Главные вкладки

    «Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
    методическая разработка

    Атучина Марина Николаевна

    Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.

    Коррекционная работа обеспечивается всем ходом учебно-воспитательной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimosvyaz_v_rabote_uchitelya_na_mini_sayt.docx17.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.

    Коррекционная работа обеспечивается всем ходом учебно-воспитательной деятельности.

    ЦЕЛИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

    • Формирование активной позиции родителей
    • Привлечение их внимания к коррекционно-развивающей деятельности
    • Определение и разработка вариативных форм и методов работы с родителями; технологии эффективного взаимодействия учителя-дефектолога и родителей, способствующей повышению качества коррекционно-логопедической работы

    ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    • систематизировать содержание, формы и методы работы с родителями
    • разработать и обучить родителей практическим коррекционным приемам работы в семье
    • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

    Учителя-дефектологи активно вовлекают родителей         в коррекционно-образовательную деятельность:

    • информируют родителей о состоянии речи, слуховых возможностях учащихся. Воспитанников, о негативных последствиях своевременно не устранённых нарушениях.

    Обеспечивается взаимосвязь с родителями через дневник учащегося, систематически информируя о состоянии слухо-речевых возможностях ребёнка.

    И Тетради для домашних заданий -Это  наглядное пособие для обучения ребенка правильной речи, где дается  краткое, доступное  для неспециалиста описание артикуляции звуков, подготовительные упражнения для губ и языка, развития голоса, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, схематически зарисовываются символы звуков и картинки для называния, раскрашивания, запоминания.  

    Тетрадь   служит для нас «телефоном доверия» – взрослый может написать в ней любой вопрос относительно качества выполнения заданий  ребенком.

    • стимулируют обращение родителей за дефектологической помощью
    • вооружают родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком
    • проводят групповые и индивидуальные консультации, практикумы, занятия.

    Учитель-дефектолог вместе с родителями обсуждает, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, считаясь, безусловно, с детской неповторимостью и индивидуальностью, в корректной форме сообщается родителям о нежелательных тенденциях в слухо-речевом развитии ребенка и показываются пути их профилактики и коррекции в школе-интернате и семье. Родители, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности, приглашаются на просмотр ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ учителя-дефектолога, где основное внимание взрослого обращается на необходимость комбинации слухо-речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.

    • Дни открытых дверей,  родительские собрания по проблемам развития слуха и речи. В ходе родительского собрания родители получают дополнительную информацию об организации дефектологической помощи их детям в условиях школы, о результатах обследования, о характере и мере участия родителей в коррекционных занятиях
    • Проводят мастер-классы. Родители воспитывающие ребёнка с ОВЗ, страдают от недостатка информации по вопросам их развития и обучения, их интересуют вопросы домашней коррекции, возможность общения и обмена опытом между собой. С этой целью был запущен проект «Школа родительской любви», который работает с 2010года. В работе принимают участие все специалисты и конечно сами родители. Родители обучаются тому как создать для ребёнка с ОВЗ атмосферу доброжелательности, сформировать чувство психологической безопасности с пониманием специфики трудностей и проблем развития ребёнка, оценить динамику продвижения ребёнка, реально представлять дальнейшие возможности его развития и социальной адаптации
    • Существенную роль  в результативной работе родителей с детьми играет подобранная учителем-дефектологом библиотечка авторских пособий. Они позволяют не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью. 

    широко используются. Визуальные (наглядные) средства: РЕЧЕВОЙ УГОЛОК «ЛОГОВИЧОК» Рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, выявлению уровня развития некоторых составляющих речи, слуха ребенка. Информационные стенды «Логопед, дефектолог советует» и др представляет собой материал с практическими советами и рекомендациями, подобранными  с учетом индивидуальных особенностей  детей, с практическими рекомендациями семье, позволяющими родителям глубже строить с ним взаимоотношения

    • Нетрадиционная форма работы с родителями, где родители могут помогать своим детям, а самое главное – создается эмоциональный контакт между ними.  

    Взаимодействие школы-интерната и семьи – необходимое условие полноценного слухо-речевого развития учащихся. воспитанников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где специалисты и родители действуют согласованно. Без помощи родителей никакой специалист не решит речевые проблемы ребёнка. Именно совместная работа способствует реабилитации, успешной социализации, формирует навыки адаптивного поведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....

    Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой

    Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...

    Презентация: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

    Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

    Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

    Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

    Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.

    Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...

    Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья....