Программа по воспитательной работе
материал по теме

Программа на 2011-2014 чебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospit_rabote.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

воспитания школьников

муниципального общеобразовательного учреждения -  средней общеобразовательной  школы с.Калининское Саратовской области  на 2011-2014 гг.

Структура программы

  I. Анализ работы МОУ СОШ с.Калининское Саратовской области  и приоритеты воспитания на предстоящий период

  II. Концепция воспитательной деятельности  МОУ СОШ с.Калининское Саратовской области, Марксовского района

  III.Принципы воспитательного взаимодействия участников педагогического процесса.

  IV.Проектирование желаемого результата.

  V. Этапы реализации программы воспитания.

  VI.Основные направления воспитательной деятельности

 Направление  «Я и Мир знаний»

 Направление  «Я - Гражданин»

 Направление  «Я - Человек»

      Направление  «Земля - наш общий дом»

 Направление  «Родительский дом - начало начал»

 Направление   «Мир моих прав»

 Направление  «Мы выбираем жизнь!»

 Направление  «Путь к успеху»

       

Раздел  I

Анализ  воспитательной деятельности педагогического коллектива и классных руководителей за 2009-2010 учебный год

 

«Воспитание – великое дело: им решается  участь  человека».  

В.Г. Белинский

В прошедшем  году обучалось 116 ученика. В начале учебного года было поставлено несколько воспитательных задач:

  1.Формирование гражданско-патриотического сознания, воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь и уважение к людям, милосердия, доброту, способность к сопереживанию;

  2.Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;

  3.Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;

  4. Создание оптимальных условий для развития каждого школьника его индивидуальных способностей;

  5. Поддержание и укрепление школьных традиций.  

  6.Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка.

    Основными результатами деятельности являются сформированные нормы: здорового образа жизни, социально-значимой деятельности, духовно – нравственного развития, общечеловеческой культуры.

 Работа педагогического коллектива школы, направленная на достижение поставленной цели, строится на основе диагностики,  отборе и реализации наиболее действенных форм воспитательной работы.

    Единый  коллектив учителей и обучающихся складывается в совместной деятельности по созданию воспитательной системы на основе коллективного творческого дела по направлениям  воспитательной  работы:

   1. Развитие творческих возможностей и формирование готовности к самопознанию.

   2. Формирование гражданской позиции и воспитание патриотизма.

  3. Профилактика асоциальных  явлений в детской и подростковой среде. Формирование правовой культуры.

  4. Формирование потребностей к здоровому образу жизни.

 В целом воспитательная работа многоплановая и разносторонняя. Кроме традиционных мероприятий, посвященных праздничным и знаменательным датам, в школе проводятся конкурсы плакатов и рисунков; дети участвовали в районных творческих конкурсах.

Районный конкурс:  Конкурс детского творчества «Мой край родной», Конкурс рисунка 65 лет Великой Победы, конкурс детского рисунка «Весна Победы»училище искуств, Всероссийский конкурс рисунков Дню Победе посвящается, областной  конкурс противопожарная тематика, «Мы против наркотиков»,  « «Безопасное колесо»,

 

 Большое воспитательное значение имеют тематические классные часы,  уроки мужества, уроки межнационального мира и согласия, реализующие нравственное  воспитание учащихся. Это одна из основных форм общения классного руководителя с учащимися. Однако порой классные руководители недооценивают воспитательное значение классного часа, превращая классный час в монологи, чтение нотаций или часы подготовки к школьным мероприятиям, где заняты, бывают, как правило, лишь отдельные учащиеся, а не весь классный коллектив. Классные часы в классе проводятся, но не регулярно. Следует отметить деятельность таких классных руководителей как Н.В.Маркелова, Н.В.Разина, Т.А.Козлова, А.В.Шилова.

     В течение нескольких лет  ребята шефствуют над ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами педагогического труда, оказывая им посильную помощь, поздравляют их с праздниками, приглашают на встречи, концерты, не забывают обучающиеся школы и односельчан, воевавшие в локальных воинах.

   

Развитие трудовых навыков. Это процесс дежурства по школе и классу, уборка закрепленных территорий, летняя трудовая практика, трудовые десанты, акция «Чистая улица».

  Большая часть педагогического воздействия на ребенка – это профилактическая работа: вовлечение учащихся в кружки, секции, воспитание познавательных интересов учащихся; организация досуга детей через их участие в воспитательных мероприятиях.

        В школе организована работа кружков и спортивных секций. Для организации дополнительного образования в школе работало 10 кружков

    1. «Дошколёнок»

    2. «Информашка»  для 1 класса  в котором обучали роботу на компьютерах

    3. ОФП  спортивная секция

    4. «Полиглотик»  для детей желающие изучить второй  иностранный язык

    6. «Умелые ручки»

    7. « Весёлые нотки»

    8. «Волшебные узоры»

    9. «Проектная деятельность»

   10. «Волшебная кисточка»

   11. «История мировых религий»

   Многие ребята занимались в секции ДЮСШ по хоккею и футболу под руководством тренера Стручкова Николая Николаевича. Ребята – постоянные участники районных, областных и  в Российских соревнований. Есть у нас и чемпионы. В 2009 году лучшим хоккеистом области в своей возрастной категории признан учащийся 5 класса Вячеслав Новиков, Владимирцев Дмитрий  ученик 7класса, Исмагамбетов Дамир ученик 6класса  они были награждёны грамотой и медалью. Систематически проводятся соревнования по различным видам спорта среди учащихся школы. В сентябре наши обучающие принимали участие в районной игре «Зарница»,  2 место  по стрельбе заняла ученица 10 класса Никифорова Екатерина.

   

Ежегодно в школе проводится месячник по спортивно-массовой работе. Стали традиционными спортивные праздники: «День здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья»,  «Веселые старты», «Осенний кросс», «Зарница»,первенство школы по волейболу и баскетболу.

   Работа по оздоровлению учащихся продолжается и во время летних каникул. При школе была организована работа оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием для обучающихся начальных классов. Для детей были организованны

Развлекательные, познавательные мероприятия, спортивные соревнования, игры на воздухе.

   В последние два года укрепляются связи «семья – школа» благодаря деятельности Управляющего Совета Школы.  В воспитательной работе  необходима поддержка и непосредственное  участии членов Управляющего Совета. Однако, степень участия в жизнедеятельности школы большинства родителей ограничивается посещением родительских собраний и оказанием помощи школе. Классным руководителям следует чаще привлекать родителей к подготовке и проведению классных и школьных мероприятий.

   На сегодняшний день в каждом классе можно отметить ряд родителей, которые являются  непосредственными помощниками классного руководителя и  принимают активное участие в общественной жизни  класса и участие в районных конкурсах

 Величко Ю.В., Доренская Г.А., Андреева В.А., Гудкова И.А.

   В школе работает ГПД, куда дети ходят с удовольствие в полном составе.

   В начале  учебного года было организовано двухразовое горячее питание для всех учащихся школы,  завтрак и обед.

Обучающие нашей школы,участвовали в районных мероприятиях: «Мы против наркотиков», Экологическая конференция, «Экологическая тропа», «Безопасное колесо»  наши ребята заняли  

 I место в номинации «Разборка и сборка велосипеда» и  награждены грамотой.  

 Областной конкурс противопожарная тематика.

На базе нашей школы в прошлом учебном году была проведена спортивная – игра «Зарница» в нашу школу приезжали обучающиеся из МОУ СОШ с.Кировское, МОУ СОШ с.Полековское, МОУ СОШ с.Фурманово.

По результатам исследований 3 последних лет можно сделать следующий вывод:

       - общий уровень воспитанности и культуры учащихся значительно

          вырос;

       - повысилась полезная активность учащихся;

       - снизились противоправные поступки и проступки подростков;

       - получили распространение разнообразные новые формы активного

          сотрудничества родителей, учителей и учащихся в воспитательном

          процессе.

Анализ воспитательной  деятельности школы показал, что в 2009-2010 учебном году педколлективом  школы была проделана большая  работа по воспитанию учащихся. Классные  руководители работали  по утвержденным планам, анализ которых показал, что все они составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся и их  интересов, с использованием разнообразных  форм деятельности. Задачи, поставленные перед классом, соответствовали направлению работы школы. Внеурочная воспитательная деятельность осуществлялась через работу кружков и секций, решая задачи развития творческих способностей детей и  проблему занятости их во внеурочное время.   Были подготовлены и проведены интересные  тематические вечера, концерты, спортивные соревнования, акции, операции. Обучающиеся  школы принимали  активное участие.

 

 Выявлены некоторые недостатки в воспитательной деятельности школы

  - недостаточное взаимодействие семьи и школы;

  -недостаточное  взаимодействие заинтересованных органов (правоохранительных, общественных) со  школой  в вопросах воспитательной деятельности.

  

Работу педагогического коллектива на выполнение поставленных в 2009 -2010г. задач считать удовлетворительной.

В 2010-2011  учебном году необходимо решить следующие воспитательные задачи:  

 

  1. формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга;

  2. усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно-воспитательного процесса;

  3. повышение эффективности работы по воспитанию патриотизма, гражданственности;

  4. воспитание стремления к здоровому образу жизни;

  5.организация  работы органов ученического самоуправления;

  6. поддержание и укрепление школьных традиций.

Раздел II   

Концепция воспитательной деятельности.

«Создание воспитательной системы школы - это «клич», который может помочь педагогическому коллективу школы и родителям в решении основной воспитательной цели образовательного учреждения. Под которым понимается школьное общество как сотрудничество детей и взрослых, связанных едиными задачами деятельностью, образом жизни и гуманными отношениями.

В настоящее время воспитание может и должно быть понято как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Воспитание в таком понимании направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, что требует обращения  его «вовнутрь себя», к своим истокам. Это поиск личностью (самостоятельно и с помощью взрослого наставника) способов построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной  oснове, что сопряжено с ответами на вопросы: Кто Я? Как Я живу? Зачем  так поступаю? Чего хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться? Цель воспитания в таком случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.    

               Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, коммуникации, не потерять при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. При этом важным становится:

-  ощущение времени;

-  взаимодействие;

-  связь с прошлым;

-  наличие культурной, исторической, национальной памяти;

-  устремленность в будущее, видение и поиск решения глобальных проблем,    прогнозируемых всем ходом развития человечества;

-  полноценная жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиям в ограниченных для себя, индивидуальных формах.

Таким образом  в воспитательном процессе, который организует современный педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоорганизации, самоосуществления личности и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.  Отсюда вытекает проблема, над которой работает педагогический коллектив.

Развитие у учащихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.

Цель воспитания: Развитие гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Задачи воспитательного процесса:

   Создание условий для роста инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через развитие системы ученического самоуправления

   Воспитание  творческой,  образованной  личности  с  максимально развитыми способностями к учению.

   Воспитание   семьянина,   человека,   осваивающего   культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к роли семьянина.

   Воспитание человека, владеющего культурой общения, бесконфликтными формами поведения, обладающего организаторскими навыками.

   Воспитание человека, способного к освоению городского пространства, патриота своего Отечества.

   Воспитание россиянина, человека, способного к использованию гражданских прав и добросовестному выполнению гражданских обязанностей.

   Представляется, что наш воспитанник, живущий в современном мире, и готовый к самореализации в социальной сфере, это:

-  член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, построенных на раритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения;

-  ученик, воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, со спецификой ее образовательной системы, развивающий ее традиции, активно участвующий в определении перспектив ее развития, владеющий культурой умственного труда;

-  человек, с любовью относящийся к городу, в котором он живет, знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции, прилагающий силы к его развитию и процветанию;

-  россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества;

-  человек, ощущающий себя гражданином мира, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в 21 веке, носитель глобального мышления.

Будучи потенциальным носителем перечисленных социальных ролей, он является неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности, имеющим равное с другими право эффективно выступать в каждой из социальных сфер.

                          Направления развития воспитания

Первое. Целостный учебно-воспитательный процесс в школе. Воспитание и обучение - две неразрывных составляющих этого процесса.

Второе. Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин,  что означает включение в традиционные предметы, которые помогают  детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения с окружающими, проектировать свою жизнь; изменение форм и методов учебной работы для преодоления пассивности учащихся. Раскрепощения личности школьника в учебном процессе, освобождение его от страха перед ошибкой, создание ситуации свободного выбора.

Третье. Ориентация детей на вечные, абсолютные ценности:  Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.

Четвертое. Организация такой жизни образовательного учреждения, которая позволила бы сформировать у учащихся чувство патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью к самостоятельному выбору.

Пятое. Организация детского школьного самоуправления и деятельности различных детских объединений по интересам, воспитывающих учеников в духе свободы, уважения личного достоинства  и демократизма.

Раздел III

 Принципы воспитательного взаимодействия участников педагогического процесса

  Личностно-ориентированный - признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.

  Деятельностный - предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.

  Принцип сотрудничества - взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, т. е. тех качеств, которых требует от них демократическое общество.

   Гуманизация воспитания - поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка, гуманизация максимальных отношений.

   Культуросообразность воспитания - предполагает опору в воспитании на национальные традиции, на национальное своеобразие.

   Принцип открытости - участие в процессе воспитания всех социальных институтов.

   Дифференцированный - отбор содержания, форм, методов c учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельном.

   Средовый - учет, использование в процессе воспитания среды (семьи как главного воспитателя, ответственного за экологию детей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и другого окружения ученика).

   Человековедческий - не только во внеурочной работе, но и в традиционные предметы включать материал, помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

  Эмоциональный - опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

  Отношенческий - разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: объекта - субъекта, коллективности - индивидуальности, традиции - новации, общения – обособления, поощрения - наказания, управления - самоуправления, воспитания - самовоспитания.

  Диалогический - выход на определенном этапе совместной деятельности на субъект - субъектные отношения.

В настоящее время идет этап становления воспитательной системы, когда формируются целевые установки, вырабатываются главные ориентиры в организации образовательного процесса, создается воспитательный коллектив в школе, складывается управленческая система с опорой на диагностико - аналитическую деятельность.

  Создание условий для развития личности

 Педагогический коллектив стремится создать в школе условия для эстетического развития личности на уроках и во внеурочное время: многообразие кружков, секций.

  Приоритетные виды деятельности, имеющие место в жизнедеятельности школы:

  Учебно-познавательная.

  Трудовая.

  Общественно-полезная.

  Эстетическая.

  Художественно-творческая.

  Спортивно-оздоровительная.

   Отношения, на которых строится взаимодействие воспитателей и воспитанника:

I) сотрудничество;

2) сотворчество;

В принципе, школа стремится к демократическому стилю общения при высоком уровне дисциплины.

Воспитательные технологии, применяемые учителями

  Создание ситуации развития личности.

  Создание ситуации успеха.

  Технология работы с группой на начальном этапе.

  Технология художественно-творческого развития.

  Технология педагогической поддержки.

  Ролевая игра.

  Тренинг общения.

Управление воспитательной работой осуществляется на трех уровнях:

  воспитательная работа в начальных классах;

  воспитательная работа в средних и старших классах;

  работа с родителями и общественностью.

 Субъекты воспитательной системы, их взаимодействие

  Субъектами воспитательной системы являются:

  работники школы: весь личный состав, включая учителей, технический персонал;

родители обучающихся школы: школьные и классные родительские коллективы, творческие группы детей;

 обучающиеся школы: классные коллективы;

Все субъекты воспитательной системы участвуют в разнообразной деятельности, в ходе которой возникают воспитывающие отношения.

Материально-техническая база для воспитательной работы

Актовый зал;

Спортивных зала, спортивная площадка;

Компьютерный класс, локальная сеть- Интернет;

Аудио, видео аппаратура;

Наличие необходимой методической литературы

Источники финансирования

Бюджетные средства и спонсорская помощь.

Самоуправление в школе

   Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Калининское это  город «Содружество», в котором живут учащиеся, их родители, учителя и техперсонал. Координирует и направляет работу коллектива Управляющий совет школы, в который входят старшеклассники (2 человека), родители (4 человек) и учителя (2 человека), представитель учредителя и работник школы. Ребята принимают активное участие в обсуждении и принятии решений по вопросам работы школы.

            Педагогическая характеристика воспитанников

   Ведущие потребности и интересы детей, посещающих школу, - получить знания и с пользой провести внеурочное время. В школе организовано много факультативов, элективных курсов, кружков и секций, которые учащиеся с удовольствием посещают. После занятий проводятся досуговые мероприятия.

   Дети всегда переживают неудачи своего коллектива и стараются исправить положение, помогая друг другу. К дезорганизаторам дети относятся отрицательно, осуждают таких детей, не хотят принимать в коллектив. Общественное мнение педагога является действенным, дети стараются следовать их мнениям.

  Культурно - образовательные запросы учащихся:

   обеспечить духовно-нравственное становление каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению;

   формирование у детей гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

   формирование представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщения к системе культурных ценностей;

   воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии;

   формирование экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

   формирование умения выражать себя в различных, доступных для ребенка, видах    творческой деятельности;

   формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков;

   воспитание физической культуры и навыков здорового образа жизни.

Характерологические ориентиры личности выпускника

Свободная личность. Высокий уровень самосознания, гражданственности, самоуважения, самодисциплины, самостоятельности в принятии решений и ответственности, свободный выбор содержания жизнедеятельности.

Гуманная личность. Милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь, стремление к миру, понимание ценности человеческой жизни.

Духовная личность. Потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, в понятии смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность.

Творческая личность. Развитие способности, потребности в преобразующей деятельности, высокий уровень знаний, умений и навыков, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество.

Практическая личность. Знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира. Здоровый образ жизни. Физическая закалка, эстетический вкус, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи.

Характеристика воспитательного потенциала образовательного учреждения.

           Направления воспитательной работы и основные традиционные мероприятия:

Направления

Основные традиционные мероприятия

Военно-патриотическое воспитание.

Урок мужества

Вахта памяти

Встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн

Мероприятия ко Дню защитника Отечества

Смотр строя и песни

Деятельность художественного эстетического воспитания.

«Осенний бал»

Выставка поделок из природного материала

День матери

«Новогодний маскарад»

Традиционные мероприятия

Деятельность в области формирования правовой культуры, уважение к закону.

Спортивно – оздоровительная деятельность

День здоровья

Лёгкоатлетический кросс

Веселые стар

Рыцарские турниры

Первенство школы по футболу

Акция «Зеленая волна»

Художественно – нравственное воспитание. Развитие  и приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям.

Праздник первого звонка

День пожилого человека

Акция  «Школа добрых дел»

День самоуправления

День учителя

Предметные недели

Масленица

Трудовая деятельность

Трудовые  десанты «Школьный двор»

Природные акции «Спасём планету от мусора»

Операция «Забота»

Экологическая акция «Один день без мусора»

Акция «Чистые тропинки»

Акция  «Чистая улица»

Формирование культуры семейных отношений.

Общешкольные родительские собрания.

Месячник семьи «Родительский дом- начало начал».

«Ярмарка семейных поделок»

Устный журнал «Семейные традиции»

Работа по подготовке и проведение итоговой аттестации.

Классные часы

Анкетирование.

Тестирование

Консультации для родителей

Работа по профориентации.

                     

       

Раздел IV 

  Проектирование желаемого результата

                             Образ выпускника МОУ СОШ с.Калининское

   Выпускник школы имеет потребность в знаниях, желает и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает культурой информационного взаимодействия с миром. Интересуется хотя бы одной из областей человеческих знаний и культуры, готов изучать ее углубленно. Гордится своим учебным заведением, чувствует причастность к нему, знаком с его историей, освоился с особенностями системы обучения, знает права и обязанности, заложенные в Уставе школы, старается им следовать. Чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах, предан традициям учебного заведения. Умеет быть учеником; уважая опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто младше, нуждается в помощи. Обладает стремлением к качеству исполнения в любой деятельности.

Признает коллектив как ценность, рассматривает его как своеобразную форму самозащиты, возможность самореализовать себя, утвердиться в социуме, приобрести значимые для себя социальные черты и опыт.

Умеет быть членом коллектива, владеет основами коммуникативной культуры личности, навыками неконфликтного поведения, способен корректировать в общении свою и чужую агрессию, умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения, обладает способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в жизненной кризисной ситуации. Проявляет в отношениях с окружающими доброту, честность, порядочность, вежливость. Обладает организаторскими навыками, активен в коллективной деятельности.

Хороший сын (дочь): внимательный, заботливый, порядочный. Знает родословную семьи, социальную роль отца, матери, девушки, юноши. Строит свою жизнь по законам гармонии и красоты. Умеет вести домашнее хозяйство, составлять бюджет семьи, создать уют в своем доме, проявляет заботу о членах семьи. Владеет навыками культуры отношений. Стремится к расширению знаний и умений в создании семейного очага. Бережно относится к своему здоровью и здоровью своих близких. Стремится к физическому совершенству.

              Является патриотом своего Отечества: знает историю города и его традиции, активно участвует в общественной жизни города. Владеет нормами поведения и общения с жителями города, основами безопасности жизнедеятельности. Является законопослушным гражданином. Принимает экологические проблемы, участвует в деятельности, направленной на решение экологических проблем. Хорошо знает трудовую деятельность. Готов к профессиональному самообразованию.

Выпускник знает историю России, национальную культуру, традиции, деятелей науки, культуры, искусства. Знает географию, природу, экологию. Ориентируется в общественно-политической, экономической жизни страны, имеет свою точку зрения по отношению к происходящим событиям. Знает государственные праздники, понимает государственные символы России. Знает основные положения Конституции Российской Федерации. Выпускник знает и умеет пользоваться своими гражданскими правами, добросовестно исполняет свои гражданские обязанности. Проявляет активную жизненную позицию.

Образ выпускника МОУ СОШ  с.Калининское  - это продукт совместной творческой деятельности субъектов воспитательной системы, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности, которыми должен обладать выпускник школы.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ЧЕТВЕТОГО КЛАССА

1. Организация учебного труда:

-слушать взрослого, не перебивая, не выкрикивая, дослушивая до конца;

-выполнять требования взрослого (учителя, родителя) по подготовке рабочего места для занятий;

-умеет работать по заданному алгоритму;

-владеет  пооперационным контролем учебной работы - своей и товарища;

-оценивает учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;

-может провести фрагмент урока.

2. Работа с книгой и другими источниками информации.

Владеет разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным и по ролям. Темп чтения – ориентировочно 120 - 140 слов в минуту.

В работе с учебниками умеет:

а) самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам его приложения;

б) умеет работать со словарями;

в) при изучении нового материала самостоятельно составляет план, схемы, таблицы, варианты опорных сигналов;

г) при контроле своей работы умеет обращаться  к различным источникам информации.

При работе с текстом, воспринимаемым на слух, умеет:

а) воспроизвести основные смысловые компоненты прослушанного;

б) анализировать ответ;

в) дать оценку прослушанному рассказу, видеофрагменту, радиопередаче;

3. Библиотечно-библиографические умения и навыки:

а) ориентируется в каталожной карточке;

б) пользуется справочной и энциклопедической литературой.

4. Культура устной и письменной речи.

В технике устной речи:

а) отвечает на вопросы различного характера, связанные темой;

б) ведет диалог на основе увиденного: картины, видеофильма, иллюстраций;

в) умеет отвечать по готовому плану;

г) самостоятельно строит небольшой рассказ;

д) умеет пересказать главное из прочитанного или прослушанного текста;

е) связно излагает последовательность своих учебных действий;

ж) умеет передать свое впечатление о радио-, теле-, видео передаче.

В технике письменной речи:

а) списывать текст;

б) вести запись под диктовку;

в) изложить текст в виде сочинения или рассказа;

г) владеет следующими видами письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи. Темп письма – ориентировочно 50 знаков в минуту.

5.Коммуникативный потенциал:

обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой

6. Эстетический потенциал:
· обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе,
· имеет достаточно высокий уровень воссозданного воображения
· апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.

 7. Физический потенциал.
·  развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости.
· Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДЕВЯТОГО КЛАССА

1. Организация учебного труда:

-умеет составить и работать по индивидуальному плану обучения с учетом рекомендаций педагогов и консультантов;

-определяет и анализирует средства выполнения индивидуального плана;

-осуществляет самоконтроль и дает самооценку своей учебной деятельности по индивидуальному плану обучения;

-принимает участие в работе научного общества;

-умеет сконструировать и дать урок по теме для учащихся младшего возраста.

-владеет навыками самоанализа собственной деятельности.

 2. Работа с книгой и другими источниками информации:

-владеет техникой выразительного чтения. Темп чтения – ориентировочно 270-290 слов в минуту;

-при работе с текстом умеет самостоятельно изучить тему, при этом владеет умениями:

а) устанавливать межпредметные связи из различных источников;

б) пользоваться сформированным приемом выделения главного;

в) передавать содержание учебного материала  в графической форме и других формах свертывания информации;

г) самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов;

д) использовать знания в нестандартных ситуациях;

е) обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы;

при   прослушивании  различных текстов умеет:

а) соединять восприятие содержания текста с записями основных   положений в виде плана, тезисов или конспекта;

б) воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии;

в) аналитически воспринимать содержание и литературную форму своей речи;

г) использовать в своей речи содержание радио-, телепередач, магнито- и видеозаписи.

3. Библиотечно-библиографические умения и навыки:

а) в работе с критической литературой умеет находить ее в каталогах и карточках, использовать списки литературы внутри книги;

б) владеет техникой  работы   с периодическими изданиями;

в) владеет навыками работы с электронным каталогом;

г) владеет методами и формами рекламы литературных произведений.

д) умеет находить необходимую информацию на электронных носителях и в сети Internet. 

4. Культура устной и письменной речи:

в технике устной речи:

а) ведет диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации (уроки журналистики, пресс-конференции и т.д.);

б) самостоятельно конструирует и проводит урок, излагая материал из нескольких источников с привлечением экранно-звуковых средств;

в) различать и обоснованно выбирать тип ответа (уроки-ситуации, уроки-интервью);

г) в технике письменной речи умеет использовать основные виды письменных работ: выписывание цитат, запись под диктовку, изложение, сочинение, тезисы, конспект, отзыв, рецензия на ответ, заметка, объявление, протокол, заявление, автобиография, характеристика. В рабочих тетрадях пользоваться необходимыми сокращениями слов, элементами стенографии. Темп письма – ориентировочно 100 знаков в минуту.

5. Нравственный потенциал.
· Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».
· Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.
· Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.
       
6. Познавательный потенциал.
· Формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.
· Умение управлять подсознательными процессами личности.
· Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
     
7. Коммуникативный потенциал:  
· усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения
· способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

8. Эстетический потенциал:
· способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности.
· знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства
· апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.
         
9. Физический потенциал.
· дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости.
· Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОДИННАДЦАТОГО КЛАССА

1.        Организация учебного труда:

-умеет оценить самокритично результаты по индивидуальному плану обучения и представить их педагогам школы;

-умеет организовать научно-практическую конференцию, олимпиаду, панораму научных идей с учащимися младших классов и т.п.

2.Работа с книгой и другими источниками информации.

-в процессе чтения владеет системой сформированных навыков чтения (см. подобный раздел с 1-го по 10-й классы); самостоятельно определяет цель чтения, выбирает вид чтения и его темп, формы извлечения и систематизации информации в зависимости от поставленной цели, характера учебной ситуации. Темп чтения – не менее 150/310-330 слов в минуту;

-владеет умениями и навыками самостоятельной работы с текстами школьной программы:

 а) определяет основное  содержание при выполнении индивидуального плана обучения;

б) анализирует материал;

в) выявляет аналогии;

г) фиксирует основное содержание в записях;

д) владеет приемами систематизации учебного материала внутри предмета;

е) творчески применяет знания в измененных условиях;

-владеет навыком аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использует различные формы записи в процессе прослушивания текстов (см. подобный раздел с 1-го по 10-й класс);

-умеет находить и передавать необходимую информацию на электронных носителях и в сеть Internet.

3. Библиотечно-библиографические умения и навыки

- применяет при систематической работе с различной литературой в библиотеке над индивидуальным планом обучения:

а) в короткий срок подбирает необходимую литературу;

б) использует рациональные способы ознакомления с нею;

в) систематизирует информацию;

г) свободно работает с любым видом каталогов, включая и электронный;

д) конструирует и проводит библиотечные уроки, выставки, литературные вечера.

4. Культура устной и письменной речи:

          в технике устной речи умеет:

а) аргументировать свои высказывания; 

б) свободно владеет основными типами  ответов;

     в) рецензировать учебный материал, ответ ученика, придавая анализу целостную законченную форму;

         г) в технике письменной речи владеет научным изложением текстового материала по какой-либо проблеме.

5. Нравственный потенциал:
· усвоение ценностей и понятий «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «жизненная цель», «субъективность»;
· воспитание чувства гордости за свою Родину;
· адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей;
· готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни;
· сознательная активность в общественных и классных делах, в работе с младшими школьниками.
     
6. Познавательный потенциал:

· желание, стремление и готовность продолжить обучение после школы,
· сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, необходимых для дальнейшего образования,
· наличие навыков самостоятельной учебной деятельности,
· знание и понимание основных положений Конституции РФ.

7. Коммуникативный потенциал.
· наличие индивидуального стиля обучения,
· владение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных возрастов и жизненных взглядов,
· способность контролировать и корректировать в общении и отношения с конкретным человеком свою и чужую агрессию.

8. Эстетический потенциал:
· стремление и умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты
· потребность в посещении театров, музеев, выставок, концертов,
· желание творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

9. Физический потенциал:
· стремление к физическому совершенству,
· осознание прямой связи между физическим состоянием человека и его работоспособностью.

                     

Раздел V  

Этапы реализации программы воспитания

Программа воспитательной деятельности МОУ СОШ с.Калининское  рассчитана на 3 года: с 2010 по 2013 годы. Реализацию ее планируем разделить на 3 этапа:

1 этап

2010-2011учебный год

2 этап

2011-2012 учебный год

3 этап

2012-2013 учебный год

1 этап. Период первоначального формирования системы

Содержание работы:

•  Разработка концепции воспитания.

•  Определение целей и задач в различных социальных сферах.

•  Аналитико-диагностическая деятельность, инвентаризация и паспортизация опыта воспитательной работы.

•  Информационное и методическое обеспечение программы.

•  Теоретическая подготовка классных руководителей по реализации ресурсного подхода в адаптивной школе.

•  Усиление идеологической направленности учебно-воспитательного процесса.

•  Возрастание роли Управляющего совета.

• Разработка модели «Образ выпускника МОУ СОШ с.Калининское ».

• Отработка эффективной методики и форм организации воспитательного процесса. «Коллективное творческое дело».

• Разработка программы по профилактике правонарушений учащихся «Путь к успеху».

• Мониторинг инновационной деятельности.

• Смотр профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания.

2 этап.  Отработка содержания деятельности и структуры системы.

Содержание работы:

•   Отработка эффективной методики и форы организации воспитательного процесса. «Методы взаимодействия участников воспитательного процесса»

•   Создание и отработка методики анализа воспитательного процесса.

•   Начало создания воспитательной системы школы

•   Создание индивидуальных программ самовоспитания для учащихся.

• Отработка системы диагностики воспитательного процесса.

• Создание примерной программы воспитания школьников.

• Становление воспитательной системы школы.

• Создание видеоархива школы.

3 этап. Третий (высший) этап функционирования воспитательной системы

Содержание работы:

• Проведение психологического анализа семейного воспитания учащихся по информационной технологии «Референт».

• Создание индивидуальных программ самовоспитания для учащихся средних классов.

• Корректировка содержательной, организационной и управленческой моделей.

• Обобщение опыта работы администрации, педагогов, воспитателей, родителей  учащихся по моделированию и построению открытой воспитательной системы школы.

• Определение перспектив и путей дальнейшего развития.

Раздел VI  

 Основные направления воспитательной деятельности

   Направление      воспитания

Основные задачи

Основные понятия

«Я и Мир знаний»

Познавательная деятельность. Формирование готовности к самопознанию.

1 Формирование культуры информационного взаимодействия с окружающим миром.

2.Развнтие познавательных интересов и творческих возможностей детей.

3.Воспитание чувства гордости за школу.

4.0казание помощи в реализации профессиональных интересов учащихся

Учеба.

Наука.

Интеллект.

Просвещение

Познание

Самопознание

Самореализация

«Я-Гражданин»

 Военно-патриотическое воспитание. Формирование политической культуры.

1 .Формирование патриотического сознания.

2.Воспитание чувства гражданина России.

3.Формирование у учащихся стремления к созиданию и защите своей Родины.

4 Социокультурная идентификация

Родина

Традиции

Идеалы

Политическая культура.

Интернационализм Искусство.

Закон

«Я - Человек»

Деятельность художественного эстетического воспитания.

 Приобщение к культуре и традициям»

1  Вовлечение детей в коллективную деятельность

2 Paзвитие творческих способностей и организаторских навыков школьников.

3.Формирование активной

жизненной позиции

4.Создание комфортности в коллективе

Личность.

Семья.

Коллектив. Нравственность Культура человека.

Творчество.

Люди

Дружба.

Любовь. Социализация. Психология

«Земля - наш общий  дом»

Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как к важной ценности в жизни.

1.Воспитание любви и уважения к родной природе, к родному краю.

2.Пробуждение интереса к экологическим вопросам, права, свободы, ответственности гражданина Земли.

3.Воспитание толерантности.

4.Привлечение учащихся к ЗОЖ.

Земля

экология

спорт

туризм

здоровье

гигиена

краеведение

«Родительский дом – начало  начал»

Формирование культуры семейных отношений, способности быть хорошим семьянином и жить счастливой семейной жизнью.

1 .Формирование чувства дома и ответственности перед родителями и родными.

2.0влаление опытом самостоятельной хозяйственно- экономической деятельности.

3. Знакомство с основами культуры супружеских отношений

Мой  дом.

Мои родственники. Моя родословная.

Семейные отношения.

Брак

Я - отец, я - мать

Мои родители

«Мир мох прав»

Деятельность в области формирования правовой культуры, уважение к закону, к правам и интересам каждой личности

  1. Формирование гармонического единства нравственно-правовой культуры участников образовательного процесса (учащийся-родители-педагоги.)
  2. Выработка эффективных способов сотрудничества.
  3. Правовое просвещение детей и родителей

Правовые нормы.

Конвенция о правах ребенка.

Социальная норма.

Вежливость.

Интересы личности.

Права и обязанности

Преступление и наказание.

Закон

Хулиганство.

«Мы выбираем жизнь»

Спортивно- оздоровительная деятельность.

1.Формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является общественным долгом.

2.Укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся.

3.Поддерживание здорового образа жизни

Жизнь и здоровье.

ЗОЖ.

Безопасность.

Гигиена.

Профилактика вредных привычек.

«Путь к успеху»

Работа по подготовке и проведение итоговой аттестации

1.Адаптация подростков в социуме

Создание благоприятного микроклимата для обучающихся.

2.Воспмиание духовно-нравственных ценностей и творческой активности.

Общественный порядок

Правила проведения.

Психология.

Профориентация

Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУ «Лицей №1 пос. Львовский» АНАЛИЗ использования программ в воспитательной работе в 2009-2010 учебном году.

В 2009-2010 году в воспитательной  работе МОУ «Лицей  №1  пос. Львовский»  использовались следующие программы:Программа гражданско-патриотического воспитания «Я –гражданин»Пр...

Рабочая программа по воспитательной работе "Бригантина"

Программа расчитана на 6 лет. направлена на развитие лидерских качеств ребёнка. Воспитание самоуправления в клаасном коллективе....

Примерная программ анализа воспитательной работы в классе

Примерная программа анализа воспитательной работы классе в таблицах...

Программа по воспитательной работе "Культура общения учащихся", 7-8 классы

Программа по воспитательной работе "Культура  общения учащихся", 7-8 классы...

Программа по воспитательной работе в классе "Мы разные,но мы вместе !"

Данная  программа направлена  на развитие личности каждого ребенка, разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ( на 2 года) в 8 «А» классе на 2013-2015 уч. год

Программа воспитательной работы 8 «А» класса ( на 2 года: 8-9 класс)«Воспитание и развитие активной личности, умеющей самостоятельно мыслить»Пояснительная запискаВедущие критерии:Социальная активность...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...