программа кружка Русское слово
материал по теме

Маннанова Рафиня Фанировна

программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_russkoe_slovo.doc359 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

МОУ ДОД «ЦВР» Тукаевского муниципального района

МБОУ «Биюрганская ООШ»

Утверждаю

Директор МОУ ДОД «ЦВР»

Тукаевского муниципального района

___________ Гараева Г.И.

«___»____________ 2011 г.

Образовательная программа

объединения

( Для детей 12-15 лет,

программа расчитана на 1 год)

Педагог дополнительного образования

 Маннанова Рафиня Фанировна

д. Биюрган, 2011 г.

Пояснительная записка

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук.

Актуальность.

Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

Направленность модифицированной образовательной программы

Содержание занятий кружка направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.

Основные идеи программы, их новизна, предполагаемая востребованность и педагогическая целесообразность

 Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать с
различными источниками информации, решать творческие задачи, а также
совершенствовать     навыки        диалогического     рассуждения,     определения     и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям  и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базовых предметов – русского языка и литературы. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы   ученик   получил   широкую   практику   работы   с   различными   текстами.

Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Нормативные документы, в соответствии  с которыми бала разработана образовательная программа:

Данная программа основана на следующих документах:

-  Законы «Об образовании» Российской Федерации  и Республики  

   Татарстан.

-  Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.

-  Концепция модернизации дополнительного образования до 2011 года.

-  Конвенция ООН о правах ребенка.

-  Программа развития школы

- Устав МБОУ «Биюрганская ООШ» и др.

Цель, задачи и принципы программы:

Обучающая цель: формирование предметной, коммуникативной, социальной компетентности в вопросах литературы и русского языка.

Задачи:

  1. составление целостного представления о проблемах литературы и русского языка;
  2. дополнение и расширение стандартных знаний по литературе и русскому языку;
  3. расширение знаний по основным теоретическим вопросам литературы;
  4. обеспечение учащихся дополнительной информацией об основных нормах литературного языка и помочь осознанно овладеть ими;
  5. закрепить интерес к решению проблем, связанных с литературой и русским языком;
  6. подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка - это проявление высокого уровня культуры устной и письменной речи, охрана литературного языка.

Развивающая цель: развитие умения найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.

 Задачи:

  1. совершенствование техники выполнения анализа поэтического и прозаического произведений;
  2. создание условий для творческого развития и самореализации
  3. обучающихся через организацию творческой работы;
  4. развитие познавательного интереса к предмет русский язык и литература;
  5. развитие самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  6. развитие поисковых, исследовательских навыков, творческих способностей;
  7. содействие формированию коммуникативных способностей.

Воспитательная цель: формирование  социальной компетентности в вопросах литературы и русского языка. 

Задачи:

  1. воспитание нравственно-волевых качеств обучающихся:
  2. воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, создание дружного      коллектива;
  3. создание условий для формирования коммуникативной культуры  обучающихся;
  1. воспитание культуры здоровья;
  2. формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию социально-значимой деятельности.
  3. воспитание морально-этических качеств,  коммуникативных навыков;
  4. совершенствование способностей к совместной   деятельности     со     сверстниками,      педагогом;
  5. оказание содействия к формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Отличительные особенности программы и используемые в ней ключевые понятия:

В дополнительном образовании имеют возможность заниматься все желающие. Здесь открыт путь для детского творчества. С целью реализации коммуникативных, творческих способностей детей, удовлетворения их интереса и потребностей была разработана модифицированная образовательная программа для детей по русскому языку и литературе «Русское слово»

 Программа    «Русское слово»,  построена на коллективной деятельности обучающихся, а именно на совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности, ставит    своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития  коммуникативных , творческих способностей      детей      и      подростков      в      условиях  дополнительного образования.

При разработке программы «Русское слово» использованы материалы: Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся; Ушакова О. Д. Афоризмы и крылатые выражения: Справочник школьника; Ушакова О. Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника; Францова Н. В. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие; Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников; словари, энциклопедии и др.

Программа    «Русское слово»    охватывает психологические аспекты
воспитания и обучения детей в условиях учреждения дополнительного образования, намечает перспективы, определяет приоритеты развития коммуникативных способностей, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении современных технологий обучения и воспитания. Занятия кружка «Русское слово» осуществляют учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка и литературы, удовлетворяют познавательный интерес школьников к проблемам литературы, русского языка, культуры речи, расширяют кругозор, углубляют знания в области этих учебных дисциплин.

Сроки и этапы реализации программы

        

Данная программа  рассчитана на детей среднего школьного возраста 12 - 15 лет.  Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа с 10 минутным перерывом. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей одаренных детей. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).

Учение. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями”. Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Таким образом, “полная социализация мышления заключается в функции образования понятий”. Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета.

Общение. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых.  Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его “эмоционального благополучия”. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Общественно полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, “создает возможность реализации своей индивидуальности.

Все вопросы и задания программы кружка рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Основные виды деятельности учащихся:

  1. работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;
  2. выделение фактов, определение проблемы;
  3. работа с текстом и его анализ;
  4. творческие работы;
  5. исследовательская и проектная деятельность

Принципы формирования учебных групп

  1. развивающий и  воспитывающий характер обучения (направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности, развитие общечеловеческих ценностей);
  2. научности содержания и методов учебного процесса;
  3. систематичности и последовательности;
  4. связи обучения с практикой;
  5. доступности обучения;
  6. от простого к сложному.
  7. максимального       разнообразия       предоставленных  возможностей

для развития личности;

  1. индивидуализации и дифференциации обучения;
  2. создания условий для совместной работы обучающихся при
  3. минимальном участии педагога;
  4.   насыщенности учебного материала заданиями открытого типа;
  5. поощрения результатов, которые содержат новые идеи.

Ожидаемые результаты и способы их проверки (формы контроля)

Результаты усвоения программы:

  1. усвоить основные базовые знания по русскому языку и литературе; ключевые понятия литературы и русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
  2. расширить знания о качествах идеальной речи;
  3. помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  4. формировать творческое мышление;
  5. способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся; успешному выступлению на олимпиадах различного уровня; успешной сдаче экзаменов.

С целью выявления уровня освоения программы,  предусмотрено проведение контрольных занятий: нулевого контрольного среза для определения степени подготовленности детей, определения уровня имеющихся у них знаний, умений, навыков не начало обучения. Организацию промежуточного и итогового контрольных срезов. Используются различные формы: тесты и тестовые задания, конкурсы, викторины,  педагогическое наблюдение, технологические упражнения, коммуникативные игры, самостоятельная работа, творческая работа, написание эссе, выполнение рефератов, проектов. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Формы воспитательной работы

Данная программа направлена на укрепление и сохранение здоровья обучающихся. С целью снятия напряжения и поддержания работоспособности  детей на занятии проводятся динамические паузы, упражнения релаксации, обращается внимание на правильную посадку за столом. Соблюдаются правила ТБ,  поддерживается санитарное состояние кабинета (проветривание, нормы освещения, влажная уборка).  

  Программой предусмотрена работа с родителями обучающихся. Обязательным является проведение в сентябре и мае  родительских собраний. Связь с родителями поддерживается в течение всего года в форме проведения индивидуальных бесед, совместного проведения воспитательных мероприятий, конкурсов, олимпиад.

Учебно-тематический план.

     

Наименование                   тем  курса

Все го час ов

В           том  числе

Теория

Практика

1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ: ИПБ №1,ИПДД №1,2, ИОТ № 009,010, 011,012, 039,040.  Правила внутреннего распорядка.   Нулевой контрольный срез

1

2. Из истории русского языка

1)Языки мира. Карта языков мира.

9

1

1

2)        Родственные        связи языков.

1

3) Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки.

1

1

4)          Классификация          и происхождение славянских языков.

3

5) Учёные-лингвисты.

1

3. Культура речи

1)Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация.

11

2

2) Трудные случаи акцентуации.

1

1

3) Интерпретация поэтического текста.

1

1

4) Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.

1

2

5) Творческая работа «Я   работаю корректором».

1

2

4. Морфология и орфография русского языка.

1) Орфограммы приставок и корня

6

1

1

2) Орфограммы суффиксов и окончаний

1

1

3) Орфографическая игра «Гонка за лидером»

2

5. Литературоведение и работа с текстом.

1) Выразительность речи:

•        тропы,

•        фигуры речи,

•        фразеология,

•        синонимия.

33

1

1

1

1

2

2

1

1

2)    Создание    сочинения-миниатюры                                   по определенной         теме         с использованием заданных тропов.

2

3)Крылатые          слова          и  выражения.

2

4)        Литературная        игра  «Фигурами     да     тропами …»

1

5)Комплексный          анализ художественного    текста. План.

1

1

6)Комплексный          анализ художественного    текста. Опыт анализа.

1

2

7)        Родословное        древо А.С.Пушкина.

1

1

8)  Мифологические образы                в                лирике А.С.Пушкина.

1

1

9)Архаизмы        в        лирике А.С. Пушкина.

      1

1

10)    Лексический    анализ произведений

А.С.Пушкина.

2

11)Тоническое, силлабическое стихосложение.

1

12)  Стихотворные размеры.

1

13)Интерпретация поэтического    текста А.С.Пушкина.

2

14)Поэты           пушкинской поры.

1

5. Литература и другие виды искусства.

1)А.С.Пушкин   и живопись.

2) А.С.Пушкин и музыка.

2

2                                            

6. Язык в действии

1) Теория речевой коммуникации. Постулаты коммуникации.

8

1

1

2)         В         мире         текстов. Гипертекст.

2

3)      Многообразие      речи. Язык     средств     массовой коммуникации.

2

5) Культура речи. Канцелярит. Жаргон.

1

1

7. Речеведение.

1.Текст как средство самовыражения автора. Уровни организации текста.

31

1

1

2. Смысловые отношения между предложениями текста. Тематические группы слов.

1

1

3.Сопоставительный анализ текстов. Набор языковых средств, используемых разными авторами для выражения одной идеи текста.

1

4. Творческий эксперимент «Реконструкция»

1

5. Лингвистические знания о тексте как структуре.

1

6.Лингвистический анализ текста

     

1

7. Микротема. Способы развития микротем, их смысловые зацепления.

     1

1

8. Творческая работа «Остановись, мгновенье …»

1

9. Абзац как стилеобразующий фактор.

     1

1

10. Анализ абзацев в рассказах

А.И.Солженицына.

2

11. Анализ миниатюр М.М.Пришвина с точки зрения членения текста на абзацы.

2

12. Анализ текста- повествования.

Особенности синтаксических конструкций, выбор морфологических средств.

     1

1

13. Лингвистический анализ теста-повествования. Особенности композиции.

1

14. Моделирование текста.

   

1

15. Активизация словаря. Синонимы,

синонимические ряды, градация.

     1

1

16. Перифраз. Образные и логические перифразы.

    1

1

17. Особенности композиции описания.

     1

1

18. Антитеза как лексическое и синтаксическое средство. Стилистические приемы антитезы.

     1

1

19. Особенности текста-рассуждения.

     1

1

8. Лексико-грамматические и стилистические возможности русского языка.

1. Лексико-грамматические

особенности и стилистические возможности имен существительных. Роль существительных в лирическом тексте

6

1

1

2. Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности имен прилагательных.

     1

1

3. Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности глаголов.

    1

1

9.   Лексика   и   культура речи.

1. Происхождение фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Крылатые слова и выражения.

     

    1

     1

1

2. Виды речевых ошибок.

4

1

10. Литература и другие виды искусства.

1)Портреты        русских писателей       19       века        в русской живописи.

2)История русского романса.

3

1

2

11.Стихосложение.

1) Особенности стихосложения поэтов «серебряного века»

8

1

2)Александрийский стих.

1

1

3) Одическая строфа. Онегинская строфа.

1

1

4) Дольник. Тактовик. Акцентный стих. Свободный стих или верлибр.

1

1

5) Триолет. Рондо. Сонет.

1

1

12. Анализ лирического стихотворения

1) Алгоритм анализа стихотворения.

9

     

1

2) Лирика мысли, чистая лирика, ролевая лирика, описательная лирика, повествовательная лирика.

1

3) Организация поэтической речи.

1

4) Факторы ритма: пиррихий, спондей,

паузы, длина стиха, разностопность, рифма,

слово.

1

1

5) Синтаксические фигуры: анафора,

эпифора, стык, рефрен,перенос, умолчание.

1

1

6) Аналитическая работа: « Учись у мастеров…».

1

7) Опыт анализа лирического произведения.

«Вчитываясь в поэтические строки…»

1

13. Анализ эпизода

1)    От    анализа    текста    к анализу эпизода.  Формы выражения темы.

2) Значение начала текста, первого

предложения в анализе

текста и эпизода.

10

1

2) Значение начала текста, первого предложения в анализе  текста и эпизода

1

3) Связь времени, места действия и

характеристики героя при анализе

произведения.

1

4) Герой и жанр произведения.

1

5) Прямая и косвенная   авторская

характеристика героя.

1

6) Значение последнего

предложения в тексте.

1

7) Автор-рассказчик, герой-рассказчик, герой.

       

1

8) Роль ключевых слов в анализе произведения.

       

1

9)Аналитическая работа: « Учись у мастеров…».

2

14. Литература и другие виды искусства.

1) Дорогами «серебряного века»

2

2

                                                                                                                                     

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Наименование                   тем  курса

Знания, умения, навыки

Механизм отслеживания

1.Вводное занятие.

Знать и соблюдать правила ТБ и личной гигиены

наблюдение

2. Из истории русского языка

Знать родственные связи языков; происхождение славянских языков

Исследование, наблюдение

3. Культура речи

Знать орфоэпические, грамматические, синтаксические  нормы русского литературного языка

тестирование

4. Морфология и орфография русского языка.

Знать орфограммы приставок, корня, суффиксов

Эксперимент, наблюдение

5. Литературоведение и работа с текстом.

Знать крылатые слова и выражения, стихотворные размеры; поэтов пушкинской поры

Наблюдение,

анализ

5. Литература и другие виды искусства.

Знать связь живописи и музыки с творчеством А.С. Пушкина

наблюдение

6. Язык в действии

наблюдение

7. Речеведение.

Уметь производить сопоставительный анализ текстов;

Знать особенности текстов описания, рассуждения, повествования

наблюдение

8. Лексико-грамматические и стилистические возможности русского языка.

Знать лексико- грамматические возможности разных частей речи

наблюдение

9.   Лексика   и   культура речи.

Знать виды речевых ошибок

опрос

10. Литература и другие виды искусства.

наблюдение

11.Стихосложение.

Знать особенности стихосложения поэтов

«серебряного века»

наблюдение

12. Анализ лирического стихотворения

Уметь анализировать лирическое стихотворение

наблюдения

13. Анализ эпизода

Уметь анализировать прозаическое произведение

    наблюдение  

       

14. Литература и другие виды искусства.

Тестирование

Содержание программы

  1. Диагностическая олимпиада.
  2. Комплексный анализ художественного текста. План.
  3. Комплексный анализ художественного текста. Опыт анализа.
  4. Языки мира. Карта языков мира.
  5. Родственные связи языков.
  6. Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки.
  7. Классификация и происхождение славянских языков.
  8. Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка. Творческая   работа.   Создание   сочинения-миниатюры   по   определенной   теме   с использованием заданных тропов.
  9. Крылатые слова и выражения.
  10. Интеллектуальный марафон «Знатоки грамматики»
  11. Ученые-лингвисты. Доклады учащихся.
  12. Культура     речи.     Орфоэпические     нормы     русского     литературного     языка.
    Акцентуация.
  13. Трудные случаи акцентуации.
  14. Интерпретация поэтического текста.
  15. Культура      речи.      Лексические,      грамматические,      синтаксические      нормы
    литературного русского языка.
  16. Тестовая работа по культуре речи.
  17. Творческая работа «Я работаю корректором».
  18. Решение тестов повышенной трудности по орфографии.
  19. Решение тестов повышенной трудности по грамматике и синтаксису.
  20. Литературная игра «Знаток программных произведений».
  21. Родословное древо А.С.Пушкина. Исследовательские работы учащихся.
  22. Мифологические образы в лирике А.С.Пушкина.
  23. Архаизмы в лирике А.С. Пушкина.
  24. Лексический анализ произведений А.С.Пушкина.
  25. Литературная викторина «По страницам произведений А.С.Пушкина»
  26. Тоническое,     силлабическое     стихосложение.     Работа     со     стихотворными текстами.
  27. Стихотворные размеры.
  28. А.С.Пушкин и живопись. Исследовательские работы учащихся.
  29. А.С.Пушкин и музыка. Исследовательские работы учащихся.
  30. Интерпретация поэтического текста А.С.Пушкина.
  31. Поэты пушкинской поры. Доклады учащихся.
  32. Творческая работа «Мой Пушкин»
  33. Текст как средство самовыражения автора. Уровни организации текста.
  34. Творческая работа на заданную тему. Создание текста - рассуждения как средства самовыражения.
  35. Смысловые отношения между предложениями текста. Тематические группы слов.
  36. Сопоставительный анализ текстов. Набор языковых средств, используемых разными авторами для выражения одной идеи текста.
  37. Воспроизведение   текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств.
  38. Лингвистические знания о тексте как структуре. Анализ текста с точки зрения основных признаков текста.
  39. Лингвистический анализ текста с сочетанием разных видов информации: фактуальной, концептуальной и подтекстовой.
  40. Микротема. Способы развития микротем, их смысловые зацепления.
  41. Работа с текстом: развитие микротем.
  42. Абзац как стилеобразующий фактор. Умение прогнозировать содержание текста по абзацному зачину.
  43. Анализ абзацев в рассказах А.И.Солженицына.
  44. Абзац как средство эмоционального воздействия.
  45. Анализ миниатюр М.М.Пришвина с точки зрения членения текста на абзацы.
  46. Творческая работа. Создание текста по модели.
  47. Анализ текста-повествования. Особенности синтаксических конструкций, выбор морфологических средств.
  48. Лингвистический анализ теста-повествования. Особенности композиции
  49. Моделирование текста. Работа с фрагментами текстов Л.Н.Толстого.
  50. Активизация словаря. Синонимы, синонимические ряды, градация.
  51. «Узнавание» текста по характерным для автора стилистическим приемам.
  52. Перифраз. Образные и логические перифразы. Создание статей словаря перифраз, посвященных определенному писателю, поэту.
  53. Особенности композиции описания. Анализ поэтического текста.
  54. Антитеза как лексическое и синтаксическое средство. Стилистические приемы антитезы. Анализ стихотворений в прозе И.С.Тургенева.
  55. Творческая работа. Сочинение-миниатюра по стихотворению В.Брюсова «Родной язык».
  56. Происхождение фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов.
  57. Крылатые слова и выражения.
  58. Типология словарей.
  59. Виды речевых ошибок.
  60. Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
  61. Особенности текста-рассуждения. Определение тезиса, доказательств, умение сформулировать вывод по данному тезису и доказательствам.
  62. Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности имен существительных. Роль существительных в тексте на примере лирики А.Ахматовой, А.Фета.
  63. Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности имен прилагательных. Работа с текстами А.П.Чехова.
  64. Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности глаголов. Работа с поэтическими текстами поэтов «серебряного века».
  65. Рецензия как критическое осмысление произведения, стиля писателя, выражение отношения рецензента к произведению.
  66. История лингвистических открытий. Панини и его грамматика.
  67. Античное языкознание. Греческие и латинские грамматики.
  68. Китайские традиции в языкознании. Иероглифическая наука.
  69. Арабские грамматики.
  70. Японские грамматисты.
  71. «Грамматика Пор-Рояля».
  72. Германия XIX века – центр мирового языкознания. Вильгельм фон Гумбольдт.
  73. Проблема праязыка. Сравнительно-исторический метод.
  74. Родословное древо индоевропейских языков по Шлейхеру.
  75. Санскрит и русский.
  76. Особенности стихосложения поэтов «серебряного века»
  77. Дистих. Александрийский стих.
  78. Одическая строфа. Онегинская строфа.
  79. Триолет. Рондо. Сонет.
  80. Дольник. Тактовик. Акцентный стих. Свободный стих или верлибр.
  81. Алгоритм анализа стихотворения.
  82. Лирика мысли, чистая лирика, ролевая лирика, описательная лирика, повествовательная лирика.
  83. Организация поэтической речи.
  84. Факторы ритма: пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифма, слово.
  85. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, стык, рефрен, перенос, умолчание.
  86. Аналитическая работа: « Учись у мастеров…». Работа с текстом – анализ лирического стихотворения.
  87. Практическая работа: «Вчитываясь в поэтические строки…» Опыт анализа лирического произведения.
  88. От анализа текста к анализу эпизода. Формы выражения темы.
  89. Значение начала текста, первого предложения в анализе текста и эпизода.
  90. Связь времени, места действия и характеристики героя при анализе произведения.
  91. Герой и жанр произведения.
  92. Прямая и косвенная авторская характеристика героя.
  93. Значение последнего предложения в тексте.
  94. Автор-рассказчик, герой-рассказчик, герой.
  95. Роль ключевых слов в анализе произведения.
  96. Аналитическая работа: « Учись у мастеров…». Работа с текстом – анализ эпизода.
  97. Лингвостилистический анализ текста. План.
  98. Опыты лингвистического анализа текста.
  99. Сочинение-размышление «Что мне дали занятия в кружке «Русское слово»


Календарно-тематический план к модифицированной образовательной программе «Русское слово»

по направлению русский язык и литература

педагога Маннановой Р.Ф. II кв. категории

Наименование                   тем курса

Все го час ов

В           том числе

Виды деятельности

Форма контроля

Дата

проведения

Тео-рия

Прак-тика

1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ: ИПБ №1,ИПДД №1,2, ИОТ № 009,010, 011,012, 039,040.  Правила внутреннего распорядка.   Нулевой контрольный срез

1

1

тестирование

тест

6.09

2. Из истории русского языка

1)Языки мира. Карта языков мира.

9

1

1

работа с источником информации: составление тезисов лекции

творческая работа

«Прогулка по славянским местам»

6.09

8.09

2)        Родственные        связи языков.

1

решение

лингвистических

задач

игра «Переводчик»

8.09

3) Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки.

1

1

составление опорного конспекта

устное выступление

13.09

13.09

4)          Классификация          и происхождение славянских языков.

3

выпуск

лингвистической

газеты

конкурс газет

15.09

15.09

20.09

5) Учёные-лингвисты.

1

проектная деятельность

презентация, буклет

20.09

3. Культура речи

1)Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация.

11

2

тестовая работа

тест

22.09

22.09

2) Трудные случаи акцентуации.

1

работа со словарем

защита

орфоэпическог о словаря учащегося

27.09

3) Интерпретация поэтического текста.

1

1

составление плана работа с клише

творческая работа

27.09

29.09

4) Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.

1

2

решение

лексических,

грамматических,

синтаксических

задач

тест

29.09

4.10

4.10

5) Творческая работа

«Я   работаю

корректором».

1

2

работа с текстом

статья в

школьную

газету

6.10

6.10

11.10

4. Морфология и орфография русского языка.

1) Орфограммы приставок и корня

6

1

1

орфографический тренинг

тест

11.10

13.10

2) Орфограммы суффиксов и окончаний

1

1

орфографическая дуэль

словарный диктант

13.10

18.10

3) Орфографическая игра «Гонка за лидером»

2

решение

о р фогра фических

задач повышенной

сложности

игра «Гонка за лидером»

18.10

20.10

5. Литературоведение и работа с текстом.

1) Выразительность речи:

•        тропы,

•        фигуры речи,

•        фразеология,

•        синонимия.

33

1

1

1

1

2

2

1

1

работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачѐтных заданий

взаимозачёт

20.10

25.10

25.10

27.10

27.10

1.11

1.11

3.11

3.11

8.11

2)    Создание    сочинения-миниатюры                                   по определенной         теме         с использованием заданных тропов.

2

сочинение-миниатюра

сочинение-миниатюра

8.11

8.11

3)Крылатые          слова          и выражения.

2

исследовательская работа

публичное выступление на заседании кружка

10.11

10.11

4)        Литературная        игра «Фигурами     да     тропами…»

1

работа с

художественными средствами языка

литературная игра

«Фигурами да тропами»

15.11

5)Комплексный          анализ художественного    текста. План.

1

1

составление тезисов лекции, плана

15.11

17.11

6)Комплексный          анализ художественного    текста. Опыт анализа.

1

2

работа с текстом

олимпиада

17.11

22.11

22.11

7)        Родословное        древо А.С.Пушкина.

1

1

презентация

викторина

24.11

24.11

8)  Мифологические образы                в                лирике А.С.Пушкина.

1

1

исследовательская работа

29.11

29.11

9)Архаизмы        в        лирике А.С. Пушкина.

      1

1

исследовательская работа

письменный отчет

01.12

01.12

10)    Лексический    анализ произведений

А.С.Пушкина.

2

творческая работа

06.12

06.12

11)Тоническое,

силлабическое

стихосложение.

1

работа со

стихотворными

текстами.

08.12

12)                        Стихотворные размеры.

1

работа со

стихотворными

текстами.

практическая работа

08.12

13)Интерпретация поэтического                  текста А.С.Пушкина.

2

стиховой анализ

олимпиада

13.12

13.12

14)Поэты           пушкинской поры.

1

работа с презентацией

литературный турнир

15.12

5. Литература и другие виды искусства.

1) А.С.Пушкин                              и живопись.

2) А.С.Пушкин и музыка.

2

2                                            

проектная деятельность

презентация

15.12

20.12

6. Язык в действии

1) Теория речевой коммуникации. Постулаты коммуникации.

8

1

1

составление тезисов лекции

устное выступление

20.12

22.12

2)         В         мире         текстов. Гипертекст.

2

работа с

электронными

энциклопедиями

защита

гипертекста по теме:

«Комплексный анализ текста»

22.12

27.12

3)      Многообразие      речи. Язык     средств     массовой коммуникации.

2

выпуск

лингвистической

газеты

конкурс газет

27.12

29.12

5) Культура речи. Канцелярит. Жаргон.

1

1

решение

лингвистических

задач

правка

литературного

текста

29.12

29.12

7. Речеведение.

1.Текст как средство самовыражения автора. Уровни организации текста.

31

1

1

моделирование текста

творческая работа «Вырази себя…»

10.01.2012

10.01

2. Смысловые отношения между предложениями текста. Тематические группы слов.

1

1

сопоставительный анализ текстов

анализ текста

12.01

12.01

3.Сопоставительный анализ текстов. Набор языковых средств, используемых разными авторами для выражения одной идеи текста.

1

творческая работа, работа с текстом, сопоставительный анализ текстов, составление статьи словаря писателя,

творческая

работа

«Подражание»

17.01

4. Творческий

эксперимент

«Реконструкция»

1

Воспроизведение текста по памяти с установкой на максимальное сохранение авторских языковых средств.

письменная работа

17.01

5. Лингвистические знания о тексте как структуре.

1

анализ текста с точки зрения основных признаков текста.

19.01

6.Лингвистический анализ текста

     

1

анализ сочетания разных видов информации в тексте

сочинение-рассуждение

19.01

7. Микротема. Способы развития микротем, их смысловые зацепления.

     1

1

работа с текстом

24.01

24.01

8. Творческая работа «Остановись, мгновенье …»

1

самостоятельная работа

конкурс сочинений

31.01

9. Абзац как

стилеобразующий

фактор.

     1

1

прогнозирование содержания текста по абзацному зачину.

практическая работа

31.01

2.02

10. Анализ абзацев в

рассказах

А.И.Солженицына.

2

работа с текстом

олимпиада

2.02

7.02

11. Анализ миниатюр М.М.Пришвина с точки зрения членения текста на абзацы.

2

работа с текстом составление текста по модели

творческая работа

«Колокольчики мои …»

7.02

9.02

12. Анализ текста-

повествования.

Особенности

синтаксических

конструкций, выбор

морфологических

средств.

     1

1

работа с

элементами текста повествования

творческая работа

«Автобиографи я»

14.02

14.02

13. Лингвистический анализ теста-повествования. Особенности композиции.

1

конспект лекции

опорный конспект

16.02

14. Моделирование текста.

   

1

работа с фрагментами текстов Л.Н.Толстого.

самопроверка по авторскому тексту

16.02

15. Активизация словаря. Синонимы,

синонимические ряды, градация.

     1

1

исследовательская деятельность

конкурс на

лучшую

рекламу

прочитанной

книги

21.02

21.02

16. Перифраз. Образные и логические перифразы.

    1

1

редактирование текста

статья словаря,

посвященная

писателю,

поэту с

использованием перифраз (по

выбору)

28.02

28.02

17. Особенности композиции описания.

     1

1

работа с поэтическим текстом.

анализ стихотворения

1.03

1.03

18. Антитеза как лексическое и синтаксическое средство. Стилистические приемы антитезы.

     1

1

работа с текстом стихотворений в прозе И.С.Тургенева.

анализ

стихотворения в прозе

6.03

6.03

19. Особенности текста-рассуждения.

     1

1

работа с тезисами, доказательствами,

сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

13.03

13.03

8. Лексико-грамматические и стилистические возможности русского языка.

1. Лексико-грамматические

особенности и стилистические возможности имен существительных. Роль существительных в лирическом тексте

6

4

1

1

лекция

Работа над стихотворениями А.Ахматовой, А.Фета и др.

15.03

15.03

2. Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности имен прилагательных.

     1

1

работа с текстами А.П.Чехова.

20.03

20.03

3. Лексико-грамматические особенности и стилистические возможности глаголов.

    1

1

работа с поэтическими текстами поэтов «серебряного века».

сочинение-миниатюра «У каждого поэта свои

волшебные слова…»

22.03

22.03

9.   Лексика   и   культура речи.

1. Происхождение фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Крылатые слова и выражения.

     

    1

     1

работа с текстом,

публичное

выступление

викторина, литературная игра «Ящик Пандоры»,

27.03

27.03

1

составление опорной

 таблицы, правка

литературного текста

тест

2. Виды речевых ошибок.

1

29.03

29.03

10. Литература и другие виды искусства.

1)        Портреты        русских
писателей       19       века        в русской живописи.

2)        История русского
романса.

3

1

2

проектная деятельность

презентация

3.04

3.04

5.04

11.Стихосложение.

1) Особенности стихосложения поэтов «серебряного века»

8

1

10.04

2)Александрийский стих.

1

1

анализ

10.04

12.04

3) Одическая строфа. Онегинская строфа.

1

1

стихотворный анализ

12.04

17.04

4) Дольник. Тактовик. Акцентный стих. Свободный стих или верлибр.

1

1

стихотворный анализ

17.04

19.04

5) Триолет. Рондо. Сонет.

1

1

стихотворный анализ

творческая работа «Проба пера»

19.04

24.04

12. Анализ лирического стихотворения

1) Алгоритм анализа стихотворения.

9

     

1

анализ лирического стихотворения

24.04

2) Лирика мысли, чистая лирика, ролевая лирика, описательная лирика, повествовательная лирика.

1

поэтическое исследование

26.04

3) Организация поэтической речи.

1

аналитическая работа, работа с поэтическим текстом

кроссворд

26.04

4) Факторы ритма:

пиррихий, спондей,

паузы, длина стиха,

разностопность, рифма,

слово.

1

1

Работа с ритмическим рисунком стихотворения

викторина

3.05

3.05

5) Синтаксические

фигуры: анафора,

эпифора, стык, рефрен,

перенос, умолчание.

1

1

Исследовательская работа

Игра «Умницы и умники»

8.05

8.05

6) Аналитическая

работа:

« Учись у мастеров…».

1

Работа с текстом- анализ лирического стихотворения

10.05

7) Опыт анализа

лирического

произведения.

«Вчитываясь в

поэтические строки…»

1

Практическая работа

15.05

13. Анализ эпизода

1)    От    анализа    текста    к анализу эпизода.  Формы

выражения темы.

2) Значение начала

текста, первого

предложения в анализе

текста и эпизода.

10

1

Работа с текстом

15.05

2) Значение начала текста,первого предложения в анализе  текста и эпизода

1

Сопоставительный анализ начала текста различных произведений

17.05

3) Связь времени, места

действия и

характеристики героя

при анализе

произведения.

1

Работа с планом литературной характеристики героя

17.05

4) Герой и жанр

произведения.

1

Работа со словарем

22.05

5) Прямая и косвенная

авторская

характеристика героя.

1

Исследовательская работа

22.05

6) Значение последнего

предложения в тексте.

1

Сопоставительный анализ последних предложений различных произведений

24.05

7) Автор-рассказчик, герой-рассказчик, герой.

       

1

сопоставление литературоведческих   понятий, системы образов произведения

24.05

8) Роль ключевых слов в анализе произведения.

       

1

работа с

ключевыми

словами,

художественной

деталью

сочинение-миниатюра

29.05

9)Аналитическая работа: « Учись у мастеров…».

2

работа с текстом – анализ эпизода, творческая работа,

сочинение-рецензия, сочинение-эссе отзыв о прочитанном эпизоде (по выбору)

29.05

31.05

14. Литература и другие виды искусства.

1) Дорогами «серебряного века»

2

2

проектная деятельность

презентация

31.05

            ВСЕГО               144

Методическое обеспечение

Применение в образовательном процессе проектной технологии, главной целью которой является развитие творческих способностей, способствует активизации личностной позиции обучающихся, приобретению дополнительных знаний и умений, освоению способов самостоятельной или коллективной деятельности.    Технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Осуществляя их,  воспитанники учатся решать исследовательские задачи, учатся анализировать, обобщать, делать выводы. В течение обучения по программе, воспитанники разрабатывают  и защищают проекты. Защита проекта служит формой контроля усвоения программы и является формой итоговой аттестации.

Применение информационно-коммуникационных технологий при реализации содержания программы способствует повышению эффективности  усвоения материала. Проектная деятельность рассматривает компьютер как средство для решения традиционных задач  педагогической деятельности. Она побуждает к освоению различ ных редакторов, программ. Обу чающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способ ствуют развитию самостоятельности в поисковой, познавательной деятельности учащихся. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, уме ний и навыков и применять их на практике. Работа с готовыми программами вызывает интерес и подталкивает  на продолжение общения с компьютером. Использование компьютера позволяет обучающимся пользоваться  информационно-справочный материал, составлять диаграммы, графики, схемы, таблицы, пользоваться услугами глобальной сети Интернет. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, нацелено на бо лее глубокое изучение  необходимого для разработки проекта материала.

При организации учебного процесса используется здоровьесберегающая технология, поскольку сохранение и укрепление здоровья воспитанников является важной задачей.  С целью  снятия напряжения и профилактики нарушений  зрения, на занятии проводятся упражнения офтольматренинга, используются упражнения для сохранения осанки и игры малой подвижности для снятия напряжения. Проводятся беседы с обучающимися  о функциях систем организма, вредных и полезных привычках,  полезных лекарственных и ядовитых растениях, приемах первой помощи при экстренных случаях. Для отслеживания уровня усвоения материала  по формированию здорового образа жизни используется компьютерное тестирование,  дидактические игры, викторины.

          Основными формами организации образовательной деятельности являются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется работа в малых группах, так как занимаются разновозрастные обучающиеся. Наиболее сложные занятия могут проводиться с обучающимися 8-9 классов.

Используются: лекционно-семинарская форма,  занятия-консультации, выполнение практических работ, применение опорных сигналов, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, тематические диспуты, дискуссии, круглые столы, написание рефератов, статей, докладов, тезисов, проводятся конкурсы, экскурсии.

При реализации программы используются следующие методы работы:

  1. Словесные - объяснение, лекция, опрос, сообщение, доклад, указание, поощрение;
  2. Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций, иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;
  3. Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение технологических упражнений, игровая деятельность, написание рефератов, эссе, разработка презентаций, проектов;
  4. Метод проблемного изложения, исследовательский;
  5. Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

  С целью заинтересованности детей, применяются методы стимулирования, использующиеся в процессе и по результатам деятельности.

 Усвоение содержания программы помогает каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать …. навыками, необходимыми для решения этих задач.

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности обучающихся,  формируется банк данных о познавательных интересах, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей. Совместно с обучающимися определяются цели …. деятельности, , планируются пути и способы достижения цели;

  Педагог организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к …деятельности. Осуществляет текущий контроль деятельности обучающихся и анализ результатов их …работы, корректирует деятельность, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию.

Ожидаемые результаты программы:

     - удовлетворенность детей своей деятельностью;

     -повышение активной жизненной позиции обучающихся;

     -осознание обучающимися своих возможностей;
    - повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
   - адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
   - повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями необходимыми в … деятельности, а так же,  обще предметными и социальными компетенциями

Условия реализации  программы.

Занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованием и требованиям техники безопасности, соблюдается питьевой и температурный режим, проводится проветривание и влажная уборка кабинета.

Имеется уголок Техники безопасности. Кабинет оборудован необходимой мебелью: столы и стулья  соответствуют возрасту обучающихся. Имеется стол для педагога, шкаф для хранения творческой лаборатории,  методической литературы, , наглядного материала. В кабинете имеется ТСО: магнитофон, компьютер. Для проведения компьютерного тестирования используется компьютерный класс, для проведения воспитательных мероприятий используются актовый и спортивный залы.

Список литературы:

Для учителя:

1.Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по
русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение 1985 – 160с

2.Колесов В. В. История русского языка в рассказах. - М. : Просвещение 1982. – 191 с.

Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А.: Русское слово. – М. :
Просвещение, 1984. – 145 с.

3.Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М.: Эксмо, 2006. – 240 с.

4.Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. – М.: Книга, 1971. – 303 с.

5.Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи: Словарь-справочник. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 352 с.

6.Ушакова О. Д. Афоризмы и крылатые выражения: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 64 с.65. Ушакова О. Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника.. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с.

7.Францова Н. В. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 352 с.

8.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.
И., Ефремов В. А. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2004. – 112 с.

9.Орфоэпический словарь русского языка / Авт.-сост. Новинская Н. И. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336.

10.Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. А. М. Ломова.- Воронеж, 1993. – 176 с.

Для обучающихся:

1.Казбек-Казиева М. М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5 – 11 классы. – 2-е изд, испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.

2. Ушакова О. Д. Афоризмы и крылатые выражения: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 64 с.65. Ушакова О. Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника.. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с.

3.Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001. – 704 с.

4.Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М.: Эксмо, 2006. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка «Русское слово» 6 класс «Дверь- существительное или прилагательное?»

Цель. Познакомить учащихся с особенностями имен прилагательных, их ролью в речи ,оттенками лексического значения...

Рабочая программа кружка " Живое слово"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку,  предназначена для учащихся 6 класса,  имеет пояснительную записку , УУД и ожидаемые результаты, содержание и тематический план....

Программа кружка "Живое слово"

Программа кружка по литературе 9 класс...

Программа кружка "Русское слово"

Программа кружка рассчитана для учителей русского языка. С пояснительной запиской, с содержанием....

Рабочая программа кружка "Русское слово"

  Программа курса составлена в соответствии с программой по русскому языку: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М.:Просвеще...

Рабочая программа кружка "Русское слово" для учащихся 9 класса

Программа кружка «Русское слово» предназначена для учащихся 9 класса.  Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса ...

Программа кружка «Русское слово» «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение по...