ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА для учащихся9- 11-х классов средней школы «ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ»
рабочая программа (11 класс) на тему

 

  В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления:

 

  • военно – патриотическое,
  • историко -  краеведческое,
  • нравственно – патриотическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание   данной  программы

  • расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих  знаний;
  • создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;
  • обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;
  • создает возможности для формирования ценностных  ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
  • дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

               Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.

            Программа построена в соответствии  с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над  вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы  не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных  жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни  являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.

 

 

 

 

  В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления:

 

·        военно – патриотическое,

·        историко -  краеведческое,

·        нравственно – патриотическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание   данной  программы

·        расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих  знаний;

·        создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;

·        обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;

·        создает возможности для формирования ценностных  ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;

·        дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

               Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.

            Программа построена в соответствии  с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над  вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы  не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных  жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни  являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.

 

 

 

 

  В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления:

 

·        военно – патриотическое,

·        историко -  краеведческое,

·        нравственно – патриотическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание   данной  программы

·        расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих  знаний;

·        создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;

·        обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;

·        создает возможности для формирования ценностных  ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;

·        дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

               Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.

            Программа построена в соответствии  с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над  вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы  не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных  жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни  являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.

 

 

 

 

  В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления:

 

·        военно – патриотическое,

·        историко -  краеведческое,

·        нравственно – патриотическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание   данной  программы

·        расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих  знаний;

·        создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;

·        обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;

·        создает возможности для формирования ценностных  ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;

·        дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

               Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.

            Программа построена в соответствии  с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над  вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы  не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных  жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни  являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.

 

 

 

 

  В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления:

 

·        военно – патриотическое,

·        историко -  краеведческое,

·        нравственно – патриотическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание   данной  программы

·        расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих  знаний;

·        создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;

·        обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;

·        создает возможности для формирования ценностных  ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;

·        дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

               Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.

            Программа построена в соответствии  с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над  вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы  не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных  жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни  являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.

 

 

 

 

  В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления:

 

·        военно – патриотическое,

·        историко -  краеведческое,

·        нравственно – патриотическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание   данной  программы

·        расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих  знаний;

·        создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;

·        обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;

·        создает возможности для формирования ценностных  ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;

·        дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

               Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.

            Программа построена в соответствии  с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над  вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы  не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных  жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни  являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.

 

 

 

 

  В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления:

 

·        военно – патриотическое,

·        историко -  краеведческое,

·        нравственно – патриотическое.

 

 

  Содержание   данной  программы

·        расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих  знаний;

·        создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;

·        обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;

·        создает возможности для формирования ценностных  ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;

·        дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

               Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.

            Программа построена в соответствии  с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над  вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы  не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных  жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни  являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_pamyat_nashih_serdec.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 17 г. Клина

         

                                                                      

ПРОГРАММА

ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА

для учащихся9- 11-х классов средней школы

«ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ»

Автор: учитель   истории  и обществознания

МОУ - средняя общеобразовательная школа № 17

г. Клина  Московской области

Романова Валентина  Александровна

          Всего  занятий………..     68 часов

          в том числе

-практических занятий…………………..      8  часов

-изучения нового  материала …………..        10 часов

-встречи…………………………………          22 часа

-экскурсии  ….………………………….           12 часов

-круглые столы…………………………..         10 часов

-конференции……………………………            6 часов

                                                                 

                                           

Г.КЛИН

Пояснительная  записка

       Патриотическое воспитание- это непрерывный процесс, осуществляемый не только на уроке, но и вне его.  

   Практика показывает, что сегодня востребован опыт работы с учащимися в условиях  появления модели «школ полного дня» по различным программам дополнительного образования. Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков. Оно стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети должны иметь возможность сами выбирать то, что близко им по природе, что отвечает их потребностям и интересам.

 Программа клуба «Память наших сердец» по нравственно – патриотическому воспитанию учащихся построена на материале курсов всеобщей истории и истории России, обществознания и  краеведения                                ( Московская область и Клинский край).  Эти  курсы изучаются на протяжении          6 - 11 классов, создавая условия для формирования устойчивого и познавательного интереса у обучающихся  в  системе  дополнительного образования.    

       Актуальность данных материалов связана с тем, что современные телекоммуникационные технологии все активнее влияют на образовательный процесс. При этом  его воспитательная составляющая была и остается одной из традиций нашей системы образования. Возникает проблема поиска формы их соединения через новые педагогические технологии.

 Методика работы клуба строится на одной из наиболее востребованных сегодня образовательных технологий  - разработка и реализация проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию детей.

   Дальнейшее развертывание и углубление знаний осуществляется со следующими ориентирами:

  1. создание относительно завершенной системы знаний, отвечающей потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности;
  2. обеспечение преемственности между основной и средней школой, системами основного и дополнительного образования, исключение прямого    дублирование     учебного  материала, но с возвратом  по целому ряду ранее рассмотренных вопросов для их углубленного изучения в новых связях, на более высоком уровне; 
  3. важно, чтобы темы и проблемы  проектов  не рассматривались отвлеченно от реалий современности, а воспринимались в контексте применения полученных знаний в различных,  жизненных ситуациях – при организации и проведении «Уроков мужества», на торжественных мероприятиях, посвященных знаменательным событиям Российской истории.

       

Цель и задачи

Целью работы клуба  является обновление содержания патриотического воспитания в образовательном учреждении через внедрение инновационных технологий в систему дополнительного образования,  на основе отечественных традиций и современного опыта.

             Содержание   данной  методики предполагает решение следующих задач:

во - первых, расширить содержательный блок  знаний, способствовать актуализации творческого начала учащихся, развитию у них устойчивого интереса к истории  и традициям России;

       во - вторых, создать возможности  для формирования ценностных  ориентиров, так регулирующих жизнедеятельность  школьника, чтобы  он быстрее и осознаннее почувствовал себя  патриотом  и гражданином России.

При  подготовке проектов  учащиеся имеют право выбора:

  1. -объекта  изучения;
  2. -вида работы;
  3. -литературы  и источников знаний, в том числе из  Интернета.

Возможны следующие  области  применения проектов:

  1. - презентации проектов учащихся на уроках  с последующей дискуссией, при проведении зачетных и итоговых индивидуальных и групповых  занятий по различным программам  дополнительного образования;
  2. -защита творческих работ с видеосопровождением  в рамках участия в научно – практических конференциях,  «Днях  науки»;
  3. - использование проектов, посвященных  памятным событиям  Российской    истории
  4. с широким привлечением краеведческого материала на классных часах и общешкольных мероприятиях;
  5. -презентации опыта работы учителя  на ШМО, РМО, педсоветах.

 

Применяются  различные формы проектной деятельности: исследовательские, прикладные, информационные  и другие. Все они являются своеобразной формой живого диалога учителя и учениками, творческого межличностного общения и самостоятельных раздумий над различными темами проектов .

        Содержание каждого тематического проекта предполагает самостоятельную (индивидуальную, групповую или коллективную) работу учащихся старшей школы.   Опыт показывает, что  даже дети с девиантным поведением легко откликаются на предложение принять участие в любых нестандартных проектах. Главное при этом – не акцентировать внимание на особенностях поведения и отличие в уровне подготовленности  ребенка. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

.

Возможность использования  методики проектной деятельности  в системе основного  и дополнительного образования, позволяет успешно решать проблему создания единого интегрированного образовательного пространства в школе.

       Любой учитель может производить диагностику личности  ученика, использовать межпредметные связи. С помощью  проекта можно приобщить детей к самостоятельному поиску информации; любой ребенок может осуществлять самоконтроль

Результатом изучения работы клуба должно стать наряду с усвоением знаний, овладение рядом умений и навыков, в  том числе:

  1. выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
  2. конспектировать/несколько источников по одной проблеме/;
  3. описывать изучаемый объект, объяснять общественное явление с помощью конкретных примеров;
  4. сравнивать и делать вывод по изучаемому вопросу и аргументировать их;
  5. участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы и контраргументы;
  6. вырабатывать личностное отношение к явлениям окружающей действительности;
  7. анализировать конкретные жизненные ситуации и планировать практические действия.                                                                                                                        

         Предполагаемыми  воспитательными  результатами   работы клуба должны стать:

  1. готовность  порастающего поколения к самоизменению,   к гибким

отношениям с окружающей действительностью;

  1. активизация личного участия в пропаганде и сохранении исторического наследия;
  2. пробуждение в душе ребенка чувства патриотизма, ответственности за  настоящее и будущее своей Родины.

Форма итоговой отчетности:

Итоговая конференция и защита  рефератов, проектов..

                                   

Основная содержательная линия  и  место

 клуба

«Память наших сердец»

 в плане учебно-воспитательной работы школы

          Формы и содержание  занятий в клубе  имеют свои особенности:

  1. если урок является обязательной формой обуче ния, регламентирован временем, то клубная работа носит добровольный характер и время ее проведения определяется учи телем. Это возмож ность организовать деятельность учащихся по интересам, что способ ствует развитию индивидуальных наклонностей, инициативы и познавательной самостоятельности учеников;
  2. при клубной работе учитель относительно свободен в выборе содержания, тогда как содержание уроков определено государственными программами и стандартами;
  3. создаются благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей школьников за счет использования более разнообразных форм работы над проектами.
  4. учащиеся могут более широко применять такие современные методы  такие проектной деятельности, как изучение научных источников, диагностика мнений одноклассников, интервью  с земляками, анализ и проектирование, театрализация выбранной ситуации.
  5. Проекты, подготовленные в клубе , открывают   более широкие  возможности для  формирования интеллектуальных и практических умений школьников за счет использования элементов научно-исследовательской работы в архивах, библиотеках, музеях, дают  опыт публичных выступлений на «Дне науки»;
  6. шире, чем на уроке, осуществляется связь с происходящими в мире и стране событиями.

  В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления:

  1. военно – патриотическое,
  2. историко -  краеведческое,
  3. нравственно – патриотическое.

  Содержание   данной  программы

  1. расширяет содержательный блок исторических и обществоведческих  знаний;
  2. создает базу для последующего профессионально-личностного образования учащихся;
  3. обеспечивает широкие возможности для практического применения полученных знаний;
  4. создает возможности для формирования ценностных  ориентиров, регулирующих жизнедеятельность гражданина;
  5. дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.

               Курс рассчитан на 68 часов, / 2 занятие в неделю/.

            Программа построена в соответствии  с теорией исторического процесса, предполагает путь живого межличностного общения и самостоятельных раздумий над  вопросами патриотизма, нравственности, исторической памяти. Важно, чтобы эти вопросы  не рассматривались отвлеченно от реалий современности и воспринимались в контексте применения в различных  жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что основой современной жизни  являются такие общезначимые принципы, как Справедливость, Гуманизм, Верность.

Учебно – тематический план

п/п

Кол-во часов

Тема занятия

дата

2

Вводное занятие. Ознакомление с направлениями и планом работы.

6.09

Нравственно – патриотическое направление ( 20 часов)

2

Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой. Практикум.

13.09

2

Особенности работы над рефератом. Его структура. Подбор библиографии. Практикум.

20.09

2

Особенности работы над проектом.

Практикум.

27.09

2

1 октября - День пожилого человека: история и традиции.

11.10

2

Составление родословной своей семьи. Практикум.

25.10

2

Экскурсия в Районный Дом ветеранов. Встреча с его директором Панчук Татьяной Алексеевной.

1.11

2

Встреча с Председателем районного Совета ветеранов, почетным гражданином города Клина – Булыгиным Владимиром Сергеевичем.

День примирения и согласия.

8.11

2

Встреча с начальником ГУ - Управления пенсионного фонда № 23 по г. Москве и Московской области Лебедевым Борисом Николаевичем .

15.11

2

Встреча с членами подшефной организацией «Термоприбор».

22.11

2

Конференция.Защита рефератов и проектов по нравственно-патриотическому направлению.

26.11

Военно – патриотическое направление (  28 часов)

2

Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой.

29.11

2

Встреча с библиотекарем  школы Поляковой Надеждой Александровной. Обзор литературы  данной тематики.

6.12

2

Встреча с ветеранами подшефной  организации «Термоприбор», участниками войны и трудового фронта.

13.12

2

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны полковником в отставке Петром Тарасовичем Уваровым , который зажигал Вечный огонь на Мемориальном комплексе в 1995 году. Возложение цветов.

20.12

2

Московская битва в мемориалах Клинской земли. Встреча с сотрудниками городской библиотеки.

27.12

2

Круглый стол по проекту - презентации  работы по теме «Поговори об  истоках патриотизма».

03.01

2

Встреча с участником Чеченской войны, выпускником школы- Авдеевым Андреем.

10.01

2

Память в граните и бронзе . Экскурсия по памятным местам г.Клина

17.01

2

Круглый стол по проекту - презентации    работы по теме  «Современный подход к изучению понятий «патриотизм»  и «гражданственность».

24.01

2

Клинчане- Герои Советского Союза.

31.01

2

Круглый стол по проекту - презентации    «Никто не забыт, ничто не забыто»

07.02

2

15 февраля- День вывода советских войск из Афганистана. Встреча с участником советско- афганской войны.

14.02

2

Армия : вчера, сегодня, завтра. Встреча с выпускниками школы, пришедшими со срочной службы- Богдановым Сергеем.

21.02

2

Конференция .Защита рефератов и проектов по нравственно-патриотическому направлению.

28.02

Историко -  краеведческое направление(18 часов)

2

Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой.

13.03

2

Круглый стол по проекту - презентации    «История родного города через историю родной улицы»

21.03

2

Круглый стол по проекту - презентации    «Храмы Земли Клинской»

28.03

2

Экскурсия в краеведческий музей г.Клина.

4.04

2

Экскурсия в дом- музей А.П.Гайдара

11.04

2

Экскурсия в дом- музей П.И.Чайковского.

18.04

2

Экскурсия в дом- музей                                      Д. И. Менделеева в Боблово.

25.04

2

Встреча с Клинским краеведом и экскурсоводом Идой Моисеевной Папуловой.

16.05

2

Итоговое занятие. Научно-практическая конференция и защита рефератов и проектов

23.05

Содержание программы

      Введение.2 часа.

       Цели, содержание работы кружка.  Формы работы.

Тема 1. Нравственно – патриотическое направление ( 20 часов)

  1. Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой.
  2. Особенности работы над рефератом. Его структура. Библиография.
  3. Особенности работы над проектом.
  4. Практикум.
  5. 1 октября - День пожилого человека: история и традиции.
  6. Составление родословной своей семьи.
  7. Экскурсия в Районный Дом ветеранов. Встреча с его директором Панчук Татьяной Алексеевной.
  8. Встреча с Председателем районного Совета ветеранов, почетным гражданином города Клина – Булыгиным Владимиром Сергеевичем.
  9. Встреча с начальником ГУ - Управления пенсионного фонда № 23 по г. Москве и Московской области Лебедевым Борисом Николаевичем .
  10. Встреча с членами подшефной организацией «Термоприбор».
  11. Защита рефератов и проектов по нравственно-патриотическому направлению.

Тема 2. Военно – патриотическое направление (  28 часов)

  1. Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой.
  2. Встреча с библиотекарем  школы Поляковой Надеждой Александровной. Обзор литературы  данной тематики.
  3. Встреча с ветеранами подшефной  организации «Термоприбор», участниками войны и трудового фронта.
  4. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны полковником в отставке Петром Тарасовичем Уваровым , который зажигал Вечный огонь на Мемориальном комплексе в 1995 году.
  5. Московская битва в мемориалах Клинской земли. Встреча с сотрудниками городской библиотеки.

  1. Проект - презентация  работы по теме «Поговори об  истоках патриотизма»
  2. Встреча с участником Чеченской войны, выпускником школы- Авдеевым Андреем.
  3. Память в граните и бронзе . Экскурсия по памятным местам г.Клина
  4. Проект - презентация    работы по теме  «Современный подход к изучению понятий «патриотизм»  и «гражданственность».
  5. Клинчане- Герои Советского Союза.
  6. Проект- презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»
  7. 15 февраля- День вывода советских войск из Афганистана. Встреча с участником советско- афганской войны.
  8. Армия : вчера, сегодня, завтра. Встреча с выпускниками школы, пришедшими со срочной службы.
  9. Защита рефератов и проектов по нравственно-патриотическому направлению.

 

Тема 3. Историко -  краеведческое направление(18 часов)

  1. Выбор темы проекта, реферата. Составление индивидуальных планов работы над выбранной темой.
  2. Проект- презентация «История родного города через историю родной улицы»
  3. Проект- презентация «Храмы Земли Клинской»
  4. Экскурсия в краеведческий музей г.Клина.
  5. Экскурсия в дом- музей А.П.Гайдара
  6. Экскурсия в дом- музей П.И.Чайковского.
  7. Экскурсия в дом- музей      Д. И. Менделеева в Боблово.
  8. Встреча с Клинским краеведом и экскурсоводом Идой Моисеевной Папуловой.

  1. Итоговое занятие. Научно-практическая конференция и защита рефератов и проектов

Библиография

Список литературы педагога и для учащихся

  1. Бескровный ЛТ. Отечественная война 1812 года. - М., 1982.
  2. Вострышев М. Патриарх Тихон.- М., 1996.
  3. Город  Клин и храмы Клинского района. / Сост. Пэнежко – Клин, 2003.
  4. Газеты «Серп и молот», «Клинская неделя».
  5. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона.-      Журнал Московской патриархии,  №2, 1990.
  6. Житие Святителя Тихона, епископа Воронежского.- Москва,  № 8, 1991.
  7. Клин Православный/ Сост.  Б.Балашов.-  Клин, 1998.
  8.   Клинский край. Учебное пособие по краеведению для учащихся    общеобразовательных школ. Автор А.М. Ильин. – Клин, 2005.
  9. Книга Памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.  ТОМ 9.  Клинского района, Москва, «Мысль», 1997 г
  10. Криворучко М. Г. и др. Москва - героям Великой Отечественной: Путеводитель: изд-во «Московский рабочий», 1981 г.
  11. Монастыри и храмы Московской епархии. -М., 1999.
  12.  Послания патриарха Тихона.- в кн. Жизнеописание Святейшего   Патриарха Московского и   Всея Руси Тихона. /Сост. С.С. Бычков- М., 1992.
  13. России верные сыны. Сборник. - М., 1992.
  14. Стариков В. И. Клин и его окрестности, Москва, изд-во «Советская Россия», 1977 r.
  15. Самахова Р. Воспитание гражданина. -  Санкт-Петербург,1998 г.  
  16. Славкин.  В. Успение – Серп и молот, 17 октября, 2000.
  17.  Храм Святителя Тихона Патриарха Всероссийского. /Под ред. А. О.            Морозова, О.В. Чапнина. - Московский церковный вестник,  2002.
  18. Энциклопедический словарь юного историка. - М.: Пресс, 1993
  19. Юдин В.С. Край наш Клинский. - Клин, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА для учащихся9- 11-х классов средней школы «ПАМЯТЬ НАШИХ СЕРДЕЦ»

В работе клуба «Память наших сердец» были выбраны в соответствии с переходом школы на триместровую систему три    приоритетных направления: военно – патриотическое,ист...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в средней группе - Птицы нашего города.

Воспитывает у детей мышление,память,воображение,пополняет словарный запас, учит доброте и бережного отношения к птицам....

Доброта наших сердец

Материал для проведения классного часа...

Сценарий для средней группы "Праздник наших мам"

Дети встретятся с проделками Вредины-приведередины...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (лепка) в средней группе «Дома нашего города»

Цель: формирование умений создавать предметы из пластилинаЗадачи:Продолжать учить из пластилина создавать предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных, треугольных частей. Развивать представление ...

"Доброта наших сердец" классный час

Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка....

Конспект занятия по математическому развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Наша армия».

Цель: Закреплять представления об армии, военной технике у детей через выполнение математических заданий.Задачи:Образовательные:Упражнять в счёте предметов в пределах 5;Формировать умение соотно...