Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Мальцева Юлия Павловна

В процессе  работы творческой мастерской  "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в ситуацию необходимости выразить свои мысли, следуя традициям китайской классической поэзии. Цель работы - воспитание интереса к культуре другого народа и к слову как социально значимому явлению. Главная проблема занятия - как научиться выражать свои мысли, глядя на мир сквозь призму культуры другого народа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая мастерская, внеклассное мероприятие

Тема: «Китайская поэзия – поэзия мысли»

Тип занятия: творческая мастерская (коммуникативный тип)

Цели занятия:

  1. познакомить обучающихся с китайской классической поэзией, её основными жанрами, идейно-художественным своеобразием, помочь составить представление о духовном богатстве китайского классического наследия, организовать деятельность, в результате которой обучающиеся  будут поставлены в ситуацию необходимости выразить свои мысли, следуя  традициям китайской поэзии;
  2. развивать коммуникативно-речевые умения, работать над расширением словарного запаса и правильностью речи, развивать стремление правильно и красиво выражать свои мысли, формировать ценностные ориентиры, художественный вкус, эстетические и творческие способности
  3. воспитывать интерес к культуре другого народа и к слову как социально значимому явлению, культивировать стремление к цивилизованному общению.

Главная проблема занятия: как научиться выражать свои мысли, глядя на мир сквозь призму культуры другого народа.

Компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, информационные, социально – трудовые, компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции.

Материалы к занятию: газета «Китайская поэзия», презентация на тему  «Китайская классическая поэзия»,  презентация на тему «Как рождается поэзия», стихотворения китайских авторов.

Ход занятия

1.Вступительное слово  

 Китайская поэзия известна  всему  миру. Что важно и наиболее   привлекательно для нас  в  китайской  классической поэзии? Необычность, национальная терпкость, все то,  что  отразила  она  из обычаев, мировоззрения, из природы и что отличает ее от всех  прочих поэзий Востока и Запада? Если бы было только так, то ничего, кроме  любопытства,  и не вызывала  бы  она  у  неродного  читателя.  Но  мы  видим,  как  переводы прекрасных ее образцов притягивают  к  себе  сердца.  А  это  означает,  что главное в китайской поэзии все-таки общечеловеческое ее начало, содержащееся в  ней   и   до   перевода   скрытое от неподготовленного   взгляда   за таинственно-завораживающей стеной из иероглифов.

Так  ли  уж  много  надо   знать,   чтобы   почувствовать   красоту   и естественность линий  здания  или  вазы,  углубиться  в  смысл нарисованной

картины, если их создал гений далекого от нас народа? Здесь  нет явственных

преград между зрителем и объектом его любования, здесь и  чужестранец  может иной раз быть не меньшим ценителем, чем соотечественник художника. Поэзия же другого народа для общения с собой требует перевода слов и передачи  мыслей, что всегда нелегко и что не всегда доступно. Благодаря  переводу  литературы стран и народов в совокупности своей с полным правом становятся  литературой всего мира, то есть литературой общечеловеческой.

     Благодаря  переводу  мы  узнали  и  китайскую  поэзию.  И  поняли,  что

национальное ее своеобразие есть лишь обрамление общих наших  с  нею  дум  и чувств. И, поняв это, без малейшего предубеждения, а скорее в ожидании новых радостей склоняемся над тем, что сумел донести до нас  переводчик  китайских поэтов.

2.Чтение стихотворений китайских авторов 

   Поэты  старого  Китая  перед  читателем.  Они  не   требуют   подробных

рекомендаций и говорят о себе своими стихами.  Мы  же  скажем  о  времени  и обстоятельствах их творчества, а также о главных чертах  его обусловленных временем и обстоятельствами. Мы думаем, что достаточно  одного  лишь  нашего направляющего движения для того, чтобы с полной силой зазвучала сама  поэзия и рассказала о тех, для кого она творилась.

 Стихотворения  записаны  иероглифическими  знаками.  

 И вот мы уже читаем стихотворения Ли Бо:

                          Тополиного пуха кружащийся снег

                           опустился на ряску в пруду,

                           И волшебная птица с узорным платком

                           промелькнула среди тополей..

Ду Фу (712–770) — на протяжении веков служил образцом для           подражания многим поколениям поэтов. О его жизни складывались             легенды, согласно которым он был одним из “бессмертных».

Звучит поэзия ещё одного классика Ван Вэя:

СТРУЯЩИЕСЯ ВОДЫ

В струящейся воде -
Осенняя луна.
На южном озере
Покой и тишина.
И лотос хочет мне
Сказать о чем-то грустном,
Чтоб грустью и моя
Душа была полна.

.

3. Знакомство с основными жанрами китайской классической поэзии: ши и цы (презентация)

1. ШИ – СТИХИ С ЧЕТЫРЁХСЛОВНОЙ, ПЯТИСЛОВНОЙ И СЕМИСЛОВНОЙ, С  ДВУХСТРОЧНОЙ СТРОФОЙ, С ЦЕЗУРОЙ В ЧЕТЫРЁХСЛОВНЫХ И ПЯТИСЛОВНЫХ СТИХАХ ПОСЛЕ ВТОРОГО ЗНАКА

2.  Чтение стихотворения, написанного в жанре ШИ:

Думы тихой ночью

У самой моей постели

Легла от луны дорожка.

А может быть, это иней? –

Я сам хорошо не знаю.

Я голову поднимаю –

Гляжу на луну в окошко,

Я голову опускаю –

И Родину вспоминаю.

                                                                                                  Ли Бо

 

   3.   ЦЫ СОСТОИТ ИЗ НЕРАВНЫХ СТРОК И СОЧИНЯЕТСЯ НА ОПРЕДЕЛЁННУЮ МЕЛОДИЮ

  4. Чтение стихотворения, написанного в жанре ЦЫ:

                          Персиковые деревья

                                 Совсем закрыли террасу,

                                  Их обвевали ночью

                                  Теплые ветерки.

                                  Сколько в саду весеннем

                                  Ярких и нежных красок, -

                                        И все они отразились

                                    В чистой воде реки.

                       5. Старшеклассники рассказывают о китайской поэзии, отмечая ее основные черты:

  1. созерцательность
  2.  внимание к мельчайшим деталям
  3. способность к тонким наблюдениям
  4.  поучительность.

 Участникам  предлагается выбрать из ряда стихотворений китайских авторов те, которые соответствуют указанным выше свойствам.

                                              *   *   * 

                      Одиноко сижу в горах Цзин тиншань.
                                    Плывут облака
                                    Отдыхать после знойного дня.
                                    Стремительных птиц
                                    Улетела последняя стая.
                                   Гляжу я на горы,
                                   И горы глядят на меня.
                                   И долго глядим мы,
                                   Друг другу не надоедая.                                

                                                                                                                Ду Фу

                                       *      *     *

                              После ночного дождя

                              Каждый цветок тяжел,

                              Ивы и тополя

                              Ярче зазеленели.

                              Опавшие лепестки

                               Слуга еще не подмел,

                              И гость мой, горный монах,

                              Все еще спит в постели.

                              Мелодия осенней ночи

                                                                                                              Ван Вэй

                                     *       *      *

                            Страна распадается с каждым днем.

                             Но природа - она жива:

                                 И  горы  стоят, и  реки текут,

                                 И буйно растет трава.

                            Трагедией родины удручен,

                                 Я слезы лью на цветы

Ли Бо

  Итог. Не из печалей ли соткана китайская поэзия? Но печаль искусства всегда радость для наслаждающегося встречей с прекрасным. Тем более что, и печалясь, китайская поэзия вселяет в читателя радость владения кратким мигом жизни, который одаривает нас мыслью, дружбой с достойными людьми, общением с природой, заинтересованностью в судьбе человека, радостью владения тем мигом жизни, с которым жаль расставаться, не совершив доброго дела. Без нравственности и искренности нет искусства. И все же следует снова отметить эти необходимые качества как бросающиеся в глаза в китайской поэзии и составляющие большую ее силу.

6.Участники школьного творческого клуба «Пока горит свеча» рассказывают о том, как рождается поэзия, (презентация) и приглашают всех  к творчеству, вдохновляя словами китайского поэта Ли Бо, с которыми он обращался к младшим собратьям по перу, чтобы вдохновить их на написание стихотворений:

       - Слушайте! О братья мои младшие! Все вы талантливые и утончённые люди! Если мы сейчас же не приступим к стихам, то в чём же выразим мы свои красивые, тонкие мысли?     

Ведущий:

         - Уважаемые поэты! Попробуйте выразить свои мысли, следуя традициям китайской поэзии. Помните о том, что стихи всегда нужны людям.       Бо Цзюйи когда-то сказал в стихотворении "После чтения Ли Бо и Ду Фу": "Устремление Неба вы, должно быть, поняли оба: // В человеческом мире есть в хороших стихах нужда!"

         - Может, вы будете писать о природе, не забудьте, что китайская поэзия – это поэзия воспоминаний и любования сосной и кипарисом, цветами и травами, поэзия лесного сумрака и залитого солнцем крыльца.

Весна и осень, соревнующиеся между собою в восприятии разных поэтов. И редко, очень  редко  суровая  зима  и  знойное лето. И почти никогда в отрыве от человека: даже если  природа  одна  и  как будто сама по себе, все равно за нею следует  одушевляющий  ее  внимательный глаз поэта, без которого нам ничего не  увидеть  и  ничего  не  понять.  Как ничего не увидит и сам  поэт,  если  он  живет  в  суете,  не  замечая,  как меняются времена года.

 Мы склоняемся перед поэзией в ожидании новых радостей!!!

Одна свеча, одна сова…

Пять человек, не замечая,

Сидят и пишут у окна

Рассвет поэзии встречая.

И ждут они начала дня

Вдруг Муза в двери постучится?

А если это не случится

И мы сгорим в свече огня?

                                                                           Клуб «Пока горит свеча»

7. Работа над стихотворениями и подведение итогов

                                                                               Учитель Мальцева Ю. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Творческое объединение"Любители поэзии"

Цель проекта:заложить базовую культуру в каждого ученика чеез приобщение к высокой поэзии для последующего самоазвития и самореализации....

Лаборатория Слова - пространство творческой мысли. Роль вставных конструкций в речи.

Цели занятия.Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.Отрабатывать приёмы аргументации.Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.Учить коррек...

Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы

Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы...

Творческая мастерская "Поэзия на уроках географии"

презентация и доклад "Поэзия на уроках географии"...

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

Урок литературы в 9 классе.Разработка урока по программе В.Я.Коровиной. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.  Технологическая карта урока...

разработка творческого урока Английская поэзия

в помощь преподавателю по подготовке творческого урока...

Урок - праздник, посвящённый Всемирному Дню поэзии «Поэзия нам дарит красоту!»

Данная литературная гостиная, посвящённая Всемирному дню поэзии «Поэзия нам дарит красоту» предназначена для учащихся 7 – 8 классов специальной (коррекционной) школы. На уроке учащие...