Внеклассное занятие на тему: «Не забывай о птицах зимой»
классный час по теме

 

Цели:обобщить и расширить знания о зимующих птицах;

обратить внимание на трудное существование птиц зимой;

прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_zabyvay_o_pticah_zimoy.rar1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Казинская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Районная экологическая акция

«Птичья столовая»

Номинация: «Не забывай о птицах зимой»

Внеклассное занятие на тему:

«Не забывай о птицах зимой»

                                                                                Подготовила и провела:

                                                                      Гунченко Яна Александровна,

                                                                                           старшая вожатая

                                                                               МОУ «Казинская СОШ»

Казинка, 2012

Внеклассное занятие

Тема: «Не забывай о птицах зимой»

Цели: обобщить и расширить знания о зимующих птицах;

обратить внимание на трудное существование птиц зимой;

прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.

Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint «Не забывай о птицах зимой»; мультимедийная доска;  карточки с описанием птиц; разрезанные листы с пословицами; коробки и пластиковые бутылки для изготовления кормушек; ножницы; прочная нить.

Ход занятия:

  1. Организация начала занятия.

(Слайд 1)

Здравствуйте! На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о зимующих птицах и о том, как мы можем им помочь в зимнее время, а так же проведем небольшие соревнования «Знатоки зимующих птиц».

  1. Рассказ о  трудном существовании птиц зимой и о том, как мы должны им помочь.

Мы живем в XXI веке – это век технического прогресса. Нас окружают много технических новинок: компьютеры, сотовые телефоны, ЖК телевизоры, микроволновые печи и т.д. мы так быстро привыкаем ко всему новому, что изобретает человек, совершенно не замечая того, что окружает нас, созданное самой природой.

   Но стоит лишь немного приостановиться, оглядеться вокруг, понаблюдать. Вот полянка, парк, лесок, речка – и везде кипит своя жизнь, скрытая от посторонних глаз. Присмотрись – и увидишь вокруг столько интересного и прекрасного.

   Проходя под кронами деревьев, мы порой не замечаем скрывающуюся в них маленькую пернатую жизнь, нуждающуюся в нашей защите и заботе.

(Слайд 2)

   Мир птиц очень красочный и разнообразный. В природе птиц очень много. В лесу, на реке, в поле – кругом живут птицы. И каждая птица красива по-своему. Но в нашей заботе, конечно же, больше нуждаются зимующие птицы, так как  во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.

Как же мы можем помочь птицам пережить трудное зимнее время?

(Слайд 3)

Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Но просто сделать кормушку для птиц недостаточно, если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.

Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое - чем разжиться - различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше. Богаче будут их леса и парки. Помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость. И, конечно же, не стоит забывать о том, что всё лето эти птицы без устали, от зари до зари прочёсывали газоны и кусты в поисках живого корма для своих птенцов, тем самым помогая нам избавляться от вредных насекомых. Сколько миллионов гусениц, мошек и жуков они скормили своим птенцам – сосчитать невозможно. К примеру, семья синиц за лето съедает 35 тыс. гусениц.

Теперь наша очередь помочь пернатым друзьям, как они помогали нам летом.

  1. Командные соревнования «Знатоки зимующих птиц».

(Слайд 4)

А сейчас мы проведём небольшие соревнования, в которых примут участие две команды: «Снегири» и «Синички». Оценивать ваши знания и умения будет независимое жюри, в состав которого вошли: учитель русского языка и литературы – Попова Валентина Владимировна и учитель истории и обществознания – Давыденко Светлана Васильевна.

1 конкурс «Разминка» (Слайд 5)

Командам предлагаются вопросы, на которые они должны как можно быстрее дать правильный ответ. Вопросы задаются по очереди, если команда затрудняется с ответом, то право ответа предоставляется другой команде.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1. Какую птицу называют «птицей мира»? (Голубь)
  2. Наиболее крупный представитель семейства вороновых? (Ворон)
  3. Эти птицы сидят стайками на деревьях в парках и садах и посвистывают, будто играют на свирелях? (Свиристель)
  4. Наша самая маленькая (5 – 6 г) певчая птица? (Королёк)
  5. Название этой птицы созвучно с названием растения – соя? (Сойка)
  6. Птица, название которой совпадает с названием танца? (Чечётка)

 (Слайд 6) Подсчет правильных ответов

2 конкурс «Угадай птицу по описанию» (Слайд 7)

На доске размещены названия птиц: снегирь, синица, сова, воробей, дятел, сорока, ворона, рябчик.

Педагог раздает командам по 4 карточки с описанием птиц, по данному описанию команды  устанавливают, о какой птице идёт речь.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Карточка №1

Птица мелких размеров, с воробья, хотя выглядит крупнее. Голова сверху, вокруг клюва и глаз - чёрная. Маховые и рулевые перья тоже чёрные, с синим металлическим отливом. Поясница и подхвостье - белые. Самец. Спина, плечи и зашеек - серые. Щеки, шея снизу, живот и его бока - красные. Тон и интенсивность окраски нижней стороны тела зависит от подвидовой принадлежности и индивидуальных особенностей. Самка. Зашеек и плечи - серые. Спина буровато - коричневая. Щёки, шея снизу, живот и его бока - серо-коричневые. Птенцы. Преимущественно охристо-коричневое оперение. "Чёрной шапочки", как у взрослых особей, на голове у птенцов нет.

(Снегирь) (Слайд 8)

Карточка №2

Небольшая куриная птица размерами несколько крупнее голубя. Вес колеблется от 330 до 580 граммов. Длина тела 35 - 37 см. Статус - гнездящийся оседлый вид. Летает мало, предпочитая бегать по земле. Взлетает с шумом, перемещаясь на небольшие расстояния. Держится обыкновенно парами. Оперение  рыжевато - серое с пестринами, или рябое.

(Рябчик) (Слайд 9)

Карточка №3

Длина тела до 16 см, масса 23 - 35 г. Общая окраска оперения - сверху коричневато - бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно - серая. Крылья с желтовато -белой поперечной полосой. Самец отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно - серым (а не тёмно - бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо - жёлтая полоса.

(Воробей) (Слайд 10)

Карточка №4

Размером с дрозда. Длина 22 - 27 см, размах крыльев 42 - 47 см, масса 60 - 100 г. В окрасе преобладание чёрных и белых тонов, которые в сочетании с ярко-красным (у отдельных подвидов - розовым) подхвостьем и придают птице пёстрый вид. Верх головы, спина и надхвостье чёрные с синеватым блеском. Лоб, щёки, плечи и брюхо буровато - белые; последнее в зависимости от района обитания может быть светлее либо темнее, варьируя от чисто белого до буроватого или почти шоколадного. На плечах развиты большие белые поля, между которыми проходит чёрная спинная полоса. Маховые чёрные с широкими белыми пятнами, которые на сложенном крыле образуют пять поперечных светлых полос. Хвост чёрный, за исключением двух крайних рулевых перьев, которые белого цвета. Радужина каряя либо красная, клюв свинцово-чёрный, ноги тёмно - бурые. От основания клюва к боковой части шеи, а затем вбок к чёрному зашейку тянется хорошо заметная чёрная полоса - «усы», окаймляя белую щёку.

(Пёстрый дятел) (Слайд 11)

Карточка №5

Голова, крылья и хвост чёрные, туловище серое. Длина около 50 см, масса тела 460 - 690 г. В среднем несколько крупнее грача, плотнее сложена, имеет более высокий и крепкий, изогнутый по коньку клюв. В полете отличается от него помимо окраски несколько более широкими и тупыми крыльями, слегка наклоненным вниз клювом. Туловище серое, голова, «манишка», крылья, хвост черные со слабым металлическим блеском. Радужина темная, клюв и ноги черные. Молодые отличаются буроватым налетом, «мутными» (голубыми) глазами, розовой ротовой полостью.

(Серая ворона) (Слайд 12)

Карточка №6

Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту … неповторима и легко узнаваема. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато - зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья - чёрные. Чёрное оперение имеет металлический блеск. Перья хвоста и внешняя сторона маховых перьев сверкают вблизи в зависимости от освещения металлическим зеленым, синим или фиолетовым цветом. Весной цвета становятся слабее и хуже определяются. На концах крыльев они почти совсем пропадают. Труднее всего определить цвет в начале лета, в частности, у самцов, спустя некоторое время после линьки. Самцы и самки внешне не отличаются друг от друга, хотя самцы несколько тяжелее - в среднем 233 г (самки - в среднем 203 г). … могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет около 90 см.

(Сорока) (Слайд 13)

Карточка №7

Крупная голова, большие круглые глаза спереди головы, клюв короткий, хищный. Охотится ночью, оперение мягкое, полёт бесшумный, когти длинные и острые, окрас маскирующий.

(Сова) (Слайд 14)

Карточка №8

Подвижная, вертлявая птица. В Европе самая крупная - размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост. Длина 13 - 17 см, масса 14 - 21 г, размах крыльев 22 - 26 см. Имеет довольно яркое оперение, среди других птиц выделяясь прежде всего ярко - жёлтым брюшком с «галстуком» - широкой чёрной полосой от груди до гузки. Верх головы, или шапочка, чёрный с синим металлическим блеском. Щёки белые. На затылке желтовато - белое пятно. Вокруг шеи чёрная полоса - ошейник, горло и грудь чёрные с небольшим голубоватым отливом. Спина жёлто - зелёная либо голубовато -серая с небольшим оливковым оттенком на плечах, крылья и хвост голубоватые. На трёх крайних рулевых имеются белые вершины, вместе образующие поперечную светлую полоску. На крыле также заметна тонкая белая поперечная полоса.

(Синица) (Слайд 15)

3 конкурс «Сложи пословицу»

(Слайд 16)

На столе у каждой команды лежат по 2 пословицы, разрезанные на слова, в течении 1 – 2 минут, участникам команды необходимо из этих слов сложить пословицу.

Правильный ответ оценивается в 2 балла.

  1. И сова своих детей хвалит.

           Как сорока хвостом, так болтун языком.

(Слайд 17)

  1. Осенью и у воробья пир.

          Всякая пташка хлопочет- своего гнезда хочет.

(Слайд 18)

4 конкурс «Ты – мне, я – тебе»

(Слайд 19)

Каждая команда задает друг другу по три подготовленных заранее вопроса о зимующих птицах.

Правильный ответ оценивается в 1 балл.

5 конкурс «Кормушки своими руками»

(Слайд 20)

Командам предлагается из подручных материалов сделать кормушку.

Работа оценивается от 1 до 5 баллов.

  1. Подведение результатов соревнований, награждение победителей.

Пока жюри подсчитывает баллы и определяет победителя. Сизикова Елена прочтёт для вас стих «Покормите птиц зимой!» (Слайд 21)

Покормите птиц зимой!

Путь со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо. 

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну. 

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

                                                                                (А. Я. Яшин)

Оглашение результатов. Награждение. (Слайд 22)

  1. Итог занятия.

Давайте не забывать о зимующих птицах, помогать им выжить в холодное время года. И чтобы не терять время, мы прямо сейчас пополним нашу птичью столовую, сделанными вами кормушками. Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное меропритие: " Не забывай о птицах зимой".

Внеклассное мероприятие: "Не забывай о птицах зимой" поможет воспитать у детей любовь к природе, познакомить с зимующими птицами нашего края.Расширить экологические представления школьников, обеспечит...

Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)

Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...

Занятие по развитию речи и слуха: «Птицы зимой»

Цель занятия "Птицы зимой" учить детей правильно отвечать на вопросы, добиваться правильного произношения звуков, развивать внимание детей на основе уп...

Занятие на тему: "Изготовление кормушки для птиц"

Конспект занятия на тему: "Изготовление кормушки для птиц"...

Внеклассное занятие по теме: «Зима»

Цели урока: расширить представления детей об изменениях в природе и их причинах.Задачи:Образовательные:-закрепить представления детей о зиме, познакомить с приспособлениями растений и животных к зиме...

Круглый стол "Не забывайте о птицах зимой"

Не забывай о птицах зимой.Цели;- экологическое воспитание учащихся;- расширение кругозора;- проверка знаний, эрудиции.Ведущие – 2 человека Помощники- - 2 человека.  Помощники следят за ответ...

Конспект занятия по теме: «Зимняя столовая для птиц»

Конспект занятия по  программе естественнонаучной направленности разработан для ознакомления детей 7-9 лет с с технологией изготовления кормушки их бросовых материалов....