Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"
рабочая программа (7 класс) на тему

Сухомлинова Наталья Сергеевна

Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет собой комплекс целенаправленных тем, предназначенных для более широкого изучения растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tsvetovodstva_2.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19  VIII вида» г. Изобильный Ставропольского края

                                                                       «УТВЕРЖДЕНО»

                                                                       На заседании  школьного

                                                                       методического объединения

                                                                       учителей профессионально-

                                                                       трудового обучения

                                                                       «_____»____________2014г.

                                                                       ________________________

                Программа дополнительного образования

                                     

               Комнатное цветоводство

                                            Составитель:

                                                               Сухомлинова Н. С.

                                       

 Учебный план

Режимные моменты:

Количество часов в неделю- 5 ч.
В год - 175 часов.
Режим работы -2 раза в неделю.
Состав воспитанников - разновозрастной
Занятия -  групповые.

Программа рассчитана на  годичное обучение

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 часов в неделю

Название разделов и тем

 Всего            часов

          Теория

         Практика

Раздел 1. Введение

2

1

1

Раздел 2. Строение декоративных растений.

20

8

12

Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений.

Тема 1. Световые условия. Тепловой режим.

Тема 2. Воздушный режим. Водный режим.

Тема 3. Почвенные условия.

Тема 4.Питание комнатных растений и их удобрение.

20

 

 

5

5

5

5

8

 

 

2

2

2

2

12

3

3

3

3

Раздел 4. Уход за комнатными растениями.

Тема 1. Пересадка и перевалка.

Тема 2. Прищипка, обрезка и омолаживание.

Тема 3. Подвязка и купание растений.

Тема 4. Посуда для посадки растений.

20

5

5

5

5

8

2

2

2

2

12

3

3

3

3

Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений.

Тема 1-2.  Размножение листовыми и стеблевыми черенками.

Тема 3-4. Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.

20

 

10

 

10

8

 

4

 

4

12

6

6

Раздел 6. Выращивание комнатных растений без почвы.

10

2

8

Раздел 7. Ассортимент комнатных растений

Тема 1-2. Жизненные формы растений.

Тема 3-4. Ассортимент комнатных растений.

Тема 5-6. Сказки. Загадки. Легенды. Стихи.

30

5

20

5

12

2

8

2

18

3

12

3

Раздел 8. Композиции из цветов.

10

2

8

Раздел 9. Паспортизация растений

10

2

8

Раздел 10. Размещение растений в комнате

10

2

8

Раздел 11. Защита комнатных растений от вредителей

10

2

8

Раздел 12. Это интересно.

Экскурсия. Итоговое занятие

10

3

5

1

5

2

ИТОГО:

175

61

114

 Пояснительная записка

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет практическую направленность. Она разработана для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.  Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет собой комплекс целенаправленных тем, предназначенных для более широкого изучения растений.

Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет.  Программа предусматривает   привитие детям навыков  по уходу за комнатными растениями,  разъяснение их влияния на организм человека, их пользе или вреде.
Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах  оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы или замедляющие их рост и размножение, как бы дезинфицируя окружающий нас воздух.
Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в коридорах школы и во время учебного процесса, а также на переменах, где учащиеся отдыхают. Озеленение коридоров улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.
Вся работа кружка направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементы ухода за ними. Часто учащиеся закрепляют полученные знания на уроках ботаники на комнатных растениях, так как зимой нет возможности изучать растения в дикой природе, поэтому данная работа также является целесообразной.
Отдельные темы работы кружка направлены на изучение размножения растений, закрепляются биологические понятия вегетативного размножения, его быстрота в отличие от полового размножения. Работа направлена на воспитание любви к живой природе. Большое внимание уделяется изучению ритмов развития растений, т.е. чередование периодов покоя и роста. Не зная этого, цветовод-любитель не может правильно организовать озеленение помещений. Также ребята осваивают особенности различных подкормок — комплексными удобрениями, минеральными удобрениями для регуляции различных этапов роста и развития растений.

Цели:

 - развитие гармонически развитой личности, формирование нравственных ценностей учащихся, воспитание бережного отношения к окружающей среде;

-создание условий для стимулирования осознанного обучения, развития творческого потенциала;

-социальное  адаптирование детей с особенностями развития  к современным условиям;

-совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда.

Курс «Комнатное цветоводство» играет важную роль в экологическом воспитании школьников. В нём раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение растений в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

-развитие познавательной деятельности;

-знакомство с видами комнатных растений и формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по уходу за этими растениями;

-освоение технологических приемов выращивания комнатных растений.

Воспитательные :

-развитие интересов ребенка, расширение его кругозора;

-формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности ребенка;

-пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения,  желания включиться в творческую деятельность;

Коррекционные:

-развитие мышления, умения сравнивать, анализировать;

-развитие речи, памяти, внимания;

-развитие двигательной сферы: моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности и т. д.

Прогнозируемые результаты. 

В результате обучения  по программе кружка « Комнатное цветоводство», учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями.

Должны знать:

- название каждого органа растения и функции этого органа;

-основные условия, необходимые для роста и развития комнатных растений;

-правила ухода за комнатными растениями и технику безопасности;

-способы вегетативного размножения комнатных растений;

-что такое гидропоника и ее применение;

-видовые названия, изучаемых растений и назначение паспорта растения;

-способы размещения растений в комнате;

-основные болезни и вредителей комнатных растений, способы борьбы с ними.

-правила составления почвенных смесей.

Должны уметь:

-составлять композиции из комнатных цветов;

-правильно размещать растения в комнате;

-составлять и оформлять паспорт комнатного растения;

-защищать комнатные растения от вредителей;

-размножать комнатные растения листовыми и стеблевыми черенками, отпрысками, корневищами, луковицами.

-осуществлять пересадку, прищипку, обрезку, омолаживание, подвязку и купание растений

-давать морфологическую характеристику изучаемого вида растения;

-создавать необходимые условия для роста и развития комнатного растения;

-уметь пользоваться инструментами для ухода за комнатными растениями;

-составлять почвенные смеси.

                                                                           

Формы, методы и средства ознакомления детей с растениями разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за растениями вместе с учителем и самостоятельно. Занятия проводятся не только в классе, но и в библиотеке.

Делают занятия кружка интересными, увлекательными, познавательными для детей - экскурсии, беседы, игры, наблюдения за растениями в течение учебного года.

Необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила безопасности при проведении опытов, при применении стимуляторов роста, при подкормке растений удобрениями, при обработке растений от паразитов, при работе с суккулентами, растениями, выделяющими ядовитый сок. Особое внимание уделяется опытнической работе при размножении растений, составление почвенной смеси, при пересадке и перевалке растений.

Материальное обеспечение: ведра и лейки, новые горшки, удобрения, компоненты почвенной смеси.

Содержание курса.

1.Введение

Формирование теоретических знаний.

Значение комнатных растений. История развития комнатного цветоводства.

Практические работы.

Знакомство с видовым разнообразием комнатных растений.

2.Строение декоративных растений.

 Формирование теоретических знаний.

Особенности строения и значения корня.

Особенности строения и значения стебля.

Особенности строения и значения листьев.

Особенности строения и значения цветов и плодов.

 Практические работы.

Изучение стержневой и мочковатой корневых систем. Видоизменения корней.

Составление гербариев комнатных растений с различными видами стеблей.

Составление рисунков листьев растений.

Составление схем цветов и соцветий комнатных растений.

3.Особенности содержания комнатных растений.

 Практические работы.

Расположение растений в помещении в соответствии их отношения к свету.

Полив и купание растений.

Составление почвенных смесей.

Правила и нормы внесения удобрений.  ТБ при работе с удобрениями.

4.Уход за комнатными растениями.

Практические работы.

Пересадка хлорофитума хохлатого и перевалка пандануса.

Прищипка, обрезка и омолаживание герани зональной. ТБ при работе с секатором.

Подвязка розы китайской и других комнатных растений.

 Подбор и обработка посуды для посадки растений.

5.Основные способы размножения комнатных растений.

 Практические работы.

Размножение листовыми черенками фиалки узамбарской и сансевиерии трехполосной.

Размножение стеблевыми черенками бегонии и жасмина.

Размножение отпрысками кактуса и бриофиллума Дегремона.

Размножение луковицами зефирантеса.

6.Выращивание комнатных растений без почвы.

Практические работы.

Подготовка субстратов.

Подготовка питательных растворов. ТБ при работе с минеральными веществами.

Подбор емкостей для гидропонных культур.

7.Ассортимент комнатных растений.

Практические работы.

Составление списков комнатных растений в соответствии с их жизненной формой.

Составление кратких характеристик суккулентных,

                                                                     луковичных,

                                                                     ампельных,

                                                                     древесных форм.

Сочинение четверостиший о комнатных растениях.

8.Композиции из цветов.

Практические работы.

Однотонные аранжировки.

Сложные аранжировки.

Букеты и свободные композиции.

9.Паспортизация растений.

Практические работы.

Составление паспорта зигокактуса притупленного,

                                             циперуса очереднолистного,

                                             диффенбахии.

10. Размещение растений в комнате.

Практические работы.

Использование срезанных растений.

Размещение растений на подоконниках.

Размещение растений на полу.

11.Защита комнатных растений от вредителей.

Практические работы.

Приготовление мыльного раствора для борьбы с тлей. ТБ при этом.

Составление и использование растворов для борьбы с мучнистой росой. ТБ при этом.

Составление и использование растворов для борьбы с паутинным  клещом. ТБ при этом.

12.Это интересно.

 Формирование теоретических знаний.

Лекарственные свойства комнатных растений.

Произрастание их в естественных условиях.

Практические работы.

Работа с научно-популярной литературой.

Подведение итогов года.

Литература.

  1. Полная энциклопедия комнатных растений. Ю.В.Сергиенко
  2. Комнатные растения (универсальный справочник) Т.Л.Корецкая. А.П.Моисеев.
  3. Журнал «Цветоводство»
  4. Комнатные растения (мини-энциклопедия) ООО «Издательство АСТ»
  5. Комнатные растения (новое руководство по уходу) В.В. Воронцов
  6. Цветы в комнате и на балконе. Г. К. Тавлинова

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»

Логопедическое занятие по  развитию речи  на тему «Дикие животные. Медведь»  разработано для учащихся 3 класса  коррекционной школы VIII вида.  Цель занятия - воспитыват...

Воспитательная программа "В жизнь без наркотиков" для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) с 1-9 классы

В данной программе указываются цели (по возрастным показателям), задачи, принципы. Даны тематические классные часы и мероприятия по классам. Указаны рекомендации  антинаркотической направленности...

Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.Применение норм оценки з...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

Об оценке знаний, умений, навыков учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Оценка ЗУН учащихся специальной (коррекционной) школы   VIII вида по учебному предмету "Математика"...