Воспитательная программа "В жизнь без наркотиков" для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) с 1-9 классы
материал по теме

Корнева Валентина Николаевна

В данной программе указываются цели (по возрастным показателям), задачи, принципы. Даны тематические классные часы и мероприятия по классам. Указаны рекомендации  антинаркотической направленности для служб школы, с помощью которых можно решить некоторые проблемные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma__narkotiki.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  



для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)



 общеобразовательная  школа (VIII вида) № 487 Выборгского района Санкт – Петербурга









 



Воспитательная программа



профилактической работы



специальной (коррекционной) школы № 487



по предупреждению приобщения учащихся



к употреблению наркотических   средств



«В жизнь без наркотиков»















Срок реализации: ежегодно



Возраст учащихся: 7-17 лет

















Составитель: Корнева В.Н.























Санкт-Петербург, 2012                                                




Пояснительная записка

     В настоящее время наркомания стала одной из серьезных проблем общества. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ (ПАВ). Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.

     Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне  снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.

     В этих условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.

     Чтобы сформировать устойчивые антинаркотические установки, необходимо способствовать достижению и развитию личности ребенка, необходима разработка и внедрение концептуально обоснованного подхода к организации профилактической деятельности в условиях образовательных учреждений.

     Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других ПАВ необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование личности стойкой к стрессовым ситуациям. В связи с этим неотъемлемой частью курса по профилактике наркомании в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование гармоничной личности, развитие осознанных систем целей жизни с разработкой индивидуальных алгоритмов и критериев достижения успеха. Подобный подход к профилактической работе с подростками старшего возраста по проблемам наркомании позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, нивелировать факт искусственной эйфории как критериев отдыха, радости и достижения успеха, сформировать рациональные системы опознания удовольствия.

     Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания. Педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в борьбе с наркотизацией.

Цели программы:

     Каждой возрастной категории своя целевая установка.

1-4 классы:

- пропаганда здорового образа жизни;

5-7 классы:

- формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью –   основе успешного становления личности, потребности быть принятым и понятым в обществе;

8-9 классы:

- формирование мышления, направленного на достижения своих жизненных

  целей за счет оптимального использования своих ресурсов по вопросам  здоровья.

Задачи программы:

- предупреждать возникновение у подростков установки на желание попробовать наркотик;

- обеспечить эффективность занятий с детьми, склонными к употреблению наркотических средств;

- совершенствовать методы совместной работы школы с органами системы профилактики наркомании и правонарушений;

- направить работу школьной социально-психологической службы на коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных качеств, способных провоцировать желание употребить наркотики;

- привлечь родителей к вопросам профилактики наркомании.

Содержание программы отвечает  следующим

принципам:

Индивидуализация - подход к каждому ребенку, склонному к стрессу, попадающему в зависимость от других, способному к принятию решения попробовать наркотики.

Дифференциация - деление детей на группы, с которыми должна проводиться принципиально различная профилактическая работа.

Увлекательность- информация должна быть «эмоционально заряженной», завоевать души детей.

Порциальность - профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у детей навыков позитивной социальной адаптации.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические или ПАВ;

- укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков;

- обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков;

- повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся;

- поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении;

- проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся.

                                                                   

Программа по профилактике наркомании

     Программа разработана в соответствии с особенностями каждой возрастной группы учащихся:

для учащихся 1-4 классов   «Будем здоровы, будем дружить»:

 - эмоциональное развитие младших школьников;

 - знакомство со здоровым образом жизни;

 - начало ведения дневника здоровья.      

     Для учащихся  5-7 классов  «Я и мои друзья»:

 - формирование базовых навыков общения;

 - формирование умения сказать «нет»;

 - формирование знаний и представлений учащихся о вреде курения и алкоголизма.

    Для учащихся 8-9 классов «Я и мое будущее»:

 - развитие навыков сотрудничества и уверенности в себе;

 - развитие умения принимать решения и брать ответственность на себя;

 - формирование знаний и представлений учащихся о вреде наркомании, о  

    СПИДе.

    Программа для учащихся младшего школьного возраста осуществляется через информирование детей о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков.

    Содержание предлагаемого курса охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: «Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья?»

    Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер.  На них активно используются приёмы группового взаимодействия: ролевые игры, дискуссии, упражнения «Умей распознать» и т.п. подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у учащихся адекватные антинаркотические установки с расширением возможностей социальной адаптации.    

     Программа курса для учащихся с 1 – 9 класс состоит из 9 занятий.

При проведении занятий используется дружеская беседа между равноправ-

ными партнерами: классным руководителем и детьми. На занятия можно

приглашать психолога школы, социального педагога, медиков школы.

1 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во часов

на тему

1.

Знакомство с        . Правила групповой работы

1

2.

«Я» – что можно сказать

1

3.

Учимся общаться

1

4.

Учимся понимать друг друга

1

5.

Ты и твои друзья

1

6.

Что полезно, что вредно

1

7.

Что делает человек, когда ему плохо/хорошо.

1

8.

Курения и его последствия

1

9.

Твое здоровье. Завершение курса.

1

2 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во часов

на тему

1.

Мое место среди других людей.

1

2.

«Я» – что можно сказать

1

3.

Как мы общаемся друг с другом.

1

4.

«Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты».

1

5.

Кому я могу доверять

1

6.

Действие курения на человека.

1

7.

Твое здоровье.

1

8.

Что делает человек, когда ему хорошо/плохо.

1

9.

Учимся быть здоровыми. Завершение курса.

1

3 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во часов

на тему

1.

Мой дом – моя крепость.

1

2.

Наш класс – дружная семья?!

1

3.

«Дружбой дорожить умейте…»

1

4.

Твои эмоции.

1

5.

Одиночество.

1

6.

Табак и алкоголь – вредно или…

1

7.

Мои права.

1

8.

Я умею говорить «нет».

1

9.

Мы умеем быть  здоровыми. Завершение курса.

1

4 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во часов

на тему

1.

Быть принятым другими – не значит быть, как все.

1

2.

Как мы общаемся.

1

3.

Ты и твое настроение.

1

4.

Взаимоотношения с родителями.

1

5.

Табак, алкоголь, наркотики. Их действия на человека.

1

6.

Скажи уверенное: «НЕТ!»

1

7.

Через спорт - к здоровому образу жизни.

1

8.

Учимся быть успешными.

1

9.

Без проблем к будущему. Завершение курса.

1

         Для учащихся 5-7 классов при осуществлении профилактической работы по проблеме наркомании необходимо сделать акцент на формировании личности подростка, на осознании им жизненных ценностей и развитие его поведенческих навыков, позволяющих подросткам выбрать осознанную жизненную позицию.

5 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во час на тему

1.

Знакомство: умение общаться с незнакомыми людьми.

1

2.

Общение с ребятами класса, школы

1

3.

Способы и виды общения. Умение вести диалог.

1

4.

Эмоции и их роль в общении.

1

5.

Здоровье – условие самореализации личности. Факторы отрицательного воздействия на здоровье.

1

6.

Как укрепить здоровье.

1

7.

Курить – здоровью вредить.

1

8.

Удовольствие в жизни. Способы получения удовольствия и радости.

1

9.

Успешный человек – здоровый человек.

1

6 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во час на тему

1.

Кто я – ребенок или взрослый?  Особенности подросткового возраста

1

2.

Общение, его роль в достижении жизненного успеха.

1

3.

Я среди других.

1

4.

Конфликты дома, в школе, на улице.

1

5.

Понятие самооценки.

1

6.

Как бороться со стрессом и скукой.

1

7.

Психологические и физиологические аспекты и последствия курения и приема алкоголя.

1

8.

Что такое наркотики.

1

9.

Жизнь без наркотиков – это здорово!

1

7 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во часов

на тему

1.

Знакомство: умение общаться в коллективе.

1

2.

Роли в группе. «Дурная компания»

1

3.

Сопротивление давлению сверстников.

1

4.

Я могу ошибаться и терпеть неудачи.

1

5.

Курение. Курение и общество.

1

6.

Алкоголь, наркотики и закон.

1

7.

Умение сказать «нет» наркотикам.

1

8.

Доверять или нет? (Как оценивать информацию).  

1

9.

Я сам принимаю решение - быть здоровым!

1

     

      Программа 8-9 классов включает в себя темы, которые  рассматривают вопросы злоупотребления ПАВ и наркотиков лишь в рамках данных тем, чтобы не спровоцировать исследовательский интерес у подростков. Например, на занятии «Умеете ли вы общаться?» учащиеся дают характеристику общительному человеку, называют черты, которые помогают и мешают нормальному общению. Далее в связи с этим обсуждается вопрос «Может ли быть наркоман успешным в общении?» В ходе обсуждения группа приходит к выводу, что у наркомана один стиль общения – агрессивный, это форма постоянного конфликта, превращение конфликтов в оправдание употребления наркотиков.

      В старших классах тяжесть и отрицательная динамика социальной патологии в приобщении к наркотикам, обусловлена, в основном, социально-экономическими и геополитическими факторами.

    Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие молодёжью догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения. С учетом этого и подобрана тематика занятий.

8 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во час. на тему

1.

Знакомство: умение общаться с незнакомыми людьми, ритуалы знакомства.

1

2.

Общение, его роль в достижении жизненного успеха.

1

3.

Здоровье – условие самореализации личности. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье.

1

4.

Умеем ли мы слушать?

1

5.

Почему мы конфликтуем?

1

6.

Удовольствие в жизни. Способы получения удовольствия и радости.

1

7.

Как воздействует табак, алкоголь и наркотики на организм человека?

1

8.

Антиреклама наркотиков. Реклама жизни, свободной от наркотиков.

1

9.

Успешный человек – здоровый человек.

1

9 класс

№№

п\п

Наименование занятия

Кол-во час. на тему

1.

Знакомство: взаимодействие с другими людьми. Взаимоотношения с противоположным полом. Любовь.

1

2.

Что я ищу в дружбе?

1

3.

Конфликт. Как вести себя в конфликте?

1

4.

Умеем ли мы уважать себя?

1

5.

Удовольствие и радость. Отличие радости и удовольствия от суррогатов эмоций: эйфории, опьянения, возбуждённости

1

6.

Последствия употребления табака и алкоголя для здоровья.

1

7.

Наркотики и последствия для здоровья.

1

8.

Наркотики – путь в «никуда».

1

9.

Достижение успеха в жизни и гармония личности. Условия гармоничного развития.  

1

     

     Для того чтобы работа классных руководителей школы с детьми была действенной, необходимо всему педагогическому коллективу школы принять в этом активное участие. Для этого:

1. Создать школу «Юные учителя здоровья» из числа старшеклассников, которые смогут выслушать и помочь делом и словом в решении каких-либо проблем у учеников школы, которые могут привести к наркотикам.

2.Подготовить социальной службе анкеты, которые при помощи вопросов помогут в определении актуальности профилактики для той или иной группы детей, помогут указать направления для выхода из создавшейся ситуации.

3.Организовывать  и проводить тематические дискуссии, ролевые игры, тренинги, агитбригады, конкурсы рисунков, плакатов, посвященных здоровому образу жизни, антинаркотической направленности.

4. Продолжить выпуск школьной газеты ежемесячно со страничкой о здоровом образе жизни в классах.

5. В рамках учебного процесса учителям-предметникам организовать выполнение учащимися исследовательских и информационно-просветительских проектов антинаркотической направленности.

 6.  Привлечение учащихся школы к занятиям в спортивных и других секциях школы, в кружках ДДТ «Союз» и т.д.

 7. Проведение уроков здоровья классными руководителями совместно с социально-психологической службой и медиками школы. Методика проведения уроков строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность учащихся.

Работа социально-психологической службы школы

      Работа этой службы предполагает помощь детям, испытывающим трудности социальной адаптации - развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, а та же организацию условий для успешной адаптации.

     Основными формами работы являются: психолого-педагогическая диагностика, индивидуальные консультации для учащихся, организация коррекционных тренингов.

Работа с родителями

     Это направление предполагает решение следующих задач:

1. воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению употребления наркотических и ПАВ);

2. образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).

Формы работы:

- лекторий;

- индивидуальные консультации;

- привлечение родителей к участию в психолого-педагогических программах, осуществляемых на базе психологической службы школы;

- участие в занятиях классных руководителей по антинаркотической направленности, в классных часах и мероприятиях школы по профилактике наркомании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»

Логопедическое занятие по  развитию речи  на тему «Дикие животные. Медведь»  разработано для учащихся 3 класса  коррекционной школы VIII вида.  Цель занятия - воспитыват...

Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время....

Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"

Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет...

Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.Применение норм оценки з...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми...