Рабочая программа исследовательского кружка "География и жизнь"
рабочая программа по теме

Постнова Наталья Александровна

Полная рабочая программа исследовательского географического кружка, пояснительная записка,  тематическое планирование, права и обязанности учащихся и руководителей, основы исследования, анкеты и памятки для исследователя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geo_kruzhok_nov.docx46.14 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«АЛТАЙСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»

СОГЛАСОВАНО:

Директор КГОУКШИ

«Алтайский кадетский корпус»

_____________ А.А. Андреев

«___» ____________ 2011г.

Постнова Наталья Александровна,

учитель географии

КГОУКШИ «Алтайский кадетский корпус»

Программа  исследовательского  кружка « ГЕОГРАФИЯ И ЖИЗНЬ»

                                             

                                                                                                                                                                         

Городской округ ЗАТО Сибирский 2011

Содержание

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения………………………...………………………………...... с. 3

Структура кружка…………………………………………..………….…..…. с.4

Цели и задачи ………..……………………………………………………..…с. 4

Основные направления работы………………………………………….……с. 5

Научно-исследовательская конференция……………………………..…...…с. 5

Общие требования к работам………………………………………………….с. 6

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КРУЖКА………………………..…. с. 8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………......…с. 11

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………...с. 14

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Анкета для учащихся, желающих вступить в кружок….….с. 15

Приложение 2. Памятка №1. «Основы исследования»…………………..…с. 16  

Приложение 3.  Памятка №2. «Работа с литературными источниками».…с. 17

Приложение 4. Права и обязанности членов экспертных комиссий  научно-практических конференций школьников и учащейся молодежи………….с. 18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения.

  1. Исследовательский кружок «География и жизнь» (далее - кружок) является самостоятельным, добровольным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по географии, так и   в области смежных с нею наук, используя собственные  исследования и современные научные знания.
  2. Непосредственное руководство кружком  осуществляет  педагог-географ, имеющий  опыт работы с учащимися-исследователями, а также свои учебно-методические наработки в виде  печатных статей в методических сборниках, предметно-методических журналах, брошюрах.
  3. Положение о работе кружка  принимается  общим собранием  кружка и утверждается  директором АКК.
  4. Собрание кружка проводится два раза в году. Первое собрание проводится в первой четверти учебного года, после того как в корпусе изучены научные интересы учащихся. Второе собрание проводится в конце учебного года с целью подведения итогов.
  5. На общем собрании принимается положение кружка, его символика, утверждаются  направления работы на год и примерные темы, план работы, выбирается староста и редактор. Выборы происходят  посредством открытого голосования кружковцев. Руководитель  кружка может воспользоваться своим правом голоса только в случае, если голоса кружковцев  разделились поровну.
  6. Занятия кружка  проходят 1 раз в неделю,  по два часа подряд. Они могут проходить  не только в виде практических консультаций педагогов предметников, но и в виде занимательных занятий,  внутренних праздников и психологических тренингов.  
  7. Каждый кружковец  или  группа из двух-трех человек  выбирает направление своей работы, планирует ее. Результаты своей деятельности (награды конференций, викторин или конкурсов)  кружковцы  должны предоставлять  в общую копилку кружка в виде копий.
  8. Научно-исследовательская конференция проходит  1 раз в год, в первой неделе  четвертой четверти.

Структура  кружка.

  1. Руководитель кружка  - педагог-географ, имеющий  опыт работы с учащимися-исследователями, а также свои учебно-методические наработки в виде  печатных статей в методических сборниках, предметно-методических журналах, брошюрах.
  2. Староста кружка  -  ученик 9-11 класса, имеющий опыт исследовательской работы.
  3. Редактор  - руководитель редакционной коллегии, выпускающей периодическую печать кружка.
  4. Педагоги-соруководители проектов - учителя-предметники смежных с географией наук, работающие в данном направлении науки, непосредственно обучающие кадет-исследователей и лично заинтересованные в углубленном изучении их предмета  данными исследователями.

Цели и задачи исследовательского кружка «География и жизнь»

ЦЕЛИ:

  1. Расширение кругозора кадет в области достижений отечественной и зарубежной науки.
  2. Выявление наиболее одаренных учащихся в области географии и смежных с нею  наук и развитие их творческих способностей.
  3. Активное включение учащихся корпуса в процесс самообразования и саморазвития.
  4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы кадет, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  5. Организация исследовательской деятельности кадет для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

На пути продвижения кружка к вышеуказанным целям,  его руководитель должен оказать реальную помощь в  решении следующих задач:

  1. Овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы.
  2. Развивать  интерес к поисково-исследовательской деятельности.
  3. Научиться методам и приемам научного исследования.
  4. Научиться работать с литературой.

Основные направления работы географического кружка.

  1. Включения в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
  2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской деятельности.
  4. Организация индивидуальных консультаций, промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
  5. Привлечение педагогов и научных сил к соруководству научными работами учащихся.
  6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
  7. Участие в проведении  научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
  8. Редактирование и издание ученических научных работ (сборников).

Научно-исследовательская конференция.

Научно-исследовательская конференция  организуется и проводится в период весенних каникул (от 1 до 3-х дней)  административным советом общеобразовательных учреждений в рамках ЗАТО  Сибирского имеет статус районной. На данную конференцию могут быть приглашены учащиеся и педагоги из различных школ и кадетских корпусов края (в том числе АКК), ученые ВУЗов края.

Цели конференции состоят в том, чтобы создать условия для:

  1. Развития познавательных  и творческих интересов учащихся, развития кругозора в различных областях знаний, привития навыков самостоятельной работы.
  2. Вовлечения учащихся в научный поиск, стимулирования активного участия кадет в научно-исследовательской жизни края, страны, а на основе этого – воспитания патриотизма и кадетского братства.
  3. Профессионального самоопределения и ранней профессиональной ориентации.

Участники конференции.

К участию в конференции допускаются учащиеся 9-11 классов, активно участвующие в работе кружка и получившие разрешение и положительную рецензию научного общества в рамках своего кадетского корпуса или школы. Выписка из решения научного общества должна прилагаться  к  печатному варианту или тезисам электронного варианта работы.

Исследователи 7-8-х классов могут быть заслушаны на конференции вне конкурса и  награждаются  только грамотами за участие (особо выдающиеся работы могут быть отмечены ценными подарками).

 Общие требования к работам.

На конференцию могут быть представлены работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами корпусных (школьных) кружков и научных обществ индивидуально или в группах в форме доклада, отчета об эксперименте (в печатном варианте на стандартных листах М = А4, с иллюстрациями, приложениями и дополнениями) или  в электронном  изложении (сайты, презентации и др.) с обязательными тезисами в печатном виде. Защита  работы обязательно должна сопровождаться иллюстративными материалами (рисунками, слайдами, чертежами и схемами) для более глубокого восприятия работы.

Работа должна быть:

  1. Исследовательской;
  2. Актуальной;
  3. Практически значимой.

В связи с этим научное общество АКК и экспертная комиссия конференции оценивают работу по следующим критериям:

  1. Актуальность
  2. Новизна
  3. Оригинальность
  4. Значение
  5. Достоверность
  6. Проработанность исследований (личный вклад исследователя)
  7. Качество изложения

Обязательные составляющие научно-исследовательской работы:

  1. Титульный лист (лицо работы);
  2. Цели работы (актуальность, для чего?);
  3. Задачи работы (что нужно сделать?);
  4. Методы, с помощью которых выполнялась работа (как это делалось; наблюдение, прогнозирование, анализ, синтез и др.);
  5. Пути решения поставленных задач (ход работы);
  6. Рецензии (научного руководителя, руководителя научного общества, ученого);
  7. Список используемой литературы и других материалов (в алфавитном порядке по фамилиям авторов).

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КРУЖКА

В географический кружок «Наука и жизнь» может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной  деятельности в области географии и получивший рекомендацию учителя-предметника.

Возраст вступления в кружок – 14-18 лет (исключение могут составить 13-ти летние учащиеся 7-х классов).

Ученик, участвующий в работе кружа (кружковец,  исследователь) имеет право:

  1. Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад, отчет об эксперименте, сайт и др.).
  2. Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
  3. Иметь индивидуальный график консультаций и календарный план действий по выполнению работы.
  4. Получить рецензию на  написанную научную работу у педагогов АКК и района, компетентных в данной теме.
  5. Выступить с окончательным вариантом научной работы на  научно-исследовательской конференции в своем учебном заведении.
  6. Представлять  свою научную работу, получившую высокую оценку, на конференциях более высокого уровня.
  7. Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Ученик 9 класса, получивший высокую оценку своей научной деятельности (призовые грамоты и дипломы районных, краевых, всероссийских  конференций), имеет право получить оценку  за экзамен по окончанию курса основной  школы   по тому учебному предмету (предметам), с которым связана суть содержания  научной работы (если  экзамен не проводится исключительно в виде ГИА).

Учащиеся 7-8, 10-11 классов, получившие высокую оценку своей научной деятельности (призовые грамоты и дипломы районных, краевых, всероссийских  конференций), имеют право получить оценку   по окончанию учебного года на 1 балл выше  по тому учебному предмету (предметам), с которым связана суть содержания  научной работы.

(по решению Методического совета  школы)

Ученик, участвующий в работе кружка (кружковец,  исследователь) обязан:

  1. Регулярно и активно участвовать в занятиях кружка;
  2. Периодически сообщать о промежуточных результатах своей деятельности на заседаниях секции;
  3. Обращаться в школьную библиотеку для заказа  необходимой  для исследования литературы;
  4. Активно участвовать во внутрикорпусных и внекорпусных конференциях и других мероприятиях, касающихся научной деятельности и развития кругозора;
  5. Строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
  6. Строго выполнять требования к оформлению научных работ.

Педагог-руководитель научной деятельностью имеет право:

Получить исчерпывающую консультацию руководителя научного общества АКК  по интересующим его вопросам  в рамках работы кружка.

Получить помощь коллег-предметников, библиотекаря АКК, психологов, членов кружка  в работе над проектом.

Заявить от имени своего подопечного кадета-исследователя  апелляционную жалобу в  организационный комитет научной конференции в случае несогласия с мнением экспертной комиссии,  предоставив основания оспаривания оного. Апелляция может быть подана в течение  двух суток с момента вынесения решения  конференции и рассмотрена орг. комитетом в течение  одной недели.

Педагог-руководитель научной деятельностью обязан:

Регулярно отслеживать качественный  уровень ведения работы  учащимся исследователем.

Своевременно сообщать о возникших трудностях  в исследованиях руководителю научного общества АКК.

Сообщать об изменениях темы, задач и направлении исследования руководителю секции. Последние изменения могут быть внесены в работу не позднее, чем за три недели до ее представления на конференции. В противном случае вся организационная документация конференции, требующая исправлений, будет  переоформлена за счет учителя предметника   (педагога-руководителя научной деятельностью).

Запись в исследовательский кружок «География и жизнь».

Запись в кружок определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской деятельности корпуса, результатов предварительного анкетирования и рекомендаций учителей-предметников.

Записываясь для участия на конференции, кадет пишет заявление по следующей форме:

   Руководителю исследовательского

кружка «География и жизнь»  АКК

  __(Ф.И.О.)__

 кадета ____ класса __(Ф.И.)_

Заявка

на участие в конкурсе научных работ учащихся.

Педагог-руководитель.

Тема будущей работы.

Учебные предметы, в рамках которых будут проводиться исследования.

Дата.                                                                                                Подпись кадета.

                                                                          Подпись педагога-руководителя.                                                                                      

После того как  ребята определились с тематикой своих научных работ, составляется четкое расписание  занятий  и консультаций кружковцев  и определяется место и время их проведения. В  течение учебного года проводятся занятия, связанные с тематикой научных работ, а также занятия познавательного и занимательного характера.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Длительность каждого занятия 2 академических часа.

№пп

Тема занятия

Цель  занятия

Результаты работы

Сроки

Проведение   анкетирования учащихся на предмет научной  деятельности.

Анализ диагностических материалов, рассмотрение заявлений.

Список учащихся в журнале кружковой работы.

Сент

Проведение организационного собрания кружка.

Выборы нового старосты, редактора, вступление новых членов кружка.

Актив кружка.

Сент

Выбор тем, постановка проблемы,  накопление материала для исследования.

Обсуждение тематики научных работ учащихся. Распределение  кадет по направлениям.

Накопление материалов на электронных носителях.

Сент

Интервьюирование  школьного библиотекаря на тему: «Как работать с научной литературой»

Умение работать с научной литературой.

Поиск информации по инд. темам в научной литературе.

Сент

Знакомство с получением научной информации в сети интернет.

Умение  самостоятельно добывать знания в сети интернет.

Поиск информации по инд. темам в сети интернет.

Сент

Обработка  данных,  полученных в сети интернет.

Умение обрабатывать данные, полученные в сети интернет.

Обработка  данных,  полученных в сети интернет на эл. носителях.

Окт

Поиск информации в официальных источниках (организации и официальные лица).

Умение  общаться с официальными лицами в рамках своего проекта.

Сбор информации в официальных источниках.

Окт

Занимательная география «Из истории географических названий»

Развитие географического кругозора.

Занимательные сообщения на уроках.

Окт

Участие в школьной предметной олимпиаде.

Возможность показать широту своих знаний  по географии на уровне школы.

Научный бюллетень по итогам олимпиады.

Окт

Социологический опрос, анкетирование, интервьюирование.

Умение овладевать новыми способами получения информации, через непосредственное общение.

Сбор информации для работ новыми способами.

Нояб

Участие в районной предметной олимпиаде.

Возможность показать широту своих знаний  по географии на уровне района.

Научный бюллетень по итогам олимпиады.

Нояб

Работа со статистикой. Таблицы и графики.

Умение обрабатывать статистические данные.

Обработка статистики в проектах.

Нояб

Работа  со статистикой. Диаграммы.

Умение обрабатывать статистические данные.

Обработка статистики в проектах.

Нояб

Научная терминология, работа со справочной литературой.

Умение работать со справочной литературой.

Работа со справочной литературой в рамках проектов.

Дек

Подбор иллюстративного материала к работам.

Умение работать с иллюстративным материалом.

Работа с иллюстрациями.

Дек

Обработка собранных материалов в камеральных условиях.

Развитие навыка работы с информацией в камеральных условиях.

Работа с собранным материалом.

Дек

Занимательная география «Новый год в разных странах»

Развитие географического кругозора.

Популяризация  занимательной информации  на уроках.

Дек

Обработка собранных  материалов в камеральных условиях.

Развитие навыка работы с информацией в камеральных условиях.

Работа с собранным материалом.

Янв

Как оформить научную работу.

Знакомство с международными стандартами оформления работ  .

Оформление работ.

Янв

Что такое приложения.

Умение работать по составлению приложений к исследовательской работе.

Оформление приложений.

Янв

Оформление  научных работ.

Развитие навыка оформления работ согласно международным стандартам.

Оформление работ.

Февр

Роль речевых умений и использования ИКТ в представлении научной работы»

Умение как можно ярче защитить свою работу.

Защита работы.

Февр

Составление  тезисов к работе.

Умение анализировать  собственную деятельность,  кратко передавая ее содержание.

Оформление тезисов.

Февр

Составление слайд-шоу, как иллюстративного материала к работе.

Развитие навыка использования ИКТ в исследовательской деятельности, через составление презентаций.

Работа со слайд-шоу.

Февр

Составление слайд-шоу, как иллюстративного материала к работе.

Развитие навыка использования ИКТ в исследовательской деятельности, через составление презентаций.

Работа со слайд-шоу.

Март

Занимательная география «Имена на карте мира»

Развитие географического кругозора.

Занимательные сообщения на уроках.

Март

Пробная защита работ.

Тренировка речевых навыков и артистизма для защиты работ.

Защита работы.

Март

Пробная защита работ.

Тренировка речевых навыков и артистизма для защиты работ.

Защита работы.

Март

Районная научно-практическая  конференция «Мы - будущее ХХI века!».

Возможность показать уровень  собственной исследовательской деятельности в рамках изучаемой проблемы.

Наградные документы.

Апр

Анализ  выступлений на конференции.

Умение анализировать результаты деятельности.

Научный бюллетень по итогам конференции.

Апр

Как узнать свой уровень интеллекта?

Повышение интеллектуального уровня учащихся.

Популяризация  занимательной информации  на уроках и вне школы.

Апр

Великие умы планеты.

Развитие общего кругозора.

Занимательные сообщения на уроках.

Апр

Занимательная география «Великие географические открытия»

Развитие географического кругозора.

Популяризация  занимательной информации  на уроках.

Май

Занимательная география «Чудеса света»

Развитие географического кругозора.

Занимательные сообщения на уроках.

Май

Итоговое собрание кружка.

Подведение итогов работы кружка за учебный год.

Научный бюллетень по итогам года.

Май

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате  полноценной работы кружка  должна осуществляться  ежегодная и планомерная деятельность кружковцев по следующим направлениям:

 

Научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность предполагает работу кружка по направлениям:

  1. Выполнение кадетами заданий экспериментально-исследовательского плана в рамках тематики их работы;
  2. Посещение НИИ, ВУЗов, предприятий по направлению работы секции;
  3. Встречи с учеными, рассказы о выдающихся деятелях науки;
  4. Посещение выставок, архивов, библиотек для пополнения научных данных  к работам и развития кругозора кадет;
  5. Встречи со студентами ВУЗов, которые представляют те области знаний, по которым кадеты пишут научные работы
  6. Участие в научно-практических конференциях различного уровня.

 Творческая деятельность кружка.

Творческая деятельность  кружка  предполагает работу  исследователей по организации различных мероприятий конкурсного, занимательного и увлекательного плана:

  1. Интеллектуальный марафон, викторины;
  2. Дистанционные конкурсы;
  3. Неделя географии;
  4. Экскурсии в музеи и библиотеки ВУЗов;
  5. Викторины различного  уровня;
  6. Предметные олимпиады;
  7. Конкурсы знатоков;
  8. Выпуск периодической печати (научные бюллетени).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ЖЕЛАЮЩИХ ВСТУПИТЬ В КРУЖОК.

  1. В чем отличие понятий знание и научное знание?
  2. Есть ли взаимосвязь между понятиями наука и цивилизация? В чем она выражается? Можно ли считать эти понятия абсолютно идентичными?
  3. Каково соотношение знаний, получаемых в корпусе по определенным предметам с наукой?
  4. Можете ли Вы объяснить и доказать, что преподаваемый в АКК предмет – это стимул к научным исследованиям? (На примере любого предмета).
  5. Что побуждает человека к научной работе?
  6. Какие цели должен преследовать человек, занимающийся научной деятельностью?
  7. Какими качествами должен обладать  исследователь?
  8. Интерес к научной деятельности – это:
  1. Увлечение;
  2. Образ жизни;
  3. Мода;
  4. Показатель высокого интеллекта;
  5. Возможность «проще» сдать экзамен;
  6. Что-нибудь еще?
  1. В какой сфере жизни (знаний) научные исследования  (разработки) представляют, на Ваш взгляд, наибольшую ценность?
  2. Каким образом наш корпус приобщает учащихся к научной деятельности?
  3. Какой из изучаемых Вами предметов нравится Вам настолько, чтобы подвигнуть Вас на исследовательскую деятельность?
  4. Чем отличаются понятия образованность и ученость? Каково их соотношение?
  5. Когда, на Ваш взгляд, считается, что школьное  образование  полноценно? А когда нет?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка №1. «Основы исследования»

Проблема исследования  - это нечто неизвестное, что Вам предстоит открыть, исследовать, проанализировать, доказать.

Тема работы должна отражать характерные черты проблемы.

Объект исследований представляет собой совокупность связей, отношений, свойств, которые существуют объективно в теории и практике и служат источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Он включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное,  что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Памятка №2. «Работа с литературными источниками».

Этапы работы.

  1. Общее ознакомление.
  2. Внимательное чтение по главам и разделам.
  3. Выборочное чтение.
  4. Составление плана прочитанного материала.
  5. Выписки из прочитанного материала.
  6. Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками.
  7. Критическая оценка прочитанного и запись замечаний.

Содержание этапов.

  1. Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника. Выделение наиболее важного текста.
  2. Перечитывание наиболее важного текста. В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.
  3. Отмечается общее и отличительное в решении проблемы.
  4. Обращается внимание на объективность суждений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Права и обязанности членов экспертных комиссий  научно-практических конференций школьников и учащейся молодежи.

Члены экспертных комиссий имеют право:

       коллегиальным решением (открытое голосование) отклонить представленную работу с соответствующей рецензией;

       в процессе публичной защиты работы остановить докладчика в случае превышения временного регламента;

       призвать участников конференции к дисциплине на заседании предметной секции в случае возникновения нарушений общепринятых норм;

       отклонить некорректные вопросы участников дискуссии;

       задавать вопросы докладчикам, не содержащих никаких элементов критики в адрес содержания работы

Члены экспертных комиссий обязаны:

       соблюдать этику письменных рецензий научных работ и проведения публичных заседаний;

       на заседании предметной секции не допускать со своей стороны вопросов к докладчику, содержащих оценочные суждения, и каких-либо замечаний по содержанию доклада и научного исследования;

       выносить решения коллегиально путем открытого голосования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа " Право в нашей жизни"

предпрофильная подготовка учащихся 9 класса по овладению правовыми знаниями...

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...