Роль Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения
статья по теме
Статья содержит описание опыта работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М." с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной оценки достижения планируемых результов обучающимися начальной школы в условиях перехода на новые ФГОС.
В Приложении имеется Диагностический лист для самооценки обучающимся своего личностного роста по итогам учебного года (для 2 классов).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Буряченко Е.В.,
Зам.директора по ВР
МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.»
Москаленского муниципального района
Омской области
Роль портфолио учащихся гимназии
в системе оценки результатов освоения
ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения
Портфолио – это иностранное слово, имееющее перевод с разных языков: французского «собрание листов», с итальянского «портфель», «папка с документами», с английского «портфель для документов. Какую же цель ставит ФГОС при введении Технологии Портфолио в начальной школе?
Технология Портфолио в условиях введения ФГОС внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
Портфолио можно рассматривать с позиции «ТРИ П»:
- Портфель – то есть комплекс документов, продуктов деятельности ребенка (они отбираются таким образом, чтобы была демонстрация усилий и рост в различных областях)
- Процесс- Портфолио как процесс строится вокруг сбора материалов и дает возможность использовать индивидуальные методы обучения. То есть, портфолио является средством документирования определенных процессов, которые важны для учащегося и являются предметом педагогической поддержки учителя.
- Прогресс- Прогресс в понимании ребенком целей и задач своей деятельности, прогресс в личностном росте, динамике продвижения ребенка в учебной и других видах деятельности (в сравнении не с другими а с самим собой), прогресс ребенка в самооценке, самоанализе.
Портфолио ориентирован на:
- на демонстрацию динамики достижений в образовательном контексте
- на самоорганизацию собственной учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, рефлексия)
В гимназии разработано ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ
1-4 КЛАССОВ
Вводя данную технологию, мы поставили перед собой следующую цель : отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности.
Задачи:
- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка;
- Формирование установки на учебную, познавательную, творческую активность;
- Развитие навыков рефлексии
- Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки
- Стимулирование стремления к самосовершенствованию; формирование адекватной самооценки учащихся
- Формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату.
- Содействие успешной социализации учащихся
Портфолио учащегося начальной школы состоит из двух составных частей: 1) Брошюра-тетрадь «Мой Портфолио» (автор А.В.Иванов), которую заполняет учащийся с помощью взрослых
2) Папка «Портфолио достижений, формируемая всеми участниками образовательного процесса.
Брошюра-тетрадь Андрея Владимировича Иванова есть только в первых классах.
(Брошюра-тетрадь) имеет следующие разделы:
1. Презентация моих увлечений и размышлений
2. Презентация моих учебных достижений (по четвертям)
3. Мои итоги за год
Содержание папки «Портфолио достижений»
- Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности«
- «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности»
- «Мои грамоты»
- «Творческая мастерская
- Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности (Раздел отзывов включает систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения ребенком предметными знаниями, УУД, Метапредметными навыками; отзывы о внеурочной деятельности, заключения, рецензии на работы, рекомендательные письма и т.д. )
- "Мир моих увлечений"
Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образовани, администрация.
Одним из основных условий успешного составления Портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между всеми участниками ОП и четкое распределение обязанностей между ними, что находит отражение в Портфолио. В положении о Портфолио четко прописаны функции каждого из участников образовательного процесса. СМ. Положение)
Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведется на критериальной основе.
В методичке А.В. Иванова четко прописаны критерии отслеживания личностного роста ребенка (научился ли он ставить цели, каков уровень его самооценки, насколько продвинулся ученик в личностном роте и т.д.)
К Папке мы самостоятельно разработали критерии, пример вы видите на слайде. Пока они еще сырые (то есть пока в теории) , когда мы опробируем их на практике, тогда будет видно, насколько они совершенны или требуют доработки.
(Можно посмотреть в распечатанном виде)
Ежегодно у нас в гимназии проводится традиционный конкурс «Ученик года», в котором участвуют учащиеся начиная со второго класса. Процедура Оценки Портфолио – один из этапов конкурса. Так что второклассникамуже в марте этого года предстоит презентовать свое портфолио
Безусловная ценность Портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ученика, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Поэтому составление Портфолио в начальной школе – это не гонка за грамотами и дипломами, для нас важен сам процесс участия младшего школьника в учебной и творческой деятельности.
Основной смысл Портфолио – показать все, на что ты способен. На наш взгляд, оформление портфолио создаст для учеников ситуацию успеха и послужит стимулом для дальнешего творческого роста.
Приложение (Самодиагностика личностного роста) (для учащихся 2 класса)
Мои достижения за 2011-2012 учебный год
***************************
Дорогой друг!
Ты закончил второй класс. Пора подвести итоги. Проверь содержимое твоего Портфолио. Посчитай и запиши количество собранных тобой творческих работ, грамот и дипломов, отзывов (запиши в смайликах)
Творческих работ: Грамот и дипломов: Отзывов:
Подведи итоги года!
Я умею….
Описывая свои успехи, не хвастайся, но и не скромничай! Будь правдив и честен!
Оцени свои достижения: нарисуй звездочку там, где ты нашел правильный ответ к каждому умению.
Отлично получатся | Хорошо получается | Не всегда получается | Пока не получается | |
Грамотно и красиво писать | ||||
Выразительно читать литературные произведения | ||||
Выразитель рассказывать стихотворение наизусть | ||||
Быстро считать: складывать, прибавлять, умножать, делить | ||||
Правильно решать задачи и примеры | ||||
Внимательно слушать учителя и одноклассников | ||||
Высказывать свое мнение | ||||
Анализировать поступки героев литературных произведений | ||||
Правильно оценивать свои результаты выполнения учебных заданий | ||||
Давать точный ответ на вопрос | ||||
Оценивать свою работу на уроке | ||||
Планировать свою работу на уроке | ||||
Планировать выполнение уроков дома | ||||
Проверять себя, когда делаю уроки | ||||
Выполнять задания самостоятельно без помощи учителя и родителей | ||||
Выступать перед аудиторией | ||||
Отвечать на вопросы учащихся своего класса | ||||
Умею уважительно относиться к мнению других ребят | ||||
Обрати внимание на звездочки, которые оказались в 3 и 4 столбиках. Подумай, над чем тебе предстоит поработать!
Русский язык
Знаю________________________________________
____________________________________________
_____________________________________________
Умею______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Пока не получается__________________________________________________
___________________________________________________________________
Совет учителя_______________________________________________________
___________________________________________________________________
Математика
Знаю________________________________________
____________________________________________
_____________________________________________
Умею______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Пока не получается__________________________________________________
___________________________________________________________________
Совет учителя_______________________________________________________
___________________________________________________________________
Литературное чтение
Знаю________________________________________
____________________________________________
_____________________________________________
Умею______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Пока не получается__________________________________________________
___________________________________________________________________
Совет учителя_______________________________________________________
___________________________________________________________________
Физическая культура
Знаю________________________________________
____________________________________________
_____________________________________________
Умею______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Пока не получается__________________________________________________
___________________________________________________________________
Совет учителя_______________________________________________________
_____________________________________________________________
Иностранный язык
Знаю________________________________________
____________________________________________
_____________________________________________
Умею______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Пока не получается__________________________________________________
___________________________________________________________________
Совет учителя_______________________________________________________
___________________________________________________________________
У меня есть такие достижения
Напиши, какие кружки, объединения ты посещал в этом году.
Расскажи, что нового узнал, чему научился
Кружок, объединение | Что узнал нового? Чему научился? |
Твое главное достижение в этом году, которое принесло тебе удовлетворение _______________________________
_________________________________________________
Твои дела, которые принесли пользу классу, школе, обществу _________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Что ты научился делать в этом году из того, чего не умел делать раньше______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чему ты еще хочешь научиться_________________________
______________________________________________________________________________________________________
Я учусь общаться
Оцени свои достижения в общении
от 1 до 5 баллов (обведи в кружок нужное)
- Уважительно общаюсь с учителями -1 2 3 4 5
- Уважительно общаюсь с одноклассниками – 1 2 3 4 5
- Уважительно общаюсь с друзьями -1 2 3 4 5
- Уважительно общаюсь со взрослыми – 1 2 3 4 5
- Умею слушать других – 1 2 3 4 5
- Уважаю мнение других – 1 2 3 4 5
- Могу признать свои ошибки – 1 2 3 4 5
- Умею сотрудничать – 1 2 3 4 5
- Стремлюсь не конфликтовать и не ссориться – 1 2 3 4 5
Мое отношение к делам класса класс
Оцени свое отношение к делам класса,
степень участия в делах от 1 до 5 баллов
(обведи в кружок нужное)
- Я принимаю активное участие в делах класса- 1 2 3 4 5
- Мне нравится участвовать в жизни класса – 1 2 3 4 5
- Ответственно отношусь к поручениям – 1 2 3 4 5
- Если берусь за дело, довожу его до конца – 1 2 3 4 5
Я и здоровый образ жизни
Выбери те достижения, которых ты достиг
(оцениваешь положительно!) и (поставь галочку):
- Каждый день делаю зарядку
- Знаю ________ гимнастических упражнений
- Занимаюсь в спортивной секции ________________
- Занимаюсь разными видами спорта ______________________________
- Соблюдаю правила личной гигиены
- Ежедневно гуляю на свежем воздухе
- Поддерживаю правильную осанку
- Участвую в спортивных играх, соревнованиях, конкурсах
- Правильно питаюсь
- Чередую работу и отдых
- Читаю книги, журналы о здоровом образе жизни
- Смотрю передачи о здоровом образе жизни
Я хочу научиться
Твои цели и планы на следующий учебный год:
- ________________________________________
- ________________________________________
- ________________________________________
___________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская и проектная деятельность учащихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС нового поколения.
Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии и химии....
Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".
Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....
"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...
Сравнительная характеристика деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и условиях введения ФГОС нового поколения.
Деятельность учителя работающего традиционно и в условиях ФГОС нового поколения сравнивается по позициям: подготовка урока, распределение времени на уроке,деятельность учителя на уроке, деятельность у...
Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения.
Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения....
Доклад. Роль игровых элементов на уроках математики в подготовке компетентностного специалиста в условиях введения ФГОС нового поколения
задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей студентов, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости применять знания в нестандартных ситуациях. Это возм...
«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...