Роль Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения
статья по теме

Буряченко Елена Васильевна

Статья содержит описание опыта работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."  с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной  оценки достижения планируемых результов обучающимися начальной школы в условиях перехода на новые ФГОС.

В Приложении имеется Диагностический лист для самооценки обучающимся своего личностного роста по итогам учебного года (для 2 классов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буряченко Е.В.,

Зам.директора по ВР

МКОУ «Гимназия имени Горького  А.М.»

Москаленского муниципального района

Омской области

Роль портфолио  учащихся гимназии

в системе  оценки результатов освоения

ООП НОО  в условиях введения ФГОС нового поколения

Портфолио – это иностранное слово, имееющее перевод с  разных языков: французского «собрание листов», с итальянского «портфель», «папка с документами», с английского «портфель для документов.  Какую же  цель ставит ФГОС  при введении Технологии Портфолио в начальной школе?

Технология Портфолио в условиях введения ФГОС внедряется  с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

Портфолио можно рассматривать с  позиции «ТРИ П»:

  1. Портфель – то есть комплекс документов, продуктов деятельности ребенка (они отбираются таким образом, чтобы была демонстрация усилий и рост в различных областях)
  2. Процесс- Портфолио как процесс строится вокруг сбора материалов и дает возможность использовать индивидуальные методы обучения. То есть, портфолио является средством документирования определенных процессов, которые важны для учащегося и являются предметом педагогической поддержки учителя.
  3. Прогресс-  Прогресс в понимании ребенком целей и задач своей деятельности, прогресс в личностном  росте, динамике продвижения ребенка в учебной и других видах деятельности (в сравнении не с другими а с самим собой), прогресс ребенка в самооценке, самоанализе.

Портфолио ориентирован на:

  1. на демонстрацию динамики достижений в образовательном контексте
  2. на самоорганизацию собственной учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, рефлексия)

В гимназии разработано ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ

1-4 КЛАССОВ

Вводя данную технологию, мы  поставили перед собой следующую цель :   отслеживание  и оценивание   динамики  индивидуального  развития  и личностного роста  обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка  его образовательной и творческой активности и самостоятельности.  

Задачи:

  1. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей  и возможностей каждого ребенка;
  2. Формирование установки  на  учебную, познавательную, творческую активность;
  3. Развитие  навыков рефлексии
  4. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки
  5. Стимулирование стремления к самосовершенствованию; формирование адекватной самооценки учащихся
  6. Формирование ценностного отношения  к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к  его результату.
  7. Содействие успешной социализации учащихся 

 

Портфолио учащегося начальной школы состоит из двух  составных частей: 1) Брошюра-тетрадь «Мой Портфолио» (автор А.В.Иванов), которую заполняет учащийся  с помощью взрослых

2) Папка «Портфолио достижений, формируемая всеми участниками образовательного процесса.

Брошюра-тетрадь Андрея Владимировича Иванова есть только в первых классах.

(Брошюра-тетрадь) имеет следующие разделы:

1.        Презентация моих увлечений и размышлений

2.        Презентация моих учебных достижений (по четвертям)

3.        Мои итоги за год

Содержание папки «Портфолио достижений»

  1. Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности«
  2. «Мои достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности»
  3. «Мои грамоты»
  4. «Творческая мастерская
  5. Отзывы о моей учебной  и внеурочной деятельности (Раздел отзывов включает систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения ребенком предметными знаниями, УУД, Метапредметными навыками; отзывы о внеурочной деятельности, заключения, рецензии на работы, рекомендательные письма и т.д. )
  6. "Мир моих увлечений"

Участниками работы над портфолио являются сами  учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образовани, администрация.

 Одним  из основных условий успешного  составления Портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между всеми участниками ОП и  четкое распределение обязанностей между ними, что находит отражение в Портфолио. В положении о Портфолио четко прописаны функции каждого из участников образовательного процесса. СМ. Положение)

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведется на критериальной основе.

В методичке А.В. Иванова четко прописаны критерии отслеживания личностного роста ребенка (научился ли он ставить цели, каков уровень его самооценки, насколько продвинулся ученик в личностном роте и т.д.)

К Папке мы самостоятельно  разработали  критерии, пример вы видите на слайде. Пока они еще сырые (то есть пока в теории) ,  когда мы опробируем их на практике, тогда будет видно, насколько они совершенны или требуют доработки.

(Можно посмотреть в распечатанном виде)

Ежегодно у нас в гимназии проводится традиционный конкурс «Ученик года», в котором участвуют учащиеся начиная со второго класса.   Процедура Оценки Портфолио – один из этапов  конкурса.  Так что второклассникамуже в марте этого года предстоит презентовать свое портфолио

  Безусловная ценность Портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ученика, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Поэтому составление Портфолио в начальной школе – это не гонка за грамотами и дипломами, для нас важен сам процесс участия младшего школьника в учебной и творческой деятельности.

Основной смысл Портфолио – показать все, на что ты способен. На наш взгляд, оформление портфолио создаст для учеников ситуацию успеха и послужит стимулом для дальнешего творческого роста.

Приложение (Самодиагностика личностного роста) (для учащихся 2 класса)

Мои достижения за 2011-2012 учебный год

***************************

Дорогой друг!

Ты закончил второй класс. Пора подвести итоги. Проверь содержимое твоего Портфолио. Посчитай и запиши количество собранных тобой творческих работ, грамот и дипломов, отзывов (запиши в смайликах)

Творческих работ:     Грамот и дипломов:               Отзывов:

Подведи итоги года!

    Я умею….

Описывая свои успехи, не хвастайся, но и не скромничай! Будь правдив и честен!

Оцени  свои достижения: нарисуй звездочку там, где ты  нашел правильный ответ к каждому умению.

Отлично получатся

Хорошо получается

Не всегда получается

Пока не получается

Грамотно и красиво писать

Выразительно читать  литературные произведения

Выразитель рассказывать стихотворение наизусть

Быстро считать: складывать, прибавлять, умножать, делить

Правильно решать задачи и примеры

Внимательно слушать учителя и одноклассников

Высказывать свое мнение

Анализировать поступки героев литературных произведений

Правильно оценивать свои результаты  выполнения учебных заданий

Давать точный ответ на вопрос

Оценивать свою работу на уроке

Планировать  свою работу на уроке

Планировать выполнение уроков дома

Проверять себя, когда  делаю уроки

Выполнять задания самостоятельно без помощи учителя и родителей

Выступать перед аудиторией

Отвечать на вопросы учащихся своего класса

Умею уважительно относиться к мнению других ребят

Обрати внимание на звездочки, которые оказались в 3 и 4 столбиках. Подумай, над чем тебе предстоит поработать!

    Русский язык

Знаю________________________________________

____________________________________________

_____________________________________________

Умею______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Пока не получается__________________________________________________

___________________________________________________________________

Совет учителя_______________________________________________________

___________________________________________________________________

    Математика

Знаю________________________________________

____________________________________________

_____________________________________________

Умею______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Пока не получается__________________________________________________

___________________________________________________________________

Совет учителя_______________________________________________________

___________________________________________________________________

    Литературное чтение

Знаю________________________________________

____________________________________________

_____________________________________________

Умею______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Пока не получается__________________________________________________

___________________________________________________________________

Совет учителя_______________________________________________________

___________________________________________________________________

    Физическая культура

Знаю________________________________________

____________________________________________

_____________________________________________

Умею______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Пока не получается__________________________________________________

___________________________________________________________________

Совет учителя_______________________________________________________

_____________________________________________________________

   Иностранный язык

Знаю________________________________________

____________________________________________

_____________________________________________

Умею______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Пока не получается__________________________________________________

___________________________________________________________________

Совет учителя_______________________________________________________

___________________________________________________________________

  У меня есть такие достижения

Напиши, какие кружки, объединения ты посещал в этом году.

Расскажи, что нового узнал, чему научился

Кружок, объединение

Что узнал нового? Чему научился?

Твое главное достижение в этом году, которое принесло тебе удовлетворение _______________________________

_________________________________________________

Твои дела, которые принесли пользу классу, школе, обществу _________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Что ты научился делать в этом году из того, чего не умел делать раньше______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему ты еще хочешь научиться_________________________

______________________________________________________________________________________________________

  Я учусь общаться

Оцени свои достижения в общении

от 1 до 5 баллов (обведи в кружок нужное)

  1. Уважительно общаюсь  с учителями -1 2 3 4 5
  2. Уважительно общаюсь с одноклассниками – 1 2 3 4 5
  3. Уважительно общаюсь с друзьями -1 2 3 4  5
  4. Уважительно общаюсь со взрослыми – 1 2 3 4 5
  5. Умею слушать других – 1 2 3 4 5
  6. Уважаю мнение других – 1 2 3 4 5
  7. Могу признать свои ошибки – 1 2 3 4 5
  8. Умею сотрудничать  – 1 2 3 4 5
  9. Стремлюсь не конфликтовать и не ссориться – 1 2 3 4 5

        

  Мое отношение к делам  класса класс

Оцени свое отношение к делам класса,

степень участия в делах  от 1 до 5 баллов

(обведи в кружок нужное)

  1. Я принимаю активное участие в делах класса- 1 2 3 4 5
  2. Мне нравится участвовать в жизни класса – 1 2 3 4 5
  3. Ответственно отношусь к поручениям – 1 2 3 4 5
  4. Если берусь за дело, довожу его до конца – 1 2 3 4 5

  Я и здоровый образ жизни

Выбери   те достижения, которых ты достиг

(оцениваешь положительно!) и (поставь галочку):

  1. Каждый день делаю зарядку
  2. Знаю ________ гимнастических упражнений
  3. Занимаюсь в спортивной секции ________________
  4. Занимаюсь разными видами спорта ______________________________
  5. Соблюдаю правила личной гигиены
  6. Ежедневно гуляю на свежем воздухе
  7. Поддерживаю правильную осанку
  8. Участвую в спортивных играх, соревнованиях, конкурсах
  9.  Правильно питаюсь
  10.  Чередую работу и отдых
  11. Читаю книги, журналы о здоровом образе жизни
  12. Смотрю передачи о здоровом образе жизни

  Я хочу научиться

Твои цели и планы на следующий учебный год:

  1. ________________________________________
  2. ________________________________________
  3. ________________________________________

___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...

Сравнительная характеристика деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и условиях введения ФГОС нового поколения.

Деятельность учителя работающего традиционно и в условиях ФГОС нового поколения сравнивается по позициям: подготовка урока, распределение времени на уроке,деятельность учителя на уроке, деятельность у...

Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения.

Требования  к учителю географии на уроках в условиях введения  ФГОС нового поколения....

Доклад. Роль игровых элементов на уроках математики в подготовке компетентностного специалиста в условиях введения ФГОС нового поколения

задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей студентов, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости применять знания в нестандартных ситуациях. Это возм...

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...