Главные вкладки

    Мультимедийный урок «Наблюдения за сезонными изменениями в природе» (Виртуальная экскурсия в заповедник Кузнецкий Алатау)
    учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме

    Мультимедийный урок, предполагающий изучение уникальных особенностей местности родного края  и активизации исследовательской деятельности учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon reki_kuzbassa.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 5»

     

    Открытый мультимедийный урок

    « Наблюдения за сезонными изменениями в природе»

    (Виртуальная экскурсия в заповедник Кузнецкий Алатау)

     

                                                                                                                           

    Составитель урока:                                                                                                       учитель географии

    МБОУ «СОШ №5»

    Авдеева И.В.

                                                                                                         

     

    Новокузнецк, 2015


    Цель: Познакомить обучающихся с признаками весны в процессе наблюдения за явлениями живой и неживой природы.

    Задачи: 1. Образовательные задачи: Продолжить формирование экологических знаний учащихся.  Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о заповеднике. Формировать обобщенные представления о явлениях природы весной. Закрепить и расширить знания учащихся о растительном и животном мире своей местности, познакомить на примере отдельных видов растений и животных с красной книгой Кемеровской области.

    2. Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес и наблюдательность школьников; обогащать словарный запас. Развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать факты. Создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности. Развивать внимание к различным явлениям природы. Развивать эмоциональную и интеллектуальную сферу учащегося через изменчивость природных объектов и закономерную смену явлений.

    3. Воспитательные задачи: Воспитывать умение слушать, желание заботиться о растениях и животных, формировать коммуникативную компетенцию учащихся. Воспитывать основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

    Тип занятия: комбинированный

    Вид: виртуальная экскурсия, предполагающая изучение нового материала и исследовательскую деятельность учащихся.

    Методы: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, исследовательский, рассказ, беседа, опрос.

    Оборудование: фотографии, ноутбуки, мяч, карточки с заданиями.

    План экскурсии: 

    1. Вступление.
    2. Наблюдения за изменениями в неживой природе.
    3. Краткая характеристика растительности заповедника «Кузнецкий Алатау»: деревьев, кустарников, трав. (Наблюдения за растительным миром)
    4. Знакомство с животным миром заповедника.
    5. Выявление растений и животных, занесенных в Красную книгу.

    Подготовка к экскурсии. На предыдущем уроке педагог знакомит обучающихся с задачами, планом проведения экскурсии, оборудованием. Педагог делит класс на 3 подгруппы.

    Ход экскурсии. 

            - Добрый день, мои юные фенологи! Я приглашаю вас на экскурсию. Тема сегодняшней экскурсии « Наблюдения за сезонными изменениями в природе». Сегодня мы будем наблюдать весенние явления в природе. Но экскурсию мы будем проводить, не выходя из кабинета. Наша с вами экскурсия будет виртуальной. И мы отправимся в заповедник Кузнецкий Алатау. А к какому времени года мы попадем, вы узнаете, отгадав загадку.

    Я раскрываю почки,
    В зеленые листочки.
    Деревья одеваю,
    Посевы поливаю,
    Движения полна,
    Зовут меня…
    (весна).

    - Весна - это прекрасное время года! Это пробуждение. Назовите весенние месяцы. Какой сейчас идет месяц?

    - Первый месяц весны называют месяцем света или весной света. В этот месяц наблюдают очень интересное явление на небе “небесный ледоход”. Происходит смена низких серых слоистых облаков на красивые кучевые. Эти облака ярко-белого цвета, похожи на клубы дыма, они движутся довольно быстро. Обычно кучевые облака бывают только днем. С утра собираются, днем клубятся и громоздятся друг на друга, а к вечеру исчезают. Иногда эти облака и совсем не появляются на протяжении всего дня. Это признак устойчивой хорошей погоды. Апрель-весна воды. Как мы назовем весну в мае? Весна цветов. Цветы в мае. Цветение деревьев. Зеленая весна.

    - Каждое время года имеет свои признаки. Какие признаки есть у весны?

    Дети перечисляют все признаки весны: ночи стали короче, а дни длиннее; изменился снег, появились первые проталины, начался ледоход на реках.

    -Когда вы заметили первые признаки весны? Расскажите о своих наблюдениях. (Это была ранняя весна. Начал таять снег. Небо стало не такое серое, как зимой. Были голубые просветы. Но еще было холодно, иногда и морозно.)

    -Свои первые шаги весна начинает с марта. Еще скрипит снег, не затихла зимняя вьюга, а по утрам приветствует весенняя капель. В народе говорят так: “В марте и сзади и спереди зима” или “ март не весна, а послезимье.” Но одна дата в этом месяце, гарантирует приход весны. Это 21 марта, когда день равен ночи, наступает весеннее равноденствие или астрономическая весна. День растет уже не на воробьиный скок, а ночь убывает. Но это не всегда совпадает с фенологической весной – весной в природе. Эта весна, всегда приходит в разное время. И тогда судят о характере весны, ранняя или поздняя, дружная или затяжная. Люди судят по характеру весны по срокам наступления и устойчивости положительных температур и, конечно же, по нашим друзьям растениям.

    -  Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства. А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе в заповеднике Кузнецкий Алатау. Для этого вы должны зайти на сайт.

    - Ребята, а вы знаете что такое заповедник?

    - Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» государственный природный заповедник — одна из категорий особо охраняемых природных территорий исключительно федерального значения, полностью изъятая из хозяйственного использования в целях сохранения природных процессов и явлений, редких и уникальных природных систем, видов растений и животных.

    - Считается, что первый закон об охране окружающей среды и защите дикой природы был принят на Шри-Ланке в III веке до н. э. И тогда же, в местечке Михинтале, царём Деванампиятисса был основан первый в мире природный заповедник.

    Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау» расположен в Кемеровской области, на площади 412,9 тысяч гектаров в наиболее возвышенной части этого горного хребта. Организованный 27 декабря 1989 года, он является природоохранной территорией федерального подчинения, где осуществляется комплексная охрана всего спектра экосистем гор Кузнецкого Алатау, северного форпоста Алтае-Саянской горной страны. Площадь охранной зоны 245, 9 тысяч гектар.

    Заповедник расположен в непосредственной близости от наиболее эксплуатируемых территорий Сибирского региона, между промышленным Кузбассом и сельскохозяйственной Минусинской котловиной. На его территории встречаются около 572 вида растений. Большая часть заповедника Кузнецкого Алатау покрыта горными таежными лесами из пихты, ели и кедровой сосны сибирской, сменяющиеся на восточных склонах сосновыми и лиственничными лесами. Много редких растений: родиола розовая (золотой корень), левзея сафлоровидная (маралий корень), венерин башмачок и эндемичных видов. На территории заповедника зарегистрировано 273 видов птиц. Фауна млекопитающих Кузнецкого Алатау включает в себя 65 видов. В том числе: насекомоядные – 11; рукокрылые – 9; грызуны – 24; зайцеобразные – 3; хищные – 13; копытные – 5 видов. Это бурозубка крошечная, крупнозубая, бурая, крот алтайский, бурундук, красно-серая полевка и др. Широко представлены также красная и обыкновенная полевка, барсук, выдра, бурый медведь, лисица обыкновенная, волк и лось.

    1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

    Посмотрите на небо. Каким оно цветом? Что еще мы можем увидеть на небе?

    Ну-ка, кто из вас ответит:
    Не огонь, а больно жжёт,
    Не фонарь, а ярко светит,
    И не пекарь, а печёт. (солнце)

    - Как изменилась высота солнца над горизонтом?

    В небе тучи растревожит,
    Дождь прогонит проливной.
    Лодке парусной поможет,
    Засвистит в трубе печной…
    Побывал везде на свете
    Озорной, весёлый…(ветер)

    - Какой ветер весной?

    - Почему тёплый, ласковый?

    Нет ног, а идут.
    Глаз нет, а плачут. (тучи).

    Летят орлицы по синему небу,
    Крылья распластала, солнышко застлала. (облака)

    - Какие облака весной, а какие зимой?

    - Что из туч зимой, а что весной?

    Летом бежит, зимой спит,
    Весна настала опять побежала. (река)

    – Что было с водоемами зимой?

    – А что происходит с ними весной?

    – Когда лед движется по водоемам – как называется это явление?

    – Когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда – что происходит?

    - Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде снега с дождем или дождя, почва в некоторых местах покрыта снегом, но уже появляются проталины).

    2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.

    - А теперь рассмотрим растения. Педагог обучающим предлагает назвать известные им деревья, кустарники, травы; объяснить, чем дерево отличается от кустарника. (Деревья выше кустарников. Они имеют один главный стебель – ствол, от которого отходит много веток с листьями или иглами, как, например, у сосны или ели. Ветви с листвой образуют крону. Кустарники ниже деревьев. У них несколько почти одинаковых по толщине стеблей.) Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях?

    -А как вы думаете, можно ли проверить, пробудилось дерево или нет?
    (Ответы детей.)

    Проверить это можно, если осторожно срезать сучок березы. С разреза по бегут светлые капли сока, значит корни уже начали втягивать из почвы влагу. Но просто так делать на коре зарубки нельзя, т. к. та влага, которая напитала бы почки, потечет на землю. Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь для того, чтобы его вырастить, понадобится 40—50 лет.

    В народе есть такая примета: если из березы течет много сока, то лето будет дождливое.

    Первой из деревьев весной зацветает ольха. А вот эта лесная красавица - черемуха. Зацветает она в конце мая. Ее цветение нередко сопровождается заморозками. Заморозки приносят вред цветущим кустарникам черники, земляники, а также молодым листочкам дуба.

    - А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

    Карточка №1 

    1. К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (Деревья, кустарники)
    2. Есть ли на этом растении листья?
    3. Какого цвета и формы листья?
    4. Много ли их на вашем растении?
    5. К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).
    6. Есть ли на растении плоды и семена?
    7. Какого цвета кора вашего растения?

    Каждая из микрогрупп характеризует свое растение для других микрогрупп.

    • Посмотрите на землю. Что вы видите вокруг? (Множество желтых цветочков.)
    • Как называется это растение? (Мать-и-мачеха.)
    • Правильно, это мать-и-мачеха. Она появится в начале апреля, на местах, где пригревает солнышко.

    Это удивительное растение, оно может предсказывать погоду. В ясные весенние дни желтеют золотыми звездочками эти цветы. Но стоит показаться на небе дождливой туче, и звездочки погаснут — закроются цветы. Это растение лекарственное и используется в медицине.

    У ландыша белые цветочки, очень похожие на колокольчики.
    Не на всех ландышах бывают цветы.Первый раз ландыш цветет в возрасте 7 лет. Всего корневище ландыша живет 21 год, а цветет всего 2-3 раза за свою жизнь. Цветы ландыша превращаются в красные ягоды.Трогать их нельзя, тем более есть. Они ядовиты. Но тем не менее из ландыша изготавливают лекарственные средства для улучшения работы сердца.

    - Какие еще первоцветы растут в Кузнецом Алатау? (ответы детей)

    - Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (Ранней весной на деревьях и кустарниках нет листьев, но можно заметить набухшие почки, а также плоды и семена. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами. Травы не наблюдается.)

    3. Наблюдение за изменениями в жизни животных.

    -Посмотрите снова вокруг и отправимся дальше. Как вы думаете, кто приносит весну на крыльях? (Грачи, скворцы и т.д.) Все вы правы, но не совсем. Весну приносит на хвосте маленькая птичка-трясогузка.

    - Трясогузка своим хвостиком (как говорят в народе) разбивает лед на реке. Прилетят грачи, покричат, покричат, походят по льду, да только сделать ничего не могут. Скворцы тоже не в силах лед взломать, но вот прилетит трясогузка и сразу на реку. Походит по берегу, перелетит на лед и хлоп-хлоп хвостиком. Бегает птичка по льду, трясет хвостиком, лед разбивает. А как разобьет, поднатужится речка и сбросит с себя ледяные оковы. Вот как интересно бывает!

    В марте прилетают грачи, а за ними скворцы. Первая забота птиц — гнездо свить для детей. Нелегко без рук и топора построить избенку. Скворцы приносят большую пользу – выкармливая птенцов, скворцы прилетают 200-300 раз в день.За это время приносит примерно 300 граммов – норма для птенцов. Сам весит 80 грамм. Скворцы – замечательные звукоподражатели – зябликов, дроздов, иволги, могут заквакать лягушкой или залаять собакой. Грач – вестник весны. Еще во многих местах лежит снег, еще нередки ночные морозы, а они уже прилетели. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах. Но вот весна вступает в свои права, и грачи принялись за дело, строят новые гнезда, ремонтируют старые. На нескольких деревьях может разместиться целый грачиный городок. Шум и гам слышится издалека. Грач – полезная птица. Он уничтожает личинки вредных насекомых.

    – Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (ответы детей)

    – Как встречают весну звери? Весной у белки появляется 3-6 маленьких беспомощных бельчат, каждый весом всего 8 граммов. Белка кормит их молоком. Питается орехами, грибами, ягодами, почками. Желудями, у яблок и груш поедает только семена, мякоть бросает, может утащить яйца или птенцов из птичьих гнезд. Линяет 2 раза в год. Весной меняет серый зимний наряд на рыжий, летний. Еж просыпается рано весной, активно поедает насекомых, лягушек, мышей. Змей. В апреле появляется потомство от3 до 7, голенькие, неколючие, но уже через несколько часов покрываются белыми и темными иголками, глаза открывают через 2 недели. Ежиха кормит своих детенышей молоком. Ежи – ночные животные. Видят плохо, но при помощи своего носа обнаруживает врага. У ежа 6000-7000 иголок. В конце марта просыпаются медведи от зимней спячки. Хорошо плавают, хорошо лазают по деревьям. В конце зимы появляются медвежата 2, они такие маленькие, что могут уместиться на ладони взрослого человека. Рождаются слепыми, греются возле матери и посасывают молоко. Начинают расти, когда выходят из берлоги и растут очень быстро. Шмель появляется рано весной. Шмели строят свои гнезда в земле, в старых мышиных или кротовых норках. Это полезное насекомое, но у него немало врагов. Шмелей ловят птицы, личинки, и небольшой запас меда в гнезде привлекают мышей, ежей, даже лисиц.

    Рассмотрев растения и животных, обучающиеся выявляют какие из них занесены в красную книгу.

    До последнего времени люди мало задумывались над тем, что все её богатства не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении. Грубое вмешательство человека в природу привело к истреблению лесов, истощению почв, гибели отдельных видов растительности и животных, обмелению рек, образованию пустынь.

    Поэтому охрана природы подразумевает охрану всей жизни на Земле. Во всем мире сейчас ведется борьба за разумное отношение к природе, разумную деятельность человека, которая не оказывала бы губительного влияния на природу.

    Из-за губительного сбора многие травянистые растения находятся под угрозой исчезновения и занесения в Красную книгу – это почти все весенние цветы: подснежник белоснежный, медуница, купальница, первоцвет, ландыш майский, различные колокольчики, а также кувшинка белая и др. Из кустарников сильно истреблен можжевельник.

    4.Подведение итогов на занятии.

    А сейчас проверим, кто из вас был самым внимательным.

    Тест.

    1. Выбери примету, не относящуюся к весне:
      A. воздух становится день ото дня всё теплее;
      Б. солнце поднимается всё выше;
      B. небо покрыто серыми тучами.
    2. С чем связано повышение температуры воздуха весной?
      A. с высотой солнца над горизонтом;
      Б. с таянием снега;
      B. с прилётом птиц.
    3. С чем связано явление половодья?
      A. много льда в водоёмах;
      Б. много талой воды;
      B. много дождей идёт.

    - Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.

    Карточка №2

    Как изменилась природа весной? Подчеркните правильные ответы. 

    Начался листопад.

    На деревьях появляются почки.

    Температура воздуха ниже нуля.

    Птицы прилетают с юга.

    Появляются проталины.

    Растаял снег.

    Земля покрылась снегом.

    Появляется трава.

    Становится теплее.

    Птицы улетели на юг.

    Созревают яблони.

    Цвет коры деревьев более яркий.

    Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе (для обучающихся 5-6 класса).

    Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фено...

    Конспект урока по теме "Сезонные изменения в природе в октябре"

    Конспект открытого урока развития устной речи во 2 классе специальной коррекционной школы 8 вида....

    Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной»

    Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе  на тему:  «Сезонные изменения в природе весной» предназначен для школ VIII вида...

    Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

    Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений...

    Конспект урока во 2 классе по развитию устной речи. Тема: Зима. Сезонные изменения в природе.

    Конспект урока во 2 классе для учащихся с ОВЗ (VIII вид).Цели:Образовательные: расширять представления учащихся о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно, учить устанавл...

    Комплекс экскурсий "Сезонные изменения в природе"

    В данной методической разработке предложен комплекс экскурсий в лес для детей младшего школьного возраста. Благодаря этим экскурсиям ребята приобретут умение наблюдать мир вокруг себя, научатся открыв...