Рабочая программа по географии 7 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

 

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_7_kl.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.

Программа  разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных географической науки.

При изучении курса 7 класса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта.  Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся  у них специфических нарушений.

Цель:  всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.

Задачи:

образовательные

  1. Дать элементарные научные  и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве  России, зарубежных стран, своего края.
  2. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
  3. Помочь усвоить правила поведения в природе.                                      

 воспитательные:

  1. Содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
  2. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

 корреционно-развивающие:

  1. Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
  2. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
  3. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Принципы:

  1. принцип коррекционной направленности в обучении;
  2.  принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
  3. принцип научности и доступности обучения;
  4.  принцип систематичности и последовательности в обучении;
  5.  принцип наглядности в обучении;
  6.  принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  1. Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой
  2. Наглядные - наблюдение, демонстрация 
  3. Практические – упражнения, работа с контурными картами
  4. Методы изложения новых знаний      
  5. Методы повторения, закрепления знаний    
  6. Методы применения знаний 
  7. Методы контроля

Занятия провожу  в классно урочной форме.

Типы уроков:

  1. Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  2. Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  3. Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) 
  4. Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
  5. Комбинированный урок
  6. Урок-экскурсия

Применяю ТСО: фрагменты кино (видео,DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Контроль  за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляю в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. Контроль осуществляю в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые,  самостоятельные работы отвожу 15 минут на уроке. В конце четверти  провожу итоговый контроль знаний по изученным темам.

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве Амурской области, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Содержание курса географии существенно отличается от содержания и построения курса географии массовой школы: сокращен объем получаемой учебной информации, уменьшено количество специальных терминов и номенклатуры географических названий, изменена структура построения курсов и т. д. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными  возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей.  Обучающиеся  учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются  план  и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.                                Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений.

7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматриваться в тесной взаимосвязи. Природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. При изучении географии России акцентируется внимание на  культурные и этнографические особенности населения. Много внимания уделено экологическим проблемам.

На изучение «Географии России» в содержании учебного материала выделены два основных блока:

I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)

II. . Природные зоны России

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

7 кл.

18 ч.

14 ч.

20 ч.

15 ч.

66 ч.

Тематический план

В 7 классе, представлен следующими разделами:

  1. Повторение (13 ч.)
  2. Зона  арктических пустынь (5 ч.)
  3. Зона тундры (8 ч.)
  4. Лесная зона (18 ч.)
  5. Степи (8 ч.)
  6. Полупустыни и пустыни (6 ч.)
  7. Субтропики (2 ч.)
  8. Высотная поясность в горах (7 ч.)

Список литературы:

  1. Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
  2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  3. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
  4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
  5. Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
  6. Кулагина Г. А. Сто игр по истории  М., 1983.
  7. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
  8. Лифанова Т.М. Физическая география. 7 класс, М. – Просвещение, 1991 г.;
  9. Лифанова Т.М.,Рабочая тетрадь по физической географии России 7 класс, М. – Просвещение, 1999 г.
  10. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
  11. Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
  12. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
  13. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
  14. Словарь по коррекционной педагогике  и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.
  15. Учащиеся вспомогательной школы. Под ред. М. С.Певзнер, К. С. Лебединской. М.,1979.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся  7 класса

Учащиеся должны знать:

  1. положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
  2. пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
  3. природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
  4. природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
  5. типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  6. хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне,
  7. экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России.
  8. правила поведения в природе:
  9. расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

  1. показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
  2. показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
  3. устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
  4. выполнять задания в «Рабочей тетради по «Начальному курсу физической географии» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся);
  5. делать несложные макеты изучаемых природных зон;
  6. принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...

Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Рабочая программа по истории для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы IV вида.

Рабочая программа по истории  на ступени основного общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида составлена на основе федерального компонента Государственного...

«Программа по татарскому языку» Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида ( для русскоязычных учащихся 1- 4 классов)

«Программа по  татарскому языку в С(К)ОШ VIII вида» (для  русскоязычных учащихся  1- 4 классов), разработана в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного образ...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...