"Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"
статья по теме

Грачева Ирина Михайловна

С 2004 года в школе я веду детское творческое  общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tvorcheskie_sposobnosti_uenikov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

             В современных условиях активизируется развитие педагогики самых разных направлений: гуманистической, социальной, диаг ностической и т д.

            Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и тво рить в демократическом обществе.  В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерно по нятие «индивидуального и дифференцированного» подхода к ученику.

             Дифференцированный подход в воспитании предполагает реали зацию педагогом воспитательных задач  на изучение качеств личности, ее интере сов, склонностей.

Индивидуальный подход определяется  также своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием качеств, задат ков, дарований, способностей.  По мнению психолога В. М. Коротова, ин дивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребен ка, особенности его характера и темперамента.

 Индивидуальный подход в воспитании предполагает организа цию педагогических воздействий с учетом особенностей  ребенка:

  1. установление и развитие деловых и межличностных контак тов на уровне «учитель—ученик»;
  2. уважение самооценки личности ученика;
  3. вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления
    его способностей и качеств характера.

           Поэтому индивидуальную работу с детьми я проводила в несколько этапов. На первом этапе  проводила диагностирование личности каждого ребенка, устанав ливала дружеские контакты с детьми, организовывала совместную кол лективную деятельность. На втором этапе  продолжала изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности. Опыт пока зывает, что, изучая детей, используя  самые разные методы: наблюдение, беседы, анкети рование, интервьюирование -легче выявить творчески способных учащихся.

            Поэтому свою работу с учениками я начала с мониторинга по отслеживанию ярко выраженных творческих способностей. Эта работа проходила в течение пяти лет на разных этапах:

-работа на уроках с рисунками к темам по разделу «Лексика» (этот вид работы помогает развивать духовный мир ребёнка);

-написание докладов-отзывов о произведении, которое произвело впечатление;

-подготовка рефератов по самостоятельному изучению творчества поэта или писателя;

-участие в школьных конкурсах, которые помогают привить интерес к предмету, обнаружить творческий потенциал;

-проведение уроков разных по жанрам: экскурсии, портреты, очерки, которые позволяют заинтересовать учащихся творчеством поэта или писателя.

           

                                                   

                                                       -2-

            Анализируя творческую работу учащихся, я пришла к выводу, что главным в работе является отработка навыков не только устной, но и письменной речи. Стала вести наблюдение над речью учащихся, дала возможность раскрепощения и свободы мысли в работах ребят. В связи с этим сюжеты для работ предлагались самые разнообразные: тематические, творческие, индивидуальные.

             Правильно построенная речь- это трудоёмкий процесс. Далеко не каждый ученик ею владеет, поэтому я отбирала наиболее удачные работы, подвергала их корректировке и, имея удачный вариант, оставляла в школьной копилке. В результате первых пяти лет работы сформировалась группа ребят, которые своими работами способствовали накоплению творческой базы.

            В течение ряда лет работы учащихся пополнялись и находили выход в школьной предметной газете, но дальше этих рамок не выходили( это был узкий фронт работы), так как газета на стенде находилась недолгое время и учащиеся, прочитав её выпуск, практически забывали о том, что доводилось до их поля зрения, а работы не систематизировались.

            Тогда возникла идея создания в школе непериодического литературного издания под названием «Литературный альманах», который собирал бы воедино и хранил работы учащихся.Эпиграфом к альманаху были взяты слова Козьмы Пруткова: «Талантами измеряются успехи цивилизации».

            Таким образом, приведя в систему творческую работу с детьми, я пришла к выводу, что работа теперь находится в «стартовом» состоянии. И решила в течение следующих пяти лет продолжить работу, поставив перед собой и учащимися следующие цели:

-развивать творческие способности учащихся в урочное и во внеурочное время;

-продолжить мониторинг по выявлению способных ребят;

-проводить на уроках индивидуальную работу с творческим заданием для дальнейшего участия учащихся в каких-либо конкурсах или мероприятиях творческого плана.

           Работа в этой области была необходима, так как способствовала развитию творческого потенциала как перспективы на будущее (некоторые ученики продолжали обучение в вузах на гуманитарных факультетах).

 Поэтому я поставила в работе перед собой задачу:

-формировать у учащихся навыки, позволяющие выявлять творческие способности у учащихся.

           Итак,  на сегодняшний день копилка «Литературного альманаха» состоит их восьми сборников:

-сборник 2004 года это работы учащихся, которые закончили школу в 2007 году и были «первыми ласточками» альманаха;

-сборник 2005 года – ретро-альманах, в нём помещены работы учащихся, которые закончили школу в 2006 году;

                                                   

                                                        -3-

-сборник  2006 года. В нём пробовали свои силы учащиеся 5 класса, которые теперь учатся в 8 классе. В этом же году вышел первый номер «Литературных чтений» (приложение к литературному альманаху);

- сборник 2007 года пополнили выпускники 2007 года;

-сборник 2008 года пополнился работами учащихся, которые сейчас обучаются в школе;

-сборники 2009 года-2011 годов пополняются за счёт постоянных и вновь прибывающих учеников.

           И начавшийся сборник 2012 года. В нём публикуют свои работы те, кто увлекается поэзией, с удовольствием принимает участие в конкурсах, т.е это тот творческий потенциал,  который я формировала на протяжении ряда лет, теперь проявляет самостоятельную инициативу для пополнения альманаха.

            С удовольствием в альманахе сотрудничали и те, кто являлся работниками школы. Это учитель музыки Волкова Л.Р. Она творческий человек и всегда готова поделиться чувствами в своих  стихотворениях. Не отстаёт от неё работник школы Геворкян Л.Л. Его стихотворение «Фронтовик» не оставило никого равнодушным.

              Альманах раскрывает свои страницы и для тех, кто хочет поделиться  «мыслями вслух» и рассказать о них всем.

               С учениками мы не останавливаемся на достигнутом. Нам хочется, чтобы о нас узнала вся школа и не только. Поэтому  свои работы мы публикуем в газетном приложении к альманаху «Литературные чтения», школьной газете «Маленькая страна», а также делимся своими достижениями в районной газете «Михайловский вестник», отправляем работы на областные и всероссийские конкурсы.Мы имеем награды, ребят это стимулирует и вдохновляет на новые творения.

               Таким образом, развивая у учащихся познавательную активность, правильную речь, интерес к предмету, формирую навыки, которые в дальнейшем будут способствовать становлению творческой личности. Поэтому в течение ряда лет я работаю  над интересной и захватывающей для меня темой по самообразованию «Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время».

       Считаю, что индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает  постоянное варьирование мето дики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от  конкретизации задач обучения и вос питания учеников, от верного определения творческого уров ня  ребенка, от гибкости методики, ком петентности, профессионализма и педагогического опыта учи теля. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроках и во внеурочное время

Показать формы работы по развитию творческих способностей детей с ОВЗ...

Развитие исследовательских способностей на уроке и во внеурочное время.

Главное богатство современной России - ее интеллектуальный по­тенциал, и система образования должна быть нацелена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интел...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике

Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавател...

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях курса внеурочной деятельности «Интеллект»

Итоговая работа на курсах повышения квалификации на тему: Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях курса внеурочной деятельности «Интеллект»...

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время

Доклад учителя биологии МКОУ СОШ №2 г.БесланаБутовой Л.М....

"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»

"Развитие творческих способностей детей  VIII вида во внеурочной деятельности»...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"

Данный опыт обобщен на заседании  МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...


 

Комментарии

Ирина Михайловна, спасибо за интересный материал!