Виртуальная экскурсия в Присурский заповедник
классный час (5 класс) по теме

 

Цель: воспитание у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

Задачи:

1) знакомство  заповедником  Присурский;  с животными и птицами охраняемой территории заповедника; целью создания прекрасного уголка на территории Чувашской Республики;

2) овладение примами техники критического мышления: кластером, синквейном и приемом «ЗУХ»;

3) умение работать в группах, оказывать помощь и поддержку всем членам команды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chur_zapovedano_plan_klassnogo_chasa.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Виртуальная экскурсия

в Присурский заповедник»

Классный час в 5 классе

Автор

Татьяна Григорьевна Кудряшова,

классный руководитель 5 класса,

учитель чувашского языка и литературы

МОУ «Эльбарусовская СОШ»

Мариинско-Посадского района

Чувашской Республики

«Виртуальная экскурсия в Присурский заповедник»

Цель: воспитание у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

Задачи:

1) знакомство  заповедником  Присурский;  с животными и птицами охраняемой территории заповедника; целью создания прекрасного уголка на территории Чувашской Республики;

2) овладение примами техники критического мышления: кластером, синквейном и приемом «ЗУХ»;

3) умение работать в группах, оказывать помощь и поддержку всем членам команды.

Оборудование: фонограмма «Звуки природы»; презентация «Виртуальная экскурсия по Присурскому заповеднику»;  ролик «Присурский заповедник – это…».  Раздаточный материал: кластер и синквейн  слова «Заповедник», фломастеры. Книги  и журналы на тему « Любить, ценить и охранять».

Подготовка

  1. Рекомендация для учащихся: ознакомиться  информацией о Присурском заповеднике;
  2. Приглашение родителей на классный час: создание пригласительных билетов;
  3. Организация конкурса детских рисунков и поделок из природных материалов;
  4. Подготовка памяток «Правила поведения в лесу».
  5. Подготовка выставки книг и журналов на тему «Любить, ценить и охранять»
  6. Создание ролика «Заповедная страна»
  7. Подготовка презентации «Виртуальная экскурсия в Присурский заповедник»
  8. Подготовить плакаты:

 «Человек, который понимает природу, - благороднее, чище». Л. М. Леонов.

«Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать её музыку и проникаться её тишиной». И.И. Левитан.

По-своему чудесен каждый край,

И если хочешь ты увидеть чудо,

По белу свету странствовать ступай.

М. Марки

Ход классного часа

1. Организационная часть.

Звучит фонограмма «Звуки природы». Присутствующие рассматривают выставки, принимают участие в определении лучшего детского рисунка и поделки из природного материала. Родители  - члены жюри и они будут оценивать ответы команд.   Учащиеся, разделенные на 3 команды, так же занимают свои места. Они заранее придумали название своим командам и выбрали капитана и ознакомились с условиями конкурса.

2.Вступительное слово учителя.

Каждый человек радуется, когда слышит шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Ребята, сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в самый красивый уголок нашей Чувашии – в Присурский заповедник. Хотите отправиться в путешествие?

(ответы детей)

Перед экскурсией я хочу уточнить, что же вы знаете о Присурском заповеднике? Для этого  мы с вами заполним первый столбец таблицы ЗУХ  «Знаю. Узнал. Хочу узнать»

Знаю

Узнал

Хочу узнать

(Учащиеся заполняют первый столбец таблицы и пишут о том, что они знают о заповедниках. Затем озвучивают ее. Это работа является индивидуальной)  

Молодцы, ребята. Вы много знаете о заповедниках. Настало время ознакомиться с правилами поведения в заповеднике. Я ее вам сейчас зачитаю:

1. Умей вести себя в заповеднике: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.

2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

3. Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

5. Не сори. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Надеюсь, что мы все усвоим эти правила! И отправимся в путь. Мы не будем нарушать эти правила и в наших лесах, которые мы очень любим и часто ходим туда и за ягодами, и за грибами, или просто отдохнуть, подышать свежим воздухом.

3. Работа по презентации  «Виртуальная экскурсия в Присурский заповедник».   (Эпиграф. Слайд 1)

И так, перед нами обширная территория Присурского заповедника.

                        (появляется слайд 2 с картой заповедника)

         Он находится на юге Чувашской Республики. По Постановлению 27 декабря  1995 года площадь заповедника составляла 9 025 га, в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. была расширена до 9 147,8 га.

 Когда он создавался, территория заповедника состояла только из Алатырского участка.  Но после  2000 года были присоединены ещё Батыревский и Яльчикский участки.

На 25 497,5 га Присурского заповедника разместились целых 3 кластера это: территория в долине реки  Сура

 участок «Сурковый»

 «Сорока-Тау»

Большая часть заповедника находится в долине реки Суры среди хвойных лесов. Здесь очень-очень красиво. Летом дышится особенно легко, легкие наполняются чистым воздухом, и кажется, что ты попал в сказочную страну.  Давайте полюбуемся красотой этих лесов.

(слайд 3, изображение хвойных лесов и деревьев)

Ребята, скажите, пожалуйста, а для чего же создан этот прекрасный заповедник?      (ответы учащихся)

Какие вы молодцы, все правильно сказали. Заповедник изначально создавался для охраны южнотаежных долинных лесов и водно-болотных угодий с присущей им флорой и фауной, в особенности для охраны выхухоли, сезонных скоплений водоплавающих птиц.  А новые участки предназначены для охраны фрагментов степной растительности с поселениями сурков. Вот какое большое значение имеет этот заповедник.

Ребята, будьте внимательны. Мы приближаемся к месту, где живут сурки.

                            (слайд 4,  изображения сурков)

Посмотрите на них. Какие они милые и симпатичные. А что же вы знаете про них? Кто мне расскажет?

Сурок  образует несколько подвидов. Они  имеют  особые русские названия: байбак, или степной сурок; алтайский, тянь-шаньский, или серый, сурок; монгольский, сибирский сурок, или тарбаган; черношапочный, или камчатский, сурок; американский, или седой, сурок.  Сначала эти формы считали разными видами, затем их объединили в один вид, а в последние годы черношапочного и седого сурков отделили в качестве особых видов. Таких замечательных животных можно увидеть в Присурском заповеднике.

Знакомство с животными заповедника у нас продолжается. Сейчас мы увидим животных и попытаемся угадать, кто же они. Игра так и называется: «Угадай, кто я?» На слайде появятся изображения животных, вы должны узнать их и записать названия. А члены нашего жюри определят, чья же команда лучше знает животных, нашедших приют в  Присурском заповеднике.

(на слайде 5 появляются изображения животных, а учитель рассказывает о них)

бобра

выхухоля

зайца-беляка

кабана

лося

сурка

 (учащиеся пишут на листочках названия животных и относят к членам жюри)

Свои работы вы сдали на проверку нашему уважаемому  жюри, а теперь проверим сами себя: не ошиблись ли мы

(появляется слайд с изображениями животных и их названиями)

Вот какие молодцы!  Действительно,  в  фауне преобладает лось, кабан, заяц-беляк, а еще есть поселения бобра. Еще мне хочется вас сказать вот о чем,  в Красные книги МСОП и России занесен такой редкий вид, встречаемый на территории Присурийского заповедника, как выхухоль. Кратко говоря, это где-то 44 вида млекопитающих, 24 вида птиц,  9 – земноводных и 7 пресмыкающихся.

Мы все так устали, хотите, мы немного отдохнем?

Физкультминутка

Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеёк, перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно – замочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. ( Прыжки.)

Как услышим в небе гром, спрячемся мы под кустом. ( Приседают.)

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. ( Лёгкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. ( Ходьба.)

Мы немного отдохнули, а теперь пора нам в путь. Вот чаща лесная, а здесь живут птицы. Хотите с ними познакомиться? Тогда приступаем к наблюдению. Фоторужье сняло снимки прекрасных птиц, обитающих в Присурском заповеднике. Команды готовы узнать их в «лицо». Тогда приступаем. Я буду показывать снимки, а вы попытайтесь назвать их.

(на слайде 6 появляются изображения птиц и сообщение про них:

глухарь

журавль серый

змееяд

зуёк малый

крачка белокрылая

крачка малая

крачка чёрная

кулик-сорока

могильник

скопа

филин

тетерев

(Учащиеся пишут на листочках названия  птиц и относят к членам жюри. Затем появляется слайд с изображениями птиц  их названиями )

Вот какие молодцы! Так быстро справились с заданием. Вы настоящие знатоки птиц.  

 Среди птиц обычными являются глухарь и тетерев. Из редких видов для Чувашии на территории заповедника обитают черная, белокрылая, речная и малая крачки, а также малый зуек, кулик-сорока. На озере  Черном наблюдаются сезонные скопления водоплавающих и околоводных птиц.   В Красную книгу России из обитающих на территории  заповедника Присурский видов включены серый журавль, скопа, могильник и змееяд. В   заповеднике так же обитает филин, сова-сплюшка, глухарь, тетерев и малая чайка.

Ой, ребята, кажется, мы заблудились! Как же нам выбраться из чащи? Сюда мы шли за зайцем-беляком и потеряли дорогу. Придется нам применить лесной компас.

Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой. ( Каждая команда получает по 4 рисунка.) Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где «С», а где «Ю», с помощью подсказки на картинках. Какая команда выберется первой, та отнесет свои ответы членам жюри.

 «Хвойные деревья». (На северной стороне деревьев веток меньше, чем на южной.)

 «Лесные ягоды». (Дольше всего зеленоватой недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повёрнута к северу.)

«Пни». (На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой - на север.)

«Камни». (На камнях с северной стороны вырастает мох.)

(команды выполняют задания игры «Лесной компас»)

Вот какие молоды. Все выбрались из чащи. Наше путешествие заканчивается. Но прежде чем вернуться домой мы совершим привал. А привал у нас будет с заданием. Каждая команда ответит на такие  задания.

1 команда. Нужно составить синквейн со словом «заповедник»

2 команда. Составление кластера со словом «заповедник»

3 команда. Ответить на вопрос: «Нужен ли нам Присурский заповедник»

(ребята получают листки и фломастерами  и рисуют кластер и   синквейн; отвечают на вопрос,  и зачитывают синквейн и кластер. После ответа команд появляются слайды 6-7 с кластером и синквейном)

Вот какие молодцы. Все справились с заданием. Нам пора вернуться в класс и быстрее записать в наши дневники о том, что мы сегодня узнали во время нашей экскурсии.

(учащиеся заполняют второй столбец таблицы)

Знаю

Узнал

Хочу узнать

3. Рефлексия

Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения

Заповедник нужен, потому что…

Здесь обитают такие животные как…

Птицы Присурского заповедника…

        Присурский заповедник расположен на территории трех  районов…

        Я узнал о том, что…

Сегодня мы с вами побывали в Присурском заповеднике. Каждый узнал для себя что-то новое и интересное. А самое главное, ребята, запомните: что заповедник – это место, где нашли приют исчезающие животные. Человек создает условия, чтобы сохранить их, чтобы наши потомки смогли побывать в Присурском заповеднике и увидеть своими глазами прекрасных животных и птиц. Пусть заповедная сторона будет нас манить и радовать. Может быть, и мы с вами совершим туда экскурсию не виртуальную, а самую настоящую.

Наша сторона, Мариинско-Посадская, тоже прекрасна своими лесам, растениями, животными.  Когда мы отправимся в лес, то никогда не будем ей причинять вреда. Если каждый из нас будет соблюдать те правила, с которыми мы познакомились в начале нашего занятия, то леса нам скажут только «спасибо».

Пришло время подведения итогов нашего конкурса: «Знатоки Присурского заповедника». Для этого мы предоставляем слово нашему жюри, нашим родителям. (Родители оглашают итог и вручают грамоты «Лучшие знатоки птиц», «Лучшие знатоки животных», «Лучшие туристы»)

И в заключении,  я еще раз хочу, чтобы вы посмотрели ролик «Заповедная страна» и увидели ту красоту и заботу человека об этом прекрасном уголке природы – который мы называем Присурский заповедник.

Приложение

  1. Клятва  путешественника

1. Умей вести себя в заповеднике: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.

2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

3. Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

5. Не сори. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

  1. Сообщения о животных  Присурского заповедника

Сурок образует несколько географических форм (подвидов), имеющих особые русские названия: байбак, или степной сурок; алтайский, тянь-шаньский, или серый, сурок; монгольский, сибирский сурок, или тарбаган; черношапочный, или камчатский, сурок; американский, или седой, сурок и др. Сначала эти формы считали разными видами, затем их объединили в один вид, а в последние годы черношапочного и седого сурков отделили в качестве особых видов.

Лось самый крупный современный олень. Взрослые самцы имеют длину тела до 300 см, высоту в холке до 235 см и массу до 580—600 кг. По общему облику лось хорошо отличается от других оленей. Он очень высоконогий, с мощной грудной клеткой, относительно коротким туловищем и тяжелой горбоносой головой. Верхняя губа вздутая и сильно нависает над нижней. Очень большие, широкие и подвижные уши. Под горлом свешивается вниз мягкий кожистый вырост — «серьга», достигающая 25—40 см. Рога лося состоят из короткого ствола и широкой уплощенной, несколько вогнутой лопаты.

Кабан или дикая свинья,— самый широко распространенный вид. Населяет всю Европу на север до Скандинавского полуострова. В Азии обитает повсюду до Южной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока к северу. Населяет и тропические районы материка, а также острова Сулавеси, Ява, Суматра, Новая Гвинея и др. Был в Северной Африке (Алжир, Марокко, Египет и другие страны), но в большинстве районов истреблен. Акклиматизирован в ряде мест Северной и Центральной Америки, а также в Аргентине. Необычайно изменчив по размерам, пропорциям тела и окраске

Заяц-беляк сравнительно крупный зверек, длина тела его несколько различна в разных частях его ареала. Наиболее крупные беляки живут в тундре Западной Сибири, длина их тела до 70 см, а масса до 5,5 кг. Самая мелкая раса беляков населяет тайгу Якутии, масса такого беляка 2,5—3 кг. Уши у беляка не очень длинные и пригнутые вперед; они лишь достигают конца носа или слегка выдаются за него. Хвост сплошь белый или с небольшой примесью темных волос сверху; он относительно короткий и округлой формы. Лапы сравнительно широкие, ступни покрыты густой щеткой волос.

Выхухоль относительно крупная: длина ее тела 18—22 см, масса до 520 г. Чешуйчатый хвост, равный длине тела и уплощенный с боков, на верхнем гребне имеет киль из густых и длинных волос. У самого основания хвост «перетянут», а в первой трети длины грушевидно утолщен. В утолщении расположены мускусные, железы, сильно пахнущий маслянистый мускус которых выдавливается через многочисленные отверстия, расположенные на нижней стороне утолщения. Волосяной покров выхухоли очень густой, ровный, мягкий, шелковистый, у здоровых зверьков ненамокающий; сверху — буровато-коричневый, снизу — серебристый.

Бобр многим хорошо известен. Длина тела его достигает 1 м, а масса — 30 кг. Посередине хвоста сверху тянется жесткий роговой киль. Между роговыми пластинками на хвосте рассеяны редкие, короткие и жесткие волосы. Волосяной покров резко дифференцирован на грубую ость и густой мягкий подшерсток. Мех от светло-коричневого до почти черного. Впереди от анальных желез находятся парные мускусные железы, секрет которых известен под названием бобровой струи. Коренные зубы обычно не имеют корней, слабо обособленные корни образуются лишь у некоторых старых особей.

  1. Сообщения о птицах Присурского заповедника

Филин имеет общую длину 62—72 см, с размахом крыльев 150—180 см, при длине крыла 41—52 см, весит 2,1—3,2 кг. Самки заметно крупнее самцов, оба пола окрашены одинаково. Филины, обитающие в разных частях ареала, различаются по размерам и окраске.

Скопа единственный вид семейства скопиных — имеет космополитическое распространение, встречаясь вблизи водоемов. Она обитает в Европе и Азии (кроме тундр, на юг до Испании, Средиземноморья и Южного Китая), в Северной Африке, Австралии, Северной Америке, на ряде островов в Тихом океане.

Могильник меньше беркута и с более слабыми лапами и когтями. Общая длина могильника 72—84 см, длина крыла 54—65 см, вес около 3 кг. Самки могильника крупнее самцов. Оба пола окрашены одинаково. Взрослые птицы общей темно-бурой окраски; голова охристая или беловатая, с черной шапочкой на темени; плечевые, все или некоторые, белые; первостепенные маховые черно-бурые с серым поперечным рисунком на основаниях; рулевые темно-серые с поперечным темно-бурым рисунком и черновато-бурой вершинной полосой.

Кулик-сорока (Haematopinae ostralegus) прибрежные птицы с сильными трехпалыми ногами и прямым сильным клювом. Расцветка их пегая: черная с белым или более или менее одноцветно черная. В пределах подсемейства всего 4 объединяемых в один род Haematopus вида. Наиболее широко распространен из них обыкновенный кулик-сорока (Н. ostralegus). Эта птица величиной почти с голубя, имеет длинный прямой (иногда едва заметно перегнутый кверху) клюв, довольно высокий, сжатый с боков и тупой у вершины. У птиц, гнездящихся на севере, клюв несколько короче, чем у южных птиц.

Крачка черная (Chlidonias nigra) одна из наиболее мелких наших крачек: весит 50-70 г. Весной и летом ее легко отличить по темно-серой окраске, переходящей на голове и нижней части тела в черную (только подхвостье белое). Полет у нее легкий, изящный, при необходимости достаточно быстрый. Разыскивая корм, летает низко над водой, несколько опустив клюв. Заметив что-либо в воде, трепещет на месте и со сложенными крыльями бросается в воду.

Крачка малая (Sterna albifrons) самая маленькая из крачек, величиной со стрижа или скворца. Весит 40-50 г. По окраске оперения похожа на речную крачку, но отличается от нее белым лбом и желтым клювом. Полет у нее быстрый и более легкий, чем у других крачек. Пищу добывает преимущественно ныряя в воду с разлета.

Крачка белощекая (Chlidonias hybrida) похожа на черную крачку, но покрупнее (весит около 80 г) и с более длинными крыльями. Отличается и по окраске оперения: щеки и горло белые, хорошо выделяющиеся среди остального темного оперения.

Зуек малый (Charadrius dubius) очень похож на галстучника, но несколько мельче его, клюв у этого вида одноцветен, без оранжево-желтого основания. На первом первостепенном маховом весь ствол пера (за исключением самого кончика) белый, тогда как на стержнях других маховых перьев белого цвета нет. По этому признаку малого галстучника легко отличить от галстучника.

Змееяд (Circaetus gallicus) Общая длина змееяда обыкновенного 67-72 см, размах крыльев 160-190 см, длина крыла 52- 60 см. Самки змееяда обыкновенного крупнее самцов. Оба пола окрашены одинаково. Общая окраска спинной стороны взрослых птиц серовато-бурая с черно-бурыми первостепенными передними маховыми, на задних первостепенных маховых беловатый рисунок у основания; рулевые бурые с 2-4 черно-бурыми поперечными полосами; брюшная сторона бледно-бурая и охристая с бурым продольным и поперечным рисунком.

Журавль серый (Grus grus) это как раз тот самый журавль, чьи звонкие крики мы слышим высоко в небе весной и осенью. Это крупная птица ростом около 125 см и массой 4—5,5 кг. Размах крыльев более 2 м. Общая окраска журавля серая, более темная, почти черная на концах крыльев. От глаз по бокам шеи спускается заметная белая полоса; остальная часть головы и шеи черная, а на затылке и темени участок голой красной кожи, слабо покрытый тонкими и жесткими волосовидными перьями. Пятьсот лет назад серый журавль обитал почти по всей Европе и северной части Азии.

Глухарь (Tetrao urogallus) один из самых крупных представителей куриных, ростом почти с индюка. Вес самцов колеблется от 3,5 до 6,5 кг, самок - от 1,7 до 2,3 кг. Это большая неуклюжая и пугливая птица. Походка его быстрая, при поисках пищи он нередко бегает по земле. С земли глухарь поднимается тяжело, громко хлопая крыльями и производя большой шум. Полет тяжелый, шумный, почти прямой и без крайней необходимости непродолжительный. Летит глухарь обычно над самым лесом или на высоте половины дерева; лишь осенью, совершая более значительные перемещения, держится высоко над лесом. У глухаря ярко выражен половой диморфизм. Самец глухаря

значительно крупнее самки и резко отличается от нее по окраске оперения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Виртуальная экскурсия в Пушкинский государственный музей-заповедник"

Этот урок-проект с применением музейной технологии. так называемый музейный урок. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ ...

Виртуальная экскурсия по Волжско-Камскому заповеднику.

Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности....

Мультимедийный урок «Наблюдения за сезонными изменениями в природе» (Виртуальная экскурсия в заповедник Кузнецкий Алатау)

Мультимедийный урок, предполагающий изучение уникальных особенностей местности родного края  и активизации исследовательской деятельности учащихся....

«ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЗАПОВЕДНИК ПРИСУРСКИЙ»

Внеклассное мероприятие для 5-6 -х классов по экологии....

«Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник. В Хуламо-Безенгийском ущелье. Путешествие по экологической тропе » Виртуальная экскурсия

Цель:Познакомить обучающихся с Кабардино-Балкарским высокогорным государственным заповедником, с его растительным и животным миром; показать значимость заповедника.Формировать представление о туризме,...

Виртуальная экскурсия по Центрально-черноземному государственному биосферному заповеднику им. В. В. Алехина

Презентация познакомит учащихся с историей создания, растительным и животным миром заповедника....

Конспект виртуальной экскурсии Музей-заповедник «Прохоровское поле»

Конспект виртуальной экскурсии был разработан для обучающихся 5 класса, имеющих нарушение слуха с целью ознакомления  воспитанников с памятными местами Прохоровского танкового сражения 1943 ...