Антинаркотическая акция "Жизнь над пропастью"
методическая разработка по теме

Королева Елена Евгеньевна

 

Предлагаемая методическая разработка антинаркотической акции сочетает инновационные образовательные педагогические технологии и возможность активной внеклассной работы   с коллективом ребят 8 – 11 классов.

Разработка может быть внедрена в рамках образовательного учреждения, как одно из направлений воспитательной системы, служить основой для деятельности волонтерского объединения.

Методическая разработка является обобщением опыта работы педагогов МОУ «Гимназия №1» с активистами детского объединения «СовА».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_razrabotka.doc819 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

Методическая разработка

 Антинаркотическая акция «Жизнь над пропастью»

г. Печора

2008 год



Введение

Наркомания, наркотики, дети… За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченные жизни. Мы не замечаем подростков идущих на встречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются в подъездах на подоконниках.

В настоящее время профилактика наркомании является важнейшим направлением деятельности школы.

Условиями успешной профилактической работы являются:

-  многоаспектность (сочетание различных направлений);

- согласованное взаимодействие органов и учреждений;

- активное участие подростков в подготовке мероприятий.

Данные принципы реализованы в методической разработке антинаркотической акции «Жизнь над пропастью». Предлагаемая методическая разработка антинаркотической акции сочетает инновационные образовательные педагогические технологии и возможность активной внеклассной работы   с коллективом ребят 8 – 11 классов.

Разработка может быть внедрена в рамках образовательного учреждения, как одно из направлений воспитательной системы, служить основой для деятельности волонтерского объединения.

Методическая разработка является обобщением опыта работы педагогов МОУ «Гимназия №1» с активистами детского объединения «СовА».


Цели и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования у подростков устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Задачи:

- развитие и усовершенствование системы мер по профилактике наркомании и зависимости от других видов психоактивных веществ среди молодежи;

- распространение опыта профилактической работы среди молодежи;

- выявление и распространение инновационных форм и методов работы по предупреждению злоупотреблению наркотическими средствами;

- формирование и развитие системы ценностей молодежной культуры, направленных на неприятие социально-опасных привычек и на переориентацию к здоровому образу жизни;

- формирование у подростков сознательного отношения к собственному здоровью, а также сознательного отказа от употребления психоактивных веществ.

Краткое описание мероприятия

Акция «Жизнь над пропастью» приурочена к международному дню борьбы с наркоманией. В соответствии с календарем ООН это 1 марта и 26 июня. Акции предшествует серьезная подготовительная работа.  В подготовке участвуют активисты детского объединения, педагоги, психологи, сотрудники Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Важнейшим атрибутом акции является эмблема, которая выбирается на конкурсной основе. Предлагаемая эмблема создана ученицей Гимназии Токаревой Викой (13 лет).

Акция является однодневной и включает в себя следующие мероприятия:

  1. Конкурс плакатов и творческих работ учащихся «Скажи наркотикам нет!». В ходе акции проводится голосование зрителей. По итогам выявляются победители.
  2. Открытие акции (в актовом зале).
  3. Работа по секциям.

Название секции

Форма работы

 «Хозяин судьбы»

Игра-викторина с применением компьютерных технологий, в которой принимают участие ученики 10-11 классов.

«Скажи наркотикам нет!»

Активное тренинговое занятие, проводит психолог.

«Узнай правду»

Встреча с сотрудниками УФСКН: лекция с использованием мультимедийной презентации и беседа с учениками.

«Наркомания – дело личное?»

Игра-дебаты  проводится по правилам учебной игры Дебаты Карла Поппера.

  1. Закрытие акции (в актовом зале). По окончании акции проводится распространение листовок антинаркотической тематики.

Примерный рабочий план-график.

№№

Этап работы

Сроки

Результат

11

Выяснение актуальности проблемы наркомании в мировом масштабе.

Сентябрь-октябрь

Собран материал по теме «Мир против наркотиков».

22

Выяснение, какие организации занимаются профилактикой наркомании в Печоре. Налаживание контактов и выяснение возможности сотрудничества в сфере осуществления проекта.

Октябрь

1. Проведена  встреча с сотрудниками Печорского Межрайонного отдела Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми.

2. Старшим экспертом Печорского МРО УФСКН РФ по РК проведен цикл бесед о социальных, медицинских и юридических аспектах наркомании.

33

Работа с нормативными документами Российской Федерации.

Октябрь-ноябрь

1. Собран материал об ответственности за хранение, употребление и распространение наркотиков.

2. Проведена беседа со следователем Печорского МРО УФСКН РФ по РК.

44

Состояние проблемы наркомании в Республике Коми и городе Печоре (по материалам СМИ).

Октябрь-март

Собрана подборка статей из газет: «Печорское время», «Волна», «11 регион»

75

Определение названия акции, сроков и места проведения.

Декабрь

Название акции «Жизнь над пропастью», дата проведения 1 марта 2008 года, приурочена ко всемирному дню борьбы с наркоманией. Место проведения МОУ «Гимназия №1» города Печоры.

86

Создание эмблемы акции.

17 Января - 6 февраля

Принято решение провести конкурс эмблем антинаркотической акции, совместно с администрацией Гимназии разработано положение о проведении конкурса эмблем.

97

Определение групп по интересам, распределение обязанностей внутри групп.

Январь-февраль

Сформированы 5 групп (4 группы для работы по секциям и 1 группа для проведения конкурса плакатов). Определены лидеры групп. Каждая группа определилась с тем, какая помощь требуется от взрослых людей: педагогов, психолога, сотрудников Наркоконтроля.

18

Составление программы акции.

6 Февраля

Составлена программа акции, согласована с директором Гимназии, начальником Печорского МРО УФСКН.

19

Подготовка сценария открытия и закрытия акции.

Февраль

Совместно с заместителями директора по ВР составлен сценарий. Для подготовки привлечены ученики 11б, 10а, 10в классов, активисты Совета старшеклассников Гимназии.

10

Изыскание денежных средств для проведения акции

Февраль

Обращение к предприятиям города за материальной поддержкой. Оформление документов для получения спонсорской помощи от предприятий ООО Печорское речное пароходство (3000 руб.) и Сплав плюс (3000 руб.)

111

Проведение открытой антинаркотической акции «Жизнь над пропастью».

1 марта

Проведена открытая антинаркотическая акция «Жизнь над пропастью»

112

Рефлексия

Март

Проведен круглый стол со всеми участниками проекта: коллектив ребят, учителя, психолог, сотрудники Наркоконтроля.

Методические материалы для подготовки к акции

«Жизнь над пропастью»

Положение о конкурсе эмблем акции  

«Жизнь над пропастью»

1. Общие положения.

1.1. _____________ (наименование учебного заведения) проводит конкурс рисунков учеников для использования в качестве эмблемы акции «Жизнь над пропастью».

1.2. Цели и задачи конкурса:

- Привлечение подростков к проблеме наркомании, через творческое осмысление и представление своего видения проблемы наркомании.

- Формирование умения выражать свои мысли и чувства посредством рисунка, либо прикладного творчества.

- Предоставление возможности подросткам проявить свои творческие способности.

1.3. В конкурсе могут принять участие все желающие.

1.4. Сроки проведения конкурса.

2. Условия конкурса.

2.1. Для участия в конкурсе представляются рисунки, представляющие собой эмблему акции по профилактике наркомании среди подростков.

2.2. Рисунки формата А4 могут быть выполнены в любой технике.

2.3. Одним участником может быть представлено не более 3-х работ

2.4. Работы сопровождаются информацией:  ФИО, возраст автора, класс. Каждая работа должна сопровождаться комментариями: техника, в которой выполнена работа; краткий комментарий (основные элементы, их смысловое значение).

3. Подведение итогов конкурса

3.1. Критерии оценивания работ:

Основными критериями оценки работ являются соответствие заданной теме, оригинальность замысла и художественность исполнения. При подведении итогов будут учитываться:

- качество рисунка,

- проявление фантазии и творческого начала

- тематическая направленность

- возможность использования в качестве эмблемы.

3.2. Голосование членов жюри Конкурса производится в один тур.

3.3. Жюри конкурса: (педагоги, сотрудники УФСКН, психолог)

3.4. Победители награждаются дипломами.

3.5. Организаторы конкурса оставляют за собой право использовать конкурсные работы для оформления мероприятий.

Сценарий открытия акции «Жизнь над пропастью»

Ведущая:

Он сказал: «Попробуй - понравится!»

И пакетик в карман запихивал:

«Больше случай такой не представится-

Это кайф, о каком ты не слыхивал!»

Он ушел. Ты же к другу направился,

Все пакетик в кармане трогая…

Друг не против: попробовал. Нравится!

В кайфе жизнь не такая убогая…

…Два подростка, совсем еще дети,

Соблазнившись, не отказались -

Дверь открыли навстречу смерти,

Ведь не знали, во что ввязались!

Отдаваясь фантазий раздолью,

Что творили – они не знали.

Утром, скручены дикой болью,

Молодые тела остывали.

Откажитесь от легкой смерти!

Плод запретный обманчиво сладок.

Уговорам пустым не верьте,

Ведь коварны они, как засада.

Посмотрите в глаза наркомана:

Там безумство и обреченность,

Там обрывки пустого тумана,

Недоверие, удрученность…

Жизнь покинула эти души,

Лишь тела угасают, тлеют,

Мир разрушен в них, свет потушен…

Им бы жить – да они не умеют.

Согласиться легко, не спорю,

Отказаться порой труднее.

Чтобы мир не постигло горе,

Просто будем чуть-чуть мудрее!

В исполнении учеников танцевальная композиция «Реквием по мечте» (музыка из кинофильма Реквием по мечте).

Ведущая:

Здравствуйте! Мы рады видеть всех вас на открытой акции «Жизнь над пропастью»! Сегодня, 1 марта – международный день борьбы с наркоманией, поэтому именно сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о проблеме наркомании. Во время акции мы узнаем мнение многих людей, но, в первую очередь, для нас важно знать точку зрения на эту проблему ________.

Представление гостей акции.

Ведущая: (слова ведущей сопровождает мультимедийная презентация, отражающая этапы подготовки к акции).

В подготовке и реализации проекта приняли участие ____. Был проведен конкурс на лучшую эмблему акции. Ребята представили оригинальные работы, их действительно заинтересовала эта проблема. Победителем в этом конкурсе стал ____.Описание работы.

Сегодня мы предлагаем гостям посетить следующие секции.

Игра-викторина «Хозяин судьбы», форма представления – компьютерная программа, созданная силами группы учащихся. Игра будет интересна для тех, кто желает проверить свои знания по проблеме наркомании в области медицины, юриспруденции и социальной сферы, а так же для тех, кто является поклонником игры «Кто хочет стать миллионером?»

Игра дебаты для тех, кто любит открывать истину в ходе дискуссии, кто может и умеет спорить, отстаивая свою точку зрения. Тема игры сформулирована в форме вопроса, а значит, предполагает несколько мнений по данной проблеме.

Психологический тренинг по профилактике наркомании. Тема: «Скажи наркотикам нет». Это секция для тех, кто не всегда бывает уверенным в себе, для тех, кто хочет узнать, как правильно поступить в ситуациях трудного выбора.

Информационная секция «Узнай правду». В работе секции совместно с ребятами примут участие сотрудники ГосНаркоконтроля.

В фойе работает выставка плакатов «Скажи наркотикам нет».  Просим тех, кто еще не проголосовал за наиболее понравившееся графическое видение проблемы наркомании, сделать это. Выставка работает в течение всей акции, по результатам которой будут подведены итоги и награждены победители.

Мы работали для вас и надеемся, что наши усилия были не напрасны. Заявленная тема современна и актуальна для людей разных возрастных категорий. Информация, которая сегодня будет вам предоставлена, окажется нужной и полезной.

Работа секций рассчитана на 45 минут. По окончании мы ждем всех вас на торжественное закрытие в актовом зале, где будут подведены итоги и награждены призеры и участники.

Итак, секция игра-викторина «Хозяин судьбы». Просим участников и гостей следовать за сопровождающим в аудиторию №___.

Секция игра дебаты. Просим участников и гостей следовать за сопровождающим в аудиторию №___.

Информационная секция «Узнай правду» Просим участников и гостей следовать за сопровождающим в аудиторию №___.

Тренинговое занятие «Скажи наркотикам нет» пройдет в кабинете  №___.

Игра-викторина «Хозяин судьбы»

Цель: рассмотрение различных сторон проблем наркомании, таба кокурения, пьянства.

Задачи:

1.  Ознакомить учащихся с влиянием вредных привычек на организм человека.

2.  Выяснить, актуальна ли тема наркомании для подростков, и оценить уровень их информированности по проблеме.

3.   Способствовать развитию умения принимать решение и нести за него ответственность.                                        

4.  Продолжить формирование четких позиций, оценочных су ждений в отношении тех или иных аспектов наркомании.

Подготовка игры.

Данная игра является аналогом известной телеигры «Кто хочет стать миллионером». Вопросы игры проецируются с помощью мультимедиапроектора.

 Правила игры:

Отборочный тур проводится между всеми участниками. Предлагаемый вопрос не имеет вариантов ответа. Участники игры записывают ответ на листе бумаги и сдают ведущему. Ведущий складывает ответы в том порядке, в котором они были сданы. Победителем отборочного тура является участник первым давший верный ответ.

Победитель отборочного тура продолжает индивидуальную игру. Ему предлагается ответить на вопросы, которые имеют 4 варианта ответа. Один раз за игру участник имеет право воспользоваться помощью зала или убрать два неверных ответа (50×50).

Последовательность вопросов основного тура: 2 вопроса по ЗОЖ, 2 вопроса о юридических, медицинских, социальных аспектах наркомании. Финальный вопрос не имеет вариантов ответа.

На доске ведется экран участия каждого игрока. За каждый верный ответ участник получает 1 балл в своем рейтинге. Ответ с подсказкой оценивается в 0.5 балла. Верный ответ на финальный вопрос – 2 балла.

Игра проводится от 3 до 5 раз. Победителем является участник основного тура, ответивший на максимальное число вопросов. При равенстве учитывается использованием игроков подсказок.

Вопросы отборочного тура:

  1. Как называется пребывание человека в накуренном помещении? (пассивное курение)
  2. Закончите пословицу: «Перед хмелем падко, во хмелю сладко, а после хмеля …» (гадко)
  3. Арабский мыслитель XIII века Абу-ль-Фарадж писал, что чело век, употребляющий спиртное, в зависимости от степени опьяне ния выглядит, как животное: сначала - как павлин, потом - как обезьяна, затем - как лев и, наконец, как ...». О каком животном идет речь? (Свинья) 
  4. Выберите не верное утверждение:
  1. Никотин не является наркотиком (НЕТ). 
  2. Полностью от наркомании излечиться нельзя (ДА).
  3. Младенец с рождения может быть наркоманом  (ДА).
  1. Орган, который задерживает более 30 % алкоголя, который поступает в организм (мозг).
  2. Компонент спиртных напитков (этанол).

Вопросы по теме ЗОЖ:

1. Большинство курильщиков не могут бросить курить, потому что:

  1. не хотят;
  2. у них слабая сила воли;
  3. впадают в зависимость от никотина;
  4. не знают как.

2. Продолжительность жизни человека, который курит, меньше чем у некурящего на:

  1. 1 год;
  2. 4 года;
  3. 50 лет;
  4. 7 лет.

3. В длинном списке последствий пьянства и алкоголизма на первом месте стоит:

  1. колоссальные людские потери;
  2. финансовые потери;
  3. потеря здоровья населением;
  4. потеря человеческого облика.

4. После 5-6 лет пьянства отца умственная отсталость отмечается:

  1. у 20 % детей;
  2. у всех детей;
  3. у 50 % детей;
  4. у 80 % детей.

5. Закон, запрещающий производство и продажу спиртных на питков называется:

  1. темный;
  2. сухой;
  3. мокрый;
  4. вредный.

6. Страна, в которой вот уже сто лет алкоголь считается «вра гом № 1» на уровне государственной политики. Поэтому здесь са мые высокие в Европе цены на алкоголь и самые строгие ограни чения.

  1. Финляндия;
  2. Норвегия;
  3. Франция;
  4. Германия.

7. С незапамятных времен на Руси на любых торжествах или во время ритуалов из числа пьющих всегда исключались:

  1. жрецы;
  2. князья;
  3. молодые отцы семейства;
  4. старики.

Комментарий: Подобный обычай существовал не только на Руси. Интересно, что в Афинах и в Спарте женщины обязаны были класть между собой и пьяным мужем меч, как знак смертной казни за «любовь» в нетрезвом виде.

8. Правитель, при котором на Руси впервые появилось публич ное питейное заведение - кабак:

  1. Петр I;
  2. Иван Грозный;
  3. Николай II;
  4. Владимир Мономах.

Комментарий: Первый кабак по приказу Ивана Грозного был создан в 1555 году. Как видите, история о том, что «русский человек пил всегда» не совсем соответствует действительности. В то время царским властям приходилось загонять крестьян в кабаки буквально силой, склоняя к пьянству методом повальной порки и разорения.

9. Вещество, аналог питьевого спирта, которое при попадании в организм вызывает тяжелейшее отравление, слепоту, остановку сердца:

  1. этанол;
  2. метанол;
  3. барбитурат;
  4. фреон.

10. Бисмарк считал, что от этого напитка человек «делается ле нивым, глупым, бессильным»:

  1. пиво;
  2. коньяк;
  3. чай;
  4. кофе.

Комментарии. Пиво содержит большое количество углеводов. Кроме того, при употреблении большого количества пива, да еще с рыбкой, нарушается водно-солевой обмен. Результат: «пивной животик», туч ность.

11. Водой горя называли:

  1. спирт;
  2. водку;
  3. вино;
  4. слезы.

12. Процесс, с помощью которого получают спирт:

  1. очищение;
  2. брожение;
  3. торможение;
  4. перегонка.

13. Компонент спиртных напитков:

  1. изоамиловый спирт;
  2. метиловый спирт;
  3. древесный спирт;
  4. этиловый спирт.

14. Страна, в которой водитель в нетрезвом состоянии стал причиной аварии с человеческими жертвами, приговаривается к смертной казни:

  1. Америка;
  2. Япония;
  3. Израиль;
  4. Франция.

Вопросы о наркомании:

  1. Конвенция организации Объединенных наций о наркотических веществах была принята:
  1. в 1951 году
  2. в 2000 году
  3. в 1961 году
  4. в 1991 году

Комментарий: В 1961 году 73 страны приняли конвенцию о наркотических веществах, поправки внесены в 1971 году. Настоящая конвенция действует и в настоящее время.

  1. Конвенция организации Объединенных наций о психотропных веществах была принята:
  1. в 1971 году
  2. в 1999 году
  3. в 1961 году
  4. в 1946 году
  1. В какой из стран наказанием за распространение наркотиков является смертная казнь:
  1. Сингапур
  2. Россия
  3. Франция
  4. Нидерланды

Комментарий: Смертная казнь за распространение наркотиков действует в Сингапуре, Китае, Арабских Эмиратах и многих других странах Востока.

  1. В Российской Федерации за хранение наркотиков без цели сбыта предусмотрено наказание:
  1. Не наступает уголовная ответственность
  2. Административная ответственность
  3. Не привлекается к отвественности вообще
  4. До 10 лет лишения свободы
  1. В Российской Федерации за употребление наркотиков предусмотрено наказание:
  1. Штраф до 100000 рублей
  2. Административное наказание (штраф или лишение свободы до 15 суток)
  3. Не привлекается к ответственности вообще
  4. Лишение свободы до трех лет
  1. В Российской Федерации за распространение наркотиков предусмотрено наказание:
  1. Не наступает ответственность
  2. Лишение свободы до двух лет
  3. Административное наказание
  4. От 4 до 20 лет лишения свободы
  1. Термин абстиненция означает:
  1. зависимость от наркотического вещества
  2. ломка
  3. состояние сразу после приема наркотика
  4. лечение наркомании

Комментарий: абстиненцией называют синдром отмены, т.е. физические нарушения деятельности организма, возникающие через некоторое время после приема наркотиков, чаще это явление называют ломкой.

  1. Первый международный документ, касающийся запрещения наркотиков был принят:
  1. в 1901 году
  2. в 1912 году
  3. в 1940 году
  4. в 1980 году

Комментарий: В 1909 году в Шанхае была учреждена Международная комиссия по опиуму, результатом работы которой стал первый международно-правовой документ, относящийся к вопросам борьбы с психоактивными веществами – Гаагская конвенция по опиуму 1912 года.

  1. По данным ООН количество наркозависимых людей в возрасте от 15 до 64 лет в настоящее время составляет:
  1. менее 1%
  2. около 5%
  3. не более 2%
  4. около 10%

Комментарий: Во всемирном докладе о наркотиках, составленном Генеральной Ассамблеей ООН за 2006 год процент наркозависимых составляет 0.6%

  1. Одним из последствий передозировки наркотиками является отмирание коры головного мозга. В результате человек теряет спо собность мыслить, двигаться, реагировать, говорить, есть. Такое существование длится годами. Часто и врачи, и наркоманы назы вают это состояние
  1. отмирание;
  2. овощевание;
  3. отравление;
  4. деградация.

11. Слово наркотик в переводе означает:

  1. оцепенение;
  2. наслаждение;
  3. увлечение;
  4. изменение.

12. Слово «марихуана» в переводе с португальского означает:

  1. возбудитель;
  2. отравитель;
  3. мечта;
  4. удовольствие.

13. Федеральная службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации организована:

  1. В 1993 году
  2. В 2003 году
  3. В 2001 году
  4. В 1997 году

15. С какого возраста начинается уголовная ответственность за распространение наркотиков:

  1. С 14 лет
  2. С 16 лет
  3. С 18 лет
  4. С 21 года

Финальные вопросы:

  1. По мнению врачей, наркомания - это болезнь, но без одной стадии. Какой именно? (выздоровления).
  2. Перечислите четыре инфекционных заболевания, риск инфицирования которыми у наркоманов очень высок по сравнению с людьми, не употребляющими наркотики.  СПИД; сифилис; туберкулез; гепатиты В и С.
  3. Какой напиток в XV веке получил название «аква вита» (живая вода), а уже в XVIII веке был переименован в «аква мортис» (мертвая вода)? (водка)

Комментарий: Способ выделения чистого спирта из содержа щих алкоголь жидкостей был открыт арабским алхимиком Рагезом, а в 1400 году - итальянским монахом Валентинусом. Своеобразные качества спирта: летучесть, обжигающий вкус, бодрящий, возбуж дающий эффект - все это позволило предположить, что новый на питок обладает целительными свойствами. Водка даже продавалась в аптеках. Но очень скоро люди убедились в ошибочности сделан ных выводов.

  1. В черном ящике находится предмет, который ставили на стол во время застолья у египтян, а позднее у римлян, как напоминание о вреде и опасности чрезмерного пьянства. Что находится в черном ящике? (человеческий череп)
  2. Несколько веков назад на территории Юго-Восточной Азии обитало племя маньчжуров. В XVIII веке, завоевав обширную тер риторию нынешнего Китая, они основали знаменитую династию Цин. Со стороны Японии наблюдались многочисленные попытки завоевания этого народа. Но безуспешно. Тогда японские власти пошли на хитрость. В результате, не пролив ни капли крови, они смогли спокойно занять всю страну. В чем заключалась эта хит рость?

Комментарий: На территории страны, засланные японские торговцы открыли дешевые курильни опиума, где посетителям маньчжурам, включая подростков и детей, предлагали различные наркотики, в том числе и алкоголь. При этом самим японцам было запрещено посещать подобные места под знаком смерти.

Занятие с элементами тренинга

в рамках акции «Жизнь над пропастью»

Задачи:

- формирование у подростков отрицательного отношения к наркотикам и последствиям их употребления;

- формирование умения сказать «Нет!»;

- формирование мотивации к сохранению здоровья.

Контингент: подростки 14-17 лет, количество: 20 - 25 человек, не являющиеся наркоманами.

1. Знакомство в группе. Участники располагаются по кругу. Каждый готовит свою визитную карточку. Ведущий предлагает представиться участникам так, как они хотели бы называть себя во время занятия, перечислить свои увлечения, отметить свое отношение к наркотикам.

2. Принятие правил поведения во время занятия.

1. Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего.

2. Желающий высказаться поднимает руку.

3. Критикуя - предлагай.

4. Не давай оценок другим участникам.

5. Вся личная информация сообщенная на занятии является закрытой.

3. Игра «Спорные утверждения».

Цель: эта игра кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляда на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:

- совершенно согласен;

- согласен, но с оговорками;

- не имею точного мнения;

- совершенно не согласен.

Эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав точки зрения участников ведущий в виде краткой лекции излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений:

I. Наркомания - это преступление.

2. Легкие наркотики безвредны.

3. Наркотики повышают творческий потенциал.

4. Наркомания это болезнь.

5. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.

6. Прекратить употребление наркотиков можно в любой момент.

7. Наркомания излечима.

8. Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».

9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто осознают, что зависят от них.

10. Наркоман может умереть от СПИДа.

11. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

12. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

13. Наркоман может умереть от передозировки.

14. Продажа наркотиков не преследуется законом.

15. Наркомания неизлечима.

16. Программа обмена шприцами стимулирует распространение наркомании.

17. Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатными, если государство хочет решить эту проблему.

18. Наркоманы - это не люди.

19.Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить легкие.

4. Алгоритм «Двух «О».

Ведущий: можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с твоими интересами? Как?

Участникам предлагаются ситуации, в которых им необходимо отказаться от тех или иных предложений. Участники делятся на подгруппы.

Примеры ситуаций:

1. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

2. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит оставить какие то вещи у тебя дома.

3. Одноклассник (лидер двора, сосед) предлагает попробовать наркотик «за компанию».

4. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит тебя отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

5. Одноклассник (лидер двора, сосед) просит достать для него наркотик.

Ведущий сообщает участникам алгоритм двух «О» (алгоритм оптимального отказа):

Я- сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение (Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино).

Задание подгруппам: в течение 3-х минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа проигрывает свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой «отказывающегося». Ведущий предлагает в каждой ситуации использовать три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

5. Плакат «Будущее в наших руках. Присоединяйтесь!» (рефлексия).

Ведущий раздает заранее приготовленные половинки ватмана, на каждой из половинок написано: 1. Будущее в наших руках. 2. Присоединяйтесь! На каждой половинке нарисованы две ладони. Участники делятся на две команды.

Ведущий: каждая подгруппа в течение 3-х минут обсуждает и записывает на плакате на десяти пальцах рук 10 основных качеств, какими, по вашему мнению, должен обладать человек свободный от наркотиков.

Например: убежденный, уверенный в себе, независимый, интеллектуально развитый, культурный, нравственный, духовно развитый (религиозный). Для защиты плаката выбираются по одному участнику от каждой подгруппы.

А теперь пусть каждый из вас напишет на листочке то качество личности, которое он хотел бы взять с собой в будущее, и прикрепит его к плакату, вокруг ладошек. Ведущий просит участников выстроится в ряд и присоединить друг к другу плакаты.

- «Ребята, будущее в ваших руках, и только объединившись, вы сможете сказать НЕТ наркотикам.

Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас было полезным и интересным.

Сценарий торжественного закрытия акции

«Жизнь над пропастью»

Ведущая:

Хмурив лицо пустыми глазами,

Мрачное тело сидело в углу,

Шрамы морщин наполняло слезами,

Глядя на гнутую кем-то иглу…

Насыпав немного, сверкнув зажигалкой,

Готовило зелье, наполнило шприц…

Но стало ему себя очень жалко –

- Прорвалась слеза из-под чёрных ресниц.

Уж год как прошёл… Все нет эйфории…

Была в первый раз, но забылась от ломки;

Тело от зелья училось бессилью,

Судьбу свою медленно скомкав.

Расширяло сознанье в поисках рая,

Незаметно для глаз преступило черту,

И тело, свой разум и душу теряя,

Стремительно двигалось к смерти, к концу…

Шприц – Больно – Жар по вене…

И так каждый день, не смотря ни на что,

Наркотик главнее, наркотик в системе

Лазейку нашел, не боясь никого.

Шприц – Больно – Жар по вене…

Тело упало, корчась в бреду,

Но, все же, оно, стремясь к перемене,

Сломало в руке с зельем иглу.

Тело боролось, тело страдало,

Сделав свой выбор, терпело, ждало,

Веру в мечту оно не теряло –

- Тело себя от смерти спасло.

И вновь человеческий взгляд засветился,

И мрачное прошлое стерла душа,

Из тела опять человек появился,

Наркотик ушел, ушел навсегда.

Иллюзия жизни – фальшивая сказка,

Над пропастью свесив остатки мечты,

Остаться собой, не трогая маски.

Кто сделает выбор? Наверное ты!

(Автор стихов ученик 11 класса «Гиманзия №1 г. Печоры Дашкевич Данил»)

А сейчас подведем итоги. Приглашаем на сцену ____________.

Вручение дипломов и грамот.

Ведущая: Вот и подходит к концу открытая антинаркотическая акция.  Мы считаем, что логическим ее завершением должна стать клятва, которую каждый произнесет за себя  и для себя.  Просим юношей и девушек, присутствующих в зале, встать и произнести клятву.

На сцене 3 участника акции произносят клятву.

Мы участники акции «Жизнь над пропастью» признаем ценность своей жизни и понимаем, что сами строим свое будущее и будущее своей страны.

Говорим жизни без наркотиков -    Да (Все вместе)

Готовясь стать лидерами XXI века - мы будем вести здоровый образ жизни и станем достойными гражданами своей страны. (Все вместе)

Сегодня мы, молодые, призываем каждого, защитить себя от губительных и смертоносных явлений и ВЫБРАТЬ настоящую ЖИЗНЬ! (Все вместе: Мы выбираем настоящую жизнь!)

МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!

А ЭТО ЗНАЧИТ: ЖИЗНЬ БЕЗ НАРКОТИКОВ!!!

Спасибо вам за внимание (музыка).

При выходе из зала участники получают листовки.

Карточка для рефлексии

участника проекта «Жизнь над пропастью»

Фамилия, имя (указать по желанию)____________________________________

  1. Какие цели, на Ваш взгляд, поставлены перед участниками проекта?
  2. Являются ли поставленные цели интересными, полезными лично для Вас? Почему?
  3. Какие  трудности Вы испытали при работе над проектом?
  4. Что нового открыли для себя?
  5. Как Вы считаете, смогли ли участники достичь намеченных целей?
  6. Что можно было сделать лучше, интереснее?
  7. Были ли результаты вашей работы интересны и полезны для зрителей?
  8. Что понравилось Вам больше всего в работе над проектом?
  9. Оцените работу над проектом по пятибалльной системе, отметив показатели на лучах.

                                                                    Я

Группа                                          Зрители

Информация  Информация

(интерес)                                          (польза)

Педагоги


Тексты для листовок

Оформление в виде сложенного в виде книжки листа формата А5.

СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР!

Прочти

и

задумайся

Ты:

«Представь себе, что ты, именно ты, начинаешь на площади раздеваться догола, выкрикивать какие-то глупости. Ты понима ешь, что делаешь что-то страшное, не совместимое с твоими поня тиями, не совместимое и невозможное с тобой, ты этого не хочешь, но ты это делаешь».

Твой дом:

«В квартире из двух комнат, кухни и ванной могут жить 15-20 че ловек. На полу лежат рваные ковры и одеяла, хромые ободранные кресла. В ванне - остатки сантехники. На кухне - несколько кастрюль, треснувшие тарелки, консервные банки - все жирное, грязное... Везде остатки еды, пепел, смятые пачки из под сигарет. Мусор никто не вы брасывает, жильцы справляют свою нужду где попало. Вонь, грязь, клопы...»

Твои друзья:

«В комнате неподвижно сидели около десятка человек. Один из них начал что-то громко говорить. Его речь напоминала бред сума сшедшего, которого никто не слушал. Около него сидел другой, изо рта текла слюна. Еще один, похожий на алкоголика, сидел, об локотившись на стену, и бессмысленно улыбался. Все были в по лубессознательном состоянии...»

Твои родители:

«Маму только жалко. Она ведь меня не ругала и не ругает. Жа леет. Говорит, чтобы я держался, что она в меня верит. Какие ужа сы она со мной испытала - это не рассказать».

Твои будни:

«Ничего тебе не интересно. Люди вокруг живут, а у тебя одна забота и одна мысль в голове - достать и ширнуться... Весь орга низм - как придаток.

Ноги - чтобы пойти за кайфом, голова - что бы придумать, где достать деньги, руки - чтобы шприц держать».

Твое состояние:

«На стене висел плакат. В нижнем углу была маленькая голубая точка. И вдруг эта точка превратилась в отвратительную физионо мию. Потом мне показалось, что я истекаю кровью. Это продолжа лось часами. Я не могла ни говорить, ни ходить. Кое-как добралась до клуба и просидела там 5 часов. И все это время мне казалось, что я истекаю кровью...»

«На стену выползло ужасное создание в виде человека-обезьяны. Людская половина лица застыла в предсмертной маске с закрытыми глазами, обезьянья - оскалила клыки в усмешке и моргала красным от крови глазом. Моргала мне, как будто я была лакомым куском для еды...»

Твое будущее:

«Да, можно снять физическую зависимость, ломки и прочее. Но психологическую - невозможно. Она уже сидит в мозгу и постоян но подтачивает, она уже овладела человеком. Год можно продер жаться, два, а она все равно подловит момент и поймает. Потому что память невозможно стереть. И невозможно все время держать себя в обороне, в готовности к отпору, в постоянном напряге. А чуть-чуть расслабился - и подсознание сработало. У меня все силы уходят только на это. И так жить совсем не интересно, так еще и знаешь, что бесполезно, рано или поздно она возьмет свое...»

Это не отрывки из книги Стивена Кинга - это реальность, после того, как уйдет «кайф».


ПОМОГИ 

СЕБЕ САМ

Во-первых, прежде чем рука нащупала сигарету, спроси себя, хочешь ли ты курить. Чаще всего оказывается, что движение бы ло просто автоматическим. Соблюдение этого простого правила позволяет заядлым курильщикам сократить число выкуриваемых сигарет примерно вдвое.

Во-вторых, не курить на ходу, поднимаясь по лестнице или в гору. Как можно дольше не курить после значительной физиче ской нагрузки, тем более во время выполнения физической ра боты или физических упражнений, потому что в это время дыха ние очень интенсивно и находящиеся в табаке канцерогены, кото рые являются непосредственной причиной рака, попадают в са мые отдаленные части легких.

В-третьих, не курить на голодный желудок, особенно по утрам, так как продукты сгорания табака, смешиваясь со слю ной, поражают слизистую желудка, а попадая в кишечник, сразу же всасываются в кровь. По той же причине не курить во время еды.

В-четвертых, предпочитать сигареты с фильтром, не докури вать сигарету до конца, выбрасывать ее недокуренной на одну треть, так как именно в этой части скапливается наибольшее ко личество канцерогенов и никотина; еще лучше выбрасывать сига рету сразу после 2-3 затяжек.

В-пятых, подсчитывать количество выкуренных за день сига рет, стараться, чтобы сегодня было выкурено меньше, чем вчера; время от времени устраивать дни без курения.


Методическое обеспечение

  1. Система работы администрации школы по профилактике наркомании / авт. Сост. О.В. Галичкина. – Волгоград, Учитель – 2006 г.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.: АРКТИ, 2005 г.
  3. Отвагина Т.В. СТОП! Наркотик.- Ростов-на-Дону; Феникс, 2005 г.
  4. Ресурсы сети Интернет.
  5. Периодические издания «Нарконет», «Антидоза».
  6. Кинофильмы, видеофильмы,
  7. Учебно-методические материалы по профилактике зависимого поведения «Музей вредных привычек».

Руководитель проекта: Королева Е.Е. - учитель химии МОУ «Гимназия №1»

Составители:

Ученики 10 в класса МОУ «Гимназия №1»

Токарева Е.Н. – психолог Печорского отделения Республиканского центра профориентации молодежи и психологической поддержки населения.

В создании методической разработки принимали участие:

Жукова Н.Н. – директор МОУ «Гимназия №1»

Дубчак М.А. – заместитель директора

Зиновьева В.И. - заместитель директора

Землякова Т.С. - заместитель директора

Гащенко В.А. – учитель математики, Кл. рук. 10в класса

Ладэ Г.В. – учитель географии



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке"

КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ детей и учащейся молодёжи (КИД) является самостоятельным добровольным объединением, имеющим целью своей деятельности воспитание подрастающего поколения в духе мира, патри...

Турнир по русскому языку для учащихся 7 классов « КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ».

Знать язык, уметь им пользоваться для воплощения и передачи мыслей, чувств, вдохновения - задача нелегкая. Но вполне выполнимая. И мы надеемся, что вы это докажете сегодня.Желаем Вам счастливого...

Шаг в пропасть

занятие по профилактике употребления наркотических веществ)...

Проект повторительно-обобщающего урока "Кто грамоте горазд - тому не пропасть"

Цель урока - закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи....

Презентация "На краю пропасти" по профилактике суицида

Данная презентация выполнена к родительскому собранию по профилактике суицида. В данной презентации раскрыты виды суицида, признаки суицидального поведения подростков, мотивы, данные статистки....

Алкоголь - шаг в пропасть!

Данное внеклассное мероприятие даст возможность познакомить учащихся с разрушительными и необратимыми действиями спиртного на организм человека....