Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Васинкина Юлия Владимировна

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений

Задачи: - показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой;

- ознакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Метапредметные: развитие умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные: формирование любви и бережного отношения к родной природе, воспитание экологической культуры.

Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Ход урока.

  1. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера. 
(Ф.И. Тютчев)

Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

Выяснить причины осенних изменений в природе:

  1. Что происходит с растениями осенью?
  2. Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
  3. Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  4. Почему легко опадают желтые листья?
  5. Какое значение имеет листопад?
  6. Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
  7. Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
  8. Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
  9. У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
  10. У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  11. А что происходит с наземными частями травянистых растений?
  12. А почки растений готовятся к зиме?
  13. Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)

2. Знакомство с видами растений и животных, встречающимися на маршруте, с особенностями растений и животных, связанных с условиями их обитания, знакомство с разнообразием плодов и семян, способами их распространения, с различием окраски листьев у растений и листопада, на поведение животных осенью.

3. Самостоятельная работа в группах.

1 группа.

  1. Выясните, у каких деревьев и кустарников изменилась окраска листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска: на нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
  2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.

2 группа.

  1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
  2. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

3 группа.

  1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. Выясните, у каких растений листья осенью опадают позже, а у каких раньше.
  2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

4.Подведение итогов экскурсии.

5. Проверка полученных знаний.

Задания уровня «А»

1. Что придаёт листьям зелёную окраску летом?

А) наличие β-каротина, Б) наличие хлорофилла, В) наличие ксантофилла, Г) ликопина.

2. Что является непосредственной причиной изменение окраски листьев осенью?

А) разрушение хлорофилла, Б)отток питательных веществ из листьев, В)отток воды из листьев, Г)понижение температуры воздуха.

3. Чем прежде всего определяется площадь испарения воды растением?

А) мощностью корневой системы, Б) наличием разветвленной проводящей системы, В) количеством и величиной листьев,  Г) температурой окружающего воздуха.

 Задание уровня «В»

Найдите соответствия между понятиями из двух колонок, в левой из которых указаны названия пигментов, а в правой - цвет, который они определяют.

1. Хлорофилл а,                    А) зелёный,

2. Хлорофилл b,                    Б) желтый,

3. Хлорофилл с,                    В) красный,

4. β-каротин,                         Г) желто-зелёный,

5. Ликопин,                           Д) сине-зелёный,

6. Ксантофилл.                     Е) оранжевый.

 Задания уровня «С»

Заполните пропуски в данном учебном тексте:

Осеннее явление в жизни растений, при котором опадают листья, называется а)…………  Главной причиной листопада является дефицит жидкой б)………. зимой. Растений сбрасывают листья осенью, чтобы таким образом уменьшить площадь в)………… воды. В средней полосе России лишь г)…………… породы деревьев не сбрасывают листвы на зиму.

6. Задание на дом: оформите отчет о выполнении заданий. Сделайте гербарий из пожелтевших листьев различных деревьев.

7. Рефлексия.


1 группа.

  1. Выясните, у каких деревьев и кустарников изменилась окраска листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска: на нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
  2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.

2 группа.

  1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
  2. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

3 группа.

  1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. Выясните, у каких растений листья осенью опадают позже, а у каких раньше.
  2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийный урок «Наблюдения за сезонными изменениями в природе» (Виртуальная экскурсия в заповедник Кузнецкий Алатау)

Мультимедийный урок, предполагающий изучение уникальных особенностей местности родного края  и активизации исследовательской деятельности учащихся....

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Урок- экскурсия   «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни  растений и животных»  5-6 класс....

5 кл. Экскурсия "Осенние явления в жизни растений и животных", школьный. 2014г.

5 кл. Экскурсия "Осенние явления в жизни растений и животных", школьный. 2014г....

Отчёт по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

План отчёта по экскурсии "Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных"...

Практическая работа №1 по теме "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе"

Практическая работа №1 по теме "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе" (5 класс) по УМК В.В. Пасечника...