Главные вкладки

    «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».
    методическая разработка (5 класс)

    Кучумова Анна Михайловна

    «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».

       Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. В своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и очень важна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

                Исходя из этого, я поставила цель совместной работы с родителями:

    • формирование активной позиции родителей;
    • привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями;
    • определение и разработка вариативных форм и методов работы с родителями; технологии эффективного взаимодействия логопеда и родителей, способствующую повышению качества коррекционно-логопедической работы.

    Задачи, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:

    • систематизировать содержание, формы и методы работы с родителями;
    • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
    • разработать и обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.

    Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Поэтому учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

    • Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.
    • Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
    • Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе.

               Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

    • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
    • Относиться к ребенку как к равному.
    • Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.
    • Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
    • Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.
    • Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

    Этапы работы с родителями:

    Логопедическая работа  с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в три этапа, которые реализуются в строго определенной последовательности.

    1.  Организационный.
    (сентябрь - 1-я половина октября).

    2. Основной.
    (октябрь-март).

     3. Заключительный.

     (апрель-май).

      Организационный этап.

    На организационном этапе встают задачи:

    1) Изучение семьи ребенка, зачисленного на логопункт, с помощью наблюдений, бесед, опросов, анкетирования.

    2) Разработка перспективного плана совместной коррекционной работы с родителями на год.  

    3) Формирование у родителей предпосылок педагогической рефлексии.

          В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Знакомлюсь с родителями детей, зачисленных на логопедические занятия. При планировании  коррекционной работы учитываю:

    • Роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
    • Тип семейного воспитания.

           Из первой беседы выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество.

    Формы совместной работы с родителями на первом этапе:

    1. Анкетирование (сентябрь, май).

    Анкетирование позволяет более  направленно вести индивидуальную работу с родителями. Анализ анкет позволяет получить дополнительную информацию о развитии каждого ребенка, его интересах и способностях, увлечениях, об укладе семьи, о семейных традициях, об участии родителей в воспитании, развитии ребенка, о том, как проходят выходные дни и праздники, каков стиль взаимодействия взрослых с ребенком.

    1. Перспективный план работы с родителями на год.

    Разрабатывается  после определения основных направлений коррекционной работы с детьми на основании полученной в ходе анкетирования информации о речевом уровне детей, потребностей их родителей.

    1. Индивидуальные консультации (2-я половина сентября).

    На индивидуальных консультациях вместе с родителями обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, считаясь, безусловно, с детской неповторимостью и индивидуальностью. На этом этапе работы возможно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать пути их профилактики и коррекции в ДОУ и семье, тем самым формируя у взрослых предпосылки педагогической рефлексии. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на успехи и маленькие достижения  их детей в преодолении речевых проблем.

           4.Родительское собрание. В ходе родительского собрания «Давайте познакомимся»  (начало октября) взрослые получают дополнительную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопункта, о результатах обследования, о характере и мере участия родителей в коррекционных занятиях

    Основной этап:

    Если на организационном этапе содержание работы составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, то на основном этапе должны быть освещены конкретные приемы закрепления определенных навыков у дошкольников, установлены единые требования к общему и речевому воспитанию ребенка. На данном этапе встают следующие задачи:

    • Знакомство родителей с доступными для использования в домашних условиях методами стимуляции речевого развития и коррекции его.
    • Обучение родителей совместным, имеющим коррекционное направление формам деятельности с детьми.
    • Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

    Формы работы на втором этапе:

    Фронтальные консультации.

                Это своеобразный логопедический  всеобуч для родителей, тематика которого определяется на целый учебный год.

    Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересуют родителей в нашем ДОУ:

                             «Артикуляционная гимнастика»

                             «Развитие мелкой моторики»

                             «Дыхательная гимнастика»

                             «Выполнение домашнего задания»

                             «Развитие внимания и мышления»

                             «Как следить за автоматизацией звуков в домашних условиях»

    Индивидуальные практикумы. На  индивидуальных практикумах  родители обучаются совместным, имеющим коррекционную направленность формам деятельности с детьми: приемам артикуляционной и пальчиковой  гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и дыхания, навыкам звукового анализа.

    Индивидуальные занятия.  Родители, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности, приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда, где основное внимание взрослого обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.

    Родительское собрание проводится также в январе. Цель этого собрания – показать родителям занятие с детьми в нетрадиционной форме (например, игра «КВН») и подвести  некоторые итоги коррекционного обучения детей за I полугодие.

    Тетрадь для домашних заданий. Основной формой взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь для       домашних заданий (фонетический дневник)

    Фонетический дневник  - наглядное пособие для обучения ребенка правильной речи, где дается  краткое, доступное  для неспециалиста описание артикуляции звуков, зарисовываются подготовительные упражнения для губ и языка, развития голоса, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, схематически зарисовываются символы звуков и картинки для называния, раскрашивания, запоминания. Ведение тетради – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года.  Предлагаю задания на автоматизацию поставленного звука, а также упражнения на развитие мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления и другие. Задания подбираю дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.

    Домашняя библиотека. Существенную роль  в результативной работе родителей с детьми играет подобранная логопедом библиотечка авторских пособий. Каждый пособие позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью

    Визуальные (наглядные) средства. В процессе работы с родителями  на основном этапе широкоиспользуются визуальные (наглядные) средства: Речевой уголок «Речецветик».

    Рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка.

    Рубрика «Домашняя игротека»  знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Среди прочих дома рекомендуются «Игры на кухне». Например, на кухне можно проводить игру на обогащение словаря ребенка «Охота на слова» (Какие слова можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа?)  На кухне можно проводить игру «Покупки» на автоматизацию звука [р.]  в словах (В каких из этих предметов «живет» звук [р] ? В кар.р.ртошке или капусте? В яблоках или пер.р.рсиках?..)

    Информационно-деловое оснащение. Информационный стенд «Логопед советует» представляет собой материал с практическими советами и рекомендациями, подобранными  с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, с практическими рекомендациями семье, позволяющими родителям глубже строить с ним взаимоотношения. Например, рекомендации для родителей  «Типичные ошибки при обучении детей чтению в домашних условиях», «Для чего нужны занятия с логопедом», «Как помочь ребенку развить связную речь», «Развитие мыщц речевого аппарата», «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать» и т.д.

     Заключительный этап:

    Заключительный этап коррекционно-речевой работы с ребенком предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия. На заключительном этапе работа с родителями будет заключаться:.

    1) В индивидуальных консультациях (май) с целью информирования родителей об итогах проведенной с детьми работы.

    2) В проведении (в апрелеподгрупповых  открытых занятий.

    3) В проведении речевых праздников (май) с целью закрепления коммуникативных умений и навыков, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала.

    4) В проведении итогового родительского собрания (май), на котором даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.

    Формы работы на заключительном этапе   

         Подгрупповые открытые занятия  Нетрадиционная форма работы с родителями, где родители могут помогать своим детям, а самое главное – создается эмоциональный контакт между ними. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

    Речевые праздники. К речевым праздникампредъявляются следующие требования:

    • речевой основой становится то, что готовилось дома с детьми и их родителями
    • максимальная активность детей и родителей
    • тематика праздников, проводимых в нашем ДОУ, охватывает разные стороны речевого развития ребенка: «Зачем Тигренку рычать?», «Праздник красивой и правильной речи» и т.д.

    Итоговое родительское собрание проводится в форме круглого стола «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?» Этапы итогового собрания включают:

    • Выступление ведущего, воспитателей.
    • Выступления, записи образцов  речи детей.
    • Показ открытых занятий, их фрагментов.
    • Анализ выступлений детей и обмен опытом родителей.
    • Обсуждение анкет («Речь вашего ребенка», «Как развивается ваш ребенок?»). Выводы специалистов.

    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ.

    Использование  традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества способствовало  активному участию родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми, что  существенно повысило эффективность и качество исправления речевых нарушений у детей.

        На основании  проведенного в конце года обследования речевого развития детей и анкетирования родителей было выявлено:

    1) Исправление звукопроизношения у детей проходило в более короткие сроки и с максимальным эффектом.

    2) Педагогическая компетентность и заинтересованность родителей значительно повысилась.

    3) Отношения между родителями и детьми стали более конструктивными.

        Также было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей-логопатов обеспечило КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД  к коррекционно-образовательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей. В процессе работы с ними повысился их интерес к проблемам детей

         Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

    Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда – ориентироваться на ребенка, его интересы, помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

         На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

         Каждого из родителей нацеливаю на систематическую, длительную работу с ребенком.       Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.

    На консультациях и семинарах-практикумах родителям показываю логопедические приемы /артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др./, максимально понятные для последующего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, т.к. тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый стереотип бывает очень трудно.

          Родители прислушиваются к моим советам и рекомендациям, делятся своим мнением и впечатлениями. К концу года родители  принимают активное участие в коррекционной работе, предъявляют справедливые требования к своим детям.

          Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

          Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».

       Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. В своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и очень важна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

                Исходя из этого, я поставила цель совместной работы с родителями:

    • формирование активной позиции родителей;
    • привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями;
    • определение и разработка вариативных форм и методов работы с родителями; технологии эффективного взаимодействия логопеда и родителей, способствующую повышению качества коррекционно-логопедической работы.

    Задачи, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:

    • систематизировать содержание, формы и методы работы с родителями;
    • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
    • разработать и обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.

    Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Поэтому учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

    • Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.
    • Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
    • Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе.

               Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

    • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
    • Относиться к ребенку как к равному.
    • Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.
    • Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
    • Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.
    • Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

    Этапы работы с родителями:

    Логопедическая работа  с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в три этапа, которые реализуются в строго определенной последовательности.

    1.  Организационный.
    (сентябрь - 1-я половина октября).

    2. Основной.
    (
    октябрь-март).

     3. Заключительный.

     (апрель-май).

      Организационный этап.

    На организационном этапе встают задачи:

    1) Изучение семьи ребенка, зачисленного на логопункт, с помощью наблюдений, бесед, опросов, анкетирования.

    2) Разработка перспективного плана совместной коррекционной работы с родителями на год.  

    3) Формирование у родителей предпосылок педагогической рефлексии.

          В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Знакомлюсь с родителями детей, зачисленных на логопедические занятия. При планировании  коррекционной работы учитываю:

    • Роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
    • Тип семейного воспитания.

           Из первой беседы выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество.

    Формы совместной работы с родителями на первом этапе:

    1. Анкетирование (сентябрь, май).

    Анкетирование позволяет более  направленно вести индивидуальную работу с родителями. Анализ анкет позволяет получить дополнительную информацию о развитии каждого ребенка, его интересах и способностях, увлечениях, об укладе семьи, о семейных традициях, об участии родителей в воспитании, развитии ребенка, о том, как проходят выходные дни и праздники, каков стиль взаимодействия взрослых с ребенком.

    1. Перспективный план работы с родителями на год.

    Разрабатывается  после определения основных направлений коррекционной работы с детьми на основании полученной в ходе анкетирования информации о речевом уровне детей, потребностей их родителей.

    1. Индивидуальные консультации (2-я половина сентября).

    На индивидуальных консультациях вместе с родителями обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, считаясь, безусловно, с детской неповторимостью и индивидуальностью. На этом этапе работы возможно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать пути их профилактики и коррекции в ДОУ и семье, тем самым формируя у взрослых предпосылки педагогической рефлексии. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на успехи и маленькие достижения  их детей в преодолении речевых проблем.

           4.Родительское собрание. В ходе родительского собрания «Давайте познакомимся»  (начало октября) взрослые получают дополнительную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопункта, о результатах обследования, о характере и мере участия родителей в коррекционных занятиях

                 

    Основной этап:

    Если на организационном этапе содержание работы составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, то на основном этапе должны быть освещены конкретные приемы закрепления определенных навыков у дошкольников, установлены единые требования к общему и речевому воспитанию ребенка. На данном этапе встают следующие задачи:

    • Знакомство родителей с доступными для использования в домашних условиях методами стимуляции речевого развития и коррекции его.
    • Обучение родителей совместным, имеющим коррекционное направление формам деятельности с детьми.
    • Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

    Формы работы на втором этапе:

    Фронтальные консультации.

                Это своеобразный логопедический  всеобуч для родителей, тематика которого определяется на целый учебный год.

    Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересуют родителей в нашем ДОУ:

                             «Артикуляционная гимнастика»

                             «Развитие мелкой моторики»

                             «Дыхательная гимнастика»

                             «Выполнение домашнего задания»

                             «Развитие внимания и мышления»

                             «Как следить за автоматизацией звуков в домашних условиях»

    Индивидуальные практикумы. На  индивидуальных практикумах  родители обучаются совместным, имеющим коррекционную направленность формам деятельности с детьми: приемам артикуляционной и пальчиковой  гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и дыхания, навыкам звукового анализа.

    Индивидуальные занятия.  Родители, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности, приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда, где основное внимание взрослого обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.

    Родительское собрание проводится также в январе. Цель этого собрания – показать родителям занятие с детьми в нетрадиционной форме (например, игра «КВН») и подвести  некоторые итоги коррекционного обучения детей за I полугодие.

    Тетрадь для домашних заданий. Основной формой взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь для       домашних заданий (фонетический дневник)

    Фонетический дневник  - наглядное пособие для обучения ребенка правильной речи, где дается  краткое, доступное  для неспециалиста описание артикуляции звуков, зарисовываются подготовительные упражнения для губ и языка, развития голоса, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, схематически зарисовываются символы звуков и картинки для называния, раскрашивания, запоминания. Ведение тетради – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года.  Предлагаю задания на автоматизацию поставленного звука, а также упражнения на развитие мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления и другие. Задания подбираю дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.

    Домашняя библиотека. Существенную роль  в результативной работе родителей с детьми играет подобранная логопедом библиотечка авторских пособий. Каждый пособие позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью

    Визуальные (наглядные) средства. В процессе работы с родителями  на основном этапе широкоиспользуются визуальные (наглядные) средства: Речевой уголок «Речецветик».

    Рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка.

    Рубрика «Домашняя игротека»  знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Среди прочих дома рекомендуются «Игры на кухне». Например, на кухне можно проводить игру на обогащение словаря ребенка «Охота на слова» (Какие слова можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа?)  На кухне можно проводить игру «Покупки» на автоматизацию звука [р.]  в словах (В каких из этих предметов «живет» звук [р] ? В кар.р.ртошке или капусте? В яблоках или пер.р.рсиках?..)

    Информационно-деловое оснащение. Информационный стенд «Логопед советует» представляет собой материал с практическими советами и рекомендациями, подобранными  с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, с практическими рекомендациями семье, позволяющими родителям глубже строить с ним взаимоотношения. Например, рекомендации для родителей  «Типичные ошибки при обучении детей чтению в домашних условиях», «Для чего нужны занятия с логопедом», «Как помочь ребенку развить связную речь», «Развитие мыщц речевого аппарата», «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать» и т.д.

     Заключительный этап:

    Заключительный этап коррекционно-речевой работы с ребенком предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия. На заключительном этапе работа с родителями будет заключаться:.

    1) В индивидуальных консультациях (май) с целью информирования родителей об итогах проведенной с детьми работы.

    2) В проведении (в апрелеподгрупповых  открытых занятий.

    3) В проведении речевых праздников (май) с целью закрепления коммуникативных умений и навыков, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала.

    4) В проведении итогового родительского собрания (май), на котором даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.

    Формы работы на заключительном этапе   

         Подгрупповые открытые занятия  Нетрадиционная форма работы с родителями, где родители могут помогать своим детям, а самое главное – создается эмоциональный контакт между ними. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

    Речевые праздники. К речевым праздникампредъявляются следующие требования:

    • речевой основой становится то, что готовилось дома с детьми и их родителями
    • максимальная активность детей и родителей
    • тематика праздников, проводимых в нашем ДОУ, охватывает разные стороны речевого развития ребенка: «Зачем Тигренку рычать?», «Праздник красивой и правильной речи» и т.д.

    Итоговое родительское собрание проводится в форме круглого стола «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?» Этапы итогового собрания включают:

    • Выступление ведущего, воспитателей.
    • Выступления, записи образцов  речи детей.
    • Показ открытых занятий, их фрагментов.
    • Анализ выступлений детей и обмен опытом родителей.
    • Обсуждение анкет («Речь вашего ребенка», «Как развивается ваш ребенок?»). Выводы специалистов.

    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ.

    Использование  традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества способствовало  активному участию родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми, что  существенно повысило эффективность и качество исправления речевых нарушений у детей.

        На основании  проведенного в конце года обследования речевого развития детей и анкетирования родителей было выявлено:

    1) Исправление звукопроизношения у детей проходило в более короткие сроки и с максимальным эффектом.

    2) Педагогическая компетентность и заинтересованность родителей значительно повысилась.

    3) Отношения между родителями и детьми стали более конструктивными.

        Также было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей-логопатов обеспечило КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД  к коррекционно-образовательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей. В процессе работы с ними повысился их интерес к проблемам детей

         Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

    Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда – ориентироваться на ребенка, его интересы, помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

         На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

         Каждого из родителей нацеливаю на систематическую, длительную работу с ребенком.       Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.

    На консультациях и семинарах-практикумах родителям показываю логопедические приемы /артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др./, максимально понятные для последующего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, т.к. тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый стереотип бывает очень трудно.

          Родители прислушиваются к моим советам и рекомендациям, делятся своим мнением и впечатлениями. К концу года родители  принимают активное участие в коррекционной работе, предъявляют справедливые требования к своим детям.

          Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

          Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЛИСТ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ и УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА по ВЫРАБОТКЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ к ПОСЕЩАЕМОСТИ и РАБОТЕ с УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

    И.В. Евдокимова, учитель-логопед, МОУ СОШ №6 г.Богородска   ЛИСТ  ВЗАИМОСВЯЗИ   УЧИТЕЛЯ  и  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАпо  ВЫРАБОТКЕ   ЕДИНЫХ  ТРЕБОВАН...

    Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

    Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

    перспективный план работы учителя - логопеда ДОУ с родителями

    Взаимодействие учителя -логопеда с смьями воспитанников - один из наиболее важных аспектов в коррекционной работе, т.к. там, где родители высткпают активными помощниками педагога отмечаются наилучшие ...

    Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

    Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

    Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

    «Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...