"Земля отцов - земля наша"
классный час (8 класс) на тему

Лихушина Наталия Ивановна

Это фрагмент классного часа в рамках областного семинара «Гражданско-патриотическое  воспитание обучающихся в условиях кадетских казачьих классов». До этого проведена научно исследовательская работа по изучению казачества вообще и в нашем регионе в частности. Проведение этого мероприятия  является  итогом одного из этапов работы, ведь исследование на этом не заканчивается!
К класному часу прилагается презентация. В гости были приглашен ансамбль казачьей песни "Воля" ДКиТ "Комсомолец", которые помогали нам в проведении данного мероприятия и в наших  исследованиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Земля отцов – земля наша!»

Цели классного часа:

• воспитание уважения к истокам и истории края;
• формирование системы знаний о быте и культуре  казачества;
воспитание чувства уважения к семейным ценностям,  истории и культуре своих предков.

Задачи:

  1. Развитие интереса к познанию истории и традиций Старооскольского казачества;
  2. Создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа;
  3. Приблизить историю своего народа к сердцу учеников.

Форма проведения:

  1. Творческий час

Оборудование:

• мультимедиа оборудование

• музыкальные записи казачьих песен

Ход классного часа:

Доклад командира.

Входят ученик с ученицей с караваем на рушнике.

1-й ученик. Добрых  мы гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

   Ученик с ученицей обходят гостей, угощают караваем со словами:

Кл. рук. Дорогие друзья, уважаемые гости!

Вы часто слышите фразу «Земля отцов», что вы понимаете под этим выражением?
(это не только место где мы живем, но и культура, традиции предков, их обычаи, миропонимание...)

Действительно, сегодня тема нашего классного часа «Земля отцов - земля наша

Кл. рук. В нашем классе ребята любят историю и активно занимаются исследовательской деятельностью. Когда мы заговорили о возникновении казачества, ребята также заинтересовались вопросом «А жили ли казаки на нашей Старооскольской земле», их бытом и традициями. Для изучения этих вопросов они разделились на три группы, каждая из которой  работала над определенной темой. А подвести итог мы пригласили эксперта–краеведа Лихушину Н.И.  

Краевед. Здраствуйте, ребята.  Исследование-это серьезная и и кропотливая работа, тем более, что существует несколько версий появления казачества на Руси,а история происхождения  этого понятия до сих пор неясна. Расскажите над какими темами вы работали?

Кл. рук. Первая группа выясняла историю возникновения казачества,

вторая – откуда казаки появились на Старооскольской земле и по каким законам (заповедям) жили, а третья группа разбиралась, как в пословицах отразились традиции казаков. Давайте предоставим им слово.

 

 (выходит 1-я группа учеников)

  Ученик   3. Наша группа в составе меня-Лавриненко Олега, Сахнова Сергея, Беликовой Анастасии, Карепина Игоря изучала  проблему « История возникновения казачества». Мы  посетили библиотеку им. Пушкина, библиотеку №11 м-на Рудничный, изучили работы А.Г.Сизенко «Казачество России» пользовались интернет-ресурсами и выделили несколько основных версий.  Версия первая, - часть российских историков, таких как Р.Г.Скрынников и А.Н.Скрипов, придерживаются мнения, что появление  казаков на просторах Дикого поля в 16 веке стало  результатом  притеснений русскими боярами крепостных крестьян. По второй версии -  крестьяне шли на Дон из-за голода в Центральной России, вызванного неурожаями.                                                        


Ученик 4 . Я узнал ещё одну версию - по мнению историков Савельева и Гордеева, казаки генетически были связаны со скифскими народами.  Русские археологи обнаруживают на Дону поселения и погребения VII века, которые представляют собой смешанный тип славянского, асаланского и туранского происхождения. Скифы – были воинствующими племенами, своим военным мастерством и самоуправлением , они очень напоминают казаков. Обратите внимание на костюм скифского воина. На нем можно увидеть неотъемлемые атрибуты казака – усы и лампасы.
                                                         

Ученик 5. В большей части сохранившихся русских летописей, таких как «История государства Российского», летописи Нестора  упоминается  о народе, жившем на Дону, который именовался Косаги, а Никоновская и Вологодско-Пермская летопись называют жителей Дона - козяги. В XII веке их называют донскими бродниками, которых русские князья иногда использовали как наемную военную силу.
Бродники-козяги-коссаги оставались жить на Дону и во времена Золотои Орды и в это время они были уже известны под названием казаки и  относили себя к славянам православного вероисповедания.
                                                         

Ученик 6 .Есть еще одна версия -  казаки ведут своё происхождение от дружины светлейшего князя Святослава Игоревича, который  в 10 веке после победы над Хазарским Каганатом  дал наказ встать дружине на южных рубежах Руси  и оберегать свою родину от врагов.

От прошлого осталось мало свидетельств и фактов, а  сами казаки в начале своего становления никаких летописей не вели. Историк Ключевский сказал однажды, что Россия - это страна, которая постоянно колонизуется. Казачество можно назвать передовым отрядом, высылаемым народом для освоения новых территорий.

Кл. Рук. Ребята,  молодцы, спасибо за интересную информацию.


Краевед. Действительно, ребята, в период монголо-татарского ига казаки сражались в рядах войск Дмитрия Донского на Куликовском поле. После победы часть казаков заняла лесостепь по реке Северский Донец и в 1518 году договорилась с московским князем Василием III о взаимной помощи в борьбе с татарами. С этого момента казаки - это оплот российской государственности, первопроходцы, хранители границ, приумножавшие славу русского оружия! А кого из казаков вы знаете?

 ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

Кл. Рук. Нат. Ив,  Филатова Дарья  нашла очень хорошее  стихотворение, в котором автор, Сергей Набоких,  казак из города Нижнекамск,   упоминает многих казаков и их заслуги.

  Вспомните Хабарова, Дежнёва,
Муромца Илью и Ермака,
Платова, того же Пугачёва –
Все носили званье «казака».
Исстари границы охраняли,
Всю они освоили Сибирь,
Для России земли открывали – 
Сахалин, Аляску, Анадырь.
Битвы не одни не обходились, 
Без участья русских казаков.
До Парижа лавой докатились, 
Изумляя лихостью врагов.

Краевед. Действительно, военно-служилое сословие казаков сыграло огромную роль в истории России. Сотни лет не щадя «живота своего», казачество расширяло и защищало границы земли русской!

Классный руководитель. Это очень хорошо подтверждают слова  Михаила Шолохова:

Не сохами- то славная землюшка наша распахана…

Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

А засеяна славная землюшка казацкими головами.

  Краевед.  Когда - то наши Земли – южные окраины государства Российского, назывались «Диким полем» и в1593 году царь Фёдор Иоаннович издал указ о создании городов для защиты южных рубежей. Так возникли Белгород, Оскол, Валуйки  и  другие города». И первыми жителями в этих поселениях были казаки – люди, нёсшие  военную службу  по защите родной земли. Когда же казаки появились на Старооскольской земле?

Классный руководитель. Этим вопросом как раз занималась  2-я группа ребят, предоставим им слово.

1-й ученик: Наша группа в составе Базарова Виктора, Тарасова Максима, Волобуева Сергея, Гребенкина Дмитрия, Кулиш Илья и Попова Дима  исследовала проблему,  как    казаки появились на Старооскольской земле и по каким законам (заповедям) жили.

Мы посетили Старооскольский краеведческий музей, беседовали с Есиповой Ириной Хасановной,  изучили много дополнительной литературы, также использовали интернет-источники.

2-й ученик: Из  книги  Анатолия  Павловича Никулова «Оскольский край» я узнал, что впервые с термином «оскольский казак» мы встречаемся задолго до основания города. В 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда. Несомненно, эта категория оскольчан принимала активное участие в сторожевой службе Усть - Ублинского острожка и составляла значительную часть  населения. А первыми в городе Старый Оскол были терские казаки Иван Матвеевич Прасолов и 39 его товарищей.

3-ученик:  Изучая историю казачества нашего края, я  узнал, что казаки —служилые  люди  города Старый Оскол, выполняли  довольно широкий спектр государевой службы: станичную, сторожевую, посольскую, караульную, передачи срочных сообщений, сопровождение важных грузов и другое. Селились люди слободами – отсюда и названия, которые сохранились в городе до настоящего времени: слобода Казацкая, Ямская, Пушкарская, Стрелецкая… Занимались они промыслами и охотой и оседали на хорошо изученных и знакомых местах. Казаки участвовали практически во всех  военных сражениях, снискав своим мужеством славу казачеству.

                                                       

4-й ученик:  Трудной была жизнь казаков -  ведь они покоряли  Сибирь, пришли в Приамурье, проложили Северный морской путь. Казачеству принадлежит видное место в хозяйственном освоении окраин России. Сложные  условия  наложили свой отпечаток на культуру казачества – быт, устройство городков, жилищ, одежду, обычаи и обряды. Как и в других местах нашей необъятной родины,  жизнь у старооскольских  казаков, в казачьих семьях строилась на соблюдении определенных заповедей, традиций и обычаев.

Кл.рук. Давайте, ребята, их вспомним:

5-й ученик.

Десять заповедей святых.
Назовем, ребята , их.
Честь и имя казака

В жизни главные всегда.
С детства честью дорожи
И достоинство держи.
Есть у каждого права -

«Нет ни князя, ни раба».
Все равны в своих правах,
Но ответственны в делах.

По делам лишь одного
О казачестве всего
Судит весь честной народ.
Так что помни наперед:
Честен будь при казаках,
Чист в поступках и делах.
6-й ученик

Стойким будь, служи народу,
Охраняя мир, природу.
За Россию, честь свою
Жизнь не грех отдать в бою!
Слово дал – его держи,

Казачьим словом дорожи!
Старость всюду почитай,
Стариков не обижай.
Память предков сохраняй,
По обычаям решай.
Если трудно – погибай,
Но товарища спасай!
Век служи и век трудись –
Такова казачья жизнь!
Береги свою семью,
Почитай свою родню.

Надо казаком родиться,
Чтоб весь век судьбой гордиться!

Классный руководитель:  Ребята, поучительные заповеди у казаков! А можно ли эти законы использовать в современной жизни?

 

Ответы учащихся ...                 

1 ученик:  Изучая традиции, культуру  казаков, мы не могли не обратить внимание на их  одежду.  В начале 19 века для казаков была введена новая обязательная форма  – военная и повседневная домашняя.  Появились такие новшества, как различные украшения на шапках, позднее погоны у полковых казаков и эполеты у гвардейцев. Дома казаки носили ту же одежду, но без всяких украшений.

2ученик:  Одежда для казаков являлась своеобразным паспортом.Костюм казаков складывался веками. В первую очередь это относится к изобретению скифов – шароварам, без которых невозможна жизнь кочевника – конника (в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, да и движения всадника сковывать). За столетия их покрой не изменился, так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такие же,  какие носили казаки в 17-19 вв.

          3 ученик:  Для казаков Центрального казачьего войска характерен   темно-синий, длинный, несколько приталенный мундир с разрезом для посадки на седле. На обшлагах его рукавов, стоячем воротнике  красная окантовка. Темно-синие шаровары с красным кантом заправляются  в сапоги. Летом с такими шароварами носят гимнастерку из ткани защитного цвета со стоячим воротником и застежкой на пуговицах.

4 ученик:  А головные уборы – фуражка и папаха. Самое интересное, что  в шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. В хате шапка вешалась на видном месте и снимал ее казак только в церкви. А вот сапог было великое множество - без них невозможна верховая езда. Особо ценилась одежда шитая матерью или женой.

5 ученик:  Мне понравилось, что казаки никогда не позволяли себе носить чужую одежду,  воспринимали ее, как вторую кожу тела, содержали ее в чистоте и опрятности.

Беседуя с научным сотрудником нашего краеведческого музея Москаленко Евгенией Михайловной, я  узнал, что обнаружить на территории нашего края исторически сложившийся казачий костюм местным этнографическим экспедициям не удалось. Можно лишь говорить  о встречающихся в отдельных видах одежды элементах казачьей культуры. У нас всё.

Кл. руководитель: мы благодарим 2-ю группу ребят за содержательную и интересную работу.

Краевед. Казачество было серьёзной силой, которую использовали для защиты границ. Летящий на коне с обнаженной шашкой казак в шапке с красным околышем, в синей форме, в штанах с красными лампасами  наводил ужас на врагов.

Классный руководитель:А  знаете, откуда взялись такие цвета формы у казаков? – ….(ответы учащихся)

послушайте легенду, которую нам поведала автор стихотворения, донская казачка,  Ираида Мордовина

Ученик 5. - Царь наградой жаловал

Казаков донских.

Сукном синим баловал

Воинов лихих.

Дал в придачу алого

Чуточку сукна.

Не хватило малого...

Подвела казна.

Как делить, раскидывать

Поровну сукно?

Толку нет прикидывать,

Мало всё равно...

Атаману выдали

Алого сукна,

Казаки чтоб видели

Чекмень сдалека.

Пошили форму синюю

Донские казаки.

Из алой ткани сделали

Лампасы на штаны.

Остатками в фуражках

Околыш обвели

И сквозь века легенду

Об этом пронесли.

Классный руководитель: Благодарим 2-ю группу за интересную  и содержательную информацию.

               Мы с вами убедились, что казаки – свободолюбивый народ, духовный, талантливый, яркий, независимый. Отражение истории казачества, культуры, быта, традиций и обычаев нашла 3-я группа ребят в казачьих пословицах и поговорках .

                                 

 ( Выходит 3-я группа уч-ся)

Ученик . В нашей группе работало  6  человек. Мы,  занимаясь  проблемой «Казаки – в народном творчестве», исследовали и изучали литературные произведения, фольклор, пословицы.Именно здесь мы увидели представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к.

В начале нашей защиты мы хотели бы вспомнить одну  известную пословицу: С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче и подарить вам песню. 

(поем 1-й и 3-й куплет)

Там, за Доном за рекой, под зелёным дубом,

 расставалася казачка с парнем черночубым.

 Гой-да гой-да-да гой-да, Гой-да гой-да-да гой-да,

 расставалася казачка с парнем черночубым.

 Ты не плачь, не плачь по мне, подними ресницы

Еду в армию служить, защищать столицу

 Гой-да гой-да-да гой-да, Гой-да гой-да-да гой-да,

 Еду в армию служить, защищать станицы.

   

1-й ученик.  Бог не без милости, казак не без счастья.По мнению казака, главная ценность, которую он получает от Бога вместе с жизнью – воля. Но воля понималась не как свобода от законов, а как свобода выбора. Добровольно избрав свой путь, да ещё присягнув, казак никогда с этого пути не сворачивал и не изменял ему. Самой страшной изменой считалась измена вере.

               

2-й ученик.   Мой дом – моя крепость. Каждый казак государь в своем дворе.  Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. К постройке дома подходили очень серьезно. Мужчина, будущий хозяин дома, заводил на земельный удел коня. Там, где конь ел траву или ложился отдыхать, делали разметку и забивали колышки для дома. Молодой мужчина клал первый камень в правый восточный угол, где потом обустраивался красный уголок. Когда приходило время рубить деревья, шли в лес отец и сын. Старший метил деревья, младший – рубил, да так, чтобы верхушки деревьев падали на восток, где считалось, начинается жизнь. Если крона дерева падала на запад, то это дерево брали только на дрова

3-ученик. Казак без коня, что солдат без ружья.Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберёг всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с поля боя на своё подворье.
4-й ученик.  И шашка остра, а дух сильнее.

Дух казака, его вера в Бога, у каждого казака была особенной. А иконка, которая вшивалась в шапку казака давала ему и бесстрашие перед смертельной угрозой, и уверенность в Божьей помощи в трудной ситуации, и силу в борьбе...Казаки старались часто посещать храмы. Более того, за честь считалось построить церковь в казачьей «станице». В ней  казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие.

5- ученик.   Жить – Богу служить!  В храмах особо почиталась Икона Божией Матери, получившая имя Донской. Начало почитания этой иконы связано с победой князя Димитрия Донского над татарами на Куликовском поле в 1380 году. Во время сражения она находилась в стане русских воинов. Ее принесли с собой донские казаки, прибывшие на помощь великому князю. Образ водрузили на древке как хоругвь, и в течение всей битвы он пребывал среди русского войска. После победы над неприятелем казаки подарили эту икону Димитрию Иоанновичу.  В честь победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона получила название Донской, а праздник Покрова Святой Богородицы – один из главных праздников казаков.

Краевед  В народном творчестве казаков и беспримерное мужество, и вольные просторы, и всепоглощающая любовь: к Родине, к дому, к семье!

Кл. Руководитель. Большое спасибо 3 группе. Ребята, уважаемые гости,а вы  можете назвать еще какие нибудь пословицы?

 

                                        (Дети отвечают)  

Кл. рук.: Говорят же, что душа казака живет в песне. Встречайте наших друзей  - ансамбль казачьей  песни «Воля» и приглашаем гостей спеть вместе с нами.

Песня «Любо,  братцы , любо»

Кл.рук. Ну, вот и подошло к концу наше занятие. За 20 минут невозможно изучить многовековую казачью историю, мы будем продолжать с вами исследовательскую работу. Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину.

Мы – казаки, мы любим труд,

Порядок, храмы вековые,

Свой долг, обычаи, уют,

Веселье, пляски огневые.

Казачества большая слава

Была и будет – долг и честь!

Оценит русская держава!

Казаки были! Будут! Есть!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)

Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...

"Земля отцов- моя земля!"

Внеклассное мероприятие, проведенное в 9 классе на Единый Всекубанский урок....

Земля отцов моя земля

Пояснительная записка К уроку на краевой конкурс «Единый Всекубанский урок к годовщине Краснодарского края» Урок «Земля отцов – моя земля»   разработан  для учащихся 5 – 9 классов....

Внеклассное мероприятие "ЗЕМЛЯ ОТЦОВ-МОЯ ЗЕМЛЯ"

Цели:1.Воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма.2.Расширить знания учащихся  о Краснодарском крае.3.Привить чувство гордости за свой край и его жителей.Оборудование....

разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»

Цели:·         воспитывать любовь к Кубанской земле;·         развитие интереса к истории родного края;·...

Внеклассное мероприятие «Земля отцов — моя земля!»

Цели: 1.     Привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории, культурным традициям Краснодарского края.2.     Воспитание чувства патриотизма...