Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку" - подготовка к обучению грамоте
рабочая программа по теме

Бехтянова Марина Вячеславовна

Программа  «От слова к звуку» является модифицированной и  составлена на основе авторской   программы                    Е.В. Колесниковой «От звука к букве . Обучение дошкольников элементам грамоты». 

Программа ориентирована на  детей 4, 5-6 летнего возраста.

Срок реализации программы- 2 года.

Планируется распределение материала  на 72 часа  в год , 2 часа в неделю. Длительность каждого занятия-25 мин. Программа рассчитана на обучение детей, не посещающих детский сад,  в учреждениях дополнительного образования или домашнего обучения.

Прог

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Подготовка к обучению грамоте..doc220.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа  «От слова к звуку» составлена на основе авторской                      Е.В. Колесниковой «От звука к букве . Обучение дошкольников элементам грамоты» .

Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель программы :осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

Задачи программы.

Образовательные:

  1. Формирование и развитие фонематического слуха
  2. Развитие произносительных умений
  3. Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией
  4. Знакомство со слоговой структурой слова
  5. Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
  6. Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
  7. Расширение словарного запаса детей
  8. Формирование и развитие звуко- буквенного анализа
  9. Подготовка руки  ребёнка к письму

Развивающие:

  1. Развитие слухового восприятия
  1. Развитие графических навыков
  2. Развитие мелкой моторики
  3.  Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

  1. Воспитание умения работать
  2. Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  3. Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

Особенности программы.

В программе соблюдается преемственность с  предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1год-развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2год-Развитие звуко-буквенного анализа ,интереса и способностей к чтению

На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа-приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  1. развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
  2. развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
  3. формирование графических навыков

Изучение материала проходит блоками:

1блок- Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги.

2 блок - Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными (1-й год)

Звуки и буквы (2-й год)

3-й блок- повторение

Для более качественного развития речи детей  и систематического знакомства с литературными произведения , при распределении материала занятия по ознакомлением с устным народным творчеством и произведениями детской литературы не выделены в отдельный блок, а распределены в течение каждого года  обучения через каждые 4-6 занятий.

Так же занятия по картинкам и серии картинок проводятся в течение всего учебного года.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка»( Д.Б. Эльконин)

Особенности возрастной группы детей 4.5 – 6 лет.

В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас  составляет около 2000слов.        Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, когда ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом- неправильно.

        Вместе с тем дошкольники 4-5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи.

        У дошкольников 4-5 лет формируется  осознание своих произносительных умений, поэтому работа по развитию фонематического слуха строится с учётом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребёнка к следующему этапу- развитию звуко-буквенного анализа.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход  от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

Словарь  ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются  индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства(светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный)

Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов.

Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа;  образуют новые слова ( хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов  педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при  составлении рассказов из личного опыта., при описании предметов.

В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие  глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют  предложения по картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

Способы и формы работы с детьми.

  1. Дидактические игры
  2. Фонематические упражнения
  3. Работа с текстами
  4. Театрализация
  5. Рисование

Режим занятий.

Программа ориентирована на  детей 4, 5-6 летнего возраста.

Срок реализации программы- 2 года

Занятия будут проводиться 2 раза в неделю, будут включать в себя небольшую  теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики ,театрализацию.

Длительность каждого занятия для детей данного возраста -25мин.

Планируется распределение материала  на 72 часа  в год из расчёта  2 часа в неделю.

В группе 12-14 обучающихся.

Основные применяемые технологии:

  1. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова
  2. Здоровьесберегающие технологии
  3. Компьютерные (новые информационные) технологии
  4. Личностно-ориентированное обучение

Прогнозируемые результаты (первый год обучения):

Ребёнок к концу первого  года обучения знает

  1. содержание  народных сказок( 4-5)
  2. авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова , К Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера
  3. наизусть потешки,  песенки ,загадки, небольшие стихотворения  для детей А.Барто ,Г. Сапгира, О. Высоцкой.

Ребёнок к концу года умеет

  1. правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  2. различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
  3. делить слова на слоги;
  4. дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  5. определять и называть первый звук в слове;
  6. произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  7. рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
  8. выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
  9. составлять 2-3 предложения по картине;
  10. пересказывать простые сказки;
  11. отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
  12. заучивать небольшие стихотворения

Второй год обучения.

Ребёнок к концу второго года обучения знает

  1. содержание  народных сказок (7-9)
  2. авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Г. Виеру

наизусть потешки,  песенки ,загадки,  стихотворения  для детей  А. Барто,  К Чуковского, Г. Сапгира, О. Высоцкой.

  1. буквы  русского алфавита
  2. понимает и использует в речи термины «звук», «буква»

Ребёнок к концу второго года  обучения умеет

  1. правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  2. определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
  3. различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
  4. делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
  5. пользоваться графическим обозначением звуков;
  6. произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  7. записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
  8. составлять 4-5 предложений  по картине; по серии картинок, из личного опыта
  9. пересказывать простые сказки;
  10. отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
  11. заучивать стихотворения

За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

В конце каждого  года  обучения планируется провести открытое занятие для родителей.

Учебно-тематический план

1-ый год обучения.

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Введение

1

1

2.

Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги.

10

5

5

3.

Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными

30

12

18

4

Устное народное творчество

9

4

5

5

Произведения детских писателей

6

4

2

6.

Речевые уроки по картинам и серии картинок.

7

2

5

7

Повторение.

9

2

7

Всего

72

29

43

Учебно-тематический план

2-ой год обучения

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Введение. Многообразие слов.

2

1

1

2.

Звуки и буквы

38

19

19

3

Устное народное творчество

7

2

5

4

Произведения детских писателей

8

8

5

Речевые уроки по картинам , серии картинок, из личного опыта детей.

17

17

Всего                  

72

47

25

Содержание программы.

1-й год обучения

На занятии «Введение» состоится знакомство педагога с детьми и  между детьми. На этом занятии в игровой форме дети будут рассказывать о себе, строить короткие предложения, учиться слушать друг друга. Педагогу важно заинтересовать детей, вызвать у них желание учиться.

Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги.(10 час.)

 При изучении этой темы ставятся следующие  задачи:

 Учить понимать и правильно употреблять термин «слово», познакомить с многообразием слов, сравнивать слова по звучанию, подбирать близкие по звучанию, делить слова на слоги.

Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу, выразительно читать стихотворение.

Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.

Познакомить с простейшим моделированием: слово можно нарисовать в виде прямоугольника, подбирать слова к схеме, делить схему слова на слоги.

Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Формировать графические навыки.

Для  занятий  с детьми, требующими особого внимания педагога использовать индивидуальный раздаточный материал.

 Раздел «Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными» (30ч) является продолжением раздела «Знакомство с многообразием слов» и выделяет среди звуков согласные, т.к. их произнесение часто вызывает затруднение среди детей. В этом периоде главный  аспект будет направлен на  интонационное выделение твёрдых- мягких согласных в словах, фразовой речи .На этом этапе обучения широко применяются игровые упражнения, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, продолжается работа над выразительностью чтения стихотворений, потешек, работа над текстами, работа над графическими навыками.

Устное народное творчество (9час)

Особое внимание уделяется приобщению детей к художественной литературе. Учебный материал преподносится ребёнку после прочтения сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм. На занятиях проводится работа  по разбору содержания произведения (беседа, пересказ), обучение рассказу, работа над выразительностью речи. С этой целью используются  также инсценировка и театрализация.

Произведения детских писателей. (6час)

При прохождении данной темы дети учатся внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения. Педагог, используя разные приёмы и педагогические ситуации, помогает детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Важно поддерживать интерес к слову в данном произведении, формировать интерес к книге. Осуществлять индивидуальный подход к детям, требующим особого внимания педагога, предлагая им для заучивания и пересказа более простые (сложные) тексты.

Речевые уроки по картинам и серии картинок (8час)

Необходимо упражнять детей в составлении  описательных  рассказов по картине, серии картинок, описывать предмет, картину; развивать монологическую речь. Словарь детей  расширяется за счёт слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребёнка. Дети осмысливают причинно-следственные отношения, учатся  строить сложные предложения.

Повторение.(9ч)

Дети повторяют звуки, находят их место в слове, отрабатывают интонационную выразительность речи.

Содержание программы.

2-й год обучения

На занятиях «Введение, знакомство с многообразием слов» (2ч) состоится знакомство педагога с детьми и  между детьми. На этих занятиях в игровой форме дети будут рассказывать о себе, строить короткие предложения, учиться слушать друг друга, а также дети познакомятся с многообразием слов русского языка. Педагогу важно заинтересовать детей, вызвать у них желание учиться.

Раздел «Звуки и буквы.» (38ч) является продолжением раздела «Знакомство с многообразием слов» . Дети учатся различать понятия «Звук» и «Буква», выделять среди звуков согласные и гласные, среди согласных твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Также дети знакомятся с буквами, которые не обозначают звуков . Ребёнок пользуется графическим изображением звуков, слогов, слов и предложений. Немаловажное значение для дальнейшего обучения играет фонетический анализ простых слов, умение определять ударный слог, ударную гласную.На этом этапе обучения  дети начинают читать слияния, слоги, слова; широко применяются дидактические  игровые упражнения, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, продолжается работа над выразительностью чтения стихотворений, потешек, работа над текстами, работа над графическими навыками.

Устное народное творчество (7час)

Особое внимание уделяется приобщению детей к художественной литературе. Учебный материал преподносится ребёнку после прочтения сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм. На занятиях проводится работа  по разбору содержания произведения (беседа, пересказ), обучение рассказу, работа над выразительностью речи. С этой целью используются  также инсценировка и театрализация.

Произведения детских писателей(8час)

При прохождении данной темы дети учатся внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения. Дети узнают о жанровых особенностях рассказов, сказок, стихотворений. Педагог, используя разные приёмы и педагогические ситуации, помогает детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Педагог помогает детям понять скрытые мотивы поступков героев произведений.  Дети учатся рассказывать о своём отношении к поступкам персонажей, рассказывать о любимых произведениях.

 Важно поддерживать интерес к слову в данном произведении, формировать интерес к книге.

Речевые уроки по картинам и серии картинок, из личного опыта детей(17)

Необходимо упражнять детей в составлении  описательных  рассказов по картине, серии картинок, описывать предмет, картину; развивать монологическую речь. Словарь детей  расширяется за счёт слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребёнка.

В программу включены занятия  по ознакомлению с окружающим миром, всенародными праздниками. Дети осмысливают причинно-следственные отношения, учатся  строить сложноподчинённые и сложносочинённые  предложения. Следует также развивать умения составлять рассказы из личного опыта . Дети составляют небольшие рассказы творческого характера  на тему, предложенную педагогом.

Методическое обеспечение образовательной  программы.

1-ый год обучения

№п/п

Название раздела

Форма занятий

Организация учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

1

Введение

Беседа, игра

иллюстрации

2

Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра

Демонстрационный, наглядный и раздаточный материал, предметные картинки

Дидактическая игра

«Соотнеси картинку и схему»

3

Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными

Беседа,

дидактическая игра

Демонстрационный наглядный материал,

предметные картинки

Дидактическая игра

«Распредели правильно»

4

Устное народное творчество

Беседа, драматизация конкурс

Книги с иллюстрациями (сказки, загадки, потешки, пословицы)

Инсценировка народных сказок «Колобок», «Теремок»

5

Произведения детских писателей

Беседа, драматизация

Книги детских писателей.

А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова , К Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера

А.Барто ,Г. Сапгира, О. Высоцкой.

Конкурс на лучшего чтеца

6

Речевые уроки по картинам и серии картинок.

Беседа,

дидактическая игра.

Картинки, серии картинок

Конкурс на лучшего рассказчика

7

Повторение.

Дидактическая игра, конкурс

Демонстрационный наглядный материал, раздаточный материал, предметные картинки

Открытый урок

Методическое обеспечение образовательной  программы.

2-ой год обучения

№п/п

Название раздела

Форма занятий

Организация учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

1

Введение.  Многообразие слов.

Беседа, дидактическая  игра

Демонстрационный, наглядный , раздаточный материал, предметные картинки

дидактическая игра

2

Звуки и буквы

Дидактическая игра, беседа

Демонстрационный, наглядный , раздаточный материал, предметные картинки

дидактическая игра

«Соотнеси картинку и схему»

3

Устное народное творчество

Беседа, драматизация конкурс

Книги «Русские народные сказки» с иллюстрациями загадки, потешки, пословицы

Инсценировка  русской народной сказки «Гуси-лебеди»

4

Произведения детских писателей

Беседа, драматизация

Книги детских писателей.  А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Г. Виеру

Портреты писателей

Конкурс на лучшего чтеца

5

Речевые уроки по картинам , серии картинок, из личного опыта детей.

Беседа,

 дидактическая игра.

Картинки, серии картинок

Рассказ о любимой книге

Перечень оборудования.

Учебно-методическая литература

Наборы дидактических игр

Компьютер, проектор

Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»

Демонстрационный материал  «Я расту»

Демонстрационный материал   «Уроки Ушинского»

Список литературы

Литература педагога для реализации программы.

  1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» . Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА , Москва 2007г
  2. Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.  Издательство ЮВЕНТА , Москва 2007г
  3. Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет»
  4. У.М.Сидорова. Задания  по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Творческий центр. Москва 2010г
  5. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. ТЦ «Учитель». Воронеж 2009

Литература для детей и родителей

  1. Е.В.Колесникова. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5лет.Приложение к учебно-методическому пособию «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «ЮВЕНТА», Москва 2009г
  2. Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Слушай, смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 3-5лет.
  3. Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5=6 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г
  4. Е.В. Колесникова.» Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Рекомендовано лабораторией дошкольного образования и лабораторией дефектологии Московского института открытого образования. . Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г
  5. Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Слушай, смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 5-7лет.

Согласовано

Заместитель  директора по              учебно-воспитательной работе ____________/К.П.Ильина/

«__» _________2011г

Согласовано

на заседании МО                       школы  раннего развития детей  протокол №__ от            «__»______2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"

Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. Цель мастер – класса:сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов гру...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте. Тема:"Звук и буква Ч"

Предлагаемый Вашему вниманию конспект НОД является частью авторской программы "Обучение и воспитание детей с ОНР", которая завоевала золотую медаль во Всероссийском конкурсе "Призвание-воспитатель" в ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Непосредственно-образовательная деятельность Подготовка к обучению грамоте. «Путешествие по планете Волшебных звуков»

Цель:- Формировать навыки четкого различения и произношениязвуков «з-зь» в слогах, словах, фразах          - Сравнивать характеристики этих звуков...

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква О»

Занятие можно использовать при обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточнсотью....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...