Интеллектуальные игры как средство развития одаренности
статья (9,10,11 класс) по теме

Проведение интеллектуальных игр является одной из форм работы с одаренными детьми старшего звена. В данной статье рассматриваются цели проведения игр в рамках работы научного общества "Интеллект"  МБОУ "Лицей №57" города Прокопьевска, описывается структура их проведения с иллюстрацией подборки возможных вопросов и заданий. Данная статья будет интересна как завучам по воспитательной работе, так и классным руководителям, так как стимулирование познавательного интереса учащихся - это основная задача педагога. К статье прилагается разработка интеллектуальной игры "Магия чисел".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игры как средство развития одаренности

Одной из форм работы с одаренными детьми в лицее является организация и проведение интеллектуальных игр для старшеклассников в рамках работы научного общества  лицея «Интеллект»; ведь  ни для кого не секрет, что игра – это учение с увлечением.

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Мы также решили разнообразить внеклассную работу с одаренными детьми организацией лицейских игр для обучающихся старшего звена  (9-11 классы).  Игра – это не только развлечение, но и  

    мотивация

  Обучение                развитие (это и форма и средство ВОП-а)

    Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу и направлены на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей, развивают художественный вкус, интересы, культуру, способности детей.

Цели проведения интеллектуальных игр:

  1. Стимулирование познавательного интереса учащихся;
  2. Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
  3. Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды, развитие навыков ораторского искусства.

Наше телевидение наполнено развивающими играми для детей разного возраста, их проведение востребовано и актуально.

Конечно, игры, проводимые в лицее, основаны на хорошо известных всем видах телевизионных игр, как «Своя игра», «Брейн-ринг», «Самый умный» и др. Однако, и у нас есть своя изюминка. Во-первых, ребята получают именные приглашения, поэтому поучаствовать в играх престижно. Во-вторых, в рамках одной игры мы можем объединить несколько видов игр, т.е. мы не ограничены четким регламентом и конкретной игровой формой. Мы апробировали такие формы игр, как брейн-ринг, своя игра, пентагон, великолепная семерка, магия чисел. Деление на разновозрастные команды происходит жеребьевкой, в объективном судействе принимают участие и учителя и ребята. По результатам игры ребята награждаются призами. Результаты игры мы оглашаем в газете «Антенище».

При проведении игр мы подбираем вопросы и задания, которые можно классифицировать как:

  1. общеобразовательные вопросы по курсу предметов программы;

На каком континенте нет рек? (Антарктида)

Совместное решение двух уравнений (Система).

Самая высокая вершина Земли (Эверест).

Это море, расположенное на севере России, большую часть года покрыто льдом и снегом, а потому оправдывает свое название. (белое)

Известно, что афиняне совершали походы на остров Крит за тончайшей выделки льняными тканями. Какому мифу послужили основой эти походы? Отв.: Золотое руно.

Какое место занимает золото в таблице Менделеева? (79-е.)

Сколько монархий осталось в мире? (25.)

Какая дуга вошла в историю XX –го века? (Курская дуга).

Сколько букв в английском алфавите? (26.)

Сколько лет рыбачит старик из сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” (30 лет и 3 года).

  1. развивающие (логические): анограммы, ребусы;

Эта страна стала разочарованием для золотоискателей. Вместо ожидаемого золота в этой стране были    найдены значительные запасы того, что отразилось в названии этой страны. Назовите эту страну. (Аргентина – аргентум – серебро)

Их строит вода. В них могут быть водопады, озера, реки. Самая большая называется Мамонтова и находится в Америке.Чтоэто?Отв.: Пещеры.

Путем перестановки букв из двух слов можно составить новое  существительное. При этом все буквы должны быть использованы.

СТРОЙ + НОГА =

ЛАЙ + ШЕФ =

КАТ + САН =

БУМ + АРА =

РИС + КАТ =

ВОДА + СОРОК =

ЕЛИ + МАЯК =

РОТ + САП =

Ребус: Замените слова в скобках так, чтобы "равенство" было верным:

(Мера веса, равная 16 кг) + (новогоднее дерево )= ПОРОДА СОБАКИ
(Любимое слово вороны) + (главная карта в колоде) = ГОЛОВНОЙ УБОР
(То, против чего нет приема) + (нервное подергивание) = КУСОЧЕК
(Нота) + (конечность) = РЫБА
(Наказание) + (неглубокое место) = СОРТ КОНФЕТ
(Алкогольный напиток ) + (атмосферные осадки) = ФРУКТ
(Нота) + (костяные наросты на голове некоторых животных) = ПУТЬ
(Чем является кислород) + (хвойное дерево) = АНТИЛОПА
(Главная песня страны) + (часть света) = УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Ответ: Пуд - ель, кар - туз, лом - тик, ми - нога, кара - мель, вино - град, до - рога, газ - ель, гимн - Азия.

  1. вопросы на общую эрудицию;

Какой писатель в молодости выступал под псевдонимом «Врач без пациентов»? (Чехов)

Сколько стихотворных строк в любом сонете? (14.)

Сколько клеток на шахматной доске? (64.)

Известно, что славянских азбук было две : одна из них называлась глаголица. Как называлась другая?
(Отв.: Кириллица. )

Первая студия МХАТа была открыта «верующими в ЕГО систему». (Станиславский)
Этот известный философ считал, что человек отличается от животного тем, что умеет считать, и со своими последователями видел во всем гармонию чисел - ведь именно ему принадлежат слова о том, что "Все есть число". Назовите этого философа.(Отв.: Пифагор)

 На капотах машин этой японской фирмы можно увидеть эмблему, похожую на силуэт летящей птицы   ( Mazda)

У  безмозглого братца Гарри Поттера Дадли Дурсля была специальная комната для игрушек и забав, подаренных ему любящими родителями. Все вещи в ней были поломаны и разбиты. И только эти подарки отличались целостью и чистотой. Назовите их. (Отв.: Книги. )
Известно, что во всех изобразительных искусствах 3 главных элемента: форма, свет. Назовите третий элемент.(Отв.: Пространство. )
На какой угол поворачивается солдат при команде кругом? (180
).

  1. ассоциативные: перевертыши.

Загадка Вольтера: что на свете всего длиннее и короче, чем пренебрегают и дорожат, что пожирает все ничтожное и воскрешает все доброе? (время)

            О каком веществе (материале) идет речь в этих стихах китайского поэта:

«Белизной он подобен нефриту,

Тонкостью – бумаге,

Блеском подобен зеркалу,

Звонкостью – цимбалам»?          (фарфор)

            Что раньше называли «костотрясом», «пауком», а теперь – « быстрой ногой?»(велосипед: лат. velocis –  быстрый, pedis - нога)

Моря есть - плавать нельзя, дороги есть - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя. Что это?
Отв.: Карта (или глобус).
Эта игра пришла с Востока и называлась она "волан". А как называем ее мы?Отв.: Бадминтон.

 Он бывает у замка, задачи, кроссворда. (Ключ).

Есть у каждого слова, растения, уравнения. (Корень).

У какого слона нет хобота? (Шахматного).

            Конкурс. Перевертыши

  1. Ангар (Гараж)
  2. Африканский портной (Сибирский цирюльник)
  3. Частная повесть (Служебный роман)
  4. Грустные девчонки (Веселые ребята)
  5. Умрем после среды (Доживем до понедельника)
  6. Живые тела (Мертвые души)
  7. Богатая Катя (Бедная Лиза)
  8. Счастье по глупости (Горе от ума)
  9. Мужик без кошки (Дама с собачкой)
  10. Апельсиновая роща (Вишневый сад)
  11. Изумрудные сережки (Гранатовый браслет)
  12. Твой ужасный мистер (Моя прекрасная леди)

В разработке вопросов и определенных этапов игр принимают участие  сами ребята из научного общества, я курирую и организую их работу. Группы по подготовке игр всегда имеют сменный состав, т.е. каждый ребенок может почувствовать себя в роли и режиссера и игрока.

Чтобы у вас было представление о том, какие вопросы к какому виду относятся я бы хотела предложить вам прорешать ряд заданий.  Более полный спектр вопросов вы найдете на ваших раздаточных материалах на дисках.

Активное участие обучающихся в играх и проводимая рефлексия лишь подтверждают значимость их проведения.

Мы используем эту форму внеклассной работы в течение двух лет.

В прошлом учебном году в рамках проведения дня науки и творчества интеллектуальные игры были проведены на параллели семиклассников.

В новом учебном году мы намереваемся запустить осеннюю и летнюю

профильные смены лицейского лагеря для одаренных детей.



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная весенняя игра «Магия чисел».

Цель игры: 

  1. Расширять кругозор детей.
  2. Развивать интерес к самому процессу познания.
  3. Воспитывать чувство коллективизма.
  4. Выявить у ребят умение импровизировать, проявлять эрудицию, находчивость.

Ведущий. Много значений имеет слово игра. Всем известно, что взрослые люди нередко играют, и не только ради забавы (например, деловые игры)

Сегодня у нас игра - соревнование “Магия чисел ”, для участия в ней приглашаются команды. Для оценки нашей игры необходимо выбрать независимое жюри.

Ведущий. Единица символ славы и могущества, действия и честолюбия. С этим числом ассоциируются уверенность в своих силах и возможностях, такие понятия, как “смелость”

1 конкурс. Представление команд: название, девиз, эмблема.

Ведущий. Число два – это мягкость и тактичность, стремление сгладить углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой. Наибольший успех принесёт совместная работа с друзьями, избегайте споров и ссор.

2. Конкурс. Ребус: Замените слова в скобках так, чтобы "равенство" было верным:

(Мера веса, равная 16 кг) + (новогоднее дерево )= ПОРОДА СОБАКИ
(Любимое слово вороны) + (главная карта в колоде) = ГОЛОВНОЙ УБОР
(То, против чего нет приема) + (нервное подергивание) = КУСОЧЕК
(Нота) + (конечность) = РЫБА
(Наказание) + (неглубокое место) = СОРТ КОНФЕТ
(Алкогольный напиток ) + (атмосферные осадки) = ФРУКТ
(Нота) + (костяные наросты на голове некоторых животных) = ПУТЬ
(Чем является кислород) + (хвойное дерево) = АНТИЛОПА
(Главная песня страны) + (часть света) = УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Ответ: Пуд - ель, кар - туз, лом - тик, ми - нога, кара - мель, вино - град, до - рога, газ - ель, гимн - Азия.

Ведущий. Число три стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древней Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число имени – талант, разносторонность, весёлость, указание на науку, мир искусства, на спорт.

3. Конкурс. «Пойми меня». Жестами и мимикой изобразить литературное произведение (стихотворение), песню и танец.

1. Сказка о царе Салтане.  В траве сидел кузнечик. Лезгинка.

2. У Лукоморья. Голубой вагон. Цыганочка.

Участники должны догадаться – какой это танец и исполнить его. Описание танца:

Юноши вооружены и очень опасны. В стремительном темпе летают по сцене на согнутых коленках и вытянутых пальцах, догоняя девушек которые убегают от них, но им очень хочется сдаться юношам, и они от стыда закрывают глаза рукавом.

(Танец «Лезгинка»).

Девушки кружатся в танце словно волчки, то расстилая юбки по полу, то поднимая их над головой. Традиционный элемент этого танца – тряска подплечниками. А мужчины бренчат на гитарах, стирая при этом подмётки сапог.(цыганочка) 

Предоставим слово жюри, для подведения итогов первых двух конкурсов.

Ведущий. Древние считали четвёрку символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Земля, Воздух и Вода. Людей рождённых под этим знаком ждёт успех в науке и технике, на них можно положиться.

4 конкурс. Брейн-ринг

  1. У какого слона нет хобота? (Шахматного).
  2. В каком месяце есть 28 дней? (В любом).
  3. Самая высокая вершина Земли (Эверест).
  4. Какой ключ не бьёт и не отмыкает? (Нотный).
  5. Какая самая высокая трава на Земле. (Бамбук).
  6. Сколько лет рыбачит старик из сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” (30 лет и 3 года).
  7. Что спасает ученика от “2” на уроке? (Звонок).
  8. Обманчивое зрение. (Иллюзия).
  9. Число, которое называют zero? (Нуль).
  10. Процессы, повторяющегося характера. (Период).
  11. Старинная мера длины, равная 25 мм. (Дюйм).
  12. Процесс движения маятника (Цикл).
  13. Путь иначе называют …(Расстояние)
  14. Совместное решение двух уравнений (Система).
  15. В старину на Руси так называли монету достоинством 25 копеек. (Четвертак).
  16. Чем отличается один поезд от другого с точки зрения математики? (Номером).
  17. Есть у каждого слова, растения, уравнения. (Корень).
  18. Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол).
  19. Какая геометрическая фигура дружит с Солнцем. (Луч).
  20. Какая дуга вошла в историю XX –го века? (Курская дуга).
  21. Географический конус (Вулкан).
  22. Как было названо военно-историческое кольцо? (Блокада).
  23. Единица измерения скорости на море. (Узел).
  24. На какой угол поворачивается солдат при команде кругом? (180).
  25. Он бывает у замка, задачи, кроссворда. (Ключ).
  26. Сколько предметов в чертовой дюжине? (13.)
  27. Сколько стихотворных строк в любом сонете? (14.)
  28. Во сколько лет сейчас в РФ впервые выдается паспорт? (В 14.)
  29. Сколько лет провел в тюрьме граф Монте-Кристо? (22.)
  30. Сколько монархий осталось в мире? (25.)
  31. Сколько букв в английском алфавите? (26.)
  32. Сапоги какого размера носил дядя Степа? (45-го.)
  33. Сколько полных недель в году? (52.)
  34. Сколько клеток на шахматной доске? (64.)колько государств участвовало во Второй мировой войне? (72.)
  35. Какое место занимает золото в таблице Менделеева? (79-е.)
  36. Сколько килограммов в двух пудах? (32.)

Ведущий. Древние считали число пять символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость. Люди с числом имени “пять” больше всего любят путешествия и приключения. Но лучших результатов в жизни можно достигнуть, если направить свою энергию на повседневный труд и учёбу.

  1. Конкурс. Перевертыши
  1. Ангар (Гараж)
  2. Африканский портной (Сибирский цирюльник)
  3. Частная повесть (Служебный роман)
  4. Грустные девчонки (Веселые ребята)
  5. Умрем после среды (Доживем до понедельника)
  6. Живые тела (Мертвые души)
  7. Богатая Катя (Бедная Лиза)
  8. Счастье по глупости (Горе от ума)
  9. Мужик без кошки (Дама с собачкой)
  10. Апельсиновая роща (Вишневый сад)
  11. Изумрудные сережки (Гранатовый браслет)
  12. Твой ужасный мистер (Моя прекрасная леди)

Для болельщиков:

  1. Назовите 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия этих дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  2. Назовите математические слова на букву «П»

Ведущий. Число шесть предвещает успех в делах. Вас ожидает большая известность в обществе. Но при условии, что слова будут совпадать с делами.

6. Конкурс.                    Сумки                                                              Сосуды

2

3

Баул

Портмоне

Ридикюль

4

5

6

Крошни

Несессер

Визитка

                                                                                       

Как называется спинная охотничья сумка? (Крошни)

Дорожный сундук? (Баул)

Дамская сумочка?(Ридикюль)

Назовите сумку для туалетных принадлежностей? (Несессер)

1

2

3

Штоф

Кумган

Манерка

4

5

6

Лекиф

Бадья

Ритон

Мужская сумка? (Визитка)

Восточный кувшин? (Кумган)

Как по-другому называется фляжка? (Манерка)

Древнегреческий рог или сосуд в форме рога? (Ритон)

Деревянное ведро? (Бадья)

Сосуд для крепких напитков? (Штоф)

1

2

3

Сатпура

Синагога

Пагода

4

5

6

Минарет

Аббатство

Лавра

Религиозные сооружения

Как называется башня при мечети? (Минарет)

Храм на севере Индии? (Сатпура)

Иудейский храм? (Синагога)

Католический монастырь? (Аббатство)

Мужской православный монастырь? (Лавра)

Ведущий. Особенно большим почётом в древности была окружена цифра семь. Когда-то семёрка была предельным числом. Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет. Семь стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот). Число семь широко использовалось в сказках, мифах древнего мира.

Предоставим слово жюри, для подведения итогов  прошедших конкурсов.

7 Конкурс «Математические пословицы»

1.Беда ... не ходит — за собой другую водит. (Одна.)

2.Тот все потеряет, кто ... господам угождает. (Двум.)

3.От горшка ... вершка. (Три.)

4..Лучше на ... минут раньше, чем на минуту позже. (Пять.

5.... дней рабочих, ... — для охочих. (Шесть, седьмой.)

6.За ... верст киселя хлебать. (Семь.)

7.... бед миновал, а ... не избежал. (Семь, восьмой.)

8.На гору ... тянут, под гору ... столкнет. (Десятеро, один.)

9... глаз, да зорок — не надо ... (один, сорок).

10. Герой умирает раз, трус — ... раз. (Тысячу.)

11. Хороший лен — дохода ... (миллион.)

Восьмерка. Это число считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Люди с числом имени “восемь” - умеют управлять коллективом, увлекать за собой. Они достигнут успехов на военном поприще, в политике, в деловом мире. Их конёк – значительные, крупные дела.

8 конкурс. Художественный. При помощи цифр изобразить человека или животное.

Девятка. Таинственную силу приписывали числу девять: в одни времена добрую, в другие – недобрую. В русских народных сказках действие часто происходит в “тридевятом царстве, тридесятом государстве”, за “тридевять земель” и т.д. У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из семи судей, существовало девять муз – покровительниц наук и искусств. Оно было олицетворением полноты, достатка.  

Конкурс 9. Расставьте цифры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 так, чтобы сумма чисел на каждой стороне равнялась 20.

Болельщикам:  Кольцовка песен на тему цифр.

Нуль.Круглый нуль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки. Как ни странно, “ничто” – самая важная цифра нашей счётной системы! Казалось бы, пустота, воздух – а какая сила! Ведь нуль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему стать справа - число тут, же увеличивается в десять раз.

Предоставим слово жюри, для подведения итогов конкурса.

Рефлексия. Понравилась ли игра? Узнали ли что-то новое для себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность как средство развития одаренности ребенка и приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям (описание опыта работы)

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы.Направление - научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, ее роль в развитии интеллектуальных и формирова...

«Информационные технологии как средство развития одаренности и познавательной деятельности школьников»

Тема выступления:  «Информационные технологии как средство развития одаренности и  познавательной деятельности школьников»   В рамках Национального проекта «Образование» одни...

Телекоммуникационные проекты как средство развития одаренности детей

P { margin-bottom: 0.21cm; Одна из задач - выявление одаренных детей и развитие их способностей.  В статье рассказыю о применеии телекоммункационных проеков для решения этой задачи. Опыт мож...

Проектная деятельность как средство развития одаренности.

Проектная деятельность как средство развития одарённости. Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участияхотя бы в с...

Интеллектуальные игры как средство развития профессиональных значимых качеств будущего специалиста

Выступление в Академии талантов в рамках  открытого городского фестиваля "Мудрая сова" по игре Что? Где? Когда?...

Интеллектуальные игры как средство развития одаренности

Одной из форм работы с одаренными детьми в гимназии является организация и проведение интеллектуальных игр в рамках работы интеллектуального клуба «Без комментариев»; ведь  ни для ког...


 

Комментарии

Статья для завучей по воспитательной работе, классных руководителей, руководителей научных обществ учащихся.

Для педагогов.

Внеклассное мероприятиедля развития познавательного интереса

Интересная разработка внеклассного мероприятия