Мастер – класс «Формирование традиционных семейных ценностей при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
учебно-методический материал (5 класс)
Одна из задач современной школы готовить своих учеников и к будущей семейной жизни. Одна из задач учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству.
Воспитание детей должно опираться не на чуждые западные традиции, а на родную культуру, на народные, в том числе и православные традиции, что позволит уберечь школьников от разлагающего влияния чуждой нам морали, чуждого образа жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
Мастер – класс «Формирование традиционных семейных ценностей при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Руденко О.К., учитель истории и обществознания
МБОУ Лицей № 1 МО «город Бугуруслан»
(Слайд 1 – тема мастер-класса)
(Слайд 2 – ориентировочно-мотивационный этап мастер-класса)
2024 год объявлен в России Годом семьи, с целью популяризации госполитики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей. Одна из задач современной школы готовить своих учеников и к будущей семейной жизни. Одна из задач учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству.
Воспитание детей должно опираться не на чуждые западные традиции, а на родную культуру, на народные, в том числе и православные традиции, что позволит уберечь школьников от разлагающего влияния чуждой нам морали, чуждого образа жизни.
(Слайд 3 – актуализация субъектного опыта участников и целеполагание) Необходимо отметить, что вопросам формирования семейных ценностей в предмете ОДНКНР уделяется особое внимание. Так, в программу 5-го класса включен Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности». На уроках рассматриваются семейные ценности, традиции и культура, как связаны Родина и семья, отражение семьи в литературе и произведениях разных видов искусства, роль трудового воспитания в истории семьи. Школьники составляют рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем из семейного архива), описывают семейное древо, семейные традиции.
Конечно же, ведущее место в процессе духовно-нравственного воспитания был и остаётся урок. Мастер-класс продемонстрирует некоторые приемы и методы обучения (этическая беседа, ролевая игра, работа в группе), стратегии формирования критического мышления (мозговой штурм, кластер, чтение с пометками), а так же направления функциональной грамотности (читательская грамотность, креативное мышление), применяемые при изучении темы «Семья – хранитель духовных ценностей». Вопросы темы: Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
(Слайд 4 – информационно-деятельностный этап мастер – класса)
Участники мастер-класса делятся на группы, каждая группа получает пакет с рабочим материалом.
Цель деятельности учителя: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: обучающиеся овладевают целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые понятия семья, счастливая семья, семейные ценности; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации;
метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;
личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах
Ход урока
Этап Целеполагания
Демонстрация слайда с изображением лебединой пары, цветка ромашки – Мозговой штурм. Обучающимся предлагается уточнить, что им известно об изображении? (символы семьи)
- Как ромашка связана с сегодняшним уроком? Что означает праздник Петра и Февронии? Почему важен праздник День семьи, любви и верности? Почему на День любви и верности дарят ромашки?
(Предполагаемые ответы: 8 июля в России отмечается день семьи, любви и верности. Этот праздник появился у нас благодаря представителям Русской Православной Церкви Петру и Февронии. Именно они считаются покровителями российских семей. К муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье. Этот душевный и радостный праздник объединяет миллионы людей по всему миру вокруг традиционных семейных ценностей, олицетворяет счастье супружеской жизни, помогает воспитывать подрастающее поколение на высоких нравственных идеалах. С семьи начинается Родина. Ромашка стала символом Дня Петра и Февронии, потому в июле в полях вовсю расцветают эти белоснежные цветочки, считающиеся воплощением светлой и чистой любви).
Обучающиеся в беседе подводятся к теме урока «Семья - хранитель духовных ценностей»
Учитель предлагает проанализировать текст притчи:
- В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь не ссорились, не ругались. Слух об этой семье дошёл до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашёл главу семьи и спросил о том, как ему удаётся сохранять гармонию в семье. Старик взял лист бумаги, что-то написал на нём, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано три слова: «Любовь», «Терпение» и «Прощение». «И это всё?» — удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом...»
- Согласны ли вы с главой семьи? Что вы можете добавить к сказанному им?
Обучающиеся выводят определение счастливой семьи (предполагаемые ответы: гармонии в семье помогают понимание, взаимопомощь, уважение, совместный труд, любовь и забота, почитание родителей, взрослых старших родственников)
Этап актуализации знаний
Демонстрация изображения иконы Святых Петра и Февронии:
- Что вам известно о сюжете иконы? Какое отношение она имеет к теме урока?
Ответы обучающихся учитель сопровождает предложением вспомнить о событии, используя текст учебника – смысловое чтение (формирование читательской грамотности - максимально точно и полно понять содержание текста, учесть все детали и практически осмыслить извлеченную из текста информацию).
Подготовка восприятия учащихся к работе над текстом: рассказ учителя об истории создания русским церковным писателем Ермолаем-Еразмом «Повести о Петре и Февронии Муромских».
- Кем на самом деле были Петр и Феврония? На самом деле Петра звали Давид Юрьевич, а Февронию — Евфросиния. Это были совершенно реальные люди. С 1205 по 1228 год они правили Муромом. Перед смертью они постриглись в монашество под именами Петра и Февронии.
Работа над текстом произведения – прием Чтение с пометками.
Учитель (или обучающиеся) читает текст [1].
После паузы учащиеся высказывают свои мнения об услышанном:
– Понравилась ли вам повесть? Где проходило действие повести? Кто в это время правил городом? Какими качествами обладала Феврония? Найдите подтверждение в тексте. Что сделали Петр и Феврония в конце жизни? Как умерли Петр и Феврония? Какие жизненные ценности утверждаются в Повести о Петре и Февронии?
Этап открытия нового знания
На доске размещается демонстрационный стенд:
ЗАПОВЕДЬ
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Исх. 20, 12
- Как вы понимаете смысл заповеди? Что означает слово почитай?
На доске составляется Кластер (сбор идей). Предполагаемые ответы обучающихся: любить, ценить, уважать, беречь.
- Но всегда ли дети соблюдают почтение к родителям?
Учитель рассказывает сюжет из Библии: история о Ное и его сыновьях, о проступке его сына Хама: Что же Ноя так возмутило в поведении сына Хама? (предполагаемый ответ: Хам осудил отца)
Добавляют в Кластер - не осуждать.
Составление ассоциативной схемы в группах Родители (Мама)
(предполагаемый ответ: свет, солнце, тепло, любовь)
Слова записываются в левой части листа, а после прочтения рассказа «Корабль – туча» заполняется правая сторона листа.
Учитель на доске выполняет общую ассоциативную схему на основе предложений каждой группы.
Смысловое чтение (формирование читательской грамотности) - рассказ И. Панькина «Корабль – туча» [2].
Обучающимся раздается 1-я часть рассказа.
Вопросы:
- Каких героев мы узнали? Как зовут мать? Что вам стало известно о ней?
Что известно о сыне? Что известно о судьбе отца?
Задание: Найдите в этом тексте ключевую фразу (работа в группах)
Представители групп озвучивают ключевые фразы и объясняют, почему именно эту фразу выбрала группа.
Если возникают вопросы, группы дискутируют и высказывают свои версии.
Вопрос: Как вы думаете, что может произойти дальше?
(Версии обсуждаются в группах. Представители групп озвучивают версии).
Учащимся дается 2-я часть рассказа.
Вопрос: Какая здесь ключевая фраза? Почему? (Работа в группах. Обмен мнениями групп)
Вопрос: Как будут дальше развиваться события? (Версии. Работа в группах. Выступления представителей)
Детям дается 3-я часть рассказа
Вопросы: Какая здесь ключевая фраза? Почему? Какую команду подали с корабля?
Дети получают 4-ю часть рассказа.
Вопросы: Какова главная мысль текста? Почему вы так считаете? (Работа в группах) Какие вопросы у вас возникли по тексту?
- Являлся ли адмирал отцом капитана? Кому, за какие заслуги давали Бриллиантовые кресты? Почему и кем была подана команда: «Снести город»? Простит ли мать сына? Ваши версии (Работа в группах)
Дети получают последнюю часть рассказа – пятую.
Вопросы: Какая мысль этой части рассказа является ключевой? Почему? (Работа в группах. Выступление представителей)
- Какие вопросы у вас возникли? Согласны ли вы с автором рассказа? (Группы обмениваются своими мыслями).
Учитель предлагает вернутся к ассоциативным схемам. Какие бы ассоциации вы бы добавили к понятию мама, прочитав рассказ «Корабль – туча»?
Дети дописывают на правой стороне ассоциации: тревога, боль, терпение и т.д.
Учитель предлагает посмотреть, какую характеристику вы давали понятию «мама» вначале? Какие ассоциации зародились у вас после прочтения рассказа о матери? Какой вывод мы можем сделать?
Организация работы в группах толкование притчи и проведение этической беседы:
Осколки доброты
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке.
Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирала с песка какие-то предметы и перекладывала их в сумку. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье.
Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Старый дед и внучек
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, зубов не было. И, когда он ел, крошки падали на пол. Старика перестали за общий стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет. И сказала, что теперь еду ему будут давать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет, что-то сглаживает. Отец и спросил:
- Что это ты делаешь, Ваня?
А Ваня и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж и жена поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика. И стали с тех пор сажать за стол и ухаживать за ним.
Вопросы: А вы можете представить своих родителей героями этих рассказов? А не кажется ли вам, что, что делают родители всю жизнь – это убирают «осколки» с вашего пути? Как часто вы слышите, что говорят вам ваши бабушки дедушки? Как вы понимаете пословицу «Что посеешь, то и пожнешь»? Обижали ли вы когда-либо своих стариков? Что вы сделали хорошего и доброго не только для родных, но и для других пожилых людей? Вспомните хоть одно доброе дело.
Выводы после беседы:
- Только добрые дела способны дать реальное чувство любви к старикам. «Пред лицом седого вставай и почитай…»
Раскрытие темы счастливой семьи в искусстве – живописи (креативное мышление). Учитель предлагает группам задание – по репродукциям картин и известных русских художников – ответить на вопросы: Что увидели на картине? Чем заняты персонажи картины? Какие чувства вызывает сюжет картины? Чему могут дети научиться в семье?
Этап Первичное закрепление
Учитель возвращается к вопросу о счастливой семье:
- Как в семье можно проявлять знаки внимания друг к другу?
Подводит обучающихся к ответу: даря подарки
Учитель организует проведение ролевой игры – выбор подарка. Обговаривает условие, что можно выбрать только один подарок (изображение подарка на карточках, на обратной стороне каждого подарка-карточки «Цена» подарка). Обучающиеся разбирают «подарки», а затем, узнав «цену», объясняют свое решение, готовы ли они согласиться с «ценой».
Подводится итог игры: Чему учит игра? (Предполагаемый ответ: выбор между личными желаниями и необходимостью общих семейных интересов)
Этап Итоги учебной деятельности. Рефлексия
Психогимн родителям Обучающимся предлагается закончить фразу: «Я люблю папу и маму за то, что….», «Я горжусь папой и мамой потому, что…»
Демонстрация (Выставка) работ обучающихся – поделки и рисунки – на тему «Моя семья» (опережающее задание).
Домашнее задание
Напишите письмо дорогому человеку (родителям, пожилому старшему родственнику) к 1 октября.
(Слайд 5 – рефлексивный этап мастер – класса)
В процессе изучения на уроках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» тематического блока «Семья и духовно-нравственные ценности» в 5-ом классе возможна организация различных форм учебной деятельности: дискуссии, мини-проекты, творческие задания, проигрывание игровых ситуаций на уроке, разбор пословиц, анализ и сравнение разных точек зрения и другие.
На уроках проводятся беседы на этические темы, применяется диалоговая технология - обсуждение в группах, парах, общее обсуждение способствует развитию логического мышления, речевых умений, эмоциональной сферы личности ребенка, ребята учатся уважать и принимать мнения других.
Формирование читательской грамотности - смысловое чтение - развивает способность интерпретировать тексты, анализировать, умение формулировать и выражать свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни. Не менее значимой является работа над толкованием притч, пониманием их аллегорического смысла, развитием речи, умением высказывать собственное суждение.
Применение ИКТ дает возможность учащимся самостоятельно подготовить и оформить дополнительный материал по конкретной теме или проекту.
Широко применяется технология сотрудничества. Наиболее интересным и доступным является обучение в группе, в паре, которое позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса: беседа, взаимные вопросы и задания, интервью.
Обучающимся предлагаются разнообразные домашние задания: рисунки по пройденной теме, сбор материалов из дополнительных источников, подготовка презентаций и сообщений, подбор рассказов, стихов, пословиц и поговорок, написание мини-сочинения по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6-9 классов
Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР) для 6-9 классов реализуется через преподавание предмета Православная культура. Рабочая программа разработана на ...

«Программа внеурочной деятельности «Светлые праздники» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Светлые праздники" . Данная разработка адресована пятиклассникам. Она представляет собой методический материал для ...

Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...

Методическая разработка урока в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-ом классе по теме "Семья – хранитель духовных ценностей"
Данная методическая разработка раскрывает вопросы формирования традиционных семейных ценностей предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России»....

Рецензия на Методическую разработку урока в предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 кл. "Семья - хранитель духовных ценностей"
Разработка «Методическая разработка урока в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5- ом классе по теме «Семья – хранитель духовных це...
