кружок "Лесовичок"
материал по теме

Актуальность темы:

 

Идея создания   кружка «Лесовичок» возникла на основе многолетнего наблюдения и изучения экологических проблем в районе села Кика. В школе на протяжении десяти лет  существует   центр «Травник», экологическая тропа «Кика – Прорва», школьное лесничество «Лесная сказка»,  на территории школы имеется  питомник. Программа кружка «Лесовичок»  станет частью комплексной работы в экологическом направлении школы. Цель школы экологическое воспитание учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности учащихся

 

 

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_lesovichok.doc903 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования  Республики Бурятия

МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа»

 Программу кружка составила:

Учитель биологии и экологии

Спиридонова Н.И.

                                                                              2010г.

Содержание

1.Пояснительная записка

  1. Цели
  2. Задачи
  3. Актуальность темы
  4. Принципы
  5. Формы обучения
  6. Средства обучения
  7. Приёмы работы
  8. Методы работы

2. Содержание работы.

3. Тематическое планирование

4.  Ожидаемые результаты

5. В ходе освоения программы кружка «Лесовичок» предполагается:

6.  Календарно- тематический план на 2010-2011год.

7. Литература для учителя.

Пояснительная записка.

В настоящее время важнейшей задачей средней школы считают не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке современной научной информации. Особенное значение эта задача  приобретает для предметов естественнонаучного цикла, т.к. именно они развивают навыки и умения учащихся, необходимые в практической и  научно – исследовательской деятельности. 

Формирование экологического мировоззрения по принципу: «Думай глобально  - действуй локально»; воспитание чувства любви к природе и бережного отношения к ней; формирование у учащихся практических навыков коллективной работы и взаимопомощи; формирование уважительных и деловых взаимоотношений между учащимися и педагогами.

Изучая предмет экологии, учащиеся  получают глубокие разносторонние знания в области биологии, географии, лесного хозяйства. Они осознанно подходят  к выбору своего жизненного пути, часто ориентируясь на профессии, связанные с природой и лесным хозяйством.  

В ходе освоения предметов естественнонаучного цикла школьники приобретают необходимые навыки:              

  1. Экологическая грамотность
  2. Экологическая компетентность
  3. Ценностно-смысловой компонент
  4. Экологическая  рефлексия
  5. Экологическое культуротворчество

Особенности работы кружка «Лесовичок» заключается в экологическом воспитании и образовании учащихся,  основанном на интеграции  научно- технической и художественно – гуманитарной культуры. Этот  принцип осуществляется  в творческой деятельности  школьников при разработке и  реализации проектов.

 Эстетическое развитие школьников на основе изучения окружающей природы направлено на формирование умений отражать красоту природы в художественном образе.

Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ носит  воспитательный характер,  способствующий развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения.

 Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций успеха и  творческой активности каждого члена кружка. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.

К моменту завершения учебно-исследовательской работы, учащиеся  должны овладеть современными информационными технологиями и результаты работы представить в виде презентаций. Проведение учебно-исследовательской деятельности  имеет практическую значимость в дальнейшей работе школьного лесничества, классных руководителей  при проведении тематических классных часов и  включение в исследовательскую деятельность учащихся  младших классов.

Программа кружка «Лесовичок» разработана для  учащихся 5-8 классов  и рассчитана на 35 часов.

Цель:  формирование у школьников экологического мировоззрения, научных знаний и практических умений на основе изучения природной среды и связанной с ней созидательной, преобразующей, творческой деятельностью.

Задачи

Обучающие:

  1. Научиться обрабатывать и интерпретировать полученные знания.
  2. Учить детей теоретическим и практическим навыкам.
  3. Межпредметная  интеграция на занятиях и проектах.
  4. Создание личностно ориентированной образовательной  среды.

Развивающие:

  1. Развитие творческих способностей и познавательной деятельности  детей.

      Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе своего края.
  2. Трудовая деятельность детей способствует выработке у них практических знаний, умений и навыков, направленных на сохранение и приумножение природных богатств.

Девиз  кружка – «Делай как мы, делай  с нами,  делай лучше нас!»

Актуальность темы:

Идея создания   кружка «Лесовичок» возникла на основе многолетнего наблюдения и изучения экологических проблем в районе села Кика. В школе на протяжении десяти лет  существует   центр «Травник», экологическая тропа «Кика – Прорва», школьное лесничество «Лесная сказка»,  на территории школы имеется  питомник. Программа кружка «Лесовичок»  станет частью комплексной работы в экологическом направлении школы. Цель школы экологическое воспитание учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности учащихся

Принципы.

Содержание  занятий кружка,  опирается на методические принципы:

  1. Научность, новизна и доступность преподаваемого материала.
  2. Поиск и активизация мыслительной  деятельности учеников.
  3. Компетентностный подход в экологическом образовании.
  4.  Практическая и исследовательская значимость.

Формы обучения:

  1. Урок – экскурсия
  2. Урок- теория
  3. Опытно- экспериментальное исследование
  4. Урок –отчёт.

        .

Средства обучения:

  1. Памятка по технике безопасности.
  2. Художественная литература авторов – натуралистов, справочники, энциклопедии.
  3. Дополнительная литература по изготовлению изделий из стружки.
  4. Технология рисования на стекле.
  5. Использование Интернет – ресурсов.
  6. Электронные справочники, энциклопедии.
  7. ИКТ

Приёмы работы.

  1. Выявление содержания субъектного опыта учеников и использование его на практике.
  2. Привлечение учащихся  к решению индивидуальных проблемных ситуаций.
  3. Использование различных форм работы: индивидуальная, в парах, в группе.
  4. Подбор заданий с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

 Методы работы.

  1. Метод проектов.
  2. Наглядный
  3. Практический

Содержание программы

Курс программы состоит из 3 разделов:

I. Малая академия.

Содержание раздела:

  1. Организация исследований в природе, в школьном питомнике.
  2.  Занятия исследовательской работы и написание проектов учащимися
  3. .Проведение совместных исследований с  лесничеством «Кикинское».

II. Экологического просвещения. 

Содержание раздела:

  1. Проведение экологических акций
  2. Выпуск средств  агитации (буклеты, листовки, спрайт -листы ),  
  3. Ведение экологической рубрики в школьной газете «Зелёный парус»  и в местных СМИ.

III. Лесная мастерская

Содержание раздела:

  1. Работа с природным материалом.
  2. Изготовление и размещение кормушек для птиц на территории лесопарка.
  3. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
  4. Освоение техники рисования на стекле.

Тематическое планирование.

Наименование темы

Тип урока

Кол-во часов

Сроки

Раздел I

Лесная мастерская. 

Теорети

ческие

Практичес

кие

1

Сезонные изменения в

природе.

 экскурсия в лес.

1

2-3

Введение.

Изготовление изделия «Чудо – дерево»

практический

1

1

4-5

Изготовление кормушек

практический

2

6

7-8

Введение.

Художественная мозаика.

Теория

практический

1

2

9

10-11

Введение.

Изготовление цветов, трав из древесной стружки.

Теория

практический

1

2

12

13-15

Введение.

Изготовление гербария

Теория

практический

1

3

16

17

Введение.

Рисунки   на стекле.

Техника рисования.

     Теория

практический

1

1

     Раздел  II

Малая академия

18

19-22

23-24

Методика постановки опытов в лесном хозяйстве.

Опыты и наблюдения.

Выращивание сеянцев сосны, лиственницы,

Кедра.

Практические результаты работы

.

Теория

Опытно – экспериментальное

Исследование

Обработка результата

1

4

2

Раздел III  экологического просвещения

25

26-32

Средства наглядной агитации.

Выпуск аншлагов

теория

практический

1

7

33

34

Средства наглядной агитации.

Изготовление листовок, буклетов, спрайт –листовок на тему: «Лес», публикация в СМИ.

Теория

практический

1

1

35

День открытых дверей

Отчёт о проделанной работе.( презентация

1

10

25

Всего:

35

Ожидаемые результаты.

Обучающие должны знать:

  1. Технологические особенности выполнения  рисунка на стекле.
  2. Технологию работы с компьютером в программе (Microsoft   Office   PubIisher).
  3. О сезонных изменениях в природе.
  4. Последовательность изготовления изделий из природного материала.
  5. Технику изготовления художественной мозаики.
  6. Правила сбора и хранения  и оформление растений для гербария.
  7. Морфологию сеянцев хвойных пород деревьев.
  8. Актуальность выбора темы аншлага.
  9. Правила оформления.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Проводить поисково-исследовательскую деятельность совместно с руководителем кружка, в группе, самостоятельно.
  2. Использовать дополнительные информационные источники

( энциклопедии, журналы, интернет – ресурсы).

  1. Художественно оформлять.
  2. Пользоваться технологическими картами  для изготовления поделок  из опилок, природного материала и  рисунков  картин  на стекле.
  3. Проектировать опытно- исследовательскую деятельность.
  4. Использовать личный опыт на практике

В ходе освоения программы кружка «Лесовичок» предполагается:

1. Сбор материала  для оформления  экологического центра «Травник»

2. Проведение  агитационной работы  среди  младших школьников и населения.

3. Участие в научно- исследовательских конференциях :

«Серебряная Альфа» ,«Созвездие», «Шаг в будущее».

4. Оказание практической помощи  Кикинскому лесхозу

 в деле охраны и защиты леса

 5.Создание фильма о работе кружка.

Календарно- тематический план на 2010-2011год.

Тема занятия

Тип занятия

           Цели и содержание

Дидактическое сопровождение

Дата

Раздел I    Лесная мастерская.

1

Сезонные изменения в природе.

 экскурсия в лес.

  1. Развитие личности школьника
  2. Формирование творческой деятельности при изучении живой природы.
  3. Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений.

Тетрадь для записей,

Алгоритм  заданий.

атлас –определитель,

Составить рассказ, фотографии т.п.

2

Введение. Изготовление изделия «Чудо – дерево»

Экскурсия

 Научить ребёнка видеть необычное в окружающем его мире, внутреннюю красоту обычных предметов, привить привычку внимательно и любопытно всматриваться в природу и находить в ней источник творчества.

  1. Ознакомление с мхами и лишайниками встречающимися в нашей местности
  2. Изготовление изделия при оригинальной технике крепления растительного материала с помощью скотча и зубочистки.

Книга по биологии и флористике, микроскоп, лупа, папка для образцов.

Различные виды мхов и лишайников, ветка дерева, спил дерева толщиной 2-3 см. пластилин, пенопласт, клей ПВА, универсальный полимерный клей, кисточка, скотч, ножницы, зубочистки, проволока, канцелярский ножик.

3

Изготовление изделия «Чудо – дерево»

практический

4-5

Изготовление кормушек

практический

Применение подручного материала для изготовления кормушек.

Конструирование и выбор модели.

Работа в парах.

Техника безопасности.

Памятка по технике безопасности.

 Инструменты и материалы.

(шпагат, нож, молоток, ножовка, ножницы).

6

Введение.

Художественная мозаика.

Теория

История развития художественной мозаики.

Реферат.

Справочники, Интернет – ресурсы, школьная библиотека(литература-Школа и производство, Искусство.

7-8

Изготовление тематического панно в технике мозаика.

практический

Выбор сюжета, составление композиций, оформление.

Т.Б.

Технологическая карта,

Памятка по технике безопасности, инструменты и материалы.

(масляные краски, крупа, клей, кисточки,

9

Введение

Теория

Историческая справка  об изготовлении предметов из древесной стружки.

Журнал «Школа и производство» №1 2008г. стр.52-56.

10-11

Изготовление цветов,

 трав из древесной стружки.

практический

Технология обработки  древесной стружки.

Знакомство со строением растений – образцов.

Техника безопасности.

технологические карты, инструменты, стружка, утюг, ткань, пресс, шаблоны, клей, шило, надфиль,  пластилин, мелкозернистая шкурка, декоративный образец.

12

Введение. Гербарии.

Теория

Правила сбора и хранения растений.

Знакомство с видами растений.

Значение и практическое использование гербариев.

Энциклопедия, справочники, атлас –определитель, интернет – ресурсы. Красная книга.

13-15

Изготовление гербария.

практический

Технология обработки растения для гербария.

Эстетика оформления.

Систематизация растений по видовым признакам.

Техника безопасности.

интернет – ресурсы.

Бумага А 4, калька,  П.К.

Ксерокс, папки, файлы.

16

 Введение.

Рисунки   на стекле

     

Теория

Понятие о ритмической или пластической композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, роль колорита, фактуры, материала в декоративно-прикладном искусстве.

 Создание композиции для панно  по природным мотивам.

Образцы работ,

Рисунки.

17

Техника рисования.

практический

Познакомить  с приёмами рисования на стекле.

Техника безопасности.

Эстетика оформления.

технологические карты, инструменты: стекло 20х30, акриловые краски, кисти, уайт-спирт.

Раздел  II.  Малая академия

18

Методика постановки опытов в лесном хозяйстве.

Теория

Проведение мини -социологического опроса.

Комплектование опытной группы.

Сбор информации и выявление проблем выращивания сеянцев хвойных пород.

Выбор тем и разработка плана исследований.

«Основы лесоводства».

«Лесоведение».

«Как вырастить лес»

19-22

Выращивание сеянцев сосны, лиственницы, кедра.

Лабораторно-практическая работа

Проведение наблюдений, их фиксация, ведение дневников наблюдения.

Первичный и полевой журнал.

23-24

Опыты и наблюдения.

Опытно – экспериментальное

Исследование

Обработка результата

Обсуждение результатов опыта, формулирование выводов и рекомендаций.

Статистическая обработка.

Отчёт по результатам опыта.

     

Раздел III.  Экологического просвещения

25-

Средства наглядной агитации.

теория

Знакомство с назначением и видами аншлагов.

Презентация  «Аншлаги», П.К., ксерокс, эскизы, наброски.

26-32

Выпуск аншлагов

практический

Оформление тематических аншлагов.

Работа в группах.

Конкурс аншлагов.

Инструктаж по технике безопасности.

Освоение специальной терминологии.

Эстетика оформления

ДВП, эмаль цветная, олифа,  кисти, стенды, растворитель, респиратор.

33

34

Средства наглядной агитации.

Изготовление

листовок, буклетов, спрайт –листовок на тему: «Лес», публикация в СМИ.

         Теория

практический

Назначение и виды листовок, буклетов, спрайт –листовок на тему: «Лес»,

Правила оформления статьи в школьную газету «Зелёный парус».

Создание электронного варианта статей в текстовом редакторе  WORD.

Презентация природоохранных  буклетов, П.К., ксерокс, эскизы, наброски.

Работа на ПК, обработка материала  в программе (Microsoft   Office   PubIisher).

35

День открытых дверей

Отчёт о проделанной работе.

Выставка работ по разделам.

Презентация.

Публичный отчёт  с приглашением родителей и работников лесничества.

 

Список литературы для учителя.

Название пособия

Дата издания

Издательство

автор

1

Школа и производство

№5 2010г.

Научно методический журнал

Лукиянова О С.Стр.53

2

Школа и производство

№1 2008г.

Научно методический журнал

Е.Д.Гудков. стр.52

3

Основы лесоводства

                  1986г.

Учебное пособие

В.П.Ливенцев

В.Г.Атрохин.

4

Как вырастить лес

2006г.

Методическое пособие

А.Ю. Ярошенко.

5.

Лесоведение

2008г.

Методические рекомендации.

Е.С.Хлиманкова

6

Красная книга

1988г.

Бурятское книжное издательство.

7

Энциклопедия  Растения

2010

Москва «Эксмо»

Ю.К.Школьник

8

Интернет - ресурсы

Урок № 7.        Тема:«Технология рисунков  на стекле"

  1. Техника безопасности

1. Я рекомендую начать учиться с рисунка на плоском стекле. Это гораздо проще для начинающего, чем объемная вещь. В крайнем случае можно начать с плоской бутылки, но поверхность лучше все равно брать плоскую.

Для начала нам нужен эскиз, который будет перерисован на стекле. Меня попросили повторить старую работу, поэтому я просто сделала распечатку с сайта. Дополнительно я его дообработала карандашом.

Итак, готовим стекло, и рисунок. Стекло перед началом работы надо обезжирить - протереть ацетоном, уайт-спиритом или любым другим растворителем, который найдется в доме. Подойдет и жидкость для снятия лака с ногтей ;) В крайнем случае - помыть с мылом.

Подкладываем рисунок под стекло и берем контур для стекла. Я использую еще и насадки для контуров, они помогают сделать линию тоньше.

Равномерно и мягко надавливая на тюбик, выдавливаем контур. Если вы рисуете в первый раз, то он не сразу получится ровным (только если у вас нет опыта нескольких лет художественной школы). В начале ваш контур будет рваным, неравномерным, будет выдавливаться не одной колбаской, а отдельными некрасивыми кусочками. Но не стоит расстраиваться. Все это изменится с опытом. Через несколько нарисованных вещей вы сами удивитесь, насколько ровнее и равномернее будет ложится ваш контур.

Устанавливаем руку так, чтобы она обязательно упиралась в стол или в какую-то подставку, но ни в коем случае не была на весу - иначе она будет дрожать и, и так-то не очень послушный контур, будет вести себя совсем неприлично :) Скорость движения определяйте для себя сами, кому-то удобней рисовать быстро, а кому-то - неторопливо. А еще есть техника рисунка - не касаясь носиком контура стекла, вести его в паре миллиметров от стекла, протягивая выходящую колбаску контура - тогда линия получается ровнее. Но мне такой способ не очень нравится, поэтому рисуя, я веду носиком прямо по стеклу.

Постепенно наносим контур на весь рисунок.

В какой-то момент, когда основная часть рисунка переведена на стекло - важно убрать эскиз и посмотреть на сам получающийся рисунок на стекле. Вполне возможно, что какие-то вещи придется подправить, а что-то удобней рисовать отдельно, без эскиза - например, линии фона в этом рисунке. Эскиз только сбивал глаз и руку.

Если какие-то линии выходят неровными - их можно удалить сразу, ватной палочкой. Но при таком методе удаления вы не сможете удалить часть линии, потому что оставшийся край линии наверняка смажется. Поэтому если мне надо удалить не всю линию, а только отдельный участок - я жду пока контур высохнет и аккуратно удаляю его кончиком ножика. Подсохший контур легко снимается одной "ниточкой".

Когда вы откладываете контур, даже ненадолго, его надо обязательно закрывать, иначе он засохнет в носике тюбика и его придется прочищать. Если на носике насадка, то отверстие можно просто залепить пластилином.

Итак, контур нанесен. Теперь надо дать ему просохнуть - и можно браться за краски.

Кроме самих красок вам понадобится кисточка, палитра и вода, если краски на водной основе, или растворитель, если краски на растворителе, - для промывки кисточки.

Кисточки я беру синтетические, тоненькие - так называемые крысиные хвостики. Размер - от 000 до 2, максимум.

Я застилаю палитру фольгой, а когда на фольге не остается чистого места - просто выбрасываю этот кусок и стелю новый. Это гораздо удобней, чем каждый раз использовать новую палитру. К тому же не рекомендую использовать пластмассовую палитру по несколько раз - краски на растворителе немного разъедают пластик и в следующий раз налитая в такую палитру краска оказывается матовой или с хлопьями.

Этот рисунок нарисован красками Marabu Decor Glass, они изначально непрозрачные и набирают прозрачность уже при высыхании. Поэтому пока они в палитре - прозрачности не видно.

Теперь о нанесении краски. Технология нанесения краски в росписи по стеклу несколько отличается от способов работы с другими красками - гуашью, акварелью и т.п. Там вы рисуете мазками, накладывая один мазок поверх другого. В росписи стекла так не получится. Неровный мазок застывает и накладывая поверх него следующий неровный мазок, вы не закрашиваете предыдущий, а просто накладываете еще один неровный мазок и увеличивете неаккуратность вдвое. В росписи стекла краска наносится в один слой, ровной поверхностью. Она как бы натягивается на стекло, без дырок и прорех. Но и лишние "волны" краски тоже ни к чему. Слой краски должен быть равномерным.

Я засняла посекундное движение своей кисточки:

Кисточка должна быть все время наполнена краской, не оставлять сухих мазков.

Ну вот, наш герой одет в штаны:

Теперь важно не забыть посмотреть на слой краски на просвет.

Ну да, так и есть, в штанах полно дырок :) Их необходимо закрасить.

Постепенно закрашиваем весь рисунок

Не забываем смотреть на просвет, иначе все прорехи останутся незамеченными

Еще одна посекундная съемка. Здесь видно что делать с самого начала - вы кладете на стекло каплю краски, а потом начинаете ее растаскивать, растягивать во все стороны. Когда капля растянута - добираете на кисточку краску:

Еще важно помнить, что краска - сохнет. Поэтому, во-первых, обязательно, пользуясь палитрой, надо закрывать все баночки. Во-вторых, если вы закрашиваете какую-то большуй область - не надо начинать закрашивать ее с середины. Пока вы дойдете до одного края, краска на середине уже подсохнет и оставит некрасивый край, который потом будет просвечивать. Поэтому закрашивание надо начинать с края рисунка и вести к другому краю, не давая краске засохнуть.   Наконец, весь рисунок закончен.

.

   

 

  

  

  

Еще важно помнить, что краска - сохнет. Поэтому, во-первых, обязательно, пользуясь палитрой, надо закрывать все баночки. Во-вторых, если вы закрашиваете какую-то большуй область - не надо начинать закрашивать ее с середины. Пока вы дойдете до одного края, краска на середине уже подсохнет и оставит некрасивый край, который потом будет просвечивать. Поэтому закрашивание надо начинать с края рисунка и вести к другому краю, не давая краске засохнуть.

Наконец, весь рисунок закончен.

Осталось вставить его в рамку :)

К началу страницы