Коррупция
методическая разработка (9,10,11 класс) по теме

 
 
image

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon molodyozhnyy_forum.ppt1.01 МБ
Файл molodyozh_v_borbe_s_korrupciey.docx46.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

пгт Серышево Амурская область

Молодёжный форум

«Молодёжь 21 века

в борьбе

с коррупцией»

(внеклассное мероприятие для учащихся

10-11 классов)

                    Разработала:

                                                      Алексеенко Ирина Николаевна

учитель истории МОУ СОШ №2

пгт Серышево Амурской области

2009г.

Цели: 

- изучение проблем противодействия коррупции и методов её предупреждения.

- воспитание правового сознания и повышение правовой культуры учащихся;

- формирование убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;

- развитие творческой деятельности учащихся;

- формирование активной гражданской позиции.

Учебно-методическое обеспечение: 

мультимедиа презентация, буклет, тестовые задания, словарь

Участники форума:

творческие группы учащихся: архивисты, лингвисты, социологи, статистики, юристы, психологи, корреспонденты

План форума:

1. Что такое коррупция (выступление лингвистов)

2. История коррупции (выступление архивистов)

3. Коррупция в современном мире (аналитический доклад статистиков)

4.Коррупция в России (аналитический доклад статистиков)

5. Отношение общества к коррупции (результаты социологических опросов)

6. Коррупция в образовании. Спасёт ли ЕГЭ от коррупции? (дискуссия всех участников форума)

7. Способы борьбы с коррупцией (работа в творческих группах и выступление юристов)

8. Подведение итогов. Представление буклета «Молодёжь против коррупции» выпущенного пресс-центром  форума

Ход форума.

      Одной из самых больших проблем современного мира стала коррупция. Она охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивается с вымогательством, взяточничеством. Коррупция как огромный спрут охватывает весь мир. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то, как и кто это должен сделать? Сегодня мы собрались на наш молодёжный форум для того чтобы попытаться разобраться с проблемами коррумпированности современного общества и выработать свои предложения по противодействию коррупции. Молодёжь 21 века не желает жить в коррумпированном обществе.

Но, чтобы бороться с врагом, его надо знать. Итак, первый вопрос, который мы обсуждаем на нашем форуме – «История коррупции». Предоставляем слово лингвистам и архивистам.

1. Лингвисты (знакомят с понятием «коррупция»)

Коррупция (лат. "corrumpire", "портить", "подкупать") - это использование служебного положения в личных целях.

Коррупционная деятельность считается одним из основных видов теневой экономики.

Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупционных отношений часто выступают не госчиновники, а предприниматели. Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

Общие тенденции эволюции коррупционных отношений в 20 в. - это постепенное умножение их форм, переход от эпизодической и низовой коррупции к систематической верхушечной и международной.

        Виды коррупции

Кто злоупотребляет служебным положением

- Государственная (коррупция госчиновников)

- Коммерческая (коррупция менеджеров фирм)

 - Политическая (коррупция политических деятелей)

Кто является взяткодателем

- Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)

- Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы)

- Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей - например, наркомафии)

Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции

- Денежные взятки

- Обмен услугами (патронаж, непотизм)

Цели коррупции с точки зрения взяткодателя         

- Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы)

- Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности)

 - Взятка "за доброе отношение" (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)

Уровень распространения коррупционных отношений         

Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти)

Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков)

Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)

Степень регулярности коррупционных связей         

- Эпизодическая коррупция

-  Систематическая (институциональная) коррупция

- Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)

Вывод: Коррупция является оборотной стороной деятельности любого централизованного государства, которое претендует на широкий учет и контроль.

Творческое задание: Представление ассоциаций со словом «Коррупция»

(плакаты, рисунки, словесные ассоциации)

2. Архивисты (знакомят с исследованием по истории коррупции)

     История коррупции насчитывает не одно тысячелетие и является неотъемлемой частью человеческой цивилизации. В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие "служащие" довольствовались только фиксированным "жалованием". Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.

На ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: "Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции". В этот время в римском праве появился специальный термин "corrumpire", который был синонимом слов "портить", "подкупать" и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.

     Там, где власть центрального правительства была слабой (например, в Европе в эпоху раннего средневековья), использование служебного положения для личных поборов с населения часто становилось общепринятой нормой. Так, в средневековой России "кормления" воевод и присвоение ими платы за разрешение конфликтов считались обычным доходом служивых людей, наряду с жалованием из казны или получением поместий.

     Чем более централизованным являлось государство, тем более строго оно ограничивало самостоятельность граждан, провоцируя чиновников низшего и высшего звена к тайному нарушению закона в пользу подданных, желающих избавиться от строгого надзора. Показательные наказания коррумпированных чиновников обычно не давали почти никакого результата, потому что на место устраненных (разжалованных или казненных) появлялись новые вымогатели взяток. Поскольку у центрального правительства обычно не было сил для тотального контроля за деятельностью чиновников, оно обычно довольствовалось поддержанием некоей "терпимой нормы" коррупции, пресекая лишь слишком опасные ее проявления.

Наиболее ярко эта умеренная терпимость к коррупции заметна в обществах азиатского способа производства. В странах доколониального Востока, с одной стороны, правители претендовали на всеобщий "учет и контроль", но, с другой стороны, постоянно сетовали на жадность чиновников, которые путают собственный карман с государственной казной. Именно в восточных обществах появляются первые исследования коррупции. Так, один древнеиндийский автор выделял 40 средств хищений государственного имущества жадными чиновниками и с грустью констатировал, что "подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке, так и имущество царя не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом".

     Коренной перелом в отношении общества к личным доходам государственных чиновников произошел только в Западной Европе эпохи нового времени. Идеология общественного договора провозглашала, что подданные платят налоги государству в обмен на то, что оно разумно вырабатывает законы и строго следит за их неукоснительным выполнением. Личные отношения стали уступать место чисто служебным, а потому получение чиновником личного дохода, помимо положенного ему жалования, начали трактовать как вопиющее нарушение общественной морали и норм закона. Кроме того, обоснованная идеология экономической свободы требовала, чтобы государство "предоставило людям самим делать свои дела и предоставило делам идти своим ходом". Если у чиновников уменьшались возможности для регулирующего вмешательства, то падали и их возможности вымогать взятки. В конечном счете, в централизованных государствах нового времени коррупция чиновников хотя и не исчезла, но резко сократилась.

      Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж 19 и 20 вв. С одной стороны, начался новый подъем мер государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой, рождался крупный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к "скупке государства" - уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах  получила развитие партийная коррупция. Крупные политики стали все чаще рассматривать свое положение как источник личных доходов. Так, в Японии и в наши дни политические деятели, помогающие частным корпорациям получать выгодные контракты, рассчитывают на получение процента от сделки. В это же время начала расти самостоятельность внутрифирменных служащих, которые также имеют возможности злоупотреблять своим положением.

     Во 2-ой половине 20 в., после появления большого числа политически самостоятельных стран "третьего мира", их государственный аппарат, как правило, изначально оказался сильно подвержен системной коррупции. Например, президент Индонезии Сухарто был известен как "Мистер 10 процентов", поскольку всем действующим в этой стране иностранным корпорациям предлагалось платить четко обозначенную взятку президенту и членам его семейного клана. В "третьем мире" появились клептократические режимы (на Филиппинах, в Парагвае, на Гаити, в большинстве африканских стран), где коррупция тотально пронизывала все виды социально-экономических отношений, и без взятки просто ничего не делалось.

     Рост мирохозяйственных отношений также стимулировал развитие коррупции. При заключении контрактов с зарубежными покупателями крупные транснациональные корпорации стали даже легально включать в издержки переговоров расходы на "подарки". В 1970-е на весь мир прогремел скандал с американской фирмой "Локхид", которая для продажи своих не слишком хороших самолетов давала крупные взятки высокопоставленным политикам и чиновникам ФРГ, Японии и других стран. Примерно с этого времени коррупция стала осознаваться как одна из глобальных проблем современности, мешающая развитию всех стран мира.

     Еще более актуальной проблема стала в 1990-е, когда постсоциалистические страны продемонстрировали размах коррупции, сопоставимый с ситуацией в развивающихся странах. Часто возникала парадоксальная ситуация, когда одно и то же лицо одновременно занимало важные посты и в государственном, и в коммерческом секторах экономики; в результате многие чиновники злоупотребляли своим положением, даже не принимая взяток, а непосредственно защищая свои личные коммерческие интересы.

3. Коррупция в современном мире.  (исследование статистиков и социологов)

В мире самыми коррумпированными структурами признаны парламенты и партии, полицейские службы и суды. По данным всех обзоров ООН, удельный вес взяточничества в 1970-1990гг. не превышал 1% в структуре 10-12 видов преступлений, отслеживаемых международным сообществом. За 1986-1990гг. оно увеличилось в мире на 8%.

 Согласно данным доклада "Барометр коррупции", авторитетной международной организации "Транспэренси Интернэшнл" не менее одного человека из десяти за текущий год давали взятки для того, чтобы получить какую-либо услугу. В Африке к выплате денег для получения той или иной услуги прибегали 42% опрошенных, в Азии - 22%, передает "Интерфакс". Наиболее неблагополучными с точки зрения коррупции из исследованных оказались Албания, сербский край Косово, Македония, Нигерия, Пакистан, Румыния и Филиппины. Наиболее пессимистично в отношении коррупции настроены жители Филиппин и Индии, где 79% населения полагают, что ситуация с коррупцией еще более ухудшится. "Этот документ ("Барометр коррупции") ясно указывает на то, что очень часто люди должны тратить зарабатываемые тяжелым трудом деньги на получение услуг, которые должны быть бесплатными", - сообщила, представляя доклад, председатель TI Угетт Лябей.

4. Коррупция в России 

     Россию принято считать одним из лидеров в мире по коррупции. Последнее время СМИ стали очень много писать и говорить о коррупции в России. То идет борьба с «оборотнями в погонах», то какого-нибудь мэра или губернатора привлекут к ответственности за взяточничество. В Интернет были созданы несколько сайтов, посвященных борьбе с коррупцией: например, сайт «Взяткам Нет», сайт Межрегионального общественного движения Против коррупции, сайт Коррупция в России и в мире. Создано специальное ведомство, а программы по борьбе с коррупцией придумываются практически в каждом министерстве.

Есть ли польза от всех этих мероприятий? Или это только суета, а настоящие серьезные действия никто не предпринимает

Международная организация Transparency International (TI) оценила коррупцию в России: больше всего ее правоохранительных органах, в образовании и здравоохранении. Здесь уровень "существенно возрастает" и ситуация становится катастрофической, заявила глава российского отделения TI Елена Панфилова.

"Наши исследования в этом году показывают, что больше всего население России волнует рост уровня коррупции в сфере образования и здравоохранения. Ситуация там похожа на катастрофу", - заявила Панфилова, представляя доклад "Барометр мировой коррупции". Вслед за ними следуют судебная система и жилищно-коммунальное хозяйство.

     Панфилова добавила, что по сравнению с результатами опроса "Барометра мировой коррупции" в других странах, в России от коррупции страдают все слои населения. "Если абсолютным законом во всем мире является то, что коррупция больнее всего бьет по малообеспеченным слоям населения, то в России от коррупции страдают практически все, в том числе и представители государственных органов", - подчеркнула Панфилова.

      Еще одной важной проблемой, по ее мнению, является то, что граждане России считают, что в стране нет полностью некоррумпированных сфер. Кроме того, по словам Панфиловой, исследования, проведенные в России, показывают, что граждане по-прежнему не верят, "что ситуация с коррупцией в стране в ближайшие три года существенно изменится", более того, 44% опрошенных ожидают возрастания коррупции.

По данным Молодёжного Союза Юристов РФ, средний размер взятки, которую российский предприниматель даёт чиновнику, составляет 71-72 тыс. рублей. Лидерами коррупции являются Московская, Нижегородская, Саратовская, Челябинская области, Москва, Санкт-Петербург. Наименее коррумпированы Республика Карелия, Ярославская, Тюменская, Архангельская и Омская области.

В 2002г. по результатам рейтинга коррумпированности, Россия заняла «почётное» 71-е место, наравне с такими странами, как Гондурас, Танзания и Зимбабве, в настоящее время откатилась на 90-е место. Почетное первое место занимает Финляндия, антикоррупционный индекс которой составляет 9,7 (из 10 возможных очков) - то есть коррупции в этой стране практически нет. Далее следуют Новая Зеландия, Дания, Исландия, Сингапур, Швеция, Швейцария, Норвегия, Австралия и Нидерланды. Британия (11 позиция) не вошла в этом году в почетную десятку, а США занимает 17 место вместе с Бельгией и Ирландией.

      Одно из главных обещаний российского президента Владимира Путина состояло в очищении страны от коррупции, доставшейся ему в наследство от его предшественника Бориса Ельцина, который почти десятилетие наблюдал за разграблением государственной собственности. Это печально, но после избрания Путина в 2000 году коррупция только усилилась.

     По данным независимого аналитического центра «Индем», общая сумма взяток за последние четыре года увеличилась примерно в десять раз. Следы коррупции ведут и в органы государственной власти.

     В России традиция взяточничества существует давно. Некоторые экономисты даже утверждают, что взятки являлись своеобразной смазкой, обеспечивавшей движение колес чрезмерно централизованной системы, которую пытались ввести цари и коммунистические правители в этой самой большой в мире стране. Безусловно, взяточники стали неотъемлемой частью советской экономики с ее вечным дефицитом. Однако похоже на то, что предложение и спрос на взятки стремительно взлетели вверх после инспирированной Кремлем кампании по развалу нефтяной группы «ЮКОС», во главе которой стоял Михаил Ходорковский. По оценкам «Индем», данная кампания усилила аппетиты чиновников-получателей взяток и опасения компаний-взяткодателей. Что касается рядовых граждан, они все больше платят за то, чтобы спасти своих сыновей от призыва в армию и отправки в Чечню.

Творческое задание. В России отношение к коррупции, закону  нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов. Ваша задача произнесённые слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание.

- нога ногу чешет (Рука руку моет)

-владей одним долларом и не имей одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

- трудящийся имеет право стоять на свободе (Вор должен сидеть в тюрьме)

- с чемоданом или с волей завязывают (От сумы и от тюрьмы не зарекайся)

- на тебя подарком не угодишь (С меня взятки гладки)

- чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережёт)

- давай и забывай (Бери и помни)

Вопрос. О чём свидетельствует возникновение в России этих крылатых выражений и фраз?

Причины коррупции (Дискуссия)

   Итак, исходя из услышанного от наших специалистов мы можем сделать вывод, что коррупция была и будет всегда. Как только появляется государство, его преследует коррупция. Однако в одних странах взяточничество не мешает нормальному существованию и деятельности организаций, граждан, в других же – оно сопровождает каждое действие.

 Итак, что приводит к коррупции? Точнее, к ее высокому уровню.

В ходе дискуссии учащимися выделяются следующие положения:

- большой разрыв в доходах населения;

- резкое падение заработной платы;

- ослабление государственного контроля;

- неопределенность норм рыночного поведения,

- пробелы в законодательстве. 

5. Коррупция в образовании. Спасёт ли ЕГЭ от коррупции? (дискуссия всех участников форума)

     Одной из сфер подверженных коррупции называется образование. Так как мы с вами участники образовательного процесса, следовательно, не можем этот вопрос оставить без внимания.

В результате анализа выяснилось, что незаконные поборы при зачислении в ВУЗы, взяточничество на экзаменах, присвоение средств, выдача фальшивых дипломов и другие злоупотребления распространены как в развитых, так и в развивающихся странах. В некоторых странах утечка из фондов, направляемых на нужды школ, достигает 80%.  Исследования показали, что в финансовой отчетности школ Гондураса число учителей завышено на 5% по сравнению с числом фактически работающих, а в Папуа Новой Гвинее - на 15%. Существуют различные факты коррупции в высшем образовании: нарушения в трансграничном образовании, создание фиктивных университетов, изготовление поддельных дипломов и фальшивая аккредитация учебных заведений. Число рекламируемых в Интернете фиктивных университетов, выдающих непризнанные дипломы, выросло с 200 до 800 за период 2000-2004 гг. Причем их активно покупают молодые люди из стран бывшего Советского Союза, особенно из Армении. По свидетельству руководства некоторых частных университетов Украины, быстрое и положительное решение о выдаче лицензии или аккредитации, обязательных для всех 175 частных вузов страны, обязательно сопровождалось дачей взятки. Еще одна проблема, характерная для региона СНГ, - фактическая подмена бесплатного образования системой частных репетиторов. Незаконное взимание платы за зачисление в школу и высокие косвенные расходы на обучение приводят к снижению общего числа школьников и к росту числа детей, бросающих школу.

     По некоторым данным, в России ежегодная общая сумма взяток за поступление в ВУЗы составляет 520 миллионов долларов. В Украине подготовка в престижный ВУЗ обходится в 10.000 долларов при средней зарплате 100 долларов.

     В качестве положительного примера эксперты ЮНЕСКО приводят Азербайджан, где внедрение информационных технологий и контроль со стороны независимой комиссии помогли добиться прозрачности при проведении и оценке вступительных экзаменов в ВУЗы. Антикоррупционные меры принимаются также в Кыргызстане, Литве, Молдове и Украине.

Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, заявляет- «Коррупция приняла такой размах, что ее вред выражается не только в миллиардных убытках, но и в подрыве жизненно важных начинаний по достижению цели «Образования для всех». Она лишает детей мало обеспеченных родителей возможности посещать школу, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, снижает качество преподавания и, как следствие этого, качество образования в целом. Под вопросом стоит будущее нашей молодежи. Бездействие может повлечь за собой катастрофические последствия». 

     По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, уровень коррупции в России при поступлении в вузы после введения ЕГЭ вырос в 20-25 раз.

«Если в 1994-1995 годах уровень коррупции при поступлении в вузы составлял порядка 150 млн. долларов в год, то сегодня он уже доходит до 4 млрд. долларов в целом по стране. Львиная доля всего этого идет за счет ЕГЭ», - заявил С. Комков.

«Повсеместный прием в российские вузы на основе ЕГЭ приведет к еще большему уровню коррупции при поступлении. С 2007 года большая часть российских вузов проводит прием на основе ЕГЭ, а в этом году он будет проходить повсеместно. В таких жестких условиях, в которые всех выпускников поставило Министерство образования, по нашим оценкам, уровень коррупции при поступлении в вузы может достичь 5 млрд. долларов», - считает С. Комков.

«Практика показала необоснованность позиции сторонников ЕГЭ о том, что такая форма сдачи экзаменов способна решить проблему с коррупцией. Изначально, когда разрабатывался и внедрялся ЕГЭ, были мнения, что это поможет бороться с коррупцией. На самом деле коррупция переместилась большей частью из вузов в школы, в пункты приема экзаменов», - считает глава фонда: - « ЕГЭ не только не решил проблему, но и усугубил ее. Фактически ЕГЭ породил огромную волну мошенников на этой волне, которые зарабатывают огромные деньги на изготовлении и распространении тестовых заданий», - сказал С.Комков

Вопрос. Так ли это на самом деле? Сталкивались ли мы с проблемой коррупции в образовании? На этот вопрос нам ответят социологи, проводившие мониторинг среди учителей, учащихся и родителей.

Анализ анкетирования родителей, учителей и учащихся по вопросам коррупции в образовании (анкеты прилагаются)

Дискуссия

1. Как вы считаете, что необходимо для поступления в ВУЗ? Можно ли обойтись без взятки?

2. Возможна ли дача взятки при сдаче ЕГЭ?

3. Известны ли вам случаи, когда за получение медали даётся взятка?

4. Какие меры необходимо предпринять, чтобы победить коррупцию в образовании?

- повысить зарплату работникам образования

- наказывать за дачу взяток

- превратить все дополнительные расходы в официальные платные

- нужно ввести систему общественных наблюдателей

Вопрос. Как вы думаете, к чему может привести коррупция в образовании?

(Коррупция приводит к спаду качества образования, выпуску неквалифицированных специалистов. Это ведет к разорению страны во всех сферах жизнедеятельности.)      

6. Борьба с коррупцией (выступление юристов)

Первым, кто в нашей стране попытался законом ограничить действия любителей «запустить лапу» в государственную казну, стал Иван 3 (1462-1505гг.) Должное внимание борьбе с коррупцией уделял император Петр1 (1682-1725гг.) Так, после многолетнего следствия был обвинён в противозаконных действиях и повешен при всём честном народе сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова, человека который изобличил Гагарина. Однако государственные мужи, даже под страхом столь мучительной казни, продолжали использовать своё служебное положение в целях личной наживы.

В 1845г было издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» где в статье 372 предусматривалось наказание за лихоимство (принятие чиновником подарков, лично или через посредников, без нарушения обязанностей по службе). В статьях 373-376предусматривалась ответственность за мздоимство, то есть «получение материального подарка для совершения противоправного обязанностям службы деяния»

Российское уголовное уложение 1903г (ст.682) предусматривало ответственность служащих, вступающих в запрещённые им по роду службы имущественные сделки. Но это не останавливало. На протяжении всего царствования Романовых коррупция оставалась немалой статьёй доходов мелких и крупных чиновников.

С распадом СССР коррупция перекочевала в новый демократический строй. Новые власти продолжили борьбу с этим явлением. Б.Н.Ельциным был подписан 4 апреля 1992г. Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Это дало толчок для серии Указов по борьбе с коррупцией. Не один из них не дал существенных результатов. Коррупция продолжает процветать. Президент Д.Медведев продолжает политику борьбу с коррупцией и обещает достичь успехов примерно через 10 лет. Так победима ли коррупция? Давайте мы попробуем ответить на этот вопрос и выработать свои способы борьбы с коррупцией.

(дискуссия и выработка предложений по борьбе с коррупцией)

1. Ужесточить законодательство

2. Сделать так, чтобы чиновнику было невыгодно брать взятки, а предпринимателю – невыгодно их давать.

3. повышать уровень зарплат.

4. Улучшать контроль.

5. Воздействовать на психологию, менталитет людей. Воздействовать таким образом, чтобы чиновники не смогли больше находить оправданий себе, а предпринимателю противно было бы давать взятку.

6. Устроить пропаганду против коррупции, повышать информированность организаций и граждан.

Вывод.  Коррупция – это то, что государству самому не искоренить. Нужна помощь общества. Только если общество в целом, и каждый отдельный человек поменяет свой менталитет, только тогда можно будет справиться с коррупцией.

Творческое задание. Учащимся предлагается написать сикнвейн по теме «Коррупция»

7. Подведение итогов. Представление буклета «Молодёжь против коррупции» выпущенного пресс-центром  форума

Приложение

Вопросы анкет:

Учителя:

Приходилось ли Вам встречаться с фактами коррупции в системе образования? (да, нет)

Сталкивались ли Вы со случаями вымогательства денег работниками ИПК, Министерства образования в период прохождения аттестации, курсов повышения квалификации? (да, нет)

Давали ли Вы взятку должностному лицу в системе образования? (да, нет)

Как победить коррупцию в образовании?

Учащиеся:

От чего зависит твое поступление в ВУЗ? (от знаний, от удачи, от денег, от «блата»)

Предлагали ли тебе учителя дополнительные занятия за деньги? (да, нет)

Вынуждали ли тебя собирать деньги на подарок учителям, администрации школы? (да, нет)

Как победить коррупцию в образовании?

Родители:

Вымогали ли у Вас в школе деньги учителя, администрация школы? (да, нет)

Предлагали ли Вам учителя дополнительно заниматься с вашим ребенком за отдельную плату? (всегда, никогда, иногда)

Давали ли Вы деньги учителям за выполнение заданий ЕГЭ? (да, нет)

Известны ли Вам случаи, когда за медаль, экстернат требуют деньги? (да, нет)

Как победить коррупцию в образовании?

Словарь

Арест - заключение под стражу, за прещающее распоряжение имуществом, налагаемое cудeбными - органами.

Баксы - доллары, то есть американ ская валюта.

Беззаконие - нарушение, отсутствие законности.

Бюрократия - в государстве: система управления чиновнической администра ции, оторванной от народа и защищающей интересы господствующего класса.

Бюрократы - это крупные люди, при верженные бюрократизму.

Валюта - денежная система страны, а также денежная единица этой страны.

Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп.

Взяточничество - должностное пре ступление - получение взяток.

Воровство - занятие вора.

Bыгoдa – польза, преимущества.

Вымогательство - шантажом, угроза ми добиваться чего-нибудь.

Гнет - тяжесть, груз, давление на ко го-нибудь.

Деньги - металлические, бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при кyплe-продаже.

Депутат - выборный представитель, член выборного государственного учреж дения.

Злоупотребление – поступок, состоя щий в незаконном, пpecтyпнoм использо вании своих прав, возможностей.

Казна - государственное имущество,финансовые средства.

Казнокрадство - обкрадывание каз ны государства.

Копилка - ящичек с узкой щелью для опускания монет с целью нaкoплeния.

Коррупция - мошенничество, взятoч ничество, преступная связь власти с ка питалом, подкуп власти, гнет, хищение, незаконное обогащение, беззаконие; мо ральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

Кумовство - служебное покровитель ство своим друзьям, родственникам в ущерб делу.

Мафия - тайная разветвлённая террористическая организация крупных уго ловных преcтyпников.

Милиция - в некоторых странах: ад министративно-исполнительный орган, занимающийся борьбой с преступностью.

Мошенничество - обман, хулиганст во, действия с корыстной целью.

Насилие - принудительное воздейст вие на кого-нибудь, притеснение, безза коние.

Обман - ложь, ложное представле ние о чем-нибудь, заблуждение.

Олигарх - правитель государства, в котором у власти стоит аристократичес кая верхушка.

 

Оружие - всякое средство, приспо со6ление, технически пригодное для на падения или

 Защиты.

Подкуп - попытка склонить на свою сторону деньгами, подарками, располо жить в свою пользу.

Подлог - подделка, составление лож ного, фальшивого документа, записи.

Полномочие - права, предоставленное кому-нибудь для совершения чего-либо.

Помощь - содействие кому-нибудь в чём-нибудь, участие в чем-нибудь, при носящее облегчение кому-нибудь.

Право - возможность действовать, пocтyпaть каким-либо образом.

Престyплениe - общественно опас ное действие, нарушающее закон и под лежащее уголовной ответственности.

Пpитеcнeние - несправедливое огра ничение, стеснение свободы.

Рэкет - преступное, путем угроз и на силия, вымoгательство чужих доходов.

Связь - близкое знакомство с кем- нибудь, обеспечивающее поддержку, по кровительство, выгоду.

Следствие - выяснение, расследова ние обстоятельств, собирание и проверка данных, связанных с преступлением.

Суд - государственный орган, ведаю щий разрешением гражданских споров между лицами, учреждениями и paссмотрением уголовных дел.

Террор - политика устранения, по давления политических противников на сильственными мерами.

Услуга - действие, пpинoсящее пользу, помощь другому человеку. Хозяйственные удобства предоставляемые кому-либо.

Хищение - воровство, преступное присвоение имущества.

Чиновник - государственный служа щий, обязательно имеющий один из слу жебных разрядов табели о рaнгax.

Шантаж - неблаговидные или пре стyпные действия (угроза разоблачения, разглашения компрометирующих сведе ний) с целью вымогательства, а также вообще угроза, запугивание чем-нибудь с целью создания выгодной для себя  об становки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррупция как социально - опасное явление

Урок в 10 классе, который направлен на формирование антикоррупционного поведения у старшеклассников....

презентация "Коррупция как социально опасное явление"

Презентация используется как дополнительный материал к уроку по этой теме...

коррупция

коррупция должна быть не просто незаконной....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.

Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупции Тема занятия «Коррупция – это…»

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупцииТема занятия «Коррупция – это…» Цель: Повысить уровень...