Тренинг как форма коррекционно – воспитательной работы
методическая разработка по теме

Булатова Вероника Валерьевна

 

Данная работа  содержит методические рекомендации по организации и проведению тренингов.

Рекомендации адресованы классным руководителям, педагогам – организаторам, вожатым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг. Советы по организации и проведению

Тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Основные парадигмы тренинга:

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

  1. соблюдение принципов групповой работы;
  2. нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего, сколько от самих участников;
  3. наличие постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух – пяти дней (так называемые группы – марафоны);
  4. определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении);
  5. акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
  6. применение активных методов групповой работы;
  7. объективизация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
  8. атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

 Тренинги, являясь формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия таких парадигм можно выделить несколько:

  1. Тренинг, как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные  паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные по мнению ведущего;
  2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
  3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
  4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

 

       Цели тренинговой группы:

  1. исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решений;
  2. улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья;
  3. изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;
  4. развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
  5. содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Важный момент проведения тренингов — желание учащихся (или учителей) стать членами тренинговой группы. Добровольность участия яв ляется необходимым профессионально-этическим требо ванием. Поэтому, приглашая на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяснить цели та кой работы и ее формы и сформировать у них мотивацию к этой деятельности. Нельзя требовать от учащихся обяза тельной явки на тренинговые занятия. Для детей до 14 лет необходимо разрешение родителей на участие в тренинге.

Перед началом занятий психолог должен подготовить примерную программу психологического тренинга. Разу меется, эта программа является только ориентиром, по скольку в процессе работы неизбежны отступления от за готовленных сценариев, а иногда — кардинальные изме нения стратегии ведения группы. Однако наличие програм мы представляется обязательным, поскольку ее подготовка позволяет четко осознать основные пути достижения по ставленной цели.

С.Д. Дерябо предложил простой алгоритм выбора со держания тренинга:

1. Вначале выясняется во всех деталях круг проблем тренинговой группы.

2. На основании этого круга составляется «психологическая матрица» необходимых для освоения компонентов деятельности.

3. Формируется содержание тренинга, в котором для каждого компонента деятельности подобранно то или иное упражнение, ситуация и т.д.

Каждое занятие можно строить примерно по одной схе ме:

- Организационный момент – ритуалы приветствия, разминочные упражнения

- Основная часть – настрой как подготовка к восприятию нового материала, введение нового содержания

- Подведение итогов – эмоциональное реагирование, осмысление

- Домашнее задание – подразумевается не всегда

- Заключение – ритуалы прощания

Перспективной в плане формирования новых умений участников тренинга является цикличная модель Д. Колба, в которой научение проходит последо вательно четыре фазы:

1. Конкретный опыт – собственные практические попытки обучающихся сделать что-то

2. Рефлексивное наблюдение – самостоятельный или групповой анализ происходившего, попытка разобраться в том, что способствовало, а что препятствовало успешной деятельности.

3. Абстрактная концептуализация – попытка сделать обобщение на абстрактном уровне, знакомство с имеющейся теорией.

4. Активное экспериментирование – освоение новых умений и навыков в различных ситуациях.

По завершении тренинга психологу следует проанали зировать свою работу, учесть ошибки и достижения, обоб щить накопленный опыт. В анализе тренингового занятия следует раскрыть особенности про текания группового процесса, выделить успешные и не успешные моменты работы, оценить эффективность раз работанной программы и сделать выводы.

Необходимо анализировать итоги каждого занятия сразу по его завершении. Подведение итогов каждого проведенного тренингового занятия, позволит ведущему накапливать важный и интересный материал, который на верняка пригодится в дальнейшем

Преимущества групповых тренингов:

  1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;
  2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными скрытые факторы (давление партнеров, социальное влияние, конформизм);
  3. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
  4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;
  5. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека;
  6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого;
  7. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.

Групповые нормы:

  1. Здесь и теперь.

Принцип акцентирования на настоящем. Он ориентирует участников тренинга на анализирование процессов, происходящих в группе, переживаемых чувств и появляющихся в данный момент мыслей.

Принцип способствует рефлексии участников, учит их сосредотачивать внимание на себя, своих мыслях и чувствах, развивает навыки самоанализа.

  1. Искренность и открытость.

Самое главное – не лицемерить, не лгать.

Принцип способствует получению и предоставлению другим честной, обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.

  1. Принцип Я.

Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание  собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «Мы считаем…», «У нас другое мнение…»…Используются такие: «Я чувствую…», «Мне кажется…».

  1. Активность.

Обязательно активное участие всех в происходящем на тренинге.

  1. Конфиденциальность.

Все, о чем говорится относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.

Количественный состав тренинговой группы

Минимумом считается группа из 4 человек.

Верхний предел не определен.

Оптимальным принято считать двенадцать участников.

Такое количество дает возможность свободного взаимодействия внутри группы. Кроме того, имеются и организационные преимущества: 12 делится на 2,3,4, что позволяет создавать разнообразные подгруппы.

Нежелательно, чтобы число участников превышало 18 человек – это ведет к резкому снижению уровня продуктивной обратной связи, уменьшению времени, уделяемого каждому, исчезновению условий для проявления активности.

Все тренинговые занятия проводятся по следующей схеме:

  1. Приветствие;
  2. Рефлексия (отражение, обсуждение) актуального состояния и прожитого за неделю;
  3. Разминка на концентрацию внимания и включенность в работу группы;
  4. Работа по теме занятия;
  5. Разминка на снятие усталости;
  6. Рефлексия сделанного: обмен впечатлениями, чувствами, пожеланиями;
  7. Подведение итогов работы.

                             

Первое занятие

Группа сидит в кругу.

Первыми представляются ведущие. Они рассказывают о себе, представляют программу предстоящих занятий, их цель и задачи. Ведущие проявляют открытость и дружелюбие, говорят простым и понятным языком. После рассказа о себе и программе ведущие предлагают всем участникам познакомиться поближе.

Требования  к организации психологических тренингов в школе:

Организация пространственно-предметной среды:

• кабинет (не менее 18 кв. м), пригодный как в каче стве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории;

• ковровое покрытие;

• свободно передвигающиеся учебные столы и стулья.

Минимально необходимые требования к оборудованию:

• стол и ступ на каждого ученика;

• доска (стенд для вывешивания плакатов или флип-чарт);

• цветные карандаши (или фломастеры), краски и ки сточки на каждого участника;

• листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата Д4 и A3);

• картонные карточки (размером 9x12 см или чуть меньше)

• маты;

• набор разнообразных игрушек.

Желательны:

• телевизор;

• видео- и аудиомагнитофоны;

• компьютер;

• зеркала на стенах, скрываемые шторками.

Время занятий:

ш продолжительность каждого занятия: от 35-45 ми нут до 3 часов с одним 10-минутным перерывом;

• частота; рекомендуется не реже одного раза в не делю; возможно проведение тренинга-марафона в вы ходные дни (по 6 часов в день).

Тренинговые игры и упражнения

Упражнение «Знакомство»

  1. Участники по очереди называют свое имя и прилагательное на ту же букву, что и имя, отражающие его личные особенности, повторив перед этим имя с прилагательным всех предыдущих участников. Например: «Валентин – волевой, Анна – артистичная, Света – смелая, а я Галя – гордая».
  2. Участники называют по очереди свое имя и показывают какое либо движение или жест, характеризующее его. Вся группа хором повторяет имя и движение или жест, стараясь понять, что за человек представляющийся.
  3. Участникам предлагается по очереди назвать себя так, как хотелось бы чтобы его называли в группе, как его называли в детстве и как его будут называть, когда он станет взрослым. Группа повторяет все три варианта хором.
  4. Участники разбиваются на пары и каждый участник по очереди рассказывает в течение 5 минут партнеру о том, чем ему в жизни повезло. Затем каждая пара представляет себя в круг следующим образом: один из партнеров, сидит, другой стоя за спиной у сидящего партнера, кладет ему руки на плечи и представляет своего партнера от его имени. Например, Галина представляет Веру, говорит «Я Вера» и рассказывает о Вере так, будто это она сама. Затем тоже делает другой партнер.
  5. Всем участникам предлагается распределиться по комнате по следующим признакам: слева – направо: от самых светловолосых до самых темноволосых, от голубоглазых до кареглазых.
  6. Построиться по росту с закрытыми глазами.
  7. Объединиться в группы по дате рождения: зима, весна, лето, осень.
  8. Построиться по алфавиту в соответствии с начальной буквой своего имени и т.д.

Упражнения «Ожидания»

Ведущий просит участников письменно на ряд вопросов, а затем поделиться ответами в круг.

После того, как участники ответят на эти вопросы у себя в тетрадях, они говорят о своих ожиданиях и опасениях в круг. Ведущий записывает их на ватмане; разделив его на две колонке

Таким образом формируется групповой запрос на дальнейшую работу. Это очень важный момент в работе групп. Когда ребята проясняют свой ожидания, в том ли направлений движется группа, а также заботиться о том, чтобы были учтены предложения.

Игра-разминка «Сильный ветер дует на того, у кого…»

Ведущий убирает свой стул, встает в центр круга и называет какой-то признак, который есть у него, а все участники, у которых он тоже присутствует, должны поменяться местами друг с другом. Нельзя меняться с соседями слева и справа. Ведущий стремиться занять освободившееся места, а тот, кто остается без стула, становится новым ведущим.

«Слушайте и смотрите»

Все участники встают и повторяют за ведущим действия и слова до тех пор, пока не объявится новый ведущий.

Пример: «слушайте и смотрите, я самолет, летающий под облаками и качающий крыльями». Ведущий движется по комнате, разведя руки в сторону подобно крыльям самолета, покачивая ими из стороны в сторону и имитирую рев моторов. Все участники повторяют все действия ведущего.

Как только какой-то другой участник скажет: «Слушайте и смотрите!», группа начинает выполнять его движение. Предусматривается смена 4-5 ведущих. За это время участники успевают подтягиваться, снять напряжение и даже повеселиться.

«Дракон»

Участники групп встают друг за другом, держа впереди стоящего за талию. Первый человек- «голова» дракона, последний – «хвост». Задача «головы»-поймать «хвост», задача «хвоста»-убежать от «головы». Все остальные участники, решив про себя кому они будут помогать-«голове» или «хвосту», крепко держаться друг за друга, образуя тело дракона. После того, как «голова» поймает «хвост», он становится «голова», а последний в цепочке участник-«хвостом». Упражнение несколько раз.

«Мы строим дом»

Все участники групп вместе с ведущим встают в круг, берутся за руки и присаживаются на корточки. Хором повторяют за ведущим слова, группа медленно поднимается вверх, усиливая громкость голоса от шепота до крика:

 «Мы строим первый этаж» (шепотам), чудь приподнявшись: «Мы строим второй этаж» (чуть громче), еще немного поднявшись: «Мы строим третий этаж» (еще громче)» и так до девятого этажа, когда все участники стоят в полный рост с поднятыми вверх руками.

«Упражнение левого соседа»

Все участники групп встают в круг и каждый начинает выполнять какое-то простое движение. Через 5-6 секунд по команде «Переход» каждый участник начинает выполнять движение своего левого соседа. Упражнение выполняются до тех пор, пока к каждому не вернется движение.

После разминки ведущий всей группе предлагает сыграть в игру.

«Космическая скорость»

Группа стоит в кругу, ведущий дает одному из участников мяч, и говорит о том, что необходимо мяч передать так, чтобы он побывал у каждого один раз, при этом ведущий замечает время, за которое задание будет выполнено. Затем просит передать мяч в обратном порядке. Когда группа справляется и с этим заданием, ведущий предлагает выполнить первое задание, но как можно быстрее. Группе дается несколько попыток для достижение наилучшего результата.

После упражнения ведущий просит всех поделиться впечатлениями от игры, после чего в малых (по 3-4 человека) группах просит составить алгоритм решения поставленной задачи. Результаты работ групп представляются в круг. Затем ведущий представляет обобщенную схему.

«Автодром»

Участники встают и вытягивают вперед руки, накладывая одну ладонь на другую: «Давайте представим, что мы автомобильчики аттракциона «Автодром». Мы будем двигаться, сталкиваясь друг с другом, издавая предупреждающие сигнальные звуки. Поехали!» Важно перед началом игры договориться, что столкновение должны быть безболезненными. Взаимодействие продолжается 3-5 минут. Участники успевают не только подвигаться, но и  пошутить.

 «Путаница»

Все участники вытягивают в перед руки и по команде ведущего соединяют их с руками других людей, желательно не своих соседей. Затем группе предлагается распутаться таким образом, чтобы все оказались в одном круге. Задание может повторяться несколько раз до тех пор, пока не будет выполнена инструкция.    

«Зоопарк»

Каждому участнику предлагается представить себя в виде животного, в котором есть что-то похожим на него. Участники молча имитируют поведение животных и пытаются отгадать, кто какое животное представляет.

Упражнение способствует самораскрытию участников и развитию их творческих способностей.

 

«Моя любимая майка»

«Представьте, что это Ваша любимая майка, разукрасьте ее и напишите на ней девиз своей жизни».

Ребята рисуют, затем прикрепляют майку к груди и в течение 10 минут свободно перемещаются по комнате, знакомясь с девизами друг друга. После этого ведущие задают вопросы, ответы на которые обсуждаются в круге: Легко ли Вам было написать девиз? Какой смысл Вы в него вкладываете?

Что нового Вы узнали друг о друге, знакомясь с девизом других участников?

Что можно сказать о человеке по его жизненному девизу?

«Коллективная сказка»

Один из учащихся начинает сочинять сказку или какую-либо нео быкновенную историю, и каждый следующий за ним ученик добавля ет по одному — двум предложениям.

«Коллективный портрет группы»

Для игры необходимо большой лист бумаги и фломастеры или школьная доска и цветные мелки. Учащимся предлагается нарисовать свой класс (по очереди дети изображают, как себя видят в группе).

«Даты рождения»

Учащимся дается следующая инструкция «Вы должны сейчас при помощи жестов (без слов) построиться по дню и месяцу рождения, на чиная с 1 января и оканчивая 31 декабря».

Возможны варианты построения по размеру обуви, цветам волос, глаз, одежды и т. д.

«Дискуссия»

Формируются группы по 3 человека:

1)  глухой и немой (видит и может жестикулировать);

2)  глухой и паралитик (видит и может говорить);

3)  слепой и немой (слышит и показывает). Им надо договориться о следующем:

•   где и когда вы встретитесь в Москве;

•   вы идете в гости к своему приятелю, какой вы купите ему подарок;

•   один из троих просит поехать на дачу покрасить забор. Группа выбирает одно из трех заданий, а потом после пятиминут ной подготовки показывает его, а остальные учащиеся класса пытают ся отгадать показываемое.

«Стыковка»

• Два человека сидят на стульях друг напротив друга с закрытыми глазами, за ними стоят два руководителя. Задача - состыковаться ука зательными пальцами с помощью команд стоящего за тобой.

• Ладонь одного учащегося является мишенью, а палец другого —стрелой. Задача — попасть в мишень одному, а друго му - увернуться.

«Я люблю своих соседей»

Ведущий игры находится в центре круга. Остальные игроки сидят на стульях (количество стульев должно соответствовать количеству сидящих).

Ведущий говорит: «Я люблю всех своих соседей, у кого ... голубые глаза». Они встают и меняются местами. Ведущий пытается занять себе место. Кому места не досталось, становится ведущим и продол жает игру словами «Я люблю всех своих соседей, у кого...», называя любой общий признак группы.

«Бип»

Водящий входит в круг, закрывает глаза. Его все раскручивают. Когда говорят «бип!» и хлопают в ладоши, он останавливается и дол жен сесть спиной к кому-нибудь на колени, а потом должен отгадать с помощью рук, к кому он сел.

«Знакомство спинами»

Участники игры выстраиваются в два круга. Внутренний круг сто ит с закрытыми глазами. Внешний круг движется с открытыми глаза ми. После остановки круги соприкасаются спинами и узнают, к кому прислонились.

«Голосовые техники»

1.   Техника болтовни с самим собой или парами на языке, который никто не знает.

2.   Техника смеха. Когда начинает хохотать один, другие подхваты вают, и в итоге хохочут все.

3.   Техника гудения. Как в п. 2, только гудят.

«Ритм по кругу»

Ребенок задает хлопками ритм, а группа подхватывает заданный ритм.

«Движение по кругу»

Учащиеся стоят в кругу. Один из них, начинает движение, напри мер, как будто передает тяжести, другие подхватывают движение.

«Оркестр»

Класс разбивается на несколько команд. В команде выбираются разные инструменты и играющий дирижер. После подготовки одна из команд изображает мелодию, а остальные - угадывают.

«Кораблекрушение»

Игра составлена на основе разработки «Потерпевшие кораблекрушение», изложенной в книге Кьелла Рудестама «Групповая психоте рапия».

Инструкция. Наша яхта терпит кораблекрушение в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Однако Вы находи тесь примерно на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли. Остались целыми и невредимыми 15 предметов. Кроме этого есть надувной плот с веслами, в карманах - коробок спичек и 5 бумаж ных банкнот.

Ваша задача классифицировать 15 предметов в соответствии с их значением для выживания.

Список предметов (записан на доске):

•   Секстант (для определения местонахождения);

•   Зеркало для бритья;

•   20 л воды;

•   Противомоскитная сетка;

•   Коробка с едой на 1-2дня;

•   Карта Тихого океана;

•   Надувная подушка (спасательное средство);

•   20 л канистра бензина;

•   Маленький транзистор;

•   Отпугиватель акул (свисток);

•   1 л спирта;

•   15 м каната;

•   20 м непрозрачного полиэтилена;

•   2 коробки шоколада;

•   Рыболовная снасть.

Правила обсуждения:

1)  группа должна достичь полного согласия;

2)  достичь согласия можно, если все члены группы согласны;

3)  нельзя голосовать;

4)  избегать уклонений от конфликта (надо доказывать свою точку зрения и соглашаться, хотя бы отчасти).

«Пчелы и змеи»

Необходимо разбиться на две группы (пчелы и змеи). Каждая груп па должна выбрать своего короля.

Оба короля выходят из класса и ждут, пока их позовут. Во время их отсутствия учитель прячет два предмета (например, губка и каран даш), которые короли должны разыскать в классе. Король пчел дол жен найти мед (губку), а змеиный король должен отыскать ящерицу (карандаш). Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы дол жны жужжать - жжжж. Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением - ш-ш-ш-ш. Чем ближе змеиный король приближа ется к ящерице, тем громче должно быть шипение. Помните, что во время этой игры нельзя говорить.

«Коровы, собаки, кошки»

Инструкция. Встаньте и расположитесь широким кругом. Я подой ду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным, Никому не проговоритесь, что я вам нашептал. Учитель по очереди шепчет детям: «Корова, собака, кошка».

Теперь закройте глаза. Через минуту я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» также как и вы. Вы можете хо дить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Дальше, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других говорящих на вашем языке. Помните, что во время хождения глаза должны оставаться закрыты ми. Навострите уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой.

«От любви до ненависти»

Инструкция. Марина говорит, что она любит ходить в школу. А с Денисом дело обстоит совсем иначе. Он говорит, что терпеть не может школу. «Там так ужасно скучно», — стонет он.

•   Что для вас в школе интересно? А что скучно? Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка (10мин.)

•   Сядьте по несколько человек и попытайтесь составить общие списки того, что в школе интересно, а что скучно (10мин.).

•   Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее. Потом мы вместе поговорим об этом (5мин.).

«Воображаемое интервью»

Инструкция. Объединитесь в группы по 4 человека. Представьте себе, что вам надо взять интервью у взрослого человека. Какие вопро сы вы ему зададите, чтобы узнать о нем как можно больше интересно го. Составьте список вопросов (10мин,).

Теперь представьте, что вы берете интервью у меня. Запишите ря дом с вопросами ответ, который, по вашему мнению, дал бы я. Если вы не можете предположить ответа, попытайтесь угадать его (20мин.).

Затем дать возможность группам зачитать интервью и доброжела тельно высказать свое мнение о нем. Исправьте неподходящие ответы и похвалите те, которые попали в точку.

«Бычок — серый бочок»

Режиссер (классный руководитель) раздает путем жеребьевки сле дующие роли: Баба Яга, ступа, дерево (2 чел.), овечка (2 чел.), папа, мама, Нюрочка-девчурочка, Бычок-серый бочок, грязь-болото, из бушка на курьих ножках.

Режиссер читает текст, а актеры параллельно его играют.

Жили-были муж и жена, и была у них доченька Нюрочка-девчурочка. Папа и мама очень любили, лелеяли свою доченьку. Отпросилась как-то Нюрочка-девчурочка в лес по грибы, по ягоды, да и заблудилась. Села она под кустик и плачет. Пролетала рядом на ступе Баба Яга, схватила Нюроч ку-девчурочку, да и принесла ее в свою избушку на курьих ножках. Стала там жить Нюрочка-девчурочка, дом подметать, окна мыть, мусор выносить.

Пробегали как-то мимо избушки овечки. Посадили Нюрочку-девчу рочку на спины и побежали домой. Спохватилась Баба Яга — нет Нюроч ки-девчурочки дома, села в ступу и пустилась в погоню. Догнала Нюроч ку-девчурочку и унесла ее домой. Стала снова Нюрочка-девчурочка жить в избушке на курьих ножках. А избушка глазами хлопает, поворачивается то задом, то передом.

Пробегал как-то рядом бычок-серый бочок, острые рожки. Села на него Нюрочка-девчурочка, и понес её бычок-серый бочок домой. А лес шумит, деревьями раскачивает. Погналась Баба Яга в ступе за Нюрочкой-девчурочкой, вот-вот догонит. Да не тут-то было. На пути лежало болотце.

Подбежал бычок-серый бочок к болотцу, да давай копытцем бить, грязью Бабу Ягу забрасывать. Забрызгал ей все глаза и убежал. Не догнала их Баба Яга. А Нюрочка-девчурочка прибежала домой. Отец и мать встре тили ее, обняли, расцеловали. Бычка поблагодарили и стали жить-пожи вать и добра наживать.

«Веселый цирк»

Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Режиссер (классный руководитель) путем жеребьевки выдает задание - подготовить и пока зать шуточный цирковой номер. Номера могут быть следующие: клоу ны, фокусники, дрессированные хищники, жонглеры, канатоходцы, собачки-математики, верховые наездники, акробаты и гимнасты.

Проводит цирковую программу веселый конферансье, который свяжет все номера воедино. Цирковой оркестр можно изобразить всем вместе. Одна группа изображает барабаны; вторая - гитары, третья - пианино, четвертая - трубы и т. д.

«А-рам-шим-шим»

Водящий стоит в центе круга с закрытыми глазами и вытянутой ру кой вперед. Все играющие, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

А-рам-шим-шим.

А-рам-шим-шим,

Арамия-Зульфия,

Покажи-ка на меня.

На последних словах круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, иа кого показал водящий, вхо дит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором, хлопая в ла дони, произносят: «И раз, и два, и три!», На счет «три» стоящие в цен тре одновременно поворачивают голову. Если они повернули голову в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят, например, поют, танцуют, читают стихи и т. д. После этого первый водящий уходит в круг, а второй занимает его место. Если они повернули головы в раз ные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий ухо дит, а второй начинает игру сначала.

Для ребят старшего возраста можно ввести следующее правило. Если в центре оказываются мальчик и девочка и они повернули голо вы в одну сторону, то они должны поцеловаться, если в разные — то просто пожимают друг другу руки. Если же в центре - два мальчика или две девочки, то они в такой ситуации тоже пожимают руки.

Список использованной литературы

  1. Кобякова, Т.Г. В помощь добровольцу [Текст]: методическое пособие / Т.Г. Кобякова, Ю.Ю. Котляков. – Кемерово: Никалс, 2000. – 100 с.

  1. Колпакова, О.С. Программы коррекционно - воспитательной работы [Текст] / О.С. Колпакова. –  Кемерово, 1996. – 66 с.

  1. Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов/ М.П. Нечаев. – М.: «5 за знания», 2006. – 176 с.

  1. Тренинг // Школьные технологии, 2001. - № 1. –  С. 129 – 132.