образовательная программа "Художественное слово"
рабочая программа по теме

Колчанов Вячеслав Васильевич

Образовательная программа" Художественное слово" расчитана на 4 года. В учебно-тематическом плане предусмотрены темы, освоив  которые, в процессе обучения, ребята будут иметь представление о правилах работы с текстом. В дальнейшем, при постоянной практической работе, результативность скажется на исполнении  текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennoe_slovo.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Звук – это плацдарм нашего искусства. Звуком рисуешь видимое слово, звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься и звуком же рассказываешь о месте действия, о мире, природе, небе, морях и реках. И, конечно же, о людях.

В.Яхонтов

Начиная с Пушкина, наши классики отбирали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создавали «великий и прекрасный язык».

Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств.  И очень важно научить ребят правильно и  красиво говорить, выражать свои мысли, чувство, и донести до слушателей то, что он хочет сказать. Важно вырабатывать у учащихся острый слух, способный подмечать ошибки, отклонения от нормы звучания. Важно, чтобы научились отличать органичное, естественное звучание от нарочитого, деланного, воспитали в себе «чувство веры и правды».

Поскольку речь идет о дополнительном развитии ребенка, следует обратить внимание на то, что программа художественного слова, наряду с развитием непосредственно речевого аппарата, предусматривает воспитание и массы других качеств, без которых невозможна полноценная деятельность человека в социуме. Это: внимание, дисциплина, ответственность, партнерство, да и вообще умение гармонично существовать в коллективе.

Важный раздел художественного слова составляет орфоэпия. Совершенное очевидно, что литературный язык имеет четко определенные нормы произношения. И соблюдение этих норм является признаком культуры речи и обязательно для всех.

Продолжением курса художественного слова является работа над текстом. Элементы работы над текстом – общение со слушателем, взаимодействия партнеров, логика речи.

В работе над литературными произведениями уделяется  большое внимание выбору материала, так как нужно пробудить интерес обучающегося к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения.

При подборе текстов обращается внимание не только на высокую художественную ценность, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру.

В работе над текстом, уделяется внимание на осмысление, определения событийного ряда, определяется отношение к этим событиям и персонажа и автора, выстраивается линия действия и попытка  добиться от учащегося органичной жизни в заданных условиях.

Большое  значение в работе над текстом  имеет способность донести мысль до слушателя. В этом помогает логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания помогут исполнителю точно выявить мысль автора.

        Программа рассчитана на детей разного возраста и  является развивающей.

Цель и задачи программы

Целью настоящей программы, является обучение основам искусства художественного чтения.

Задачи:

На занятиях ставится задача на “ преодоление” индивидуальных недостатков, эмоциональное раскрепощение и активизацию мыслительно-речевой деятельности.

Развить:

  1. наблюдательность
  2. творческую фантазию и воображение
  3. внимание и память
  4. ассоциативное и образное мышление
  5. чувство ритма  

Знать:

  1. общие вопросы речевого искусства,
  2. орфоэпические нормы русского языка
  3. фонетические нормы русского языка,
  4. нормы литературной речи,
  5. основные этапы работы чтеца над художественным произведением,

Уметь:

  1. различать компоненты актерской выразительности,
  2. работать над исправлением дикционных недостатков,
  3. производить логический анализ произведения,
  4. вести концерты и участвовать в инсценировках.

Воспитать:

  1. культуру общения в социуме,
  2. воспитывать желание четко, грамотно и точно выражать свои мысли,
  3.  привить вкус к настоящей литературе

Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка средствами интеграции, т.е. воспитанник в течение четырех лет обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех этапах занятия является для каждого воспитанника соавтором и сотворцом. Поэтому определяющим направлением творческого процесса программы является педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является  не  авторитарным руководителем, а  участвует в творческом процессе наравне с  ребенком, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их  сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.

        В основе программы лежит педагогическая система К.С. Станиславского, а также теоретические труды по слову в творчестве актера М.О. Кнебель, по художественному чтению Г.А. Артоболевского и других великих мастеров, а также ряд трудов по педагогике и психологии детей разного возраста.

Дети же в начале занятий пока не знают ни своих возможностей, ни своих пристрастий. Помочь ребенку в узнавании, открытии себя и в дальнейшем формировании себя – педагога по искусству звучащего слова. Искусство художественного чтения имеет определенные преимущества, поскольку каждый ребенок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. Ребенок погружается в глубину литературного произведения, его внимание, как будущего  исполнителя, сосредотачивается на  существе произведения. К тому же проза и поэзия, и драматургия для детского воплощения по диапазону выбора несопоставимы.

Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности устной речи – это  стороны речевого мастерства. Работа над речью у обучающихся требует сугубо индивидуального подхода, специальных усилий, она ведётся отдельно с каждым обучающимся.

Одинаковость тематики учебно-тематических планов связана со спиралеобразным методом работы в освоении программы ребенком: ежегодное возращение к каждой теме в измененных акцентах, больших объемах, с более сложными задачами.



Возраст детей

       Набор детей свободный. На занятия приходят дети, имеющие склонность к декламированию, читающие, с творческими способностями. По данной программе занимаются дети и подростки от 7 до17 лет.

Срок реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения.

Формы и режим занятий

Программа предполагает, чередовать практические упражнения на артикуляцию и звукопроизношение,  с художественном чтением, беседами, дискуссиями о книгах.

Занятия индивидуальные.

Продолжительность занятий-  1 час в неделю.

Итого 36 часов в год.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

По итогам обучения по программе можно ожидать результаты:

        

1-ый год обучения

        Знать:

  1. общие вопросы речевого искусства,
  2. орфоэпические нормы русского языка
  3. фонетические нормы русского языка,
  4. нормы литературной речи,
  5. основные этапы работы чтеца над художественным произведением,

Уметь:

  1. различать компоненты актерской выразительности,
  2. работать над исправлением дикционных недостатков,
  3. производить логический анализ произведения,
  4. вести концерты и участвовать в инсценировках.

2-ой год обучения

        Знать:

  1. основные особенности сценической речи,
  2. основы русского стихосложения,
  3. принципы построения литературной композиции,

Уметь:

  1. находить элементы характерного поведения персонажа в предлагаемых обстоятельствах,
  2. свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их
  3. сочинить и воплотить пластический образ
  4. выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале
  5. работать над текстом, добиваясь органичности чтения текста стихотворных произведений,
  6. работать над созданием и воплощением литературной композиции,
  7. вести концерты
  8. читать литературные произведения на  мероприятиях и конкурсах

3-ий год обучения

Знать:

  1. теоретические основы актерского мастерства,

Уметь:

  1. создавать яркие и точные образы,
  1. прочитать с листа или наизусть знакомое произведение, расставляя  логические ударения
  2. прочитать с листа незнакомое произведение, расставляя логическое ударение,
  3. самостоятельно работать над произведениями разных жанров,

                                                           

4-ый год обучения

Знать:

  1. Техника речи:

Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.

  1. Логика чтения:

Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп и ритм. Соотношение логических и ритмических пауз.

  1. Эмоционально-образная выразительность:

Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные.

Уметь:

  1. Техника речи:

Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии.

  1. Логика чтения:

Овладеть «шестью рычагами»: громче-тише, выше-ниже, быстрее-медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а так же по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.

  1. Эмоционально-образная выразительность:

Развить умение видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их (воспринимать чувствами), воссоздавать чувства в чтении – рисовать интонацией». Соблюдать  паузы психологические, начальные финальные.

В конце обучения у воспитанников должны сформироваться личностные качества:

   способность видеть, слышать, понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним в соответствии с возрастом;

   умение различать чувства, настроение, характеры, отображаемые в произведении, и раскрывать их

    оригинальное мышление,  исполнительские способности (артистичность, смелость, органичность поведения на сцене), восприимчивость к  искусству;

     чувство ответственности,  дисциплину, умение и  навык работы, познавательные интересы.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Так как, программа является развивающей, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами образования. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются соучениками, педагогами, родителями. Для этого используются такие формы:

  1. концерты
  2. творческие показы
  3. праздничные вечера, которые организуются в учреждении образования,  для показа другим группам и педагогам, для показа родителям  и широкой аудитории.

Так же успехи могут демонстрироваться на конкурсах и фестивалях.

Проверка выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий и по качественному уровню исполнения тех заданий, которые готовятся детьмИ (отрывки, произведения малых форм, целостные литературные произведения, участие в литературной композиции и т. д.), и затем приобретают сценическое воплощение. Для этого используется система отслеживания и корректировки ЗУН:

«высший» уровень – усвоение программного материала на 2/3 и выше;

«средний» уровень – усвоение программного материала на 1/2;

«низкий» уровень – усвоение программного материала на 1/2 и ниже.

Учебно-тематический план



п \ п

Тема занятий

кол-во   часов

1 – ый год

2 - ой год

3 – ий год

4 – ый год

т

п

т

п

т

п

т

п

Логические паузы

30 мин

2час 30 мин

-

3

-

3

-

2

Логика речи

30 мин

1 час 30 мин

-

2

-

2

-

2

Логика текста

30 мин

1 час 30 мин

-

2

-

2

-

2

Логика действия

10 мин

50 мин

-

1

-

1

-

2

Логика поведения персонажа

10 мин

50 мин

-

2

-

2

-

2

Снятие мышечных зажимов

30 мин

1 час 30 мин

30 мин

1 час 30 мин

30 мин

1 час

30 мин

30 мин

1 час 30 мин

Ритм

10 мин

50 мин

-

1

-

1

-

1

Интонация

30 мин

2 час 30 мин

-

3

-

3

-

3

Партитурные знаки

10 мин

50 мин

-

1

-

1

-

1

Подтекст и намерение

10 мин

50 мин

-

1

-

1

-

2

Мысль и смысл

30 мин

1 час 30 мин

-

3

-

3

-

2

Артикуляция и дикция

30 мин

2 час 30 мин

-

3

-

2

-

2

Орфоэпика

30 мин

1 час 30 мин

30 мин

1 час 30 мин

30 мин

2 час 30 мин

30 мин

2 час 30 мин

Жесты и поза

30 мин

1 час 30 мин

-

2

-

2

-

2

Логика связанного текста

30 мин

5 час 30 мин

-

6

-

6

-

5

Прямая и косвенная речь

10 мин

50 мин

-

2

-

2

-

2

Итого:

6

30

1

35

1

35

1

35

Всего:

36

36

36

36

Содержание  тем  программы

  1. Логические паузы  

Виды пауз – межсловесные, логические, психологические, физиологические, ритмические. Значение пауз. Отработка практических навыков при работе с текстом.

  1. Логика речи

Логические ударения. Темп. Логическая мелодия – повышение  и понижение голоса, увеличение и уменьшение громкости и силы голоса, ускорение и замедление темпа. Эмоционально-образная выразительность. Речевая перспектива. Отработка практических навыков при работе с текстом.

  1. Логика текста

Сюжет и композиция текста. Составные части  композиции – завязка, развитие, кульминация и развязка. Типы композиций – статическая и динамическая.

IV. Логика действия

Виды действия. Чем вызваны и оправданы. Взаимоотношения действующих лиц. Изменения, происходящие с героями.  Обстановка действия. Отработка практических навыков при работе с текстом.

V. Логика поведения персонажа

        Вживание в текст. Адресат. Позиция. Воображение. Характеристика образа. Отработка практических навыков при работе с текстом  и репетициях спектаклей.

VI. Снятие мышечных зажимов

        Напряжение  и расслабление мышц. Умение управлять своим телом. Отработка практических навыков управления своим телом.

VII. Ритм

Что такое ритм. Составляющие части ритма – ударные и неударные моменты речи. Отработка практических навыков при работе с текстом.

VIII. Интонация

        Элементы интонации. Интонация – объединение логической мелодии, темпа,  ритма, намерения, подтекста, словесного действия. Разнообразие интонационных оттенков. Отработка практических навыков при работе с текстом.

IX. Партитурные знаки

        Разновидность партитурных знаков -  строчные, надстрочные, подстрочные. Перечень партитурных знаков  - графическое изображение и их значение при работе с текстом.

X. Подтекст и намерение

        Исполнительская задача. Словодействие – осознание намерения. Убежденность  исполнителя. Отработка практических навыков при работе с текстом.

XI. Мысль и смысл

        Что такое мысль и смысл. И их различие. Отработка практических навыков при работе с текстом.

XII. Артикуляция и дикция

Что такое артикуляция. Произношение звуков – гласных, согласных, йотированных.  Что такое дикция. Скороговорки. Отработка практических навыков при помощи разнообразных упражнений.

XIII. Орфоэпика

        Что такое орфоэпия. Что дает выполнение правил орфоэпии. Практическая отработка навыков.

XIV. Жесты и поза

        Виды внеречевых средств воздействия – поза, жесты, мимика. Удобная и неудобная поза. Категории жестов – механические, описательные, психологические. Отработка практических навыков при работе с текстом и репетициях спектаклей.

XV. Логика связанного текста

        Основные типы логических отношений в связанном тексте и их значение. Перечисление. Последование. Противопоставление. Разъяснение. Развитие. Причинно-следственные отношения. Заключение. Разрыв.

XVI. Прямая и косвенная речь

        Что такое прямая речь. Ее особенности и значение. Что такое косвенная речь. Ее особенности и значение.

Методическое обеспечение программы

     Для  достижения поставленной цели и выполнения задач в распоряжении педагога по художественному слову самые разнообразные формы проведения занятий: игры, беседы, исследовательская работа (книги, музеи, экспедиции), встречи, дискуссии, репетиции, праздники (семейно-клубного типа), конкурсы, концертные выступления, свободное общение.

В результате, развивая интерес воспитанника к чтению и литературе педагог имеет возможность разностороннего поиска связующих нитей между книгой и окружающей воспитанника жизнью.

Разнообразие форм помогает педагогу органично расставлять акценты на истинных нравственных ценностях, обеспечивающие нужное восприятие их воспитанником, а также ненавязчиво направлять его к осознанию себя и каждого человека неповторимым созданием природы, к необходимости ценить, беречь развивать и укреплять свои достоинства, т.е. совершенствоваться.

Проверка итогов обучения заключается в подготовке и исполнении воспитанниками литературных произведений.

        На занятиях для отработки умений и навыков предполагается выполнение творческих заданий и упражнений.

Творческие задания для отработки практических навыков и умений:

1.Беспредметный этюд (бытовой).

  1. вдеть нитку в иголку и шить;
  2. точить карандаш перочинным ножом;
  3. доставать из кошелька деньги и считать их;
  4. причесываться перед зеркалом;
  5. стирать белье в тазу (стиральной машине);
  6. месить тесто и делать пирожки;
  7. чистить картошку;
  8. мыть посуду;
  9. укладывать вещи в чемодан;
  10. чистить ботинки;
  11. подметать или мыть пол;
  12. гладить вещи утюгом;
  13. разжигать костер;
  14. настраивать телевизор.

2. Человек грызет семечки, ест мороженое, манную кашу, персик, банан, грушу с червяком, грецкие орехи, длинные макароны, костлявую рыбу, жесткую курицу, арбуз, печеную картошку из костра, недожаренный шашлык, плов руками, батон, пьет кипяченое молоко с пенками, коктейль через соломинку.

3. Этюд на движение, характерное для заданного образа:

  1. за кулисами театра на репетиции: балерина, скрипач, жонглер,

     пианист, канатоходец, чечёточник, балалаечник, дирижер;

  1. профессии сферы услуг и обслуживания: полотер, повар, парикмахер, сапожник, дворник, портниха, мойщик стекол, чистильщик обуви;
  2. тренировка спортсменов: штангист, боксер,  конькобежец, лыжник, копьеметатель, хоккеист, гребец, наездник.

4. Чтение стихотворения в образе:

  1. забывчивый,
  2. с плохой дикцией,
  3. жестикулирующий,
  4. иностранец, плохо говорящий по-русски,
  5. ребенок из младшей группы детского сада,
  6. человек, чихающий, сморкающийся и кашляющий.

5. Походка.

-   первоклассник идет в первый класс;

  1. манекенщицы демонстрируют модели одежды;
  2. вы с отрядом идете в поход и несете тяжелый рюкзак;
  3. выгнали с урока;
  4. звезда эстрады идет через толпу поклонников;
  5. игра в «классы»;
  6. вызвали к директору;
  7. ботинки малы – натерли ноги;
  8. изобразить походку животного /любого по заданию педагога/
  9. идете на экзамен;
  10. по сигналу бежите в столовую;
  11. впервые несете кувшин с водой на голове.

6. Диалог  - звукоподражание и «разговор» животных:

  1. курица – петух;
  2. свинья – корова;
  3. лев – баран;
  4. собака – кошка;
  5. две обезьяны;
  6. большая собака – маленькая собака.

7. Танцевальные движения:

  1. вальс, «Барыня», танго, лезгинка;
  2. полька, сиртаки, летка-енка, цыганочка;
  3. полонез, лезгинка, «Барыня», «Танец маленьких лебедей»;
  4. рок-н-ролл, гопак, вальс, «Яблочко»
  5. вальс, марш «Тореадор», сиртаки, цыганочка;
  6. твист, цыганочка, лезгинка, вальс.

8. Сказать одну и ту же фразу с разными интонациями: с восторгом, с презрением, с нежностью, с ненавистью, с ленью, с завистью, со страхом, с радостью, с уважением, с отчаянием, с тоской,  с ревностью, с бодростью, с наглостью, с усмешкой, с кокетством, с недоверием, с дрожью в голосе, с оптимизмом, с унынием, со злостью, с ехидством, с горечью.

Фразы:      «Птички поют»,   «Приятного аппетита», «Хорошая собака»,  «Доброе утро», «Большое спасибо»,  «Начальник едет».

9. Крик:

  1. наступили на ногу острым каблуком;
  2. крик одобрения с галерки театра;
  3. крик пастуха, сгоняющего стадо;
  4. крик начальника на подчиненного;
  5. крик через широкую реку – вызов парома;
  6. решающий гол;
  7. разгневанная мать, зовущая ребенка;
  8. крик в горах и эхо.

Упражнения на отработку практических навыков:

  1. Приемы концентрации внимания

Упражнения: «Одновременный поклон, хлопнуть в   ладоши»,  «Расставить вещи по своим местам», «Послушать звуки и рассказать», «Мгновенная ориентировка»,

  1. Снятие мышечных зажимов

Упражнения: «Вес», «Подчинение работы мышц своей воле», «Целенаправленные действия», «Десять оправданных положений», «Сонная голова», «Чужие руки»,

- Простое физическое действие, предлагаемые обстоятельства,  “если бы”

Упражнения: «Память физических действий», «Читаем, пишем, изображаем слово (животное, растение и т.п.), «Превратился сам»,

  1. Внимание, воображение

Упражнения: «Превращение», «Одно и то же по разному», «Сочинение фразы с заданными словами»

  1. Логика и последовательность, беспредметное действие

Упражнения: «Живая картинка»

  1. Принципы импровизации

Упражнения: «Живая картинка», «Озвучивание иллюстраций, картины».

  1. Эмоциональная память

Упражнения: «Слово - картинка», «Вес», «На 5 органов чувств»

  1. Приспособления

Упражнения: «Замри», «На 5 органов чувств»,

  1. Сверхзадача и сквозное действие

Упражнения: Этюды на развитие действий.

  1. Внешняя характерность

Этюды: Проявление черт характера, поведения.

  1. Развитие речевого аппарата. Техника речи

Упражнения: Тренировка нижней челюсти, тренировка губных мышц, тренировка мышц языка, гласные и согласные, дикция. Скороговорки.

- Тренинг: артикуляционная гимнастика,  дикционные упражнения

Упражнения: «Длинная фраза», «Непонятное слово», «Пятачок, улыбочка», «Кидаем мячи»,

- Освобождение голоса

Упражнения: «Орган», «Лифт», «Джунгли»

- Разработка дыхания

Упражнении: «Мячик и насос»

В качестве дидактических материалов используются специально подобранные по теме литературные тексты разного характера и жанров.

Список авторов и произведений для индивидуальной работы с текстами используемых в качестве дидактических материалов для формирования комплекса личностных достоинств воспитанников:

  1. Александрова З. «Мой мишка»
  2. Астафьев В. «Бабушка с малиной»
  3. Барто А. «Подружки»,  «Зарядка», «Аллергия», «Королева», «Игра в стадо» и др.
  4. Белов В.
  5. Берестов В.  «Приятная весть»
  6. Благинина Е.
  7. Блок А.
  8. Богомазов С. «Вовочка», «Боялка» и др.
  9.  Вершинин А. «Русский солдат»
  10. Воронкова Л. «Девочка из города»,
  11. Голявкин В.:  «Больные», «Как я всех обмануть хотел», «Не везёт», «Коньки купили, купили не напрасно», «Поющая Катя»,  «У Ники новые лыжи», «Язык»
  12. Григорьев О. «Штрашная иштория»,  «Дрожащие стихи» и др.
  13. Гюго В. «Гаврош»
  14. Давыдычев Л. «Буксир Аделаида»
  15. Драгунский В. «Денискины рассказы», «Что я люблю… и чего не люблю», «Девочка на шаре»,  «Он живой и светится», «Смерть шпиона Гадюкина», «Зеленчатые леопарды», «Не хуже вас, цирковых», «Заколдованная буква» и др.
  16. Драгунская К. «Суперпредложение», «Новости из Лысогорска»
  17. Есенин С. «Береза» и др.
  18. Жуковский В. «Бородинская  годовщина»
  19. Заболоцкий Н.
  20. Заходер Б. «Мы друзья», « Про сома» и др.
  21. Зощенко М. «Великие путешественники», «Галоши и мороженое»
  22. Исаковский М. «Слово о женщине»
  23. Карем М.. Пер.В.Берестова. «Первоклассница»
  24. Каминский Л. «Сочинение»
  25.  Коринец Ю.
  26. Кушак Ю. «Новость»
  27. Лермонтов М.
  28. Лившиц В. «Как я научился плавать», «Старушка на потолке»
  29. Мандельштам О. «Рояль»
  30. Майков В. «Сказание о 1812 годе»
  31. Маршак С.Я. «Где тут Петя, где Сережа», «Шесть единиц»
  32.  Машковская Э.: «Жадных нет!», «Начальник погоды», «Тому, кого еще не знаю», «Как это начиналось», «Трудно строить…», «Я заперлась…»
  33. Медведева Н. «Сказание о Бородино»
  34. Михалков С. «Тридцать шесть и пять»
  35. Мориц Ю.: «Это очень интересно», «Волнующий вопрос», «Кто сильнее?»,               «Страшилище», «Цветок, «Большой секрет для маленькой компании»,
  36. Мусатов В. «Давай играть»
  37. Николенко Л. «Веселое сделалось грустным»
  38. Носов Н. «Мишкина каша»
  39. Носов И. «Контрабандисты»
  40.  Осеева В.: «Плохо», «Хорошее» и др.
  41. Остер Г. «Вредные советы», «Вчера» и др.
  42. Паустовский К. «Снег»
  43. Петренко Н. «Под Курском май»
  44. Пивоварова И. «Сочинение», «Смеялись мы хи-хи», «Весенний дождь»
  45. Приходько В. «Вот когда я взрослым стану», «Ой!»
  46. Пушкин А.С. «Желанье славы» и др.
  47. Рождественский Р. «Я иду по хрустящему гравию…», «Значит так: завтра надо ежа отыскать…», «Мне на месте не сидится…», «Со мною бабушка моя…»,  «Это ж интересно прямо…»
  48. Рубцов Н. «Березы»
  49. Самойлов Д.
  50. Светлов М. «Две матери»
  51. Сеф Р.: «Думающий человек», «Может Быть», «Совершенно непонятно», «Часы» «Карандаш», «Лопата», «Бесконечные стихи»
  52. Сотник Ю. «Дрессировщики»
  53. Степанов В. «Приходят к дедушке друзья»
  54. Титов В. «Сапун-гора»
  55. Токмакова И.: «Голубая страна»,  «Лошадка пони»,  «Я могу и углу постоять…»
  56.  Тютчев Ф.
  57. Уланова Л. «История с бородой»
  58. Усачев А.А. «Уроки воспитания», «Солидная дама», «Любопытная Варвара» и др.
  59. Успенский Э. «Кошмарики», «Бабушка и внучек»,
  60. Цветаева М. «Генералам двенадцатого года»,
  61. Черный С. «Перед ужином»
  62. Черных Ю. «Хотите – проверьте!»
  63. Чехов А.П. «Ванька», «Злой мальчик»
  64. Шолохов М. «Нахаленок»
  65. Щербаков А. «Жизнь начиналась с войны», «Мемориал на Ленинградском шоссе»

Условия реализации программы

        Для занятий необходимо отдельное помещение. Стол и стулья. Техническое оснащение не требуется.

Список  литературы:

Актерское мастерство

  1. Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е изд. - М., 1992 г.
  2. Ершов П.М.. Режиссура как практическая психология - М.., 1972 г.
  3. Корогодский З.Я. Первый год. Начало. - М.:Сов.Россия, 1971г.  Б-ка “В помощь худож. самодеятельности”
  4. Корогодский З.Я. Первый год. Продолжение. - М.:Сов.Россия, 1972 г. Б-ка “В помощь худож. самодеятельности”
  5. Корогодский З.Я. Режиссер и актер. –М., 1967.
  6. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. - М., 1984 г.
  7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч., т.2 - 1974 г.
  8. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. –Л., 1984.
  9. Топорков В.О. О технике актера. 2-е изд. - М.:ВТО, 1959 г.
  10. Чехов М. Литературное наследие в 2-х томах. М.: Искусство, 1995 г.

Сценическая речь

  1. Артоболевский Г.В. Художественное  чтение. -  М., 1978.
  2. Гукова В.И. и др. Сценическая речь: /Работа над текстом/  Уч. пособие - М., МГИК, 1986 г.
  3. Кнебель М.О. О том, что мне кажется  особенно важным. –М., 1976.
  4. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977 г.
  5. Комякова Г. Слово в драматическом театре. –М., 1974.
  6. Моргунов Б.Г. Законы звучащей речи. –М., 1986.
  7. Петрова А.Н. Сценическая речь. Учебно-методическое пособие для театральных институтов и реж. отд. институтов культуры.  М.:Искусство, 1981
  8. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. /МНИИ уха горла и носа/ - М., 1973 г.
  9. Савкова З. Как сделать голос сценическим. –М., 1978.

Сценическое движение

  1. Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. - М., 1986 г.
  1. Гранер В. Ритм в искусстве актера. - М., 1966 г.
  2. Кох И. Основы сценического движения. - л., 1970 г.
  3. Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера. - М., 1984 г.
  4. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. - М., 1976 г.
  5. Рутберг И. Пантомима, движение и образ. - М., 1963 г.
  6. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч.Т.2 - М., 1974 г.

Приложение

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  1. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовой базой учреждений дополнительного образования и на основании городской целевой программы "Модернизация Московского образования (Столичное образование-5).
  2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 22.02.1997 г., 08.08.2003 г.
  3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей"

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

СаНПиН 2.4.4.1251-03 (введенные 20.06.2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 03.04.2003 г. №27 Д)

СаНПиН 2.4.1.1249-03 (введенные 25.03.2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 03.04.2003 г. №27 Д)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку" - подготовка к обучению грамоте

Программа  «От слова к звуку» является модифицированной и  составлена на основе авторской   программы  ...

Образовательная программа проектной мастерской СЛОВА…

Программа краткосрочного (8 часов) курса по выбору предназначена для учащихся 5-х классов, желающих научиться организовывать свою деятельность при работе над сочинением (текстом – описанием)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о зв...

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....

Разработка урока по теме" Синтаксические средства связи слов в словосочетаниях"с использованием электронно-образовательного комплекса.

В материале представлен конспект урока по теме "Синтаксические средста связи слов в словосочетаниях", разработана презентация, а также тесты электронно-образовательного комплекса для закрепления ...