«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка

Атучина Марина Николаевна

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.

Коррекционная работа обеспечивается всем ходом учебно-воспитательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_v_rabote_uchitelya_na_mini_sayt.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.

Коррекционная работа обеспечивается всем ходом учебно-воспитательной деятельности.

ЦЕЛИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

  • Формирование активной позиции родителей
  • Привлечение их внимания к коррекционно-развивающей деятельности
  • Определение и разработка вариативных форм и методов работы с родителями; технологии эффективного взаимодействия учителя-дефектолога и родителей, способствующей повышению качества коррекционно-логопедической работы

ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

  • систематизировать содержание, формы и методы работы с родителями
  • разработать и обучить родителей практическим коррекционным приемам работы в семье
  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Учителя-дефектологи активно вовлекают родителей         в коррекционно-образовательную деятельность:

  • информируют родителей о состоянии речи, слуховых возможностях учащихся. Воспитанников, о негативных последствиях своевременно не устранённых нарушениях.

Обеспечивается взаимосвязь с родителями через дневник учащегося, систематически информируя о состоянии слухо-речевых возможностях ребёнка.

И Тетради для домашних заданий -Это  наглядное пособие для обучения ребенка правильной речи, где дается  краткое, доступное  для неспециалиста описание артикуляции звуков, подготовительные упражнения для губ и языка, развития голоса, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, схематически зарисовываются символы звуков и картинки для называния, раскрашивания, запоминания.  

Тетрадь   служит для нас «телефоном доверия» – взрослый может написать в ней любой вопрос относительно качества выполнения заданий  ребенком.

  • стимулируют обращение родителей за дефектологической помощью
  • вооружают родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком
  • проводят групповые и индивидуальные консультации, практикумы, занятия.

Учитель-дефектолог вместе с родителями обсуждает, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, считаясь, безусловно, с детской неповторимостью и индивидуальностью, в корректной форме сообщается родителям о нежелательных тенденциях в слухо-речевом развитии ребенка и показываются пути их профилактики и коррекции в школе-интернате и семье. Родители, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности, приглашаются на просмотр ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ учителя-дефектолога, где основное внимание взрослого обращается на необходимость комбинации слухо-речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.

  • Дни открытых дверей,  родительские собрания по проблемам развития слуха и речи. В ходе родительского собрания родители получают дополнительную информацию об организации дефектологической помощи их детям в условиях школы, о результатах обследования, о характере и мере участия родителей в коррекционных занятиях
  • Проводят мастер-классы. Родители воспитывающие ребёнка с ОВЗ, страдают от недостатка информации по вопросам их развития и обучения, их интересуют вопросы домашней коррекции, возможность общения и обмена опытом между собой. С этой целью был запущен проект «Школа родительской любви», который работает с 2010года. В работе принимают участие все специалисты и конечно сами родители. Родители обучаются тому как создать для ребёнка с ОВЗ атмосферу доброжелательности, сформировать чувство психологической безопасности с пониманием специфики трудностей и проблем развития ребёнка, оценить динамику продвижения ребёнка, реально представлять дальнейшие возможности его развития и социальной адаптации
  • Существенную роль  в результативной работе родителей с детьми играет подобранная учителем-дефектологом библиотечка авторских пособий. Они позволяют не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью. 

широко используются. Визуальные (наглядные) средства: РЕЧЕВОЙ УГОЛОК «ЛОГОВИЧОК» Рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, выявлению уровня развития некоторых составляющих речи, слуха ребенка. Информационные стенды «Логопед, дефектолог советует» и др представляет собой материал с практическими советами и рекомендациями, подобранными  с учетом индивидуальных особенностей  детей, с практическими рекомендациями семье, позволяющими родителям глубже строить с ним взаимоотношения

  • Нетрадиционная форма работы с родителями, где родители могут помогать своим детям, а самое главное – создается эмоциональный контакт между ними.  

Взаимодействие школы-интерната и семьи – необходимое условие полноценного слухо-речевого развития учащихся. воспитанников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где специалисты и родители действуют согласованно. Без помощи родителей никакой специалист не решит речевые проблемы ребёнка. Именно совместная работа способствует реабилитации, успешной социализации, формирует навыки адаптивного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».

laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».   Важной и неотъемл...

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....

Коррекционно развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Спортивно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только возможна, но и нужна. Грамотная организация и систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровит...

Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...