Сценарий Дня знаний: День семьи и семейных ценностей +75 лет Ростовской области
классный час (7 класс) по теме

Алдохина Любовь Эдуардовна

1 сентября 2012года во всех школах страны проводились праздничные классные часы  на тему: "Семья. Семейные ценности".  Но в нашем регионе ещё один праздник - скоро 75 лет Ростовской области! Мы совместили две темы в одном классном часе. Презентация представляет собой виртуальное путешествие по крупным городам Ростовской области, рассказывает о предстоящем юбилее, касается истории нашего октябрьского района, есть там слайды с изображением нашего хутора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semi_i_semeynyh_cennostey_moy.docx51.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок семьи и семейных ценностей

«В семейном кругу мы с вами растём!..»

Цели:

  1. помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга;
  2. дать понять, что каждый человек индивидуален, но он существует среди других людей; учить детей видеть и чувствовать мир, в котором они живут;
  3. формировать коммуникативные навыки;
  4. развитие творческих способностей учащихся;
  5. формирование уважительного отношения детей к своим родителям;
  6. воспитывать чувство гордости за свою семью;
  7. развитие у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, и укрепление дружеских семейных отношений;
  8. создание благоприятной атмосферы общения;
  9. сплочение коллектива учащихся и родителей.

1.Здравствуйте, ребята! Сегодня Праздник! День Знаний, день встреч с одноклассниками, друзьями, учителями после летних каникул?  А знаете ли Вы историю этого праздника?

 День Знаний стал официальным праздником в нашей стране 1 сентября 1984 года. А указ был подписан Президиумом Верховного Совета СССР от 15 июня 1984 года.

Наряду со всеми праздниками в календаре такими как 1 октября – день пожилого человека, 25 ноября – день Матери, 8 марта – Международный женский день ООН 15 мая провозгласил Международный день семьи. В России 2008 год объявлен ГОДОМ СЕМЬИ.

 1 сентября 2009 года учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Им стал Павел Астахов.

Уполномоченный президента РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех российских школах в начале сентября провести уроки семьи и семейных ценностей.

«Мы направили письмо министру образования и науки Дмитрию Ливанову, руководителям субъектов РФ, всем уполномоченным в регионах и предложили 1 сентября провести урок семьи и семейных ценностей», — сообщил в четверг Астахов на заседании экспертного совета.

Сам Астахов собирается провести такой урок в одной из школ Подмосковья.

Ну а в нашей школе такие уроки проводят сегодня в своих классах все классные руководители.

Но перед тем, как начать наш разговор о семье и семейных ценностях, мне хочется рассказать вам об ещё одном важном событии в нашей жизни. Как вы уже знаете, это 75 лет со дня образования Ростовской области.

(показ презентации)

2.И мы переходим к теме нашего первого праздничного классного часа. А наш с вами разговор я хочу начать со сказки.

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей.)

Да, сегодня мы с вами поговорим о семье, семейных ценностях и о том, как они важны в наше время, потому что:

В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

- Почему мы так говорим? Кто это 7Я? (называют членов семьи)

-  А как должны относиться члены семьи друг к другу? (ответы учащихся)

Вы знаете, что 8 июля в нашей стране был установлен ещё один праздник – День семьи, любви и верности. А кто знает что стало символом этого праздника! Верно, это цветок. РОМАШКА! И вот, по ходу нашего классного часа мы будет составлять нашу с вами ромашку, наполнять её лепестками со словами-качествами, соответствующими счастливой семье.

(Выкладывается серединка цветка – «семья», по ходу общения с детьми выкладываются лепестки)

3. Работа по группам.

- Сегодня мы будем работать по группам, которые будут представлять семьи. Какие слова созвучны со словом семья?

- Приступим к работе. Не забывайте о том, что вы должны быть дружными, поддерживать друг друга и   прислушиваться к мнению других.

1 задание

-  Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то…А чтобы написали вы?

- Ответ удивил правителя: на листе было написано 100 раз слово «понимание»!

(выкладываем лепесток)

- Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Еще издавна народ слагал о семье пословицы. Итак, первое задание: сложите пословицы из слов и объясните их смысл.

  1. Согласие да лад в семье клад.
  2. Дерево держится корнями, а человек семьёй.
  3. Где тепло, там и добро.

  Молодцы, ребята, справились с заданием. Пословицы и поговорки отражают многие стороны нашей жизни. Я хочу назвать вам ещё несколько пословиц, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам другого характера. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.

2 задание

Молодцы! О чем эти пословицы? (Ответы детей.) Правильно, о труде. Значит, какой должна быть семья? Трудолюбивой. И у нас появляется лепесточек ТРУДОЛЮБИЕ

3 задание

- Каждый человек имеет право жить в счастливой семье. Как сказал великий русский писатель Л.Н.Толстой «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Подберите слова - качества, которые, по-вашему мнению, соответствуют счастливой семье.

        Ложь,  любовь, уважение, огорчение, доброта, радость, уют, грубость,  ненависть, здоровье.

- Я согласна с вашим выбором. Все эти качества относятся к семейным ценностям, которые нужно беречь и хранить. Хотели бы вы жить в такой семье?

- Можно назвать семью счастливой с этими словами?  (указать на отрицательные качества) Почему?

(Выкладываем к середине цветка лепестки)

Немалую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже.  Например:  

  1. традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево;
  2. люди гордились своими знаменитыми предками;
  3. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности;
  4. традиция называть детей в честь  кого – то из членов семьи;
  5. традиция проведения отпусков и свободного времени;
  6. Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.
  7. У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
  8. Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

 А в ваших семьях есть эти традиции? Расскажите нам о них.

(Дети рассказывают.) 

Очень хорошо. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их. А на нашем цветке появился новый лепесток – ТРАДИЦИИ.

 С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция  эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии  дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

Какое счастье, когда вся семья в сборе, пусть даже каждый занят своим делом, но он здесь рядом, может в другой комнате папа смотрит телевизор, мама на кухне готовит ужин, а ты в своей комнате занят чем-то очень важным. Но вы все вместе, в вашем уютном и теплом доме. Я приглашаю вас поучаствовать в конкурсе “Портрет семьи”. Приглашаю вас в фотомастерскую.

4 задание «Портрет семьи»

А сейчас, представьте, что вы пришли в фотомастерскую и хотите сделать семейный снимок. Как вы расположитесь, какие примете позы? (Несколько фото, вся семья, мама с детьми, папа с детьми.) Мы с вами сделали семейные снимки, на которых вы с вашими родителями.

(Ребята принимают разные позы )

5 задание

Ну и последнее задание для наших семей – это большая семейная викторина. Я буду по очереди задавать вопросы двум нашим «семьям».

   БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА 

1. Скажите по латыни «семья».                                                                                                                             (Фамилия.)

2.А теперь скажите «семья» по-итальянски.                                                                                                          (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества?

(Девичья.)

12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.

(«Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15.  Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?

(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?

(Мать-и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?

(Алфавит.)

  

20. В каком месяце отмечается Международный день семей?

 (Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

 

4. Рефлексия.

- Наше занятие подходит к концу. Ваши семьи очень дружно работали. Посмотрите, какая пушистая ромашка у нас с вами получилась!? А как вы сами оцениваете свою работу?

- Каждый человек должен помнить свои корни, своих предков и дорожить семейными традициями. Это возможно тогда, когда в семье добро и тепло. А тепло и радость в семье нам дарит солнышко.  Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных и людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепло, не огорчали своих родных и близких.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Урок семьи и семейных ценностей в 7 «А» классе

«В семейном кругу мы с вами растём!..»

Классный руководитель

 Алдохина Л.Э.

х. Киреевка

1 сентября 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и семейные ценности

Презентация для 4-5 классов, где рассматриваются аспекты - что такое семья и какие бывают семейные ценности....

Урок знаний «Семья и семейные ценности»

Урок знаний «Семья и семейные ценности» проводится 1 сенятбря в вынускном классе....

Сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей"

В данном материале представлен сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей" с элементами игры-викторины....

Всероссийский день семьи, любви и верности Своя игра на тему «Семья и семейные ценности»

1.     Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.2.     Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание забо...

Классный час на тему: "День семьи и семейных ценностей"

Разработка к классному часу для учащихся 8-9 классов...

Разговор о важном. "Крепка семья - крепка Россия. Семья и семейные ценности"

Формирование представления детей о семье как части общества....

«Урок семьи и семейных ценностей» (сценарий совместного мероприятия с родителями)

Цель: Формирование положительной установки на создание семьи и выполнение семейного долга. Коррекция представлений о взаимоотношениях в семье. Знакомство с обычаями и традициями родного народа и воспи...