В ГОСТИ К ЛЮБИМЫМ ГЕРОЯМ СКАЗОК (праздник).
методическая разработка (6 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по русской литературе для учащихся среднего звена. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

давным-давно прошла война
(устный журнал)

Цели и задачи: воспитывать непримиримое отношение к врагам мира и свободы народов; вызывать у детей стремление быть достойными преемниками лучших традиций своего народа; способствовать стремлению к пополнению знаний об истории нашей Родины.

Ход устного журнала

Ученица.        Давным-давно прошла война,

        Но боль взывает к людям…

        Давайте, люди, никогда

        Об этом не забудем!

Ведущий. Страница первая. «Москва… как много в этом звуке!».

1-й ученик (читает отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», гл. 7).

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

2-й ученик. Быстро летит время. Стареют ветераны Великой Отечественной войны. И чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение.

3-й ученик. Немецко-фашистская армия после триумфального марша по Европе понесла  первое крупное поражение. Под Москвой произошел полный и окончательный крах «блицкрига», перед всем миром была развеяна легенда о «непобедимости» гитлеровской армии.

4-й ученик. В боях за родную столицу советские воины проявили величайшую стойкость и массовый героизм. Яркой страницей тех дней явился подвиг 28 воинов из дивизии генерала Панфилова, которых возглавил политрук Клочков. Слова коммуниста Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» – воодушевили отважных воинов. Почти все они погибли, но гитлеровцы не прорвались через их рубеж.

5-й ученик. Имя отважной партизанской разведчицы Зои Космодемьянской, отдавшей жизнь за Родину, стало символом мужества и патриотизма советских людей.

Звучит в записи выступление Героя Советского Союза В. Талалихина.

Песня Б. Окуджавы «Ах, война…».

Ведущий. Страница вторая «Он, она и война…».

Ученица читает стихотворение К. Симонова «Жди меня».

1-я ученица. Письма с фронта. Как много они значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Мы слушаем письма  Зои  Николаевны  и  Милия  Николаевича  Селюковых. (В зале полумрак, на столе керосиновая лампа; она – в шали, он – в плащ-палатке, перед ним горит каганец.)

Ученик. 1.11.1942 г.

«Здравствуй, моя дорогая Зока!

Как вас с мамой проводил, через три дня столкнулся с немцами. 27-го был ранен, 29-го – вторично. Впереди еще много испытаний, страданий и неожиданностей. Как удастся пройти этот сложный путь? Удастся ли выйти живыми?

Прощай, моя милая Зока!»

Ученица. 8.08.1944 г.

«Милочка, любимый!

Ты знаешь, что я сейчас читаю? Горького, «Детство». И снова, и снова восхищаюсь его отточенным языком, его знаниями всего. Господи, как хорошо пишут наши русские писатели! Вот подожди, родной, ты тоже будешь все перечитывать, ведь классиков наших можно читать без конца, и поймешь еще лучше всю красоту их произведений.

Пиши хоть почаще, ведь беспокоюсь. Зоя».

Ученик. 30.05.1944 г.

«Родная моя!

Получил горестное для нас известие, оно как гром свалилось на нас. Неужели у нас нет нашего Сережки?

Береги себя, тогда и сын у нас будет, которого мы сможем сберечь и вырастить.

Целую крепко. Твой М.»

Ученица. 26.08.1944 г.

«Милый мой, здравствуй!

«Будем вместе, милый, вместе! Знают все, что мы родные» – это Ахматова. Я еще больше люблю ее за стихи, так правильно выразившие мое состояние. Обнимаю и целую. Всегда твоя Зоя».

Ученик. 8.09.1944 г.

«Родная моя, славная Зока!

Годы тяжелой разлуки, тяжелые годы испытаний не только отдалили нас, но, наоборот, еще больше сблизили, сроднили. В боях за город Брест-Литовск я имею благодарность Верховного Главнокомандующего».

Ученица. 11.05.1945 г.

«Ну вот, наконец-то дождалась радостного, светлого дня – праздника Победы. Горячо,  горячо  поздравляю,  мой  любимый. Твоя  мама  сидит напротив меня и просит, чтобы ты поскорее ехал домой.

Твоя Зоя».

Ученик. 11.05.1945 г.

«Любимая моя, здравствуй!

Итак, война закончилась и я остался жив. До сих пор не верю, что не стреляют, неужели не надо пригибаться от пуль и снарядов? Жди меня, до скорой встречи, твой М.».

Ведущий. Сколько семей задела своим черным крылом война! Не обошла она и семью Селюковых. Но крепкая любовь, преданность и вера в победу и встречу помогла им пройти через все невзгоды и выстоять. После войны Зоя Николаевна и Милий Николаевич воспитали двух сыновей и трех внуков.

Ученица читает вторую часть стихотворения К. Симонова «Жди меня».

Звучит песня М. Ножкина «Последний бой».

Ведущий. Страница третья. «Нам мир завещано беречь».

Звучит I и II куплеты песни «Бухенвальдский набат» (музыка В. Мурадели, слова А. Соболева).

Выступает приглашенный на встречу ветеран, бывший узник концлагеря в Германии. Его рассказ сопровождается показом через эпидиаскоп документальных фотографий о зверствах фашистов в концлагерях. По окончании рассказа повторяется I куплет песни «Бухенвальдский набат», который заканчивается словами: «Берегите мир!».

1-й ученик. Мир – это счастье для всех детей, для всех людей. Без мира нет детства, нет будущего.

2-й ученик. Мир – это утро, полное надежд и света. Это день, заполненный трудовыми заботами и свершениями.

3-й ученик. Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы. Мир – это школа, в окнах которой солнце.

4-й ученик. Мир – это гул тракторов и комбайнов, а не скрежет танков. Мир – это жизнь, а не смерть.

5-й ученик.  Нам нужен мир – тебе и мне,

 И всем на свете детям.

 И должен мирным быть рассвет,

 Который завтра встретим.

6-й ученик.  Нам нужен мир – трава в росе,

 Улыбчивое детство,

 Нам нужен мир, прекрасный мир,

 Полученный в наследство.

7-й ученик.  Кому мешает этот мир с цветами на опушке?

 Кто в этот мир, чудесный мир

 Прицелился из пушки?

1-й ученик.  Зачем же вновь пугают нас

 Со злобой затаенной

 То страшной атомной войной,

 То бомбою нейтронной?

2-й ученик.  «НЕТ» – заявляем мы войне,

 Всем злым и черным силам…

3-й ученик.  Должна трава зеленой быть,

 А небо – синим-синим!

4-й ученик.  Ты слышишь, друг, звенят ручьи,

 Поют на ветках птицы,

 На замечательной земле

 Нам повезло родиться.

5-й ученик.  Так пусть она цветет всегда,

 Пускай шумит садами,

 Пусть люди смотрят на нее

 Влюбленными глазами!

Заканчивается устный журнал песней «Мы за мир».



Предварительный просмотр:

праздник фонетики

Плакаты:

«Гласные – это река, а согласные – ее берега» (К. С. Станиславский).

«Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова» (М. Горький.)

Ход праздника

1. Прослушивание звуков. (Запись на магнитофоне.)

а) Льётся вода; б) звенит колокольчик; в) тикают часы; г) школьная столовая; в) разгар обеда; д) птичьи голоса; е) ученик читает отрывок из стихотворения; ж) музыкальный отрывок из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; и) плач ребёнка. (После каждой записи – пауза).

Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.

ЗВУК

Он бывает тихим, громким,

А ещё глухим и звонким.

Может быстро проскочить.

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался ... (звук).

С. Ефремов

2. Фонетические зарядки.

1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом? В названии танца звуков меньше, чем букв.)

2. Илья Муромец или Алёша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)

ГИМН ЗВУКАМ РОДНОГО ЯЗЫКА

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь,

Коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать

стихотворенье.

3. Фонетическая викторина.

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните почему.

3. Назовите слово, которое состоит из трёх согласных и одного гласного звуков. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает помещение, в котором дают представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.)

4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово,  которым  называют  короткие  шесты  с  заострёнными  концами? (Коля – колья.)

5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Удочка – тужить – висит.)

6. Какое слово при перестановке в нём ударения из названия печёного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги – пироги.)

4. Домашнее задание «Егоркины скороговорки».

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки,

За его скороговорки

Я поставил бы пятёрки!

Повторяйте, детвора:

– Посреди двора дрова.

– Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

– Аня ныне нянина,

Нина – няня Анина.

– Мамами любимы мы –

Самыми любимыми!

– В переулке перепел

Перепёлку перепел!

– Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

Скороговорки:

  1. Все бобры добры до своих бобрят.
  2. Водовоз вёз воду из-под водопровода.
  3. У пенька опять пять опят.
  4. На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
  5. Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.
  6. Кукушка кукушонку купила капюшон.

5. Фонетическая задача.

– Назовите все слова с парными звонкими и глухими согласными.

Угостили Олю сладкой        Мама дочь узнала:

Очень вкусной шоколадкой.        – Ах ты, ненаглядная,

Губки, носик и рубашку –        Дочка шоколадная!

Всё измазала бедняжка.

6. Фонетические диалоги. «Кто важнее?».

Ведущий. Поспорили однажды гласные и согласные звуки: кто из них важнее? 

Гласные. Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не откроет!

Согласные. Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

Гласные. А вот и получится! Например, м.

Согласные. Разве только одно м, а больше ничего?

Гласные. И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни один слог, ни одно слово.

Согласные. Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Скажите название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные (поют). [... о ...е...и...а].

Согласные. Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные. Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фанатик.

А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, ёлка, если.

Согласные (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).

Ведущий. А как вы думаете, ребята: кто из них важнее и нужнее – гласные или согласные звуки?

Мальчик и девочка (по очереди).

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог:

Ма и ша (запомни, Маша!)

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

Ты и ква, а вместе тыква,

Со и ва, читай сова.

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

7. Фонетическая минутка.

– Какой новый звук появился?

сон – стон                каска – краска           ролик – кролик

сок – сток                салка – скалка           тучка – штучка

сук – стук                кошка – крошка        кот – крот

ВСЕГДА ВМЕСТЕ

Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились в кучу, хотят поговорить – никак.

Согласные. Кх (кашляют), пхч (чихают), хм (хмыкают).

Ведущий. И заскучали... Вдруг...

Согласные. Тсс!

Ведущий. Показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные (выходят на сцену и плачут). А-а-а-а! Оо-о-о! Уа-Уа! Уа!

Ведущий. Аукают.

Гласные. Ау! Ау! Ау!

Ведущий. И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотанье.

Согласные. [бдм] [всгд] [вмст].

Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное.

Гласные. [у-е-е-а-е-е]!

Ведущий. Решили они заключить мир. Снова стали рядом и так чётко сказали...

Согласные и гласные. Будем всегда вместе!

Ведущий. С тех пор никогда больше они не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом всё равно мирятся.

8. Фонетические загадки.

ПУЛЬКА ИЛИ ПОНЧИК?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)

КРОЛИК ИЛИ ПЯТАЧОК?

Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует»? (В имени-отгадке все согласные звуки глухие.)

9. Игра «Один звук, марш!».

Ведущий. Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!».

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость. (Власть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж. (Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)

10. Игра «Думай! Думай! Думай!».

Я приношу с собою боль.

В лице большое искажение.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения.

        (Флюс – плюс.)

Он – грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о»,

Будет круглое число.

        (Сурок – сорок.)

С буквой «л» – в игре футбол        

Часто слышим слово....        

С «д» уж в слове смысл не тот –

Мерой стала – просто ....

        (Гол – год.)

Когда я месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.

(Март – марш.)

11. Весёлые рифмы про ударение.

Ударный слог, ударный слог.

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток.

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит.

И чётко речь моя звучит.

Шутник он, невидимка-молоток.

Тук! – и ударил в безударный слог...

...И сразу же исчез огромный замок    

И появился маленький замок...

Послушай, молоток.

Не путай слоги.

Опять, озорничая, не солги!

Мы в слове слог ударный

Найдём э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдём,

Громче всех произнесём!

Два правила ударения:

1) Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить

Под удар.

2) Возил не шуфер, а шофёр,

Не фурфор, а фарфур.

Был оглашён не приговор –

Судебный приговур.

Строгал не стуляр, а столяр,

Но дуску – не доскэ.

И слушал в одиночестве

Не «туску», а тоскэ.

12. Фонетические головоломки.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. рис –  ирис.)

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это...   (окуни).

Я – сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. тлас – атлас).

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель,

Поёт апрельская ... (капель).

Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами! (Козлы – козлы.)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Выбери правильное окончание пословицы или поговорки.

1. Семь бед – …

а) и привет;

б) один ответ;

в) и суда нет.

4. Гусь свинье …

а) глаз не выклюет;

б) не товарищ;

в) не пара.

2. Что с возу упало, то…

а) пропало;

б) к кому-то попало;

в) к кобыле попало.

5. Не зная броду …

а) не ходи к народу;

б) жди у моря погоду;

в) не суйся в воду.

3. В мешке шило…

а) не мыло;

б) не иголка;

в) не утаишь.

6. От ворот …

а) поворот;

б) приворот;

в) новый год.

7. Волки сыты и овцы…

а) бриты;

б) стрижены;

в) целы.

9. Сорока стрекочет – гостей…

а) пророчит;

б) не хочет;

в) морочит.

8. У кого какой вкус:

кто любит дыню, а кто …

а) «Сникерс»;

б) «Баунти»;

в) арбуз.

10. Не в свои сани …

а) не садись;

б) не ложись;

в) не рядись.

ГОЛОВОЛОМКА

«Сложи и составь»

Сложи буквы каждой пары слов и из получившихся анаграмм составь задуманные слова.

Образец: ЧАН + РОГ = ГОНЧАР.

1. КОТ + СОР =

2. РИФ + ПАС =

3. СОР + РАК =

4. ЗОБ + ЛИК =

5. БОР + СУК =

6. КОСА + БАЛ =

7. КОРА + БОК =

8. ОКНО + ЛАК =

9. ТЕМА + САН =

10. СТОК + РЕВ =

КОНКУРС
«Молочные продукты»

КЕМ – М + ФИЛ – Л + Р

МОК – К + ЛО + КОЗ – 3

СМ+МИ+Е+Т – ИМ+А+Н+А

ЛАС + ЛИВ + У – А – ЛУ + КИ

Й + ОГИ + УМ – МИ + РТ

САМ + Р – А + ЯЖ + ЕН – МС + КА



Предварительный просмотр:

«я грамотей и стихотворец,
я пушкин…»
(литературная гостиная)

Звучит музыкальное произведение «Метель» Г. Свиридова.

Сцена (зал) оформлена как литературная гостиная: портрет Пушкина, столик на подиуме, два стула, свеча на столе, справа в углу диван, на занавеси герб Пушкиных, лира, плакат, газеты, сочинения, рисунки, высказывания Пушкина.

Занавес открывается.

Звучит стихотворение о Пушкине.

Ведущий 1. Персона грата.

Сегодня у нас в гостях человек, чье имя стало символом России, символом русской поэзии, символом национальной идеи

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН!

Ведущий 2. Досье.

Александр Сергеевич Пушкин, сын отставного военного Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал. Правнук знаменитого Ибрагима Ганнибала. Родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. В 12 лет определен родителями в Царскосельский лицей. В 15 лет на публичном экзамене читает «Воспоминания в Царском Селе». Получил высокую оценку Г. Р. Державина, признан будущим гением.

Ведущий 1. 1817–1820 гг. Петербург. Балы. Маскарады. Театр…Служба и создание вольнолюбивых стихотворений «Вольность», «Деревня».

Ведущий 2. 1820–1824 гг. Южная ссылка. Романтические поэмы. «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».

Ведущий 1. 1824–1826 гг. Увольнение с государственной службы, ссылка в Псковскую губернию, в Михайловское под надзор местных властей.

Одиночество, однообразие деревенской жизни, напряженный, плодотворный труд, встреча с другом Иваном Пущиным.

Ведущий 2. 14 декабря 1825 г. Восстание декабристов. В своих стихах Пушкин вместе с друзьями-декабристами.

1826–1829 гг. Москва – Петербург. Сам царь Николай I становится личным цензором поэта.

Ведущий 1. 1830 г. Болдино. Нижегородское имение. Роман «Евгений Онегин», философская лирика, проза, сказки, «Повести Белкина».

Ведущий 2. 1831 г. Женитьба на Наталье Николаевне Гончаровой. Пушкин счастлив.

1836 г. Журнал «Современник». Объединение всех литературных единомышленников. Знакомство с В. Г. Белинским. К этому времени Пушкин – отец четверых детей.

Ведущий 1. 27 января 1837 года – дуэль Пушкина и Дантеса.

Литературное наследие огромно.

Автор множества стихотворений, поэм, сказок, повестей, трагедий, романа в стихах «Евгений Онегин».

Собеседник. Александр Сергеевич, каково ваше происхождение?

Пушкин.        Под гербовой моей печатью

        Я кипу грамот сохранил

        И не якшаюсь с новой знатью,

        И крови спесь угомонил.

        Я грамотей и стихотворец,

        Я Пушкин просто… .

Ведущий 1. Пушкины жили весело и открыто, и всем домом заведовала старуха Ганнибал (Мария Алексеевна, мать Надежды Осиповны), очень умная, дельная, рассудительная женщина; она умела дом вести как следует… Старший внук ее Саша был… кудрявый мальчик… со смуглым личиком… и очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались…

Пушкин.        Ах, умолчу ль о матушке моей,

        О прелести таинственных ночей,

        Когда в чепце, в старинном одеянье,

        Она, духов молитвой уклоня,

        С усердием перекрестит меня

        И шепотом рассказывать мне станет

        О мертвецах, о подвигах Бовы…

        От ужаса не шелохнусь, бывало,

        Едва дыша, прижмусь под одеяло,

        Не чувствуя ни ног, ни головы.

Исполняется музыкальное произведение из сказки «О царе Салтане…».

Инсценированная сказка «О попе и его работнике Балде».

Музыкальное произведение «Буря мглою небо кроет…».

Собеседник. Александр Сергеевич, какое образование вы получили?

Пушкин.        В те дни, когда в садах лицея

        Я безмятежно расцветал,

        Читал охотно Апулея,

        А Цицерона не читал,

        В те дни в таинственных долинах,

        Весной, при кликах лебединых,

        Близ вод, сиявших в тишине,

        Являться муза стала мне…

Ведущий 1. Это были лицейские годы.

Пушкин.        Любви, надежды, тихой славы

        Недолго нежил нас обман…

Ведущий 2. По словам Ивана Пущина, тогда везде ходили по рукам, переписывались и читались наизусть стихи «Деревня», ода «На свободу», «Ура», «В Россию скачет» и другие «мелочи» в том же духе, не было живого человека, который не знал бы его стихов.

Собеседник. Помните, Александр Сергеевич, император сказал: «Пушкина надобно сослать в Сибирь. Он наводнил Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть читает»?

Пушкин. А сослали на юг. Помню, приезжаю я 6 мая 1820 года в сопровождении дядьки Никиты Козлова в Екатеринослав под начало генерала Инзова. Чтобы показать, что я не сломлен,  а  бунтую,  был  я в  красной русской рубашке, в опояске и поярковой шляпе. Но генерал все равно хорошо меня принял.

        Забытый светом и молвою,

        Далече от брегов Невы,

        Теперь я вижу пред собою

        Кавказа гордые главы.

Звучит стихотворение «Кавказ».

Собеседник. После ссылки на юг вы вернулись в Петербург?

Пушкин.        Но злобно мной играет счастье:

        Давно без крова я ношусь

        Куда подует самовластье;

        Уснув, не знаю, где проснусь, –

        Всегда гоним, теперь в изгнании

        Влачу закованные дни… в Михайловском.

Ведущий 1. Одним из светлых воспоминаний была встреча с Анной Петровной Керн.

Ведущий 1. Михаил Иванович Глинка, увидев в одном из салонов дочь А. П. Керн Екатерину, был покорен ее поэтичностью и загадочностью, он пишет музыку на стихи А. Пушкина. Так появился этот прекрасный романс.

Романс «Я помню чудное мгновенье…».

Ведущий 2. 14 декабря 1825 года восстание декабристов.

Пушкин. Восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с восставшими. Казнены лучшие русские люди, и среди них – друг мой – поэт Рылеев; заточены в тюрьму, сосланы на каторгу друзья мои, товарищи, и среди них первый друг Пущин и милый Кюхля. Что делать? Как быть?

Уезжать нельзя, а письма приходят все реже, все больше слухов, всюду шпионы, доносчики.

Собеседник. Что вы сделали бы, Александр Сергеевич, если были бы в Петербурге?

Пушкин.        Был бы в рядах мятежников.

        Так я ответил и царю.

Стихотворение «В Сибирь».

Собеседник. Вас так много била судьба, вы утратили вкус к жизни?

Пушкин.        О нет, мне жизнь не надоела,

        Я жить люблю, я жить хочу.

        Душа не вовсе охладела,

        Утратя молодость свою.

(Подходит к Н. Гончаровой, берет за руку и ведет.)

Я женат и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился.

На авансцене.

Пушкин. Моя Натали, моя Мадонна – чистейшей прелести чистейший образец.

Звучит романс «В крови горит огонь желаний».

Собеседник. Александр Сергеевич, какое из созданных вами произведений вы любите больше всего?

Пушкин.        Небрежный плод моих забав,

        Бессонниц, легких вдохновений,

        Незрелых и увядших лет,

        Ума холодных наблюдений

        И сердца горестных замет.

Сцена из романа «Евгений Онегин».

Звучит ария «Куда, куда, вы удалились?» из оперы «Евгений Онегин».

Пушкин (обращаясь к Наталье Гончаровой).

        Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит –

        Летят за днями дни, и каждый час уносит

        Частичку бытия…

        

Звучит музыка. Занавес.



Предварительный просмотр:

в гости к любимым героям сказок
(праздник)

Ведущий. Ребята! Сегодня мы совершим путешествие на «Веселом экспрессе» по страницам ваших любимых книг. На свете есть много книг. Кто-то любит читать сказки, кто-то фантастику и приключенческую литературу, а кто-то – книги о животных. Мы же побываем в гостях у ваших любимых героев. Итак, садитесь удобно, мы отправляемся…

Первая остановка: «Сказочная».

Играет музыка. Входят принцесса и Баба Яга. В руках держат большой плакат, на котором написано название остановки.

Ведущий. Итак, первая остановка. Кто нас встречает здесь?

Дети называют персонажей.

Принцесса. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам в сказочную страну. Но у вас впереди испытание. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать на них.

Вопросы:

1. К каким героям приплывала золотая рыбка?

2. Как звали черепаху в сказке «Золотой ключик»?

3. Сколько глаз было у сестер Хаврошечки?

4. В чем должен искупаться Иван-дурачок, чтобы стать Иваном-царевичем?

5. Чем угостила Золушка своих сестер на балу?

6. Как звали поросят из сказки «Три поросенка»?

7. В какой сказке сердце у мальчика превратилось в кусочек льда?

8. Кто автор сказки «Петушок – золотой гребешок»?

Баба Яга. Очень приятно было познакомиться с такими умными и начитанными ребятами. Приходите к нам чаще, будем рады встрече с вами.

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали это испытание. Наш экспресс отправляется дальше. Интересно, какая остановка следующая?

Входят Лиса и Мышь. В руках у них плакат, повернутый чистой стороной к залу.

Лиса. Здравствуйте, мальчики и девочки! Мы рады видеть вас. Но пока вы не отгадаете название нашей остановки, мы не сможем вас пустить в нее.

Ведущий. А как же мы должны это сделать?

Мышь. Разгадайте наш кроссворд, по вертикали в рамке вы прочтете название страны.

Загадки к кроссворду:

1. Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

2. Он в поросятах знает толк,        

 Он злой и жадный серый … (волк).

3. Идет по улице гора. Быть может, это сон?

 – Нет, нет, смеется детвора, – ведь это просто … (слон).

4. Какая птица может разговаривать? (Попугай.)

5. Большая птица спряталась тут.

 Назовите, как ее зовут. (Аист.)

6. Ну а здесь кто?

 – Важный граф!

Вышиною с телеграф. (Жираф.)

7. Зеленый и зубастый,

 Он прибыл с реки Нил.

 Подходить к нему опасно,

 Он зовется … (крокодил).

Название второй остановки такое же, как и название этой страны: «Зоопарк».

Ведущий. Мы прощаемся с красивой страной «Зоопарк» и продолжаем свое путешествие.

Ведущий. А дальше на вашем пути расправила ветки волшебная яблоня.

Третья остановка так же и называется: «Волшебная яблонька».

Сейчас кто-нибудь из вас будет подходить к яблоньке и срывать яблочки. И Машенька будет читать на них отрывки из сказок, а вы, ребята, будете отгадывать.

Ведущий. Молодцы, ребята! И с этим заданием справились.

И, наконец, наш экспресс подходит к последней остановке: «Музыкальной».

Выходят Скрипичный Ключ и Нотка.

Скрипичный Ключ. О, я вижу, вы не обошли нашу станцию стороной. Заглянули к нам в гости. Очень вам рады, ребята. Я – Скрипичный Ключ, а это – моя помощница, Нотка. А вы любите петь?

Нотка. Очень хорошо! Но мы с вами не будем петь. Вы сейчас прослушаете отрывки из песен и скажете, из какого мультфильма или сказки они. Хорошо?

– Тогда приготовились. Маэстро, прошу!

Звучат записи песен из мультфильмов:

«Бременские музыканты», «Доктор Айболит», «Ну, погоди!», «Чебурашка», «Три поросенка», «Приключения Элли и ее друзей», «Мойдодыр», «Теремок», «Крошка Енот», «Приключения мамонтенка», «Белогривые лошадки», «Голубой щенок», «Алиса в стране чудес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у героев сказок"

План-конспект внеклассногомероприятия "В гостях у героев сказок" для 5 класса...

"В гостях у героев сказок"

План-конспект внеклассногомероприятия "В гостях у героев сказок" для 5 класса...

Конспект учебного занятия "В гости к любимым героям"

Конспект  занятия  "В  гости  к  любимым  героям"  для  обучающихся  объединения  "Игротека"  6-летнего  возраста. В ...

Урок-путешествие с любимыми героями сказок русской старины (на примере сказки «Природа в опере Снегурочка»).

Цели:Образовательная: 1) продолжить знакомство учащихся с устно-поэтическим, художественным и музыкальным творчеством русского народа на примере сказки «Снегурочка», картин Васнецова,...

Сценарий спортивного праздника "Веселые старты с героями сказок"

К городскому конкурсу «Будь здоров!» мы с ребятами нашего вожатского отряда подготовили сценарий и провели веселые старты среди начальных классов нашей школы....