ПРОГРАММА УРОКОВ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»
рабочая программа по теме

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования, моделирующего такие качества личности, которые влияют на её саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.

  Перед школой стоит очень сложная задача – целенаправленно формировать у учащихся знания и умения в области поиска, обработки и практического использования информации, поступающей из различных источников. Но формирование культуры работы с информацией нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики. Такое понимание проблемы сталкивается с серьёзной преградой – низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечёт за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся.

  Книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития учащихся. Чтение и книга пронизывают всю систему образования, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Читательская культура формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации. Составной частью читательской культуры являются библиотечно – библиографические знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов печатной продукции.

   Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» даёт возможность обучения не только в теоретическом аспекте, но и практическом, так как предполагает макет совместной деятельности школы и библиотеки в направлении развития информационной культуры детей.

   Программа уроков «Основы информационной культуры школьников»  МОУ «СОШ №1» города Валуйки составлена на основе программ: Т. М. Кашурникова «Основы информационно-библиографической грамотности учащихся», «Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний школьникам» Школьная библиотека, 2001 г.,  №1, «Программа для 4-го класса» Библиотека в школе, 2004 г., №13, «Программа для учащихся 5-6 классов» Школьная библиотека, 2002, №2.

 Курс «Основы информационной культуры школьников» предназначен для учащихся 1-11 классов.

При составлении программы учитывался тот факт, что часть необходимых знаний, умений и навыков учащиеся приобретают на уроках информатики, литературы и других, а также при посещении массовых мероприятий библиотечно-информационного центра.

 

ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА

 

  Цель предлагаемого курса – сформировать у ребят потребность обращаться к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.

  Темы урока  сопровождают учебный процесс по русскому языку, истории России, Древнего Мира, Средних веков, истории мировой и художественной культуры.

  Каждая тема включает теоретическую часть, задания для учащихся, список литературы.

  Большая часть занятий предусматривает проведение практических работ, которые можно выполнить в классе, в библиотечно-информационном зале или дома, индивидуально, в парах или группах по 3-4 человека.

  Уроки построены интересно, эмоционально, доступно по содержанию и предполагают активное участие самих ребят.

 

ЗАДАЧИ ДАННОГО КУРСА

·        дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентрируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

·        раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;

·        дать представление о книге как художественно – историческом памятнике в контексте моровой культуры, культуры России;

·        сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий;

·        развивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;

·        привить любовь к книге.

К КОНЦУ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

·        знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;  

·        понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой;

·        уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;

·        вести информационный диалог через умение читать;

·        уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;

·        ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеке.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:

- отношения к информации;

- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

- устранять информационный дефицит;

- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

-  способности создавать и использовать персональные поисковые системы;

- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;

- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 УРОКОВ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»

 

 

Тема занятия

 

 

Класс"А"

 

Дата  пров.

Класс"Б"

 

Дата                       пров.

Класс"В"

 

Дата      пров.

Класс"Г"

 

 

Дата      пров.

Класс"Д"

 

 

Дата      пров.

Место

провед.

 

 

 

1 класс

 

 

 

 

1.«Давайте познакомимся!»-экскурсия в библиотечно-информационный центр.

Правила и умения обращаться с книгой.

 

19.09

20.09

21.09

22.09

23.09

БИЦ

 

 

 

2 класс

 

 

 

 

2.«Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги.

 

17.10

18.10

19.10

20.10

21.10

БИЦ

 

 

 

3 класс

 

 

 

 

3. «Остров периодики». Газеты и журналы для детей.

Справочная литература.

 

 

3.10

4.10

5.10

6.10

7.10

БИЦ

 

 

 

4 класс

 

 

 

 

4. Викторина

"Библиотечные термины".

14.11

15.11

16.11

17.11

18.11

БИЦ

 

 

 

5 класс

 

 

 

 

5. Древние книги.

Тест «История появления основных источников информации».

21.11

22.11

23.11

24.11

 

БИЦ

 

 

 

6 класс

 

 

 

 

6. Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры (презентация).

 

5.12

6.12

7.12

8.12

 

Кл. аудит.

 

 

 

 

7 класс

 

 

 

7. Выбор книг. Библиографические указатели.

16.01

17.01

18.01

19.01

 

БИЦ

 

 

 

 

8 класс

 

 

 

8. Методы самостоятельной работы с книгой.

Как писать отзыв о прочитанной книге.

( Памятка для учащихся)

 

 

30.01

31.01

1.02

2.02

 

БИЦ

 

 

 

 

 

9 класс

 

 

 

9.Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия).

9.04

10.04

11.04

12.04

 

МЦБ

 

 

 

 

10 класс

 

 

 

10. Основы реферирования (урок-консультация).

13.02

14.02

15.02

 

 

Кл. аудит.

 

 

 

 

11 класс

 

 

 

11. Викторина "Информина".

 

19.03

20.03

21.03

 

 

БИЦ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  «Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотечно-информационный центр. Правила и умения обращатьс

с книгой.

 Содержание темы: Знакомство с библиотечно-информационным центром, формирование интереса к книге. Экскурсия по библиотечно-информационному центру. Термины «библиотечно-информационный центр», «абонемент», «информационный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотечно-информационным центром.

 «Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги.

Содержание темы: Первое знакомство со структурой книги. Обложка, титульный лист, предисловие, аннотация, содержание, оглавление,  иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.

Заполнение таблицы.

 «Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература.

Содержание темы: Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов.
 Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Тошка», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Простоквашино»  и др.

 Обучение умению пользоваться справочной литературой. Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.

  Викторина  "Библиотечные термины".

Содержание темы: Викторина, где соревнуются команды от каждого класса. Заключительный урок по основам библиотечно-библиографических знаний по всем пройденным темам.

Древние книги.

Тест «История появления основных источников информации».

Содержание темы: Мысли людей, записанные в виде рисунков, иероглифов, букв, незримыми нитями привязаны к месту и времени своего возникновения. Они стали доступны для нас благодаря тому материалу, который донёс их до нашего времени. От материала зависела и форма книги. Разные народы использовали доступный для них писчий материал.

 Проверка на усвоение материала в игровой форме.

Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры (презентация).

Содержание темы: Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры.

Выбор книг. Библиографические указатели.
Содержание темы: Расстановка фонда в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.
Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге.

( Памятка для учащихся)

Содержание темы: Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы. Как писать отзыв о прочитанной книге.

Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия).
Содержание темы: Каталоги, картотеки.  Понятие и особенности алфавитного и систематического каталогов. Практикум.

Основы реферирования (урок-консультация).

 Содержание темы: Правила оформления. Практикум.

Викторина "Информина".

Содержание темы: Повторение пройденного, обобщение и закрепление.

ФОРМА  РАБОТЫ

-      индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
-     групповые консультации, беседы;

-     лекции об информационной системе и правилах ее использования;
-      экскурсии по библиотечно-информационному центру;

-     проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
-     библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
-     игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.
 

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

·        тестирование;

·        анкетирование;

·        поисковая работа;

·        самостоятельная работа;

·        письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);

·        составление плана, тезисов, списков литературы.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.     Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.

2.     Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.

3.     Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

4.     В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

5.     Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. – сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

6.     Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно – библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс / Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

7.     Илдаркина, Е.В. Мастер – классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

8.     Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.

9.     Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М.: «Баллас», «С – Инфо», 1995.

10.    Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – С-П.: «Паритет», 2002.

11.     Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Авт.-сост.  Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус»,  2009.

12.     Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / Авт.-сост.  Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус»,  2010.

13.    Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011.

14.  Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и  макет Б. Буракова. – Л.: Дет. лит., 1991.

15.  Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.

16. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

17.   Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

18.   Путешествие в Читай – город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009.

19.  Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

20. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

21.  Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

22.  Школьному библиотекарю о семейном чтении. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа как основа самоопредеоения старшего школьника

В Концепции профильной школы поставлена задача создания условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных п...

Нравственные основы воспитания школьников в современном российском образовании

Представлен опы работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения....

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Разработка дополнительной общеобразовательной развивающей программы для старших дошкольников и младших школьников, являющейся пропедевтическим блоком программы по основам информационных технологий

Рассматривается возможность успешного использования в образовательной деятельности основ информационных технологий для старших дошкольников и младших школьников. Разработка программы опирается на шест...

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...

Создание коррекционно-развивающей среды на уроках математики – основа социализации школьников с проблемами интеллектуального развития.

Цель коррекционно-развивающего обучения – создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала. Достижение этой цели возможно при определенных ус...