Словарный калейдоскоп
методическая разработка (6 класс) на тему

Сункишева Раиса Семёновна

Методическая разработка по воспитательной работе "Словарный калейдоскоп". Цели занятия - развивать творческие и познавательные способности, любознательность, коммуникативные навыки, сообразительность, смекалку; воспитать тягу к знаниям; расширить словарный запас воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnyy_kaleydoskop.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Казанская специальная (коррекционная) школа- интернат №7 V вида         

   Внеклассное занятие

Словарный калейдоскоп

 

  Воспитатель: Сункишева Р.С.

Казань - январь 2012г.

                   План проведения занятия

                       «Словарный калейдоскоп»

Название  плана работы с  уч- ся

Форма деятельности учащиеся

1.Вступительное слово воспитателя.   Разбор термина «калейдоскоп»

Работа со словарем

2.Речевая разминка.   Рассыпанные буквы.

Обсуждение

3.Игра «Найди пару»

Речевая работа. Лексическое задание.

4. Работа с пословицами (найти недостатки в человеческом характере)

Письменная работа.

Хоровое проговаривание.

5.  Закончить пословицы

Речевая работа.

6.Составление  слов по математическим действиям

Письменная  и устная работа.

7. Конкурс скороговорок

Коллективная работа и обсуждение

8.Раскрыть крылатые выражения

Индивидуальное и

хоровое проговаривание

9.  «От слова к слову»

Общее обсуждение

10. Перевёртыши          

Устная работа

Цели занятия: развивать творческие и познавательные   способности учащихся, коммуникативные навыки общения, любознательность, сообразительность, смекалку; воспитать любовь к  тяге знании  воспитанников; расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: ноутбук, кроссворд, магнитофон, аудиокассета с музыкой для релаксации.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня мы с вами  проведем и покажем нашим гостям открытое речевое занятие, которое называется «словарный калейдоскоп».

Что такое калейдоскоп?В словаре С.И. Ожегова написано, калейдоскоп - это прибор – трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками, при поворачивании складывается в разнообразные узоры. На нашем занятии слово калейдоскоп употребляется в переносном смысле и означает смену чередование, т.е. применение  разных видов работ.   Вот увидите, вам и нашим гостям будет интересно, если вы будете принимать активное участие  на  занятии.

Речевая разминка. Вспомним стихи Агнии Барто- кто она такая? А.Барто – одна из самых известных и любимых поэтесс советского времени. Она писала свои стихи для детей простым языком. Ее стихи при чтении хорошо запоминаются. В честь поэтессы названа одна из малых планет (2279Barto).

 Итак, мы начинаем речевое занятие с разминки со стихов А.Барто. Первую строчку начну я, а вы продолжите, посмотрим какие стихи вы учили в детстве и запомнили.

1.Уронили мишку на пол

  Оторвали мишке лапу,

  Всё равно его не брошу

  Потому что он хороший

2.Идёт бычок, качается

 Вздыхает на ходу:-

 Ох, доска кончается,  

 Сейчас я упаду!

3.Самолет построим сами, 

Понесемся над лесами

Понесемся над лесами.

А потом вернемся к маме.

4.. Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

5. Наша Таня громко плачет: 

Уронила в речку мячик.

-Тише. Танечка , не плачь:

Не утонет в речке мяч.

6. Зайку бросила хозяйка, -  

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

2. Рассыпанные буквы.

Задание на тему « учебные принадлежности». Из этих букв вам образовать слова.

                Мабуга – (Бумага)

Беникуч – (Учебник)

Традеть – (Тетрадь)

Арьвосл – (Словарь)

3.    Найти пару.

Петух – курица       собака - пёс  

корова  - бык          кабан  -  свинья

лев  –  львица        заяц - зайчиха

лошадь – конь        волк  - волчица

овца – баран           слон – слониха

боров  свинья       кошка – кот

4. Прочтите пословицу, которая в о же время будет загадкой и скажите о каком человеке в ней идет речь, какие недостатки характера его критикуется.

1) Язык без костей – что хочет , то и лопочет.        (Болтун)

2)  Ел да устал, спал да намаялся.    (Лентяй)

3) Подал руку, да подставил ногу. (Двуличние).

4)  Море горе  – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. (Эгоист).

5.   Закончить  поговорки.

1. Делу время …..    (потехе час).

2. Кто много говорит, ……(тот мало делает).

3. Одна голова хороша, …(а две ещё лучше).

4. Кто хочет много знать, тому надо … (много читать).

5. Повторенье -  …(мать ученье).

6. Любишь кататься, … (люби и саночки возить).

7. Сделай дело, … (гуляй смело).

8. Большому кораблю - … (большое плавание).

9. Не спеши языком, … (а спеши делом).

10. Семь бед, …(один ответ).

11. Семь раз отмерь, … (один раз отрежь).

12. Не имей  сто рублей, … (а имей сто друзей).

13. Один с сошкой, … (семеро с ложкой).  

14. Семеро  одного … (не ждут).

6. Составление  слов по математическим действиям.

1.Черемуха -   муха + п = ?  (череп)

2.   Клей – й + ткань – нь = ?   (клетка)

3.   Железо–лезо +луна –на +доктор–тор =? (желудок)

4.   По + звон +око – ко + чник = ?   (позвоночник)

5.  Оса + н + карта – рта = ?       (осанка)

6.  Море – ре + зал – ал + г = ?   (мозг)  

7.  Немой – мой + рвать – ать + ы = ?  (нервы)

 8.  Ми + краб – аб + об +ы = ?    (микробы)

7. Физминутка  Музыкальная релаксация

7. Конкурс скороговорок. Сначала произносим скороговорку отчетливо и медленно, потом постепенно ускоряем до максимального темпа. Главное- научиться произносить скороговорку четко и ясно. Проверим, как вы умеете это делать.  

1.У ежа в гостях ужата,      2. В море водятся моржи,

У ужа в гостях ежата.               В речке водятся ерши.

Учит бегать ёж ужат,               Не видать моржам ершей,

Учит ползать уж ежат.             Как ершам своих ушей.

8. Следующее задание. Раскрыть смысл крылатых выражений.

1.  Рукой подать.                               (Близко).

2.  Через час по чайной ложке.     (Медленно).

3.  Морочить голову.                       (Обманывать).

4.  Во весь дух.                                   (Быстро).

5.  Работать засучив рукава.        (Усердно).

6.  Прикусить язык.                         (Замолчать).

7.  Ни пуха, ни пера.                       (Пожелать удачи).

8.  Сломя голову.                            (Очень быстро).

9. От слова к слову. В каждой паре слов необходимо так переставить буквы, чтобы получилось названия птиц и животных.

рок + оса –       (сорока)

 лик+ пена –          (пеликан)

рука + тапок –      (куропаток)

рок + лик –            (кролик)

бак + оса –              (собака)    

рама + штык –       (мартышка)

      дальше, чтобы получилось названия овощей.

рот + кафель –       (картофель)

лак + сев –             (свекла)

клан + жаба -          (баклажан)

  10. Перевёртыши. Прочитать слова  справа налево и угадать зашифрованные слова.

Атсупак – капуста;   алкёвс – свёкла; кул – лук; ьвокром – морковь; ьлефотрак – картофель;  зубра – арбуз; доримоп – помидор.

Подведение итога. Ребята, вам понравилось занятие? Какие вы в этом занятии работы выполняли?  И что вам  больше всего запомнилось? Что для вас интересного  было в заданиях?  Каждый выскажет свое мнение. Больше спасибо вам, ребята, за активную работу на этом занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова" .1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (I часть)

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (II часть)

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 2 раздел "Словарные слова с безударной гласной а"

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные слова ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 3 раздел "Словарные слова с безударными гласными е-и"

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные слова ...

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Презентация для проведения зрительного словарного диктанта "Словарные слова" (животные)

Презентация представляет картинный материал для написания зрительного словарного диктанта по русскому языку. Использовать пособие можно на уроке во 2, 3 или 4 классе.Пособие состоит из 13 слайдов. На ...

Словарная работа. Словарная игра "Прятки".

Развитие орфографической зоркости.Повторение орфографии.Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Правила игры "Прятки". Ваши слова перемешиваются со случайными словами 1 к 4. Ученики должны найти и выделить ...