Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Урок- экскурсия   «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни  растений и животных»  5-6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekskursiya.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- экскурсия   «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни  растений и животных»  5-6 класс.

Задачи экскурсии:

• показать многообразие растений, животных и других организмов,их связь с окружающей средой;

• ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:   учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде;     знакомятся с правилами поведения в природе.

Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с другими учащимися в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии.

Оборудование: блокнот, простые карандаши, фотоаппарат,  папка.

Дополнительный набор:  карта местности, компас, верёвка, лопатка.                                                                                               

                                              Ход экскурсии

I.  Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

II.  Содержание экскурсии.

Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту.

 В ходе экскурсии  учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории, с особенностями растений, животных и других организмов, связанными с условиями их обитания;  обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.

III.  Самостоятельная работа учащихся 

Учащиеся распределяются на группы и выполняют следующие задания.

Задание 1

1. Выясните, у каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев (по сравнению с летней) и листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?

2. Отметьте, каких животных или какие следы их пребывания вы нашли на данном участке.

Задание 2

1. Выясните, у всех ли деревьев и кустарников  вида (акация, клен, вяз, смородина, сирень и др.), растущих в разных условиях (непосредственно в парке , пришкольном дворе,нескольких метрах от неё, ), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.

2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Задание 3

1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите плоды и семена, определите по особенностям строения способы их распространения.

2. Какие насекомые вам встретились? Опишите, каково их поведение осенью.

Задание 4

1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.

2. Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

Задание 5

1. Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких — позже.

2. Опишите приспособления к определённым условиям жизни у встретившихся вам животных.

IV.  Подведение итогов экскурсии

V. Домашнее задание .Оформить в рабочей тетради отчёт о проведённой экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – путешествие по теме: «Разнообразие живых организмов» (5 класс)

Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс...

План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс

Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии...

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений...

Отчёт по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

План отчёта по экскурсии "Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных"...

Урок-экскурсия "Многообразие живых организмов", 6 класс

Представленный материал содержит описание урока-экскурсии "Многообразие живых организмов" для учащихся 6 класса....

Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы....