостей под аплодисменты);

Поколение – воинов-участников боевых действий в Республике Чечня

( перечисляет и представляет гостей под аплодисменты);

Всех наших гостей объединяет одно – это страшное слово ВОЙНА! Да, любая война не щадит никого: ни детей, ни молодых, ни стариков. Нашу встречу мы назвали «живая память» и посвящаем её тем кто не вернулся домой. Живая потому, что память о погибших свято хранят их товарищи по оружью, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поём!

Звучит тихая мелодия

На сцену выходят 2 девушки и 2 юноши

1 юноша:   Ну…Вот и все!

2 юноша:     Как говорится, последний раз в 10 класс.

1 девушка:  Даже не верится, что мы последний раз в нашем классе…

2 девушка:   Ребята! А здорово сегодня сказал наш директор!

1 юноша:   Да. «Дорогие друзья! Сегодня у вас замечательный день! Сегодня мы вас провожаем за порог нашей школы»

2 юноша:   Да, веселый был у нас выпускной!

1 девушка:   А давайте устроим вечер воспоминаний! 21 июня 1941 года…

2 девушка:   Да, не 21–е уже, а 22-е! Уже без пятнадцати четыре!

1 девушка:   Сколько?

2 юноша:   Без пятнадцати четыре!

2 девушка:   Ой, и влетит же мне от мамы! Никогда в жизни я так поздно домой не приходила.

1 юноша:   Ты хочешь сказать – так рано!   (все смеются)

1 девушка:  Тихо-тихо. Итак, ночь воспоминаний, 22 июня 1941 года.

            (под вальс танцуя, пары уходят)

Ученик 1:      Июнь…Клонился к вечеру закат,

        И белой ночи разливалось море,

        И раздавался звонкий смех ребят,

        Не знающих, не ведающих горя.

Ученик 2:      Июнь. Тогда еще не знали мы

       Со школьных вечеров шагая,

       Что завтра будет первый день войны,

       А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Фонограмма: Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну.

                                      (муз. фонограмма «Священная война»)

Ведущий:   Великая Отечественная война… Все дальше уходят в глубь истории ее грозные, героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти.   Мы не смеем забыть тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную за победу – 20 миллионов человеческих жизней.

  Уходят из жизни люди, которые были свидетелями и участниками этих горестных и героических событий. И мы не вправе забывать о тех, кто защитил и спас нашу Родину от фашистского порабощения. Память живет в наших сердцах.

(звучит «Вальс расставания», на сцене две пары танцуют)

Ведущий: Более  65 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

В жестоких сражениях люди проявляли личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Поиски простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их  самоотверженности, силе, воли,  мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?… (Слайды о ВОв 1941-1945)

учащиеся рассказывают о подвигах солдат и командного состава.

Ученик:  Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий: 1418 суток отделяли 9 мая 1945 года от 22 июня 1941 года, когда началась та страшная Великая Отечественная война. 1418 дней борьбы за Победу, ожидания Победы, неугасимой веры в то, что она обязательно настанет.

                      (на фоне песни «Журавли»)

Ученик:     Не обожженные сороковыми,

      Сердцами вросшие в тишину, -

      Конечно, мы смотрим глазами иными

      На ту большую войну.

                     Но память идет вместе с нами.

      То рядом идет, то вдали.

      То проплывает местами

      Как белые журавли.

Ведущий: Ребята, к нам в гости пришел ветеран Великой Отечественной войны, ветерану педагогического труда Бурашников Петр Иванович! Слово предоставляется ему.

(выступление ветерана ВОв БурашниковаП.И., учащиеся задают вопросы)

 Ведущий: 9 Мая. Каждый год в этот день наша страна празднует День Победы! Этот день навеки останется в истории человечества.  И сегодня в год 65 годовщины  Победы этот праздник остается радостным и трагическим для нас. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую победу, память о великой цене, которую мы за нее заплатили.

                  Нам за всеми памятными датами

Видится главнейшая одна. –

День, когда весною сорок пятого

На земле закончилась война.

                  Отдымили старые пожарища,

Мирно распускается сирень,

Но вовек нам не забыть, товарищи,

Майский день – победный светлый день!

Все помнят ту счастливую ночь с 8 на 9 мая, когда Москва объявила о победоносном окончании войны! Вечный огонь бессмертия и славы пылает сегодня над могилой Неизвестного солдата у Кремлевской стены.

Сколько вынес советский солдат? Он стоял насмерть там, где кроме смерти его ничего не ожидало. И он победил – наш простой и великий советский солдат!

Победил потому что верил в победу и ощущал поддержку тыла! В тылу как и на войне все делалось для победы и ради победы. Своим самоотверженным трудом труженики тыла подкрепляли мощь русского солдата!

 И сегодня ребята 9 классов подготовили сообщения о своих бабушках и прабабушках, которые вносили свою лепту для победы над врагом в тылу.

(демонстрация слайдов о тыловиках)

Предоставление слово гостям круглого стола- труженикам тыла.

Учащиеся задают вопросы им. 

Ученик: Позвольте вас поздравить с Днем Победы,

Большого счастья в  жизни пожелать.

Пусть никогда не возвратятся беды,

Не зря, солдат, стояла насмерть рать.

Отчизна славит нынче ветеранов,

С великим праздником товарищи, друзья!

        (гостям вручаются цветы, памятные сувениры)

Ученик:        Прошла война, ушла за поворот.

         В чехлах стоят гвардейские знамена.

         И жизнь, и время движутся вперед.

         Остались только двадцать миллионов.

         И память нам покоя не дает.

         И совесть нас с тобой частенько гложет.

         И 60, и 300 лет пройдет,

         Никто у нас войны забыть не сможет.

Ученик:    Мы учимся в школе, растим тополя.

     Мы любим походы в леса и поля.

     Нам в жизни открыты любые пути.

     Под небом спокойным хотим мы расти.

Ведущий:  Давно отгремела Великая Отечественная война, но, сколько бы ни минуло лет, сколько бы не сменилось поколений, мы должны помнить ее грозное героическое время, мы должны помнить и чтить ее героев.

     (звучит аудиозапись песни Д. Тухманова «День Победы»)

Ведущий: Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем?

(Ответы учащихся)

Что объединяет эти понятия? Каким одним словом их можно обозначить? (Самопожертвование)

Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к Родине, ее процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения. Одна из самых противоречивых страниц нашей истории – война в Афганистане

Представление презентации «Солдат войны не выбирает…» 

под песню М.Круга «Про Афганистан», слайды из фильма «9 рота»

 Война в Афганистане

Ученик: После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха – Закир Шах Мухаммед Дауд. 27-28 апреля 1978 г. был свергнут и убит Дауд. На весь мир было объявлено, что это революция.

 

Ученик: И вот 12 декабря 1979 год. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

 Звучит мелодия А.Разенбаума

Ученик: Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.

                   Есть великое право: забывать о себе.

                   Есть высокое право: пожелать и посметь!

                   Стала вечною славой мгновенная смерть.

 

Учитель: В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Это отразилось в письмах солдат.

Давайте послушаем отрывки из писем солдат, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.

 

Ученик: «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался… Я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан…» (Казаков Анатолий Евгеньевич). Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.

 

Ученик: «…Сейчас стоим в г. Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно…Мама, все цветет, трава, как у нас, зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам вспоминаю свой дом, край свой…» (Бобров Евгений Петрович). Ему оставалось жить чуть больше месяца.

 

Ученик: «Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!» (Гальченко Сергей Васильевич). В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 года, 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.

 

Ученик: «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твоё получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, всё хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени, я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Вот, наверное, и всё, что я хотел написать. До свидания. Жду ответа. Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся». (Милованов Сергей Александрович)

Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. В письме солдата, находящегося в центре военных действий, нет ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а лишь безграничная любовь и забота о самом близком человеке.

Ведущий: И сегодня на нашей встрече присутствует человек, который видел эту войну. Слово предоставляется нашему уважаемому гостю______________________________________________

(Слово воину-афганцу, учащиеся задают вопросы)

 

4-й чтец. Много для солдат значила дружба, друзья и появились такие строки:

На суровой земле афганской

Под чужим неласковым небом

Родилась наша крепкая дружба,

Что в бою выручала не раз.

В исполнении школьной музыкальной группы звучит песня

А.Маршала «Рота»  

 

Ученик: У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально планировалось.

 

15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»

Показ слайдов о воинах-интернационалистах из Альметьевска, которые не вернулись на Родину живыми

Ведущий: Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне.

 Представление презентации «Солдат войны не выбирает…» 

под песню М.Круга «Про Афганистан», слайды из фильма «9 рота»

Ученик: Вот что рассказывает непосредственный участник событий: «Оружие у чеченцев в каждом доме имеется. Да что там взрослые, попадались нам 10-12-летние пацаны с оружием, которые прямо говорили, что стреляли в солдат. Вообще-то человека, участвовавшего в боевых действиях, вычислить несложно: при проведении зачисток мы сразу осматривали плечи, - если там есть синяк от приклада, значит стрелял»

   Ведущий: В Чечне шла война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состояли из трех частей: это собственно вооруженные формирования Дудаева. Это армия, хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная.

Вторая часть – подразделения народного ополчения. Они также хорошо вооружены и имеют профессиональных командиров. Но солдаты в этих подразделениях в основном крестьяне. Третья часть разрозненные, но многочисленные народные мстители. Это так называемые вольные стрелки. Это люди, которые выходят на войну в свободное от работы время, как на охоту, как правило, это те, у кого в этой войне погибли родственники или были разрушены дома, кто имеет какие-либо обиды на русских.

Ведущий:  Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. По-разному мы к ней относимся. Но все мы единодушны в утверждении: «Не должны гибнуть там наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Среди этих ребят оказался и наш земляк, ученик нашей школы Хузин Рамиль Асхатович, призванный на военную службу 15.12.1994 года Альметьевским РВК в 34 отдельную бригаду оперативного назначения

С июля 1995 года разведчик гранатометчик, рядовой Хузин Р.А. В составе разведывательной роты выполнял служебно - боевые задачи на территории Чеченской республики

 8 марта 1996 года экипаж БТР разведроты получил боевую задачу на сопровождение колонны подразделений бригады оперативного назначения , выдвигавшейся в район Черноречье для деблокирования и оказания помощи личному составу, ведущему бой на КПП -1. Южнее н.п. Черноречье колонна подверглась нападению большой группы боевиков. БТР — 80А с десантом группы специального назначения, следовавшим первым, был повержен выстрелом из РПГ18 и остановлен.

Рядовой Хузин Р.А. Десантировавшись одним из первых, занял огневую позицию БТР, прикрывая спешивание личного состава  своего подразделения. При десантировании был ранен в ногу, но продолжал вести бой, уничтожив при этом гранатометчика противника. В ходе боя, прямым попаданием гранаты, ему оторвало обе ноги,  но оставаясь в сознании мужественный воин  нашел в себе силы вынуть свои магазины с боеприпасами и перебросить их своим товарищам, ведущим бой. Рядовой Хузин был убит выстрелом снайпера.  За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга рядовой Хузин Рамиль Асхатович награжден орденом Мужества (посмертно)

Ведущий объявляет минуту молчания

Худ. номер песня «Десант»  в исполнении школьной группы

На поляне, от лагеря близко,

где багульник все лето цветет,

надорогу глядит с обелиска

пехотинец, матрос и пилот.

Отпечаток счастливого детства

сохранился на лицах солдат,

но уже никуда им не деться

от военной суровости дат.

"Вот в таком же зеленом июне, -

нам сказал пожилой старшина, -

забрала их, веселых и юных,

и домой не вернула война.

На рассвете, прижав автоматы,

шли солдаты на штурм высоты..."

Нестареющим нашим вожатым

мы к ногам положили цветы.

Ведущий: Уважаемые гости наш круглый стол, посвященный памяти воинов погибших на полях войны подходит к концу. Наша встреча проходит накануне светлого и великого события – 65 лет наш народ живет в мире! Пользуясь, случаем, я хочу поздравить всех гостей с приближающимся праздником! Пусть поздравления, которые прозвучат в ваш адрес  в эти дни,  придадут вам стойкости духа, бодрости и оптимизма. Я желаю, чтобы мир был прочным, и нашим юношам никогда не пришлось браться за оружие! Пусть вас никогда не покидает вера в лучшее будущее!

Коллективное фото учащихся с гостями круглого стола.

Коллективное возложение цветов  на памятник воинам-интернационалистам и участникам  боевых действий в республике Чечня.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль современной солдатской песни "Живая память"

Данный фестиваль проводится ежегодно в день памяти выпускника школы Рамиля Хузина, погибшего при выполнении воинского долга в Чечне.  Фестиваль состоит из современных солдатских песен под гитару ...

Внеклассное мероприятие "Живая память"

День памяти воинов-интернационалистов"Живым бойцам почёт и честь, а мёртвым слава вечная"15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов. Именно в этот день в 1989 году советские войска покинули Аф...

Урок мужества "Живая память"

         Тема живой памяти всегда будет актуальна. Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. В этих словах вечный зов души русск...

Внеклассное мероприятие "Живая память"

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках муниципального конкурса классных руководителей "Самый классный классный". Материал подготовлен об огнеборце Эдуарде Фомине- выпускнике нашей гимназии(бывше...

Тематическая линейка "Живая память"

Сценарий"Живая память"  представляет собой тематическую линейу, переходящую в конференцию с воинами-интернационалистами накануне Дня вывой войск из Афганистана (15 февраля). В сценарии используют...

Презентация "Живи, память, живи!"

Данный проект "Живи, память, живи!" - это наша любовь, уважение, признательность и память о тяжелых днях 1941-1945 гг. Это одна из нитей преемственности поколений. Пройдут года, а в наших умах и сердц...