"Сказки и речевой этикет" (интегрированный урок)
методическая разработка (6 класс) по теме

Мероприятие знакомит детей с правилами этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_i_rechevoy_etiket.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-игра

Цели:

- формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения;

- формирование устойчивой положительной самооценки  у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны старших;

- развитие навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки;

- расширение кругозора уч-ся;

- привитие культуры общения;

- познакомить с правилами речевого этикета.

Оборудование: карточки, ТСО.

                        Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

      Сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что-то не удовлетворяет в его поведении; вежливо отказывать в просьбе, если не хотим или не можем ее выполнить; поучимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. Иными словами, познакомимся с правилами речевого этикета.

II. Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

В наш словарный запас входит новое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает.

Итак, самая главная задача нашего необычного, праздничного урока – научиться по-доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова:

                                Если кто-то загрустит,

                                Ты его не оставляй,

                                Добрым словом, добрым делом

                                Утешай и помогай!

                                Среди невезенья иного,

                                Среди невеселого дня

                                Скажите мне доброе слово,

                                И слово утешит меня.

        (песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться..»)

1-й конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты…»

(выясняется значение и написание слова КОМПЛИМЕНТ)

Учитель. Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев (Кощея, Бабы Яги и Золушки). Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача – выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему/ей приятные, но в то же время правдивые слова. Отвечать будете все вместе при помощи карточек с цифрами: 1 – для Кощея, 2 – для Бабы Яги, 3 – для Золушки. Знак «- » используйте, если комплимент не подходит никому. Конкурс оценивается по количеству правильных ответов у  всей команды.

  1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. (2)
  2. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая. (3)
  3. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. (-)
  4. Ты так долго живешь на свете, и ты, наверняка, много видел. (1)

Учитель. Надеемся, что теперь вы оняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще!

2- й конкурс «Вежливая критика»

Учитель. Наверняка вам не раз приходилось высказывать свое мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительным. Давайте сделаем это вежливо и доброжелательно.

Представьте себе, что героев сказки «Лиса и журавль» пригласил к себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежат высказывания.

1. Всё хорошо было на званном обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не 4удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде. (Журавль)

2. Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж не просите, не приду. (Лиса)

Учитель. Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик? Выбери наиболее вежливую реплику.

1. Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.

2. Лисонька, ты, мне кажктся, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля в гости к себе.

3. Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду. (-)

Учитель. Надеемся, что вы поняли, и критика тоже может и должна быть доброжелательной. Кстати, давайте вспомним, народная или литературная сказка «Лиса и журавль»? К какому типу народных сказок она относится? (Сказка о животных)

Ну, вот, мы коснулись фольклора, и наш следующий конкурс будет связан с ним. Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете?

3-й конкурс «Утешители»

Учитель. Представьте, от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись.! А ему и дела ни до кого нет. катится себе по лесу, поет свою хвастливую песенку. (ученик поет песню Колобка) Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу.

1. Горе не беда – с кем не была.

2. Нет худа без добра.

3. Наши лепешки тоже поели кошки.

Учитель. Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы – эти маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить и применять в жизни.

Учитель. Дорогие ребята, к вам попала записка для ослика Иа-Иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, вам нужно собрать ее.

1. Не огорчайся, дорогой Иа-Иа! (+)

2. Полно печалиться, дело поправится. (+)

3. Стоит ли переживать из-за таких пустяков!

4. Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы найдем твою потерю. (+)

5. Нечего искать иголку в стогу сена.

Учитель. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а ты, конечно, выполнишь обещание помочь ему.

А из какой сказки ослик Иа-Иа? Кто ее автор?

        (Звучит куплет песни «Капитаны КВН»)

Учитель. Ваши помощники сейчас продемонстрировали умение утешать кого-либо в беде. У вас же, как у более опытных морских волков, задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Вы, конечно, помните былину «Садко». Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство и царь предлагает вам сундук  с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы выберите? Объясните, почему вы предпочли такой отказ.

1. Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!

2. О подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.

3. Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, т.к. ждут меня на земле друзья и невеста.

         (Звучит грамзапись «ПолькаКарабас»)

Учитель. Мы только что сделали музыкальную паузу, теперь настало время поговорить о музыке и музыкальных инструментах.

1. Какие музыкальные инструменты звучали сегодня на уроке?

2. К какому виду инструментов относится пианино, гитара?

3. Какие еще струнные инструменты вы знаете? А клавишные?

4. Какой старинный струнный инструмент упоминался сегодня в заданиях? (Гусли)

5. Как называют людей, исполняющих музыкальные произведения на пианино, гитаре? Как образованы эти слова? Приведите примеры слов, называющих лиц по профессии, с такими суффиксами.

6. Какие еще виды инструментов, кроме струнных и клавишных, вы знаете?

7. Что получится, если объединить вместе музыкальные инструменты разных видов?

Музыкальный конкурс

Учитель. Послушаем музыкальные вступления к печсенкам сказочных героев и по характеру музыки попытаемся определить, чью песенку мы сейчас услышим.

4 - й конкурс «Поздравления»

Учитель. Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням сказки «Золотой ключик», песенки из нее мы только что слушали. Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться.

(1 – Мальвина, 2 – Лиса Алиса, 3 – Тортила)

1. Достопочтенная ….! Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад Вы по-прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло. (3)

2. Изобретательная ….! Поздравляю Вас с женским днем! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной. Пусть Вам повезет с честным и предприимчивым другом и Вы сможете  заработать миллион. Поклонник Ваших талантов Карло. (2)

3. Милая …! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин. Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а еще сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло. (1)

Учитель. В поздравительных письмах и открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательным знаком!

А теперь последнее внеконкурсное задание. Оно будет творческого характера. Представьте, что каждый из вас – не ученик, а Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идете к ней в гости, напевая веселую песенку.

                

(Исполняется «Песенка Красной Шапочки»)

Учитель. Представили? Так вот, по дороге вы обдумываете, как будете поздравлять свою любимую бабушку.

(Творческое задание – нарисовать поздравительную открытку; задание – объяснить орфограммы слов в поздравлении)

III. Подведение итогов.

Учитель.  Итак, сегодня на уроке мы поиграли, вспомнили любимых сказочных героев, научились вежливо общаться друг с другом, поздравлять с праздником друзей, познакомились с жанром музыкальной сказки, вспомнили орфограммы, узнали значение и правописание слов. А еще нарисовали прекрасные открытки для бабушки Красной Шапочки, убедились, что можем думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а всё это просто необходимо, чтобы стать настоящим другом.

Давайте на прощание споем прекрасную, добрую и задорную песенку из любимого мультика «Приключения кота Леопольда», которая учит нас добру и умению дружить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.

"Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Интегрированный урок – игра (V класс и помощь I класса). Тема: Сказки и речевой этикет.

Урок азвития навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки....

"Осенняя сказка" (Сценарий речевого праздника для разновозрастной дошкольной группы учреждений II вида)

"Осенняя сказка"-это сценарий речевого праздника для детей с ограниченными возможностями по слуху. Это не просто сценарий праздника, это обобщение знаний дошкольников  по теме "Осень".Материал мо...

Учебно-речевые ситуации – как часть речевого взаимодействия на уроках английского языка.

В этой статье я рассмотрела различные игры и упражнения, которые помогают развивать монологическую и диалогическую речь учащихся в начальной и средней школе....

Семинар - практикум для воспитателей " Роль сказки в речевом развитии дошкольников"

Сказкотерапия относится к одним из видов здоровьесберегающих технологий. Игровая форма семинара рассматривает методы и приемы , которые используются в работе со сказками для развития речи....

Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке

Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...