Программа кружка "Русское слово"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Левашова Елена Петровна

Программа кружка рассчитана для учителей русского языка. С пояснительной запиской, с содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_russkoe_slovo.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Проблема   Формирование грамотной и выразительной речи  

                   учащихся

Актуальность Обеспечить базовую лингвистическую подготовку, удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Направленность модифицированной образовательной программы Данная программа дополнительного образования призвана вызвать интерес к предмету, способствовать развитию лингвистического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества лингвистической подготовки учащихся.

Основные идеи программы, их новизна, предполагаемая востребованность и педагогическая целесообразность:

Данная программа дополнительного образования призвана пробудить  неподдельный интерес к изучению русского языка, стремление овладеть ею, способствовать развитию творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества лингвистической подготовки учащихся.

Нормативные документы, в соответствии  с которыми бала разработана образовательная программа:

Данная программа основана на следующих документах:

-  Законы «Об образовании» Российской Федерации  и Республики  

   Татарстан.

-  Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.

-  Концепция модернизации дополнительного образования до 2011 года.

-  Конвенция ООН о правах ребенка.

-  Программа развития учреждения

- Устав образовательного учреждения.

- Комплексно – целевые программы  существующие в учреждении.

Цель и задачи программы: развитие языкового чутья учащихся, совершенствование навыков использования речи, а также навыков использования компьютера и текстового редактора; подготовка учащихся к ГИА.

Обучающая цель:  формирование знаний ключевых компетенций обучающихся по русскому языку

Задачи:

- обучать учеников искусству писать сочинения (критические заметки, рецензии, очерки);

- уделять внимание анализу лучших образцов публицистической и ораторской речи, а также обсуждению первых опытов творческой работы самих учащихся;

- сосредотачивать внимание школьников на анализе языка художественных произведений;

- изучение писем В.Г.Короленко, М.Горького и др., адресованные начинающим авторам, где говорится об отдельных удачах и, главное, о типичных ошибках;

- знать основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовых сферах употребления;

- не погасить зарождающийся интерес учеников к творчеству, тактично высказать свою оценку с учётом авторского самолюбия.

Развивающая цель: развитие у обучающихся специальных  аспектов по русскому языку,развитие интеллектуальных способностей учащихся, обобщённых  умственных умений..

  • Задачи: 

- проводить различные виды лингвистического и стилистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов;

- разграничивать варианты стилистических норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

- проводить лингвистический анализ художественных текстов;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания; редактировать собственный текст;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Воспитательная цель: воспитание активной жизненной позиции обучающихся через организацию  социально- значимой деятельности.

Задачи:

  • воспитание нравственно-волевых качеств обучающихся:
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, создание дружного      коллектива;
  • создание условий для формирования коммуникативной культуры

           обучающихся;

  • воспитание культуры здоровья;
  • формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию социально-значимой деятельности.
  • воспитание морально-этических качеств,  коммуникативных навыков;
  • совершенствование способностей к совместной     деятельности     со     сверстниками,      педагогом;
  • оказание содействия к формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни.

         

Отличительные особенности программы и используемые в ней ключевые понятия:

В дополнительном образовании имеют возможность заниматься все желающие. Здесь открыт путь для детского творчества. С целью реализации творческих, лингвитических способностей детей, удовлетворения их интереса и потребностей была разработана модифицированная образовательная программа для детей по русскому языку «Русское слово»

 Программа    «Русское слово»,  построена на личностно- деятельностном ориентированном обучении русскому языку обучающихся, а именно на совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности, ставит    своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития  лингвистических и творческих способностей      детей      и      подростков      в      условиях  дополнительного образования.

При разработке программы «Русское слово» использованы материалы по подготовке к ГИА. Программа    «Русское слово»    охватывает все аспекты воспитания и обучения лингвистического кругозора детей в условиях учреждения дополнительного образования, намечает перспективы, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении современных технологий обучения и воспитания.

   В программе представлены упражнения по определению стилистической окрашенности языковых средств. Уделяется внимание заданиям, связанным с анализом образцов речи – публицистической, ораторской, научной. Искусству создавать и оценивать тексты отводятся практические задания.

     В программу включен раздел «Понятие о стилистической норме». Работа рассчитана на обращение к различным словарям, справочникам, пособиям.

При разработке программы учитывалось и то, что в современном мире не обойтись без компьютерной грамотности. Поэтому в курс включены уроки, на которых учащиеся учатся основам работы на компьютере, знакомятся с текстовым редактором.

    Предполагается, что итогом обучения будет издание брошюры, в которую войдут произведения самих учащихся. Кроме того, приобретенный опыт позволит детям участвовать в различных конкурсах, которые в большом количестве проводятся в городе и республике.

Сроки и этапы реализации программы

Данная программа предполагает обучение на 1 год, рассчитана на детей  школьного возраста с 14 по 15 лет.  Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа с 10 минутным перерывом. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей одаренных детей.

 

Принципы формирования учебных групп

- развивающий и  воспитывающий характер обучения (направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности, развитие общечеловеческих ценностей);

- научности содержания и методов учебного процесса;

-систематичности и последовательности;

-связи обучения с практикой;

-доступности обучения;

-от простого к сложному.

     - максимального       разнообразия       предоставленных  возможностей

       для развития личности;

- индивидуализации и дифференциации обучения;

- создания условий для совместной работы обучающихся при

  минимальном участии педагога;

-  насыщенности учебного материала заданиями открытого типа;

- поощрения результатов, которые содержат новые идеи.

Принципы отбора содержания образования и организации процесса его освоения детьми определенного возраста 

Программой предусмотрено изучение основ русского языка.

 На первом этапе обучения   разработка и содержание данной программы

 Обусловлены непродолжительным изучением некоторых тем основной школы:  решением практических упражнений  различного характера и уровня, обеспечивается более глубокое усвоение материала по русскому языку.

 На втором этапе осуществляется  подготовка к ГИА.  Подготовка к ГИА – это деятельность сложная для учащихся. Она состоит из трёх частей: написание изложения, решение задач уровня А и В.На этом этапе работы с детьми наиболее целесообразны  групповые формы работы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания). 

Третий этап формирования, углубления и развития способностей учащихся – создание условий для комплекса   компетенций,   которые   рассматриваются,   как способности человека    реализовать    свои    замыслы    в    условиях многофакторного   информационного   коммуникационного   пространства. Кружок создан для успешного освоения, для формирования крепкой базы по русскому языку

Ожидаемые результаты и способы их проверки (формы контроля)

С целью выявления уровня освоения программы,  предусмотрено проведение контрольных занятий: нулевого контрольного среза для определения степени подготовленности детей, определения уровня имеющихся у них знаний, умений, навыков не начало обучения. Организацию промежуточного и итогового контрольных срезов. Используются различные формы: тесты и тестовые задания, конкурсы, викторины,  педагогическое наблюдение, технологические упражнения, коммуникативные игры, самостоятельная работа, творческая работа, написание эссе, выполнение рефератов, проектов. По окончании курса обучения по программе проводится итоговая аттестация в форме тестирования и защиты проекта.

Формы воспитательной работы

Данная программа разработана с учетом разработана с учётом возрастных особенностей учащихся, направленной на укрепление и сохранение здоровья обучающихся. С целью снятия напряжения и поддержания работоспособности  детей на занятии проводятся динамические паузы, упражнения релаксации, обращается внимание на правильную посадку за столом. Соблюдаются правила ТБ,  поддерживается санитарное состояние кабинета (проветривание, нормы освещения, влажная уборка).  

Проводятся воспитательные мероприятия:  

- лингвистическая викторина;

- олимпиада;

-различные тесты;

- что?где?когда?;

- «Умники и умницы»                                                                                                                                            

Программой предусмотрена работа с родителями обучающихся. Обязательным является проведение в сентябре и мае  родительских собраний. Связь с родителями поддерживается в течение всего года в форме проведения индивидуальных бесед, совместного проведения воспитательных мероприятий, конкурсов, олимпиад. Создан родительский комитет, который помогает в подготовке организации занятий и воспитательных мероприятий, в том числе оздоровительных.

Учебно-тематический план.

Название занятия

Теория

Прак-тика

Форма организации деятельности

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ: ИПБ №1,ИПДД №1,2, ИОТ № 009,010, 011,012, 039,040.  Правила внутреннего распорядка.   Нулевой контрольный срез

1

2

Предмет и задачи стилистики

1

Основные понятия, употребляемые в курсе стилистики. Работа над текстом, определение стиля.

3-4.

Стилистическая окрашенность языковых средств. Синонимы.

1

2

Разновидности синонимов. Способы применения в тексте. Работа над текстом.

5.

Понятие о стилистических нормах.

1

Работа со словарем.

6-9.

Функциональные стили языка и жанрово-ситуативные стили:

- общие сведения;

- разговорный стиль языка и разговорная речь.

1

1

1

2

Составление выступлений в различных стилях.

10-20.

Книжные функциональные стили языка, наиболее удаленные от разговорного стиля:

- официально-деловой стиль языка.

Жанрово-ситуативные стили деловой речи;

- научный стиль языка и стили научной речи;

- публицистический стиль языка.

Связь с разговорным стилем. Жанрово-ситуативные стили публицистической речи.

- жанрово-ситуативные стили ораторской речи

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

Работа с текстом художественной литературы, статьями периодической печати, материалами из учебного пособия.

21-34.

Лексическая стилистика:

- смысловая точность речи;

- лексическая сочетаемость;

- речевая недостаточность и избыточность;

- лексический анализ текста;

- стилистическое использование в речи синонимов, омонимов, многозначных слов и антонимов;

- устаревшие и новые слова;

- стилистическая окраска заимствованных слов.

7

7

Речевые ошибки, связанные с использованием слова без учёта его семантики.

Речевой повтор в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

Устаревшие слова в произведениях А.С.Пушкина.

35-39.

Фразеологическая стилистика. Особенности употребления фразеологизмов в речи.

1

3

Презентация исследовательской работы.

40-48.

Лексические образные средства:

- метафора;

- олицетворение, аллегория;

- метонимия, антономазия;

- синекдоха, перифраз;

- гипербола, литота;

- эпитет, сравнение;

4

5

Анализ поэтического текста.

49-52.

Фонетика:

- значение звуковой организации речи;

- фонетический и орфоэпический анализ текста.

2

2

Анализ текста.

56-60.

Стилистика словообразования:

- создание оценочных значений средствами словообразования;

- словообразовательный и морфемный анализ.

2

3

Использование суффиксов субъективной оценки для достижения народно-поэтического звучания речи в лирике Н.А.Некрасова.

61-73.

Стилистика частей речи:

- место имени сущ. в разных стилях речи;

- место имени прилагательного в разных стилях речи;

- место имени числительного в разных стилях речи;

- употребление местоимения в разных стилях речи;

- место глагола в разных стилях речи;

- стилистическое использование наречия в художественной речи.

6

7

Анализ произведений А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье», рассказ М.Горького «Месть», стихи А.Блока, Ф.И.Тютчева «Декабрьское утро».

74-98

Синтаксическая стилистика:

- стилистическое использование различных типов простого предложения;

- стилистическая оценка главных членов предложения;

- стилистическая оценка вариантов согласования определений и приложений, управления;

- стилистическое использование однородных членов предложения;

- стилистическое использование обращений;

- стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи;

- стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций.

3

2

3

2

1

2

3

3

2

2

2

1

2

3

Синтаксический анализ текста. (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Л.Н.Толстой «После бала», А.Н.Островский «Гроза»).

99-100

Материалы для работы с начинающими авторами.

2

Анализ авторских работ учащихся.

101-102

Издательские системы.

1

1

Анализ различных издательских систем.

103-104

Ввод текста.

1

1

Ввод текста в компьютер, сохранение.

105-110

Редактирование текста.

2

4

Проверка орфографии и грамматики, работа с фрагментами текста.

111-112

Форматирование текста.

1

1

Изучение гарнитур шрифтов, форматирование текста в различных стилях.

113-114

Вставка рисунков.

1

1

Использование рисунков, схем при создании текстового документа.

115-116

Резервные уроки

117-124

Подготовка к ГИА. Изложение.

3

4

Работа с текстами.

125-135

Подготовка к написанию сочинения.

4

6

 Анализ авторских работ учащихся.

136-140

Повторение вопросов группы А и В.

1

4

Работа с Кимами.

                                       

Методическое обеспечение

 

Применение информационно-коммуникационных технологий при реализации содержания программы способствует повышению эффективности  усвоения материала. Проектная деятельность рассматривает компьютер как средство для решения традиционных задач  педагогической деятельности. Она побуждает к освоению различных редакторов, программ. Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в поисковой, познавательной деятельности учащихся. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике. Работа с готовыми программами вызывает интерес и подталкивает  на продолжение общения с компьютером. Использование компьютера позволяет обучающимся пользоваться  информационно-справочный материал, составлять диаграммы, графики, схемы, таблицы, пользоваться услугами глобальной сети Интернет. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, нацелено на более глубокое изучение  необходимого для разработки проекта материала.

При организации учебного процесса используется здоровьесберегающая технология, поскольку сохранение и укрепление здоровья воспитанников является важной задачей.  С целью  снятия напряжения и профилактики нарушений  зрения, на занятии проводятся упражнения офтольматренинга, используются упражнения для сохранения осанки и игры малой подвижности для снятия напряжения. Проводятся беседы с обучающимися  о функциях систем организма, вредных и полезных привычках,  полезных лекарственных и ядовитых растениях, приемах первой помощи при экстренных случаях. Для отслеживания уровня усвоения материала  по формированию здорового образа жизни используется компьютерное тестирование,  дидактические игры, викторины.

  Основными формами организации образовательной деятельности являются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется работа в малых группах, так как группа разновозрастная.

Используются: лекционно-семинарская форма,  занятия-консультации, выполнение практических работ, применение опорных сигналов, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, тематические диспуты, дискуссии, круглые столы, написание рефератов, статей, докладов, тезисов, проводятся конкурсы.

При реализации программы используются следующие методы работы:

  • Словесные - объяснение, лекция, опрос, сообщение, доклад, указание, поощрение;
  • Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций, иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;
  • Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение технологических упражнений, игровая деятельность, написание рефератов, эссе, разработка презентаций, проектов;
  • Метод проблемного изложения, исследовательский;
  • Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

  С целью заинтересованности детей, применяются методы стимулирования, использующиеся в процессе и по результатам деятельности.

 Усвоение содержания программы помогает каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать …. навыками, необходимыми для решения этих задач.

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности обучающихся,  формируется банк данных о познавательных интересах, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей. Совместно с обучающимися определяются цели …. деятельности, , планируются пути и способы достижения цели;

  Педагог организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к к творческой деятельности. Осуществляет текущий контроль деятельности обучающихся и анализ результатов их самостоятельных работ, корректирует деятельность, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию.

Ожидаемые результаты программы:

   - удовлетворенность детей своей деятельностью;

   - повышение активной жизненной позиции обучающихся;

   - осознание обучающимися своих возможностей;
  - повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
   - адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
   - повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями необходимыми для подготовки к ГИА, а так же,  общепредметными и социальными компетенциями

Условия реализации  программы.

     Занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованием и требованиям техники безопасности, соблюдается питьевой и температурный режим, проводится проветривание и влажная уборка кабинета.

Имеется уголок Техники безопасности. Кабинет оборудован необходимой мебелью: столы и стулья  соответствуют возрасту обучающихся. Имеется стол для педагога, шкаф для хранения творческой лаборатории,  методической литературы, наглядного материала. В кабинете имеется ТСО: магнитофон, компьютер. Для проведения компьютерного тестирования используется компьютерный класс, для проведения воспитательных мероприятий используются актовый и спортивный залы.

Список литературы. 

  1. Винокуров Г.О. Культура языка. – М., 1989, с.38.
  2. Шмелев И.Н. Нормы современного русского литературного словоупотребления. 1993.-№14.
  3. Голуб И.Б.,Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.- М., 1988.
  4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., Рольф, 2001.
  5. Голуб И.Б. сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: Рольф, 2001
  6. Сахнова И.А. Русский язык.Подготовка к ГИА.- Казань,2011.
  7. - Русский язык.9 класс. Подготовка к ГИА-9,2011.под редакцией Н.А.Сениной.
  8. - Русский язык.ГИА. Е.Т.Егораева. –М. «Экзамен»,2012.

 

- Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

-Энциклопедия по русскому языку для детей.

- Толковый словарь по русскому языку. Ожегов.

- Русский язык.9 класс. Подготовка к ГИА-9,2011.под редакцией Н.А.Сениной.

                           

                          Расписание кружка:

                    Вторник - 13.50-15.20

                    Четверг – 17.00- 18.30

                             

                                      Список кружковцев.

ФИО

Класс

Год рождения

1

Ашрафуллина Алина.

9

30.07.96.

2

Абдуллина Инзиля.

8

06.09.97

3

Абдуллин Ильназ.

8

06.09.97

4

Бержебаева Альбина.

9

11.11.96

5

Бурганова Фатима.

8

10.01.98

6

Галиев Амирхан.

9

21.04.97

7

Галин Данис.

8

30.11.97

8

Исламова Наталья.

8

07.09.97

9

Козлов Владислав.

8

19.01.97

10

Маклаков Вадим.

9

09.09.96

11

Маслова Алина.

9

29.10.96

12

Пиядина Маргарита.

9

30.04.96

13

Фазлеев Ленар.

8

06.01.97

14

Чернова Ирина.

9

13.06.97.

15

Шараборин Артём.

9

19.01.96.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку" - подготовка к обучению грамоте

Программа  «От слова к звуку» является модифицированной и  составлена на основе авторской   программы  ...

образовательная программа "Художественное слово"

Образовательная программа" Художественное слово" расчитана на 4 года. В учебно-тематическом плане предусмотрены темы, освоив  которые, в процессе обучения, ребята будут иметь представление о...

Рабочая программа "Родное слово"

Дополнительная общеобразовательная программа «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях и задачах соотносится с Федеральным компонентом государственного образовательног...

Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» (2014-15 уч. г.)

Программа по предмету сценическая речь для учащихся 2-4 кл....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Художественное слово"

Программа относится к художественной направленности, может быть реализована в учреждениях ДОД, рассчитана на 2 года...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....