Главные вкладки

    А песни тоже воевали
    классный час (6 класс) по теме

    Кашкарова Елена Геннадьевна

    мероприятие, посвященное дню победы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon a_pesni_tozhe_voevali.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    А песни тоже воевали

    Ведущий 1: Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

    Ведущий 2: После боя сердце просит музыки вдвойне.

    Ведущий 1: Добрый вечер!

    Ведущий 2: Здравствуйте, друзья! Мы рады видеть вас на нашем фестивале “А песни тоже воевали”.

    Ведущий 1: Особые слова приветствия мы адресуем нашим гостям – ветеранам войны и труда, тем, кто в годы войны ковал победу на фронте и в тылу.

    Ведущий 2: Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны.

    Ведущий 1: Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе.

    Навсегда останутся, созданные в годы Великой Отечественной войны, прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма.

    Ведущий 2:

    Я бы с песни начал свой рассказ…
    Пусть узнают в ХХI веке,
    Как в суровый предрассветный час
    Песня стала боевым солдатом.
    Дали ей по росту сапоги,
    Песне никакой размер не тесен…
    И шагали к западу полки
    В четком ритме наших грозных песен…

    (На фоне мелодии “Священная война”.)

    С этой песни все и началось –
    Первые сражения и беды…
    Сколько их нам петь не довелось,
    Эта песня с нами до Победы!

    Ведущий 1: История создания песни “Священная война” очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой “Известие” в руках:

    – Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишите песню?

    Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее. Музыка с ее призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть…

    Ведущий 2: Утром следующего дня, едва успев родиться, “Священная война” начала выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…

    Ведущий 1: Это одна из первых военных песен. Она родилась в самом начале войны, в конце июня 1941ё года. Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом.

    Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас.

    (Продолжает звучать “Священная война”. )

    Ведущий 2:

    Я бы с песни начал свой рассказ,
    С той, которая на всех фронтах звучала…
    В холод, стужу сколько раз
    Эта песня нас в землянках согревала.
    Если песня, значит, рядом друг,
    Значит, смерть отступит, забоится…
    И казалось, нет войны вокруг,
    Если песня над тобой кружится.

    (На фоне мелодии “Темная ночь”.)

     Ведущий 1:

    Привезли солдата в медсанбат…
    Врач сказал: не доживет до ночи…
    – Мне бы… песню, – прошептал солдат, –
    Я до песен с давних пор охочий…
    Боль не выносима и остра,
    Сто осколков раскрошили тело…
    И сестра, усталая сестра,
    До рассвета над солдатом пела:

    Ведущий 2:  История создания всенародно любимой песни “Темная ночь” очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом “Два бойца” у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня “Темная ночь”. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, “Темная ночь” навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.

    Ведущий 1: Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет “Темная ночь” вышла только со второй матрицы.

    ( Исполняется песня “Темная ночь”).

    Ведущий 2: 

    Я бы с песни начал свой рассказ, 
    С той нехитрой песни, сокровенной,
    Что, как символ радости, неслась
    Над Варшавой, Будапештом, Веной…

    Ведущий 1:

    Пешим ходом и на грузовике,
    Жарким днем и зимнею порошей
    Мы ее носили в вещмешке
    Самой легкой драгоценной ношей…

    Ведущий 2:

    В час затишья сядешь, запоешь,
    И подтянут весело солдаты:

    (. Исполняется песня “В землянке”.)

    Ведущий 1: Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня “В землянке”. Советский поэт, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где “до смерти четыре шага”. После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его. И солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. Она стала необычно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Л. Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

    ( Исполняется песня “В землянке”.)

    Ведущий 2: Многие песни, созданные еще до войны, прошли с нашей армией от Волги и до Берлина, получив как бы второе рождение. К числу их, бесспорно, можно отнести знаменитую “Катюшу”, написанную композитором М.И. Блантером на слова М. В. Исаковского. В своей статье “История одной песни” поэт вспоминал один случай: “Однажды под вечер в часы затишья наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного по близости, “Катюшу”. Немцы прокрутил ее раз, потом еще второй, третий… Это разозлило наших бойцов: “Мол, как это подлые фашисты могут играть нашу” Катюшу”?! не бывать этому! Надо отобрать у них песню”. В общем, дело кончилось тем, что группа солдат неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась схватка. В результате – немцы еще и опомниться не успели, “Катюша” – пластинка вместе с патефоном – была доставлена к своим”.

    Ведущий 1: С. Я. Маршак писал: “Мало сложить песню. Надо так ее сложить, чтобы она жила долго и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе”.

    (. Исполняется песня “Катюша”.)

    Ведущий 1: Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.

    Ведущий 2: Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война – это не праздник, не парад. И все же звучали на фронте шутки, раздавался смех… Иногда бойцы были не прочь и сплясать жизнь продолжалась.

    Ведущий 1:

    И забыто – не забыто,
    Да не время вспоминать,
    Где и кто лежит убитый
    И кому еще лежать.
    Плясуны на пару пара
    С места кинулися вдруг.
    Задышал морозным паром,
    Разогрелся тесный круг.

    Ведущий 1: В минуты затишья – игра гармониста и задорная песня, помогали бойцам отдохнуть, набраться сил и зарядиться боевым духом перед сражением.

    Ведущий 2:  В 1945 году композитор А. Новиков и поэт Л. Ошанин получили задание написать песню, примерно название, которой было “Под стук колес”. “Такой песни, – рассказывает поэт, – еще не было… нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему… песня должна стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Так родилась одна из завершающих тревожные годы войны песня “Эх, дороги”.

    Ведущий 1: Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 Ноября. Нужна была песня о том, что свершил народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни сами не раз побывали на фронте и написали немало песен о войне. Замысел этой песни родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал.

    (. Исполняется песня “Эх, дороги”.)

    Ведущий 2:Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма. И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.

     Ведущий 1: “Журавли”. Марк Бернес – исполнитель, Ян Френкель – композитор и Расул Гамзатов – автор стихов. Собственно, дальше – это его история.

    Увидев в Хиросиме проект памятника японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на выздоровление, но не успела – скончалась. Стихи о ней были написаны до “Журавлей”. Последние родились позже, но тоже в Хиросиме.

    Ведущий 2: А потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я видел впечатляющее зрелище – тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японки носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли.

    Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток. Журавли с нашей родины в японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу!

    Ведущий 1: И надо же было такому случиться: как раз в это же время мне вручили телеграмму из нашего посольства в Японии, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел из Японии через Пакистан. На всей воздушной трассе я думал о журавлях, о женщинах в белых одеяниях, о маме, о погибших двух братьях, о девяноста тысячах погибших дагестанцев, о двадцати миллионах (а теперь выясняется, что их значительно больше), не вернувшихся с войны, о погибшей девочке из Освенцима и ее маленькой кукле, о своих журавлях. О многом думал.., но мысли возвращались к белым журавлям.

    ( Исполняется песня “Журавли”). Минута Молчания.

    Ведущий 2:

    Я бы с песни начал свой рассказ…
    Пусть узнают юные солдаты,
    Как в суровый предрассветный час
    Песни взяли в руки автоматы.
    Им наград не вешали на грудь,
    И портретов не было в газете…
    Трижды славен их нелегкий путь
    И народ, создавший песни эти!

    Ведущий 1: Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто “ковал” великую Победу. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников Отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни – свидетели тех героических лет.

    Ведущий 2: Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодии и слова:

    Этот День Победы порохом пропах,
    Это праздник с сединою на висках,
    Это радость со слезами на глазах…

    никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.

    Ведущий 1: Все вы, наверное, догадались, о какой песне идет разговор. Да, это песня “День Победы”, авторов Д. Тухманова и В. Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «А песни тоже воевали"

    Вспомним гордо погибших солдат в борьбе, наш долг - не забывать никогда о войне!...

    Литературно-музыкальная композиция "И песня тоже воевала!"

    Разработка внеклассного мероприятия посвященного празднованию Дня Победы....

    А песни тоже воевали

    Презентация...

    Презентация "А песни тоже воевали..."

    Задачи:·                 воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за ...

    А песни тоже воевали...

    В занятии активно используются музыкальные фрагменты, видео и аудио сюжеты, наглядные пособия.Звучит музыка, ее может исполнять концертмейстер или может использоваться аудиозапись. На экране – презент...

    Сценарий районного конкурса инсценированной песни "И песня тоже воевала" 2016 год.

    Сценарий для проведения районных конкурсов патриотичкских песен....