Главные вкладки

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.
    методическая разработка по теме

    Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая этот звук обозначает; закрепить новые знания, умения и навыки, развивать речевые и неречевые процессы детей.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt-obuch.gramote.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.

                 Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

    Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая этот звук обозначает; закрепить новые знания, умения и навыки, развивать речевые и неречевые процессы детей.

    Цель: познакомить детей с новым звуком  русского языка, с буквами его обозначающими.

    Задачи:  1) учить детей выделять звук «ш» в устной речи изолированно, на уровне слогов, слов, предложений, характеризовать звук «ш» по акустическим и артикуляционным признакам, продолжать учить детей производить звуковой, слоговой анализ слов, составлять схемы слов, ориентироваться в тетради по образцу и вербальной инструкции педагога, узнавать, называть, читать буквы Ш, ш.

                    2) коррекция фонематического слуха и восприятия, связной устной речи, расширение и активизация словарного запаса, пространственной и временной ориентировки, мелкой, артикуляционной, общей моторики, операций анализа, синтеза и сравнения, произвольного запоминания и воспроизведения.

                       3) воспитание  познавательного интереса, учебной мотивации, активности.

    Ход занятия:

    (1) Организационный момент. ( на ковре, у уголка природы).

    - На какое занятие вы пришли?

    - Какое сейчас время года?

    -Какой сейчас месяц?

    -Какое сегодня число?

    -Какой сегодня день недели?

    -Какая сейчас часть суток?

    -Фонетическая ритмика ( Логопедические карточки Волковых ).

    -Сядет на место тот, кто услышит и назовёт звуки в начале слов, которые я произнесу: шапка, шишка, шум, шагать, шорох, шипеть, шалун, шершавый

    ( Игра «Услышь звук в начале слова»).

                                   ( Дети садятся на места.)

    (2) Повторение правил посадки, работы, организация рабочего места.

    (3) Основная часть занятия.

      1) Введение.

    Работа с чистоговоркой.

    -Я прочитаю чистоговорку и буду выделять голосом звук, а вы его назовёте.

    ( У Маши на кармашке маки и ромашки.)

    - Какой звук я выделила голосом?

    -Произнесение чистоговорки хором ( по слогам, нараспев, целыми словами, тихим и громким голосом, с разными интонациями, в разном темпе).

    2) Сообщение  темы и задач занятия.

    - Кто догадался, с каким звуком мы познакомимся на сегодняшнем занятии?

    3) Характеристика звука «ш». ( Проводится с индивидуальными зеркалами).

    а) Подготовительные артикуляционные, дыхательные упражнения( «Подуй на пальчик, ватку», «Лопатка», «Желобок», «Ковшик»).

    б) Объяснение и показ правильного артикуляционного уклада, при произнесении звука «ш».

    в) Произнесение звука детьми ( хором, по цепочке, выборочно).

    г)  Акустические признаки звука ( по схеме ).

    д) Обозначение.

    е) Образное сравнение(шипение змеи, шорох листьев, гонимых ветром, шуршание мышки, шёпот людей).

    -Пошипим, как змеи, пошуршим, как листья, пошепчемся.

    ж)Место в Буквограде.

    4) Произнесение звука «ш» в изолированном состоянии, в слогах (сигнальные карточки).

    а) Игра «Услышь звук»(произносятся за экраном).

    б) Игра «Телефонный звонок». ( Повторение слогов вслед за логопедом.)

    5) Произнесение звуков в словах:

    а) «Что изображено на картинках?» (шапка, ковш, ложка)

    ( предметные картинки, произнесение по цепочке, выборочно, работа со звуковыми линейками)

    б) Игра «Отгадай загадку - найди звук «ш» в отгадке».

    ( Педагог  читает загадки на лексическую тему недели «Дом», отгадки-предметные картинки,  выставляются на наборное полотно. Работа  над составлением схем слов.)

    -С какой лексической темой мы познакомились на этой неделе? Отгадайте загадки на тему «Дом».

    -Что это? Какой звук вы услышали в этом слове? В какой части слова он находится?

    1. По одной дорожке ходят, вечером встречаются, утром разлучаются. (Шторы).
    2. Дождик тёплый и густой, этот дождик не простой, он без туч и облаков целый день идти готов. (Душ).
    3. В раздевалке я служу,  на весу пальто держу. (Вешалка).
    4. Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка).

    в) Звуковой анализ слова шторы.  

    -Что изменилось? Чего не хватает?( Убирается  картинка с изображением шторы.)

    -Звуковой анализ слова (на индивидуальных, на фронтальном наборном полотне).

    -Слоговой анализ слова( тремя способами).

    -Постановка ударения.

    -Определение длины слова.

    (4) Логоритмическое упражнение «В доме».

    Стол стоит на толстой ножке,      (ладонь-кулак)

    Рядом стульчик у окошка,             (кулак-ладонь)

    Два бочонка под столом-               (два кулака)

    Вот какой я видел дом.                   (крыша)

    -Какие слова со звуком «ш»  вы услышали?

    6) Произнесение звука «ш» в предложениях, стихах. («Азбука», «Смеквадратики»).

    -К нам пришли Смеквадратики и попросили выбрать для синего братца слова со звуком «ш» из стихотворения «Лягушки».(Демонстрируется сюжетная картинка.)

    У речушки, вдоль опушки,

    Мимо вспаханных полей

    Шли ленивые лягушки

    В гости к бабушке своей.

    7) Знакомство с буквами Ш,ш.

           а) Демонстрация букв из фронтальной кассы ( описание внешнего вида букв, ассоциации, стишок о букве, соотнесение со звуком, дифференциация со звуком(схема), название букв, чтение букв).

           б) «Письмо» букв в воздухе.

           в) Игра «Узнай букву» (с хлопками).

           г) Игра «Волшебный мешочек» (с пластмассовыми и деревянными разноцветными буквами).

           д) Игра «Буквы заблудились»(фланелеграф или магнитная доска).

           е) Место Ш, ш в ленте букв.

    8) Работа в тетради.

           а) Пальчиковая разминка «Шалун».

           Наша Маша варила кашу,

           Кашу  сварила – малышей кормила.

           Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

           А этому не дала: он много шалил, свою тарелку разбил.  

                 б) Ребята, давайте вспомним загадки, которые мы отгадывали на занятии. Назовите слова-отгадки. ( Дети называют слова: подушка, душ, вешалка, шторы.)

                - Назовите самое короткое из этих слов (душ).

    - Давайте составим схему этого слова в тетрадях.

    ( Дети составляют схему  слова «душ» в тетрадях (по следам фронтального анализа).

    -Открываем тетради. Правильно удерживаем ручку. Проверяем наклон тетради.

    -Какой звук первый? (второй, третий). Каким цветом обозначим? Почему?

                - Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько слогов? Почему?

    - Письмо элементов букв: наклонные длинные и короткие палочки с закруглениями внизу и вверху.

    - Самопроверка.

    - У кого нет ошибок, поднимите руки. Кто допустил ошибку - исправьте. Закрываем тетради. Молодцы!

    (8) Подведение итогов занятия.

       - С каким звуком мы познакомились на занятии?

    - Что вы узнали о звуке «ш»? (всегда твердый, глухой, согласный).

    -  Какими буквами обозначается звук «ш»?

    -  Что вам понравилось?

    - Чем мы занимались?

    - Кто вспомнит чистоговорку, которую мы проговаривали в начале занятия?

    (9) Поощрения. (Подарки от Смеквадратиков.)

                                              Приложения к занятию.

    Чистоговорка.

      У Маши на кармашке маки и ромашки.

    Загадки.

    По одной дорожке ходят,

    Вечером встречаются,

    Утром разлучаются. (шторы)

    Дождик теплый и густой,

    Этот дождик не простой,

    Он без туч и облаков

    Целый день идти готов. (душ)

    В раздевалке я служу,

    На весу пальто держу. (вешалка)

    Два брюшка, четыре ушка. (подушка)

    Пальчиковая гимнастика «Шалун».

    Наша Маша варила кашу,

    Кашу сварила – малышей кормила.

    Этому дала ( 4 раза ),

    А этому не дала:

    Он много шалил,

    Свою тарелку разбил.

    Стихотворение для Смеквадратиков «Лягушки».

    У речушки, вдоль опушки,

    Мимо вспаханных полей

    Шли ленивые лягушки

    В гости к бабушке своей.

    Логоритмическая разминка «В доме».

    Стол стоит на толстой ножке,

    Рядом стульчик у окошка,

    Два бочонка под столом.

    Вот какой я видел дом.                                                                                                                                                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте. Тема:"Звук и буква Ч"

    Предлагаемый Вашему вниманию конспект НОД является частью авторской программы "Обучение и воспитание детей с ОНР", которая завоевала золотую медаль во Всероссийском конкурсе "Призвание-воспитатель" в ...

    Обучение грамоте. Тема: Звук «Х», буквы Х,х. 1 класс 2 отделение

    Обучение грамоте. Тема: Звук «Х», буквы Х,х. 1 класс 2 отделение....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Путешествие в Африку.

    На занятии дети вместе с Лисёнком и Ёжиком путешествуют по Африке. Знакомятся с жителями этого континента, выполняя различные интересные задания....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

    Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

    Подготовка к обучению грамоте. Тема: Звуки М-МЬ.

    Цели:•         Уточнить артикуляцию звуков М-МЬ;•         Учить характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным ...